В глубины космоса... к братьям по разуму!?

Друзья!
Из Сети

"...Изначально считалось, что "Вояджер-1" и "Вояджер-2", улетевшие в космос в конце 70-х,
десятикратно перевыполнили свою программу. Расчётный срок службы аппаратов составлял
несколько лет, однако они проработали несколько десятилетий и давно должны были улететь
в глубины космоса. Последняя точка, в которой получить данные с аппаратов ещё возможно,
будет пройдена в 2025 году. Однако совершенно неожиданно учёные, смирившиеся с потерей
зондов, начали принимать таинственные наборы данных с космических аппаратов.
Учёные NASA подвели предварительные итоги по поводу подходящей к концу легендарной
миссии "Вояджер". В отчёте было сказано, что эти зонды дали человечеству карту
космической береговой линии, разделяющей Солнечную систему и межзвёздное
Теперь NASA срочно разыскивает людей по всей стране, которые были причастны к
запуску аппаратов в космос.
Куда улетел "Вояджер"?
Тем, кто родился в год запуска "Вояджеров" и кто дожил до сегодняшних дней, уже по 45 лет.
В Америке это поколение Voyager, есть даже фильм с таким названием — "Вояджеры". Эта
космическая одиссея NASA переписала учебники по астрономии и астрофизике, открыв
турбулентную атмосферу Сатурна, рассказав о трансформирующихся кольцах Юпитера,
большом тёмном пятне GDS-89 на Нептуне. Как бы человечество узнало, что на Юпитере есть
вулканы, если бы не "Вояджер-1"?
Несмотря на то что астрономия — наука древняя, по-настоящему убедить человека в том, что
небо — это не чёрный балдахин, утыканный блестящими капельками, смогли именно
"Вояджеры". В Солнечной системе порядка 200 лун. "Вояджеры" сделали открытия в области
активной геологии этих спутников, зафиксировали на фотоплёнке тысячи углеводородных
озёр и рек, находящихся на их поверхности.
В 80-х учёное сообщество было поражено открывшимся фактом того, что внешние луны — это
не мёртвые замёрзшие миры, а объекты, на которых происходят удивительные процессы,
способные многое рассказать о Солнечной системе, зачастую даже больше, чем это могут
сделать планеты. Что касается основных планет Солнечной системы, "Вояджеры" собрали
множество данных по их атмосфере, открыли науке десять спутников Урана и шесть
спутников Нептуна, гейзеры и атмосферу Титана, спутника Юпитера. Открыли Адрастею, Тебу
и Метиду — спутники Юпитера.
"Вояджер-2" стал единственным земным аппаратом, побывавшим возле Урана и Нептуна.
Больших усилий стоило запечатлеть Нептун, ведь там в 900 раз темнее, чем на Земле или на
Луне. Руководил съёмочным процессом Карл Саган, для этого ход зонда пришлось
максимально замедлить, снимать "с проводкой", то есть плавно синхронизируя движение
камеры с движением "Вояджера". Зато у человечества теперь есть снимки Нептуна.
Знаменитая серийная съёмка "Семейный портрет", запечатлевшая Солнечную систему,
особенно памятна снимком Земли с расстояния в шесть миллиардов километров под
названием Pale Blue Dot. Земля там представляет собой еле различимую крошечную голубую
точку, про которую Карл Саган сказал так:
Один из последних снимков "Вояджера-1", сделанный в 1990 году с расстояния в 6 млрд км (40 а.е.) от Земли.
"Пожалуй, нет лучшей демонстрации глупого человеческого зазнайства, чем эта
отстранённая картина нашего крошечного мира. Мне кажется, она подчёркивает нашу
ответственность, наш долг быть добрее друг к другу, хранить и лелеять бледно-голубую
точку — наш единственный дом".
Каждый из "Вояджеров" состоит из 65 000 элементов, многие из которых имеют большое
количество "эквивалентных" более мелких деталей, таких как транзисторы. Это удивительно
сложная и продуманная для своего времени система. Система энергопотребления
"Вояджеров" базировалась на основе плутония-238, благодаря которому зонд и проработал в
десятки раз больше расчётного времени.
Сигнал бедствия или сигнал охотника?
Фото © Getty Images / Martin Schutt / picture alliance
Одним из приборов, данные с которого всегда тревожили астрономов, стал детектор
плазменных волн, установленный на "Вояджере". Впервые сбой и странный набор данных
аппарат прислал во время приближения к гелиосфере: её "внутренняя кромка" оказалась
настолько плотной, что детектор плазменных волн буквально сошёл с ума. Одновременно с
этим событием сигналы "Вояджера-1" впервые надолго пропали, и учёные, отчаявшись ждать,
решили, что проекту конец. Однако в 2012-м случились мощные выбросы солнечной энергии,
они ионизировали плазму вокруг зонда, и сигналы из космоса достигли Земли. В это же
время "Вояджер-2", значительно отставший, наконец догнал собрата. Он прислал данные,
согласно которым гелиосфера не сферична, как считалось раньше, а деформирована
потоками межзвёздного вещества и имеет множество "заломов", как вмятины на кузове
автомобиля.

В 2021 году оба "Вояджера" прислали на Землю странные сигналы. По одним данным, это гул
межзвёздного вещества, по другим — шум, спровоцированный мощными вспышками на
Солнце. Согласно ещё одному предположению, пространство на задворках Солнечной
системы подобно мыльной пене, и зонды услышали движение частиц этой пены, что само по
себе очень удивительно. После этого астрофизик Стелла Окер из Корнельского университета
пришла к выводу, что по гулу пены, пойманной датчиками "Вояджеров", можно круглый год
измерять плотность плазмы. Причём не только плотность, но и движение её частиц.
Оказалось, что они на определённом этапе уже не удерживаются гравитацией Солнца и
уходят в межзвёздное пространство, заполняя его до самых границ гелиосферы, до тех
пределов, где начинается нечто совершенно недоступное человечеству. "Вояджеры" очень
хорошо обрисовали эту "береговую линию", разделяющую Солнечную систему и межзвёздное
пространство.
Но в начале 2022 года исследователи сделали и другое важное открытие. Оказалось, что
улетевшие за пределы Солнечной системы аппараты... на самом деле находятся ближе к
Земле и именно поэтому снова выходят на связь и присылают данные, которые не должны
были отправлять. Исследователи отмечают, что всему виной — траектория полёта
"Вояджеров" в космос. Зонды летят в глубины пространства не по прямой, а по спирали,
захваченные гигантской силой внутри Солнечной системы. Периодически они
"выстраиваются" на одну линию с Землёй, из-за чего передающие модули на зондах и
мощные антенны NASA на Земле синхронизируются для передачи данных.
Среди прочих данных "Вояджеры" прислали и новую порцию сведений о плазменном
обстреле, который обрушился на Землю в ночь на 31 марта 2022 года. Геомагнитный удар
астрономы оценили в семь баллов и назвали мощнейшим за последние несколько лет. Уже
известно, что он ударил по здоровью метеочувствительных людей, а также по состоянию
жителей Земли с хроническими заболеваниями. Можно предположить, что если бы не было
защитной прослойки, то жизнь на Земле стала бы невозможна. А что в самом межзвёздном
пространстве — остаётся только предполагать.
По данным на 31 марта 2022 года, "Вояджер-1" находится на расстоянии 14 600 000 000 миль
от границ облака Оорта (там находятся космические стройматериалы, проще говоря — мусор,
оставшийся от строительства Солнечной системы), а "Вояджер-2" — 12 700 000 000 миль. Они
движутся со скоростью 54 000 миль в час. Полная расшифровка всех данных, которые
аппараты прислали за много лет, может растянуться на ближайшие десять лет и закончиться
лишь в начале 2030-х годов".https://life.ru/t/zondy
...Други!
О ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ
Начать доклад хотелось бы словами из «Граней Агни Йоги» о Николае Константиновиче Рерихе. Его памятный
день мы отмечаем 13 декабря.
«Он, как и все замечательные люди своего времени, шёл впереди своего века. Его мысль была устремлена в
будущее. В этом будущем он видел осуществлённым великое назначение человека как сотрудника
Космических сил и гражданина Вселенной. Он не ограничивал жизнь человека Землёю, он видел жизнь на
Далёких Мирах и звал к сотрудничеству с ними. Он был твёрдо уверен, что человек выйдет за пределы
планеты и вольётся в жизнь Дальних Миров. Он считал, что на некоторых из них люди достигли высоких
ступеней знания и силы и что землянам можно многому поучиться у них. Устремление к Дальним Мирам он
считал фактором, открывающим перед человечеством новые возможности неслыханных достижений в области
науки, во всех отраслях знания. Возможности человеческого знания он считал ничем не ограниченными. Он
верил в великое светлое будущее человечества» .
С давних времён люди смотрят на звёздное небо и задумываются о существовании иных населённых миров.
Ещё в II веке до н.э. древнегреческий философ Метродот говорил: «Считать Землю единственным населённым
миром в беспредельном пространстве было бы такой вопиющей нелепостью, как утверждать, что на громадном
засеянном поле мог бы вырасти только один пшеничный колос». В Евангелии, написанном две тысячи лет
назад, говорится: «В Доме Отца Моего обителей много». Тем не менее знание об иных мирах долгие годы
считалось запретным. Джордано Бруно, отправленный инквизицией в cредние века на костёр как
неисправимый еретик, писал: «...Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся
вокруг своих солнц, подобно тому как наши семь планет кружатся вокруг нашего Солнца. На этих мирах
обитают живые существа».
В XVII веке, после открытия природы планет, среди учёных стали появляться мысли о возможности
существования других миров. Христиан Гюйгенс считал, например, что жизнь существует на всех планетах,
причём там должны быть и разумные существа, «возможно, не в точности такие же люди, как мы с вами, но
живые существа или какие-то иные создания, наделённые разумом». Через сто лет Иммануил Кант во
«Всеобщей естественной истории и теории неба» отмечал, что «большинство планет, несомненно, обитаемы, а
необитаемые со временем будут населены».
В XX веке происходило бурное развитие науки и техники, но оно не сопровождалось развитием массового
сознания людей, что выразилось в мировых войнах, использовании научных открытий во зло и других
«достижениях» цивилизации. Этот перекос в развитии человечества привёл и к множеству заблуждений в
вопросе о жизни во Вселенной. Остановимся на этом подробнее.

Часто по телевидению и в кинотеатрах мы видим разумных жителей иных миров в самых разнообразных, часто
ужасных и уродливых формах. А между тем этот вопрос уже прорабатывался некоторыми нашими писателями-
фантастами. Среди них хотелось бы особо выделить И.Ефремова, который был учёным-палеонтологом, то есть
мог почти непосредственно наблюдать эволюцию жизни на Земле. Он писал: «...Только низшие формы жизни
очень разнообразны; чем выше, тем они более похожи друг на друга. Палеонтология показывает нам, в какие
жёсткие рамки вправляло высшие организмы эволюционное развитие... Мыслящее существо из другого мира,
если оно достигло космоса, также высоко совершенно, универсально, то есть прекрасно! Никаких мыслящих
чудовищ, человеко-грибов, людей-осьминогов не должно быть! Не знаю, как это выглядит в действительности,
встретимся ли мы со сходством формы или красотой в каком-то другом отношении, но это неизбежно!»
Как мы знаем из Учения Живой Этики и видим в природе, принцип Красоты — это основа эволюции. Поэтому
не может быть безобразных форм разумной жизни. На Красоте строится и жизнь человечеств Дальних Миров,
там «нет болезней, нет войн и насилия, нет бедности, нужды и пороков. Нет злобы и недоброжелательства...»
Люди издавна стремились в Дальние Миры, думали о полётах к ним. На эту тему написано много научной и
научно-фантастической литературы. Среди многих писателей представляется важным мнение И.Ефремова,
который считал, что человечество сможет выйти в космос, только объединив усилия всей планеты.
Современная действительность подтверждает это хотя бы тем, что космические исследования требуют
значительных денежных затрат, что уже не под силу отдельным государствам. Хорошим примером такого
сотрудничества является международная орбитальная станция и совместные исследования планет Солнечной
системы.
И.Ефремов также писал: «Человечество не может покорить космос, пока не достигнет высшей жизни, без войн,
с высокой ответственностью каждого человека за всех своих собратьев!» Для этого необходимо будет
прекратить все войны, решить экологические проблемы, найти взаимопонимание между народами,
государствами и друг другом. Нахождение взаимопонимания между людьми на Земле утвердит в человеке его
лучшие качества, такие как любовь к ближнему, вмещение и терпимость, равновесие, дружелюбие и многие
другие, с которыми не стыдно выйти в населённый космос. Ведь посещая торжественные встречи,
музыкальные вечера, общаясь с людьми, мы стремимся показать себя с лучшей стороны, так и здесь. Отсюда
также становится понятным, что все картины будущего, рисуемые западными фантастами, с войнами,
империями, притонами, рабством и т.п. не имеют под собой никакого основания и являются лишь примером
того, что могло бы принести человечество, если бы оно попало в космос в настоящем своём состоянии.
Некоторые могут спросить: а зачем нам вообще общение с иными мирами, полёты в космос? Чтобы ответить на
этот вопрос, надо сначала допустить, что иные миры — реальны. Допустив это, можно предположить, что
существуют миры, более продвинутые по сравнению с нашим: «Дальние Миры можно рассматривать как
планеты, достигшие более высокой ступени эволюции, нежели Земля. Есть и ниже, но не о них речь» . Также
легко предположить, что они будут помогать менее развитым, что мы и видим в нашей истории, когда
Высочайшие Индивидуальности воплощались среди разных народов Земли (на заре нашей цивилизации). В
сказаниях и легендах они известны как Боги, вожди и правители народов. Они направляли развитие
человечества, которое иначе продолжало бы прозябать миллионы лет и не раз могло погибнуть.
Таким образом, из естественного допущения о множественности населённых миров легко сделать вывод о
неизбежном существовании Сообщества космических цивилизаций, или Иерархии Знания в Космосе, в котором
они помогают друг другу. Эта идея отражена и в нашей литературе, в частности в книгах И.Ефремова описано
Великое Кольцо цивилизаций. У братьев Стругацких мы находим идею прогрессорства и понимание большой
ответственности цивилизации, ведущей такую деятельность.
Живая Этика говорит о Законах кармы и свободы воли, действующих в Мироздании. Они не позволяют
напрямую и явно вмешиваться в жизнь другой цивилизации. Отсюда сразу же следует вывод, что картины,
которые рисуют нам некоторые книги и фильмы, где показываются злобные инопланетяне, захватывающие
Землю или делающие её полем своих разборок, — невозможны в принципе.
Подводя некоторый итог, можно утверждать, что жизнь на Дальних Мирах строится на принципах Красоты и
Знания, дающих возможность сознательно двигаться в будущее без войн и насилия, будущее, наполненное
устремлением к совершенствованию и бесконечному познанию Мироздания, будущее, приносящее радость
всему живому.
Оглянувшись вокруг себя, можно увидеть обратную картину, но ведь все желают себе и своим детям лучшего,
хотя каждый в отдельности и цивилизация в целом не знают пока конкретного пути к лучшему будущему.
Поэтому установление связи с иными, более высокими цивилизациями может значительно продвинуть
человечество. В «Гранях Агни Йоги» говорится: «Пока будущее находится в области отвлечённых
представлений, оно массы не двинет вперёд, но когда люди увидят воочию, чего достигли люди на Дальних мирах
на дальней звезде. Космические ,сношения дадут новый толчок к продвижению, ибо несомненное, вылитое в
видимые формы, нельзя будет уже отрицать» .
Большую роль здесь может сыграть наука. «Через науку и искусство придёт то, чего не смогла дать людям
религия, придёт Знание» . Что же говорит современная наука о существовании жизни во Вселенной? Её
представления о проблеме жизни во Вселенной эволюционируют, но многие продолжают считать земную
цивилизацию единственной. Это, вероятно, происходит оттого, что человек (такой, какой он сейчас есть)
просто не может представить себе масштабы окружающего мира, его Беспредельность, даже в физическом
аспекте. Можно представить себе такие расстояния, как метр, километр, десяток километров, но уже несколько
тысяч километров сложно прочувствовать, особенно если пролететь их в самолёте. Что же говорить о
расстояниях в миллиарды световых лет?
Но несмотря ни на что наука продвигается к признанию возможности существования жизни во Вселенной и
даже рядом с нами, в Солнечной системе. За последние десятилетия проведены исследования многих планет
Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Информация, полученная о спутнике
Юпитера «Европа», позволяет сделать предположения о возможности существования на нём гигантского
подлёдного водяного океана, а следовательно, и о возможности биологической жизни в нём. Также на
некоторых снимках Марса видны изменения поверхности, наиболее вероятная причина которых — водная
эрозия; видныовраги и, возможно, русла рек. Часто эти изменения довольно молоды в геологическом плане.
Незаметно для широкой общественности в последние годы открыто около 80 планет у других звёзд; правда,
существующие методы позволяют пока обнаруживать в основном большие массивные планеты, сравнимые с
Юпитером. Итог поисков на нынешний момент:
— 58 точно подтверждённых планет у нормальных звёзд (звёзд главной последовательности). У пяти звёзд
найдено по две планеты и у одной — три;
— 14 пока не подтверждённых систем;
— 2 планетные системы у пульсаров, то есть у нейтронных звёзд. Одна из них имеет три или четыре
обнаруженные планеты (одна, самая маленькая, — под подозрением), вторая — одну.
Как же ищутся планеты, какое значение и какие перспективы имеют эти поиски? Прямое наблюдение планет
находится за пределами нынешних реальных (но не принципиальных) возможностей, так как изображение
планет теряется на фоне света звезды. Впрочем, проекты, ориентированные на прямое наблюдение планет,
уже разрабатываются. Пока более реальны косвенные методы обнаружения планет. Самый успешный метод —
спектрометрическое измерение радиальной скорости звёзд. Звезда, имеющая планету, испытывает колебания
скорости «к нам — от нас», которые можно измерить, наблюдая доплеровское смещение спектра звезды. На
первый взгляд это невозможно, так как под действием Земли скорость Солнца колеблется с периодом год на
сантиметры в секунду. Под действием Юпитера — на метры в секунду. Но даже в случае Юпитера, надо
измерять смещение спектральных линий на тысячную долю от их ширины.
Сравнительно недавно эта задача была блестяще решена. Метод основан на наложении спектра звезды на
сильно изрезанный линиями калибровочный спектр. Именно этот метод обеспечил прорыв в поисках планет.
Находки уже изменили представления о пределах разнообразия, об образовании и эволюции планетных
систем. Но это всё планеты-гиганты, где привычная нам форма жизни считается невозможной. А как же
обстоят дела с открытием планет типа Земли?
На самом деле в каталоге открытых планет уже есть несколько планет-гигантов с орбитами, близкими к
земной. В нашей системе у планет-гигантов 6 больших спутников, 2 из них (Ганимед и Титан) больше
Меркурия. Весьма вероятно, что и у тех планет-гигантов есть спутники, приближающиеся по масштабам к
планетам земной группы. Условия на таких спутниках были бы похожи на земные, и не видно никаких причин,
препятствующих существованию на них жизни. Правда, обнаружить такой спутник мы не можем. Но всё-таки
есть методы, которые позволят находить планеты земного типа в обозримом будущем. На данный момент уже
существуют и развиваются 6 крупных проектов по поиску планет земного типа. Все они предполагают
использование космических телескопов и оптических интерферометров. Сроки реализации проектов — 2003–
2009 гг.
Говоря о жизни во Вселенной, необходимо также ответить на вопрос, почему же мы её не видим, почему в
результате длительного радионаблюдения не пойманы искусственные радиосигналы? Сначала хочется
отметить, что традиционная наука под жизнью понимает привычные нам формы органической жизни, которые
мы наблюдаем на Земле. Действительность же может быть очень разнообразной, и не обязательно жизнь в
космосе, в том числе и разумная, будет похожа на нашу. Исследования в этом направлении идут, да и по
поводу будущего цивилизаций некоторые учёные признают, что пути их развития не обязательно связаны с
ростом производительных сил, возможны качественные изменения, поэтому нам сложно представить
деятельность более высоких цивилизаций и её проявления. В «Гранях Агни Йоги» об этом сказано:
«Направление эволюции — Беспредельность и Сферы дальних миров. Средства — пробуждение и возжжение
центров человеческого микрокосма и утончение и усовершенствование человеческого аппарата. Цель —
вооружить человека без единого аппарата, ибо вся аппаратура, более совершенная, чем любой механический
аппарат, в своём потенциальном состоянии сосредоточена в нём. (...) ...На дальних планетах высокой ступени
нет заводов и фабрик и нет машин и никакой аппаратуры» . Этим, вероятно, и объясняется отсутствие
радиосигналов искусственного происхождения из космоса.
Закончить хотелось бы словами из «Граней Агни Йоги»: «Не могут бесцельно и бессмысленно жить и страдать
миллиарды людей. Назначение человечества велико. Земной дом — временное его пребывание. Его путь по
звёздам, и конца этому пути нет» .
https://rossasia.sibro.ru/
...Вот это мощный щелчок Владыки Шамбалы М. по носу всем неверам и невеждам, и в 21 веке отстаивающим "наше одиночество в космической пустоте вселенной"!
В.Н.
*****
1.Он улетел и не вернётся: что случилось с «Вояджер-1» и что будет дальше

За последние полвека учёные получили огромный объём информации о Вселенной, включая как
данные о Солнечной системе и её объектах, так и о дальнем космосе. Большую работу
проделали космические аппараты, без них астрономы до сих пор гадали бы, например, что из
себя представляет Европа, спутник Юпитера, или какова поверхность Плутона.
«Вояджер-1» и «Вояджер-2» — именно такие аппараты, ставшие надёжными инструментами
изучения космоса и служащие человечеству вот уже почти 50 лет. К сожалению, ничто не вечно,
и у первого «близнеца» сейчас серьёзные технические проблемы, которые уже вряд ли
получится решить.
С чего всё началось
5 сентября 1977 года «Вояджер-1» впервые отправил данные со своих приборов на Землю, и с
тех пор поток информации не прекращает поступать, за исключением небольших перерывов.
Зонд должен был изучать Юпитер и Сатурн, причём считалось, что он проработает всего
несколько лет, после чего системы прекратят функционировать.
Но всё оказалось иначе — срок службы двух аппаратов превысил расчётный в десять раз.
«Вояджер-1» пролетел мимо Юпитера в 1979 году, после чего посетил и окрестности Сатурна в
1980 г. Он вместе со своим «близнецом» внёс огромный вклад в изучение Солнечной системы,
предоставив подробную информацию об атмосфере планет-гигантов, о спутниках и кольцах.
В частности, «Вояджеры» передали снимки вулканов на Ио (причём действующих),
сфотографировали ледяной покров Европы, кольца Сатурна, циклоны Нептуна и многое другое.
Информацию, переданную ими, до сих пор изучают.
В 1988 году «Вояджер-1» стал самым отдалённым от Земли аппаратом, созданным руками
человека. К сожалению, последние несколько десятков лет зонды работают, что называется, на
истощение, поскольку мощность термоэлектрических генераторов постоянно падает.
В 2017 году основные его двигатели отказали, и Земля активировала маневровые двигатели
аппарата — впервые за 40 лет. Выяснилось, что деградировали системы коррекции ориентации
аппарата, вместо них учёные попробовали использовать двигатель коррекции траектории,
простаивавший 37 лет. Удивительно, но запуск показал, что всё хорошо, это позволило
предположить увеличение срока службы аппарата ещё на 2-3 года. Забегая вперёд, скажем, что
инженеры оказались правы.
В 2013 году зонды вышли за границы Солнечной системы (правда, некоторые астрономы
считают, что этого не случилось до сих пор), тогда несколько лет публиковались новости, в
которых говорилось, что аппараты то покинули нашу систему, то нет.
В 2020 году «Вояджер-1» оказался на расстоянии свыше 22 млрд км от Земли. На обмен
данными уходило более двух суток.
Технические проблемы
Перебои в работе оборудования зондов возникали многократно, но каждый раз инженерам и
учёным удавалось их решить. Но в 2022 году начались серьёзные проблемы с передачей
телеметрии «Вояджером-1». Тогда аппарат стал отправлять странные данные о своём
положении — последовательность нулей или 377.
Инженеры NASA объяснили, что всё это связано с AACS (подсистемой пространственной
ориентации и маневрированием). Несмотря на то, что зондом всё ещё можно было управлять
«вручную», он потерял представление о том, где находится в текущий момент. Скорее всего,
причина заключается в негативном воздействии жёсткого излучения на навигационную систему
устройства.
Тогда высказывалось даже предположение о влиянии тёмной материи или вещества с
отрицательной массой на земной аппарат. Конечно, доказать или опровергнуть это мы не
можем, но факт остаётся фактом — навигационная система стала сбоить. Инженерам проекта
удалось решить проблему, отправив телеметрию через другой компьютер аппарата.
Но в декабре 2023 года ситуация повторилась. Блок телеметрической модуляции стал
отправлять в ЦУП странный двоичный код. В NASA предположили, что проблема в FDS. Это
один из трёх компьютеров зонда, работающий вместе с центральным блоком управления и
контроля, а также устройством, отвечающим за ориентацию и наведение. Он также управляет
сбором различной информации сети датчиков аппарата и объединяет всё это в данные в
двоичном коде. А телекоммуникационный блок отправляет информацию на Землю. Возможно,
проблема вызвана повреждением памяти в FDS.
Учёные перезагрузили систему, но ничего не получилось — зонд продолжал передавать на
Землю невразумительные данные.
«Если мы вернём аппарат к жизни, это будет величайшим чудом. Мы определённо не
собираемся складывать руки. Есть и другие методы, которые мы можем попробовать. Но
случившееся, безусловно, самая серьёзная поломка с тех пор, как я стала менеджером
проекта», — заявила руководитель миссии Сюзанна Додд.
Аппарат нормально принимает данные с Земли и «понимает» их, но это пока ничем не помогает
вернуть обмен информацией. Сейчас сотрудники проекта продолжают передавать команды
«Вояджеру-1», надеясь на локализацию проблемы при помощи коррекции памяти компьютера.
Если в течение нескольких недель ничего не выйдет, то зонд можно будет считать потерянным.
Конечно, Земля продолжит получать тот самый поток невразумительных данных, что позволит
понять, работает ещё аппарат или нет. Но научной ценности информация уже не несёт.
На текущий момент «Вояджер-1» находится на расстоянии 24 365 306 285 км от Земли и
продолжает своё путешествие со скоростью 61 тыс. км/ч. Сейчас для получения ответа от
аппарата приходится ждать около 45 часов, настолько велико расстояние.
Не всё потеряно
Близнец зонда, «Вояджер-2», продолжает работать. В 2023 году срок его службы продлили на
несколько лет. В частности, учёные решили проблему падения мощности топливного элемента,
отключив обогрев систем, которые уже не нужны для поддержания полёта.
Чем дальше улетают аппараты, тем более ценную информацию они передают, поэтому в NASA
очень заинтересованы в продолжении работы устройств. Насколько можно понять, системы
«Вояджер-2» функционируют стабильно, и пока что никаких критических сбоев нет. В начале
2023 года учёные проанализировали информацию с зонда — оказалось, что всё идёт по плану.
Хотелось бы надеяться, что «Вояджер-2» проработает ещё несколько лет, до момента
окончательной потери мощности топливным элементом, и мы сможем узнать ещё много
интересного. И конечно, пожелаем удачи NASA с восстановлением работоспособности
«Вояджера-1».
https://habr.com/ru/users/Petr0v1/
***************
2.Билет в один конекц: исьтрия програмы "Вряджер"

А самое невероятное заключается в том, что оба аппарата до сих пор находятся на
связи с Землёй. Только вдумайтесь: они были запущены в 1977-м. Это год, когда СССР
возглавлял 70-летний Леонид Брежнев, когда Джимми Картер принял присягу
президента США, когда на экраны кинотеатров вышли первые «Звёздные войны», а
Ники Лауда стал двукратным чемпионом «Формулы-1».
Проблема расстояний
Миссию аппаратов «Вояджер» можно без прикрас назвать величайшим
путешествием во всей человеческой истории. До них мы почти ничего не знали
о планетах-гигантах и их спутниках. Пара космических странников фактически
открыла для нас внешнюю часть Солнечной системы и даже позволила впервые
бросить взгляд на межзвёздное пространство.
Начало 1960-х — эпоха космической романтики. В то время некоторым казалось, что
ещё чуть-чуть — и человечество покорит Солнечную систему, создаст колонии на
других планетах. Однако многие специалисты уже тогда понимали, что на самом деле
всё далеко не так просто.
Дело в том, что ракеты на химическом топливе, используемые для космических
полётов, чудовищно неэффективны. Во-первых, у них крайне низкий КПД. Они
способны вывести в космос груз массой лишь в несколько процентов от их стартовой
массы, притом чем выше орбита, тем этот процент меньше. Во-вторых, максимальная
скорость, которую может развить ракета, лишь немногим больше 11,2 километра в
секунду — минимальной скорости, позволяющей вырваться из оков земного
притяжения и отправить аппарат к другой планете.
В случае, если это полёт к Луне, последнее обстоятельство некритично (её можно
достичь за несколько дней), однако чем дальше мы хотим улететь, тем безжалостней
становится арифметика. Чтобы добраться до Марса на той же ракете, нам потребуется
девять-десять месяцев. А если говорить о путешествии к более далёким внешним
планетам, то счёт пойдёт уже на годы и десятилетия.
Возьмём для примера Нептун. При полёте по прямому маршруту от Земли зонду
понадобится порядка 30 лет, чтобы достичь восьмой планеты. Даже сейчас крайне
сложно построить аппарат, который сможет работать так долго. В начале же
космической эры это казалось практически неосуществимым — особенно с учётом
общего уровня надёжности техники и ракет тех лет.
Разумеется, не все были готовы мириться с таким положением дел. Уже тогда
инженеры знали, как ускорить космический аппарат без расходования топлива:
задействовать гравитацию. Если правильно выстроить траекторию полёта, гравитация
планеты увлечёт за собой космический аппарат, добавив ему часть скорости своего
орбитального движения (по аналогичному принципу гравитацию можно использовать

Первый в истории гравитационный манёвр совершил аппарат «Луна-3» в 1959 году. После
съёмки обратной стороны Луны гравитация нашего спутника вновь направила станцию к
Земле, что позволило ретранслировать данные, в том числе эту фотографию / ОКБ-1

В определённой степени нам повезло. Из всех планет-гигантов Юпитер ближе всего к
Земле и при этом обладает наибольшей массой. Следовательно, аппарат, совершив
рядом с ним гравитационный манёвр, получит наибольшее приращение скорости.
Выходит, что путешественники, направляющиеся к дальним рубежам Солнечной
системы, могут использовать Юпитер в качестве своеобразной бесплатной заправки.
В 1962 году математик Майкл Минович с помощью самого мощного компьютера того
времени — IBM 7090 — разработал универсальный алгоритм для расчёта траекторий
космических аппаратов при гравитационных манёврах вблизи планет. Однако до поры
до времени работа Миновича оставалась лишь занятной теорией, поскольку в те годы
основным приоритетом NASA оставалась Луна.
Всё изменилось в 1965 году, когда сотрудник Лаборатории реактивного движения NASA
(JPL) Гарри Фландро решил проверить, возможно ли применить алгоритм Миновича
на практике. Учёный начал просчитывать различные траектории при гравитационных
манёврах и сделал важное открытие. Оказалось, что во второй половине 1970-х
Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун должны были выстроиться в пространстве в огромную
дугу. Такое уникальное событие случается лишь раз в 176 лет. Благодаря этому один
аппарат мог посетить все внешние планеты Солнечной системы за один заход. Притом
ряд последовательных гравитационных манёвров позволил бы значительно сократить
время полёта — до Нептуна аппарат бы добрался не за 30 лет, а всего за 12.
Эта возможность была слишком хороша, чтобы её упустить. В JPL достаточно быстро
родился проект, получивший название Grand Tour. Предполагалось построить четыре
межпланетных зонда: два из них планировали пустить по траектории Юпитер — Сатурн
— Плутон, два — по траектории Юпитер — Уран — Нептун. Стоимость реализации
программы оценивалась в миллиард долларов.
Это было, пожалуй, самое неподходящее время для такого проекта. Во-первых, данные,
пришедшие от зондов с Венеры и Марса, вдребезги разбили фантазии об обитаемости
соседних планет, из-за чего у широкой публики начал пропадать интерес к космосу.
Во-вторых, после победы в лунной гонке бюджет NASA стали стремительно урезать
(одно время даже стоял вопрос о том, чтобы полностью свернуть американскую
программу пилотируемых полётов). Так что Grand Tour не получил нужных денег, а
драгоценное время продолжало уходить.

Но учёные не отступили. Благодаря настойчивости научного сообщества NASA удалось
выбить финансирование для более скромного по масштабу проекта — запуска всего
лишь двух аппаратов к Юпитеру и Сатурну. Изначально он носил громоздкое название
Mariner Jupiter-Saturn, но позже получил имя, под которым и вошёл в историю, —
«Вояджер».
Настоящие пионеры
Даже с учётом более скромного масштаба «Вояджер» всё равно оставался сложным и
амбициозным проектом. Притом у NASA не было никакого опыта полётов ко внешней
части Солнечной системы. Перед конструкторами встал ряд серьёзных вопросов.
Например, можно ли пролететь через пояс астероидов? Тогда доминировала гипотеза,
что он заполнен большим количеством мелких частиц, которые попросту уничтожат
космический аппарат, рискнувший его пересечь.
Другой важный вопрос касался радиации. К тому времени учёные уже знали, что наша
планета окружена радиационными поясами. Но что насчёт планет-гигантов? Есть ли у
них собственные радиационные пояса, и если да, то представляют ли они угрозу для
космической техники? Также существовало опасение, что плоскость, в которой
расположены кольца Сатурна, заполнена пылью — а она может вывести из строя
земные аппараты.
Был только один способ найти ответы на такие вопросы. Перед тем как отправлять
дорогостоящие «Вояджеры» в неизвестность, NASA требовалось разведать дорогу —
запустить более простые и дешёвые аппараты, которые было бы не так жалко потерять.
Задача стать космическими первопроходцами выпала зондам Pioneer 10 и Pioneer 11.
Они отправились в космос в 1972 и 1973 годах.
Оба зонда успешно пересекли пояс астероидов и тем самым доказали, что через него
можно безопасно пройти.
Во время пролёта Юпитера Pioneer 10 получил дозу облучения, превышающую 250 000 рад
(для человека смертелен уровень в 500 рад) / NASA-ARC, Rick Guidice
Потом они встретились с Юпитером. Оказалось, что у планеты действительно есть
радиационные пояса, причём их мощность в 10 000 раз превосходит мощность
радиационных поясов Земли. В результате аппаратура начала генерировать ложные
команды, связь несколько раз прерывалась, была потеряна часть снимков Ио. В какой-
то момент стало казаться, что зонд попросту не переживёт встречу с крупнейшей
планетой Солнечной системы. Но Pionеer 10 всё же удалось уцелеть.
Аппарат собрал данные о составе атмосферы газового гиганта, уточнил его массу,
измерил напряжённость магнитного поля. Также выяснилось, что общий тепловой
поток от Юпитера в 2,5 раза превышает количество энергии, которую планета получает
от Солнца.
После визита к Юпитеру Pioneer 10 разогнался до третьей космической скорости,
позволившей ему продолжить полёт по траектории, навсегда уводящей его за пределы
Солнечной системы. Хоть зонд и был рассчитан всего на 21 месяц работы, связь с ним
удавалось поддерживать вплоть до начала 2003 года.
Пролёт Pioneer 11 мимо Сатурна позволил инженерам NASA убить сразу двух зайцев:
отрепетировать гравитационный манёвр и проверить безопасность следующей части
маршрута, по которому планировалось направить «Вояджеры» / NASA Ames
Pioneer 11 также пришлось познакомиться с радиационными поясами Юпитера. Как и
аппарат-предшественник, он выдержал это испытание. Однако миссия Pioneer 11 не
ограничилась визитом к Юпитеру. Уже после запуска NASA решило изменить план
полёта и использовать гравитацию крупнейшей планеты Солнечной системы, чтобы
затем направить зонд к Сатурну.
Pioneer 11 достиг цели в 1979 году. Земной посланец успешно прошёл через плоскость
колец Сатурна, опровергнув опасения, будто концентрация частиц там настолько
высока, что представляет угрозу для космических аппаратов. Правда, это открытие
едва не стоило зонду жизни: при пролёте Сатурна он чуть не врезался в спутник, о
существовании которого на Земле раньше не подозревали.
После визита к Сатурну Pioneer 11 тоже набрал третью космическую скорость, чтобы
навсегда покинуть Солнечную систему. В последний раз он вышел на связь в 1995 году.
Pioneer 10 и Pioneer 11 доказали, что космический аппарат вполне способен пересечь
пояс астероидов и выжить в окрестностях планет-гигантов. Это отмело последние
сомнения в том, реально ли изучение дальних рубежей Солнечной системы. А значит,
инженеры могли приступить к работе непосредственно над «Вояджерами».
По расчётам астрономов, через 90 000 лет Pioneer 10 пролетит на расстоянии в
0,75 светового года от оранжевого карлика HIP 117795. Эта звезда обладает очень
высокой радиальной скоростью и движется примерно по направлению к
Солнечной системе. Через несколько тысяч лет после сближения с Pioneer 10
звезда пройдёт на расстоянии порядка трёх световых лет от Солнца.
Что касается Pioneer 11, то примерно через 930 000 лет зонд пролетит на
расстоянии 0,8 светового года от оранжевого карлика TYC 992-192-1.
Под капотом «Вояджеров»
Что же представляют собой «Вояджеры»? Конструкция аппаратов идентична. В их
основе — герметичный корпус в форме десятигранной призмы высотой 0,5 метра и
диагональю 1,8 метра. На нём установлена антенна длиной 3,66 метра для связи с
Землёй, двигатели, радиоизотопные генераторы, радиатор, а также выносные штанги,
на которых размещены научные инструменты. Общая масса зондов (без учёта топлива)
составляет 720 килограммов.
Подавляющее большинство космических аппаратов получают энергию благодаря
солнечным батареям. Однако этот вариант не подходил для «Вояджеров». Во внешней
части Солнечной системы наша звезда уже слишком тусклая, чтобы
фотогальванические элементы могли обеспечить зонд необходимой энергией.
Послание «Пионера»
Незадолго до запуска Pioneer 10 знаменитый учёный и популяризатор науки
Карл Саган предложил NASA разместить на борту зонда послание для
инопланетян, которые в далёком будущем могли бы его перехватить.
Организация одобрила идею. Так на свет появилось знаменитое послание
Pioneer.
Это размещённая на стойке антенны алюминиевая пластинка. На ней
выгравирована карта, показывающая положение Солнца по отношению к 14
пульсарам, схема Солнечной системы, траектория полёта Pioneer 10, а также
изображение обнажённых мужчины и женщины на фоне аппарата.
Поэтому «Вояджеры» получили связку из трёх радиоизотопных термоэлектрических
генераторов (РИТЭГов). Внутри каждого находится 24 сферы из плутония-238 — общим
весом 4,5 килограмма. При распаде плутония выделяется тепло, которое затем
преобразуется в электроэнергию. На момент запуска аппаратов их РИТЭГи
генерировали 470 ватт энергии.
«Вояджеры» получили комплект лучшей по тем временам аппаратуры: набор камер,
спектрометров, магнитометр, а также несколько детекторов и приёмников для
изучения параметров окружающей среды. Основная часть научных инструментов
размещена на специальной поворотной платформе. Благодаря этому во время пролёта
планет аппараты одновременно проводили наблюдения и притом удерживали
главную антенну направленной на Землю. Это конструкторское решение существенно
повысило научную отдачу миссии: скорость отправки данных на Землю увеличилась,
так что инженеры могли быстро реагировать на непредвиденные ситуации и менять
план полёта.
За управление аппаратами отвечают три раздельные компьютерные системы (каждая
из них дублирована) с суммарной оперативной памятью порядка 68 килобайт. Также
на «Вояджерах» есть запоминающее устройство ёмкостью в 67 мегабайт, позволяющее
хранить до 100 изображений с его телевизионных камер.
Конечно, сейчас на эти цифры нельзя смотреть без улыбки. Мощность дешёвого
смартфона в тысячи раз превышает мощность компьютеров на «Вояджерах». Но,
несмотря на более чем скромные по современным меркам характеристики, эти
компьютеры имели одно важное свойство: их можно было перепрограммировать
прямо во время полёта. Это свойство не только повысило эффективность работы
«Вояджеров», но и неоднократно спасало их от преждевременного завершения
миссии.
Другим важным нововведением, предопределившим удивительную долговечность
миссии, стало решение инженеров полностью дублировать все основные компоненты
аппаратов. За 47 лет полёта «Вояджеры» несколько раз сталкивались с поломками и
отказом оборудования — но благодаря «запаскам» ни одно из происшествий не было
критичным.
Небесное шоу, которое изменило представление об опасности астероидов
Начало бесконечного путешествия
Путешествие «Вояджера-2» началось 20 августа 1977 года, а «Вояджер-1» был запущен 5
сентября. Всё верно, тут нет ошибки. Аппарат под номером 2 действительно стартовал
раньше аппарата под номером 1. Просто они летели по немного разным траекториям —
и вскоре «Вояджер-1» догнал и обогнал собрата. Уже 18 сентября 1977 года «Вояджер-1»
сделал эффектный снимок Земли и Луны с дистанции в 11,66 миллиона километров от
нашей планеты.
Правда, этого могло и не случиться, поскольку запуск «Вояджера-1» чуть не обернулся
неудачей. На второй ступени ракеты «Титан» началась утечка топлива, из-за чего она
преждевременно отключилась. Чтобы компенсировать отклонение, инженерам
пришлось использовать разгонный блок. Ему едва хватило топлива, чтобы добрать
недостающую скорость и вытянуть «Вояджер-1» на нужную траекторию. К моменту
выключения у него оставалось горючего всего на три секунды работы.
К слову, «Вояджер-2» тоже преподнёс неприятный сюрприз. После выхода на орбиту
аппарат отказался откликаться на запросы с Земли. Лишь через пару дней инженеры
поняли, что в компьютерной системе аппарата из-за вибраций во время запуска
произошёл сбой. В результате они спешно разработали патч и устранили проблему.
Эта фотография, сделанная «Вояджером-1», — первый в истории снимок, где наша планета и
её спутник целиком находятся в одном кадре / NASA, JPL.
В марте 1978 года «Вояджер-2» снова чуть не довёл до инфаркта многих сотрудников
NASA — сломался основной передатчик зонда. Следуя заложенной программе, аппарат
переключился на запасной. К ужасу инженеров, после этого «Вояджер-2» перестал
воспринимать команды с Земли. Всё выглядело так, словно сломался и резервный
передатчик. Это означало конец миссии.
Впрочем, как следует поломав голову, инженеры сумели определить причину сбоя.
Оказалось, что запасной передатчик больше не может отслеживать частоту
приходящего с Земли радиосигнала. Он всё ещё «слышал» Землю, но в очень узком
диапазоне относительно некоторой фиксированной частоты. Инженеры разработали
алгоритм отправки команд на медленно меняющейся частоте, чтобы компенсировать
доплеровский сдвиг. С тех пор «Вояджер-2» управляется именно так.
Работоспособность всего одного компонента зонда определила, сможем ли мы увидеть
Уран и Нептун.
В 1979 году оба аппарата добрались до Юпитера, и вскоре последовали громкие
находки. Зонды открыли кольца Юпитера, три его ранее неизвестных спутника, а также
сделали детальные снимки основных лун. Выяснилось, что крупнейший планетарный
спутник в Солнечной системе — это Ганимед, а не Титан, как считалось раньше, и что
Европа имеет гладкую ледяную поверхность, покрытую трещинами. Именно благодаря
снимкам «Вояджеров» появилась гипотеза, что под поверхностью Европы скрывается
океан. Тогда же удалось впервые увидеть крупным планом Большое красное пятно —
огромный вихрь, который бушует на Юпитере уже несколько столетий.
Запуск «Вояджера-2» не обошёлся без неприятных моментов — после выхода на орбиту
аппарат перестал отвечать на запросы; пресса тут же прозвала это «мятежом» / NASA

Но самой большой сенсацией стала Ио, где обнаружили действующие вулканы. С
позиции наших дней это может показаться не таким уж значимым открытием — в конце
концов, было бы странно думать, что Земля — единственное в Солнечной системе тело,
где есть вулканизм. Но здесь нужно учитывать исторический контекст. К концу 1970-х
среди планетологов было распространено мнение, что Солнечная система — место
статичное и что все её миры (кроме Земли) геологически мертвы. Вулканическая
активность на Ио показала полную ошибочность этой концепции.
Юпитер был лишь начальной точкой грандиозного путешествия. Оба аппарата
использовали гравитацию этой планеты для разгона, что позволило им добраться до
Сатурна уже в 1980–1981 годах.
Пути расходятся
Достижение шестой планеты от Солнца стало для миссии своеобразной поворотной
точкой. Изначально программа полёта «Вояджеров» была рассчитана на четыре года и
предусматривала посещение лишь Юпитера и Сатурна (собственно, именно благодаря
этому упрощению программа и получала финансирование).
В момент визита земных посланцев диаметр Большого красного пятна на Юпитере
составлял порядка 21 000 километров (почти вдвое больше диаметра Земли) / NASA, ESA, and
A. Simon (NASA Goddard)
Но NASA, как всегда, предусмотрело лазейку. Специалисты спланировали траектории
полёта обоих аппаратов таким образом, чтобы после пролёта Сатурна их можно было
направить к другим планетам. А поскольку результаты пролёта Юпитера превзошли
все ожидания, то NASA удалось добиться продления программы. Теперь предстояло
выбрать, как распорядиться этой возможностью. Всё зависело от Титана.
Титан — это не только второй по величине из известных нам спутников Сатурна, но и
единственный в Солнечной системе спутник с полноценной атмосферой. Разумеется,
учёных очень интересовало, что находится на его поверхности. Проблема заключалась
в том, что при пролёте Титана гравитация «выкинула» бы «Вояджеры» на траектории, с
которых они бы не сумели выйти на маршруты к другим планетам Солнечной системы.
Если же отказаться от визита к Титану, то один аппарат можно было бы послать к
Плутону (он бы достиг его в 1986 году), а второй — к Урану и Нептуну.
Перед учёными стоял, мягко говоря, непростой выбор. В самом деле, как определить,
какое из небесных тел посетить важнее? С одной стороны, возможность заглянуть не
на четыре, а сразу на все пять планет Солнечной системы (тогда Плутон считался
планетой) казалась очень соблазнительной. С другой — никто не мог гарантировать,
что за время полёта к Плутону что-то не поломается и учёные не останутся с носом. К
тому же было бы странно посетить Сатурн, но так и не изучить его крупнейший
спутник.
Многие участники проекта «Вояджер» сейчас называют обнаружение вулканической
активности на Ио наиболее важным достижением всей миссии
У Япета, одного из спутников Сатурна, показатели альбедо (отражательной способности)
полушарий сильно разнятся. Одно в итоге яркое, как снег, а другое тёмное, как уголь / NASA /
JPL-Caltech / Space Science Institute / Lunar and Planetary Institute

В итоге «Вояджер-1» продолжил путешествие по изначальному маршруту с
посещением Титана. А траекторию «Вояджера-2» изменили, чтобы он направился к
Урану и Нептуну. Плутону же пришлось ждать своей очереди ещё 35 лет.
«Вояджеры» сделали подробнейшие снимки Сатурна и его колец. Выяснилось, что они
устроены намного сложнее, чем считалось ранее. При ближайшем рассмотрении
оказалось, что его основные кольца на самом деле состоят из сотен небольших
колечек. Были открыты и так называемые спутники-«пастухи» — небольшие луны,
гравитация которых влияет на кольца и удерживает вместе их частицы, не давая им
разлететься в разные стороны.
Также «Вояджеры» сфотографировали все основные спутники Сатурна — притом
нашли ещё четыре, до того неизвестные астрономам. Всех немало повеселила
фотография Мимаса: он вполне мог бы участвовать в конкурсе косплея Звезды смерти.
Поразила учёных окраска Япета — его полушария радикально отличаются друг от
друга. Также подтвердилось предположение, что спутники Эпиметей и Янус время от
времени «меняются» орбитами. Других подобных случаев в Солнечной системе
обнаружить не удалось; скорее всего, в далёком прошлом эти спутники были единым
телом.
А вот Титан преподнёс не самый приятный сюрприз. Выяснилось, что его атмосфера
полностью непрозрачна в видимом спектре, так что «Вояджеру-1» так и не удалось
узнать, что именно находится на поверхности спутника. Но анализ атмосферы показал,
что температура там близка к «тройной точке», при которой вещество может
одновременно существовать в жидком, твёрдом и газообразном состояниях. Вот только
если на Земле таким веществом является вода, то на Титане это метан. Учёные тут же
загорелись идеей отправить к Сатурну новую специализированную миссию с
аппаратом, который бы сумел заглянуть под облака Титана и проверить, действительно
ли по его поверхности текут углеводородные реки. Так родился проект станции
«Кассини», достигшей Сатурна в 2004 году.
После Сатурна пути аппаратов, словно пути героев «Форсажа 7», навсегда разошлись.
Гравитация планеты заметно ускорила «Вояджер-1» и направила его «вверх» по
отношению к плоскости эклиптики Солнечной системы. Благодаря этому он стал
самым быстрым в истории космическим аппаратом. А «Вояджер-2» продолжил свой
планетарный тур — его следующей целью был Уран.
«Вояджер-2» добрался до Урана в январе 1986 года. Оказалось, что по своему строению
планета значительно отличается от Юпитера и Сатурна. 90% их массы приходится н
водород и гелий — собственно, поэтому их и называют газовыми гигантами. На Уране
же из водорода и гелия состоит лишь атмосфера. Под ней располагается своего рода
океан, состоящий из смеси воды, аммиака, метана и сероводорода. А в центре планеты
находится каменно-ледяное ядро. Позже астрономы стали называть такие планеты
ледяными гигантами.
К большому удивлению учёных, выяснилось, что Уран — самая холодная планета
Солнечной системы (расположенный значительно дальше от Солнца Нептун немного
теплее), его магнитное поле асимметрично, а магнитные полюса очень сильно
смещены относительно географических. Другим важным достижением миссии стало
открытие 11 новых спутников Урана и нескольких колец.
Из всех лун Урана наиболее необычна Миранда — настоящий рай для любителей
геологии. Несмотря на относительно небольшие размеры этого небесного тела, его
поверхность представляет собой удивительную мозаику, состоящую из разнообразных
зон. Здесь есть абсолютно всё: испещрённые гигантскими каньонами обширные
равнины, огромные разломы и трещины, долины, кратеры всевозможных форм,
хребты, углубления, скалы и террасы. Одна из главных достопримечательностей
спутника — гигантский уступ Верона высотой до 20 километров; это самая высокая
подобная структура в Солнечной системе. Если спрыгнуть с его вершины, свободное
падение будет продолжаться около 12 минут.
«Вояджер-1» в 1980 году смог сфотографировать лишь атмосферу Титана / NASA / JPL
После посещения Урана «Вояджер-2» направился к своей финальной цели — Нептуну.
Пролёт состоялся в августе 1989 года. Выяснилось, что по внутреннему строению
планета похожа на Уран. В её атмосфере был найден крупный шторм, который по
аналогии с юпитерским назвали Большим тёмным пятном. Астрономические
справочники также пополнились записями о шести новых спутниках Нептуна.
Главной же звездой пролёта стал крупнейший спутник Нептуна — Тритон. На его
поверхности были обнаружены извергающие азот криовулканы с высотой выбросов до
8 километров, а в районе экватора — что-то вроде замёрзших озер с берегами в виде
ступенчатых террас. Высота этих ступенек — до километра.
Орбита Тритона весьма необычна: направление его движения противоположно
направлению вращения Нептуна — и считается, что в далёком прошлом спутник был
захвачен планетой. Найденные «Вояджером-2» особенности рельефа позволяют
предположить, что по мере того, как орбита Тритона постепенно менялась из-за
приливного взаимодействия с Нептуном, поверхность спутника несколько раз
расплавлялась, а затем снова замерзала. Сейчас многие исследователи склоняются к
версии, что в недрах Тритона всё ещё может существовать подповерхностный океан.
«Вояджер-2» также помог разрешить вековую астрономическую загадку,
касающуюся планеты X — гипотетического небесного тела, оказывающего
необъяснимое влияние на орбиту Урана. Поиски планеты Х в своё время
привели к открытию вначале Нептуна, а затем — поскольку масса Нептуна
слишком мала, чтобы объяснить отклонения, — и Плутона. Однако расчёты
астрономов показали, что масса последнего ничтожна: она в 500 раз меньше
земной — а значит, Плутон не может влиять на Уран.
Во время визита к Нептуну «Вояджер-2» измерил его массу и обнаружил, что
она была определена с погрешностью, примерно равной массе Марса. В
результате уточнения исчезли все несоответствия в орбите Урана, а с ними
отпала и надобность в планете X в её классическом понимании.
Зонд «Гюйгенс», отделившийся от станции «Кассини» в декабре 2004 года, сумел опуститься
на Титан, сделал множество снимков его поверхности и даже записал звук ветра / ESA /
NASA / JPL / University of Arizona
На момент встречи с Нептуном существование пояса Койпера всё ещё оставалось
гипотезой — его первый объект (если не считать Плутон) был открыт лишь в 1992 году.
Поэтому восьмая планета стала последней целью аппарата. После её пролёта
«Вояджер-2» ушёл по траектории, направленной «вниз» по отношению к плоскости
эклиптики Солнечной системы.
Фотография века
Пока «Вояджер-2» исследовал Уран и Нептун, «Вояджер-1» относительно
бездействовал. После пролёта Сатурна инженеры отключили значительную часть
инструментов аппарата, оставив лишь приборы для изучения параметров окружающей
среды. Но кое-кто на Земле хотел вернуть «Вояджер-1» в игру. Этого человека звали
Карл Саган. Ещё в начале 1980-х у него возникла идея использовать уникальное
положение «Вояджера-1», чтобы сделать фото Земли с рекордного расстояния. Саган
признавал, что оно не будет иметь особого научного значения. По его мнению,
ценность снимка заключалась бы в другом: увидев Землю издалека, человечество
осознало бы своё место во Вселенной и всю хрупкость родной планеты.
Многие рядовые сотрудники NASA поддержали предложение Сагана, однако
руководство организации долгое время выступало против его идеи. Оно объясняло
свою позицию тем, что в поле зрения камер «Вояджера-1» Солнце будет находиться
слишком близко к Земле и может повредить хрупкую оптику аппарата. Это довольно
странный аргумент: у зонда всё равно не осталось никаких целей для
фотографирования, так что особого смысла беречь его камеры не было.
В конце концов Сагану всё же удалось добиться своего, и NASA одобрило идею. Её
реализация потребовала немало времени. Во-первых, нужно было включить камеры
«Вояджера-1» и убедиться, что они всё ещё работают. Во-вторых — составить план
съёмок. Дело в том, что «Вояджеру-1» предстояло сделать не снимок одной Земли, а
настоящий «семейный портрет» — попробовать запечатлеть все планеты Солнечной
системы. Специалисты произвели ряд расчётов, чтобы определить оптимальные
параметры съёмки для каждой из них. На это в общей сложности ушло почти полгода.
Крупный шторм на Нептуне, обнаруженный «Вояджером-2» (Большое тёмное пятно в
центре), оказался куда менее долговечным, чем на Юпитере, и исчез уже к 1994 году / NASA /
JPL / Voyager-ISS / Justin Cowart

Наконец всё было готово, и 14 февраля 1990 года «Вояджер-1» провёл историческую
фотосессию. Правда, на «семейный портрет» попали не все планеты. Сделать снимок
Меркурия помешала его близость к Солнцу, Марс оказалось не видно из-за
воздействия солнечного света на оптику камеры, а Плутон настолько мал и удалён от
Солнца, что специалисты решили даже не пытаться его запечатлеть.
Разумеется, из всех участников «семейного портрета» Солнечной системы
наибольшего внимания удостоилась маленькая бледно-голубая точка размером всего
в 0,12 пикселя. Это наша родная планета. В момент съёмки «Вояджер-1» находился на
расстоянии в 6 миллиардов километров от Земли.
Сейчас это фото, получившее название Pale Blue Dot, считается одним из самых важных
в истории. В своей книге «Голубая точка. Космическое будущее человечества» Карл
Саган так прокомментировал его:
Посмотрите на это пятнышко. Вот здесь. Это наш дом. Это мы. Все, кого вы
знаете, все, кого вы любите, все, о ком вы слышали, все люди, когда-либо
NASA / JPL-Caltech

Pale Blue Dot — последний снимок в истории программы «Вояджер». После этого
камеры «Вояджера-1» снова были выключены и больше никогда не активировались.
Оптику «Вояджера-2» отключили после пролёта Нептуна в 1989 году.
Дальше только звёзды
Следующие полтора десятилетия стали для аппаратов периодом относительного
затишья. «Вояджеры» удалялись от Земли, исправно пересылая данные учёным.
Несколько раз финансирование миссии пытались прикрыть, мотивируя это тем, что
сеансы дальней космической связи обходятся слишком дорого, тогда как ценность
существовавшие на свете, провели здесь свою жизнь. <…> Земля — очень
маленькая площадка на бескрайней космической арене. <…> Эта голубая точка
— вызов… иллюзии, что мы занимаем некое привилегированное положение во
Вселенной. Наша планета — одинокое пятнышко в великой всеобъемлющей
космической тьме. Мы затеряны в этой огромной пустоте, и нет даже намёка на
то, что откуда-нибудь придёт помощь и кто-то спасёт нас от нас самих. <…>
Вероятно, ничто так не демонстрирует бренность человеческих причуд, как это
далёкое изображение крошечного мира. По-моему, оно подчёркивает… как мы
должны хранить и оберегать это маленькое голубое пятнышко, единственный
дом, который нам известен.

Сейчас оба «Вояджера» преодолели границу гелиосферы (внешний вытянутый «пузырь») и
теперь путешествуют в межзвёздном пространстве / NASA / JPL-Caltech,
 NASA каждый раз отстаивало программу:
его сотрудники знали, что самое интересное ещё впереди.
Это «самое интересное» началось в нулевых, когда аппараты подобрались к гелиопаузе
— границе, отделяющей регион, где доминирует солнечный ветер (гелиосферу), от
межзвёздного пространства. 25 августа 2012 года произошло историческое событие. В
тот день приборы «Вояджера-1» зафиксировали резкое снижение количества
заряженных частиц, исходящих от Солнца, и, наоборот, рост уровня галактических
космических лучей. Это означало, что аппарат наконец-то оказался в межзвёздном
пространстве. Летящий с меньшей скоростью «Вояджер-2» прошёл гелиопаузу в
ноябре 2018 года.
Конечно, надо понимать, что при всей эпохальности проекта «Вояджеры» создавались
в первую очередь для исследования планет, а их приборы построены в 1970-х —
причём часть из них была отключена ради экономии энергии, а часть попросту вышла
из строя. Тем не менее аппаратам всё равно удалось совершить несколько новых
открытий. Например, выяснилось, что в Северном полушарии нашей системы
гелиосфера имеет выпуклость, направленную наружу, а в Южном — впадину,
направленную внутрь. Кроме того, при выходе в межзвёздное пространство
«Вояджер-1» не зафиксировал ожидаемого мгновенного сдвига линий магнитного
поля. Оказалось, что из-за влияния гелиосферы его линии меняют направление
постепенно.
Также миссия позволила задаться довольно важным вопросом: как поддерживать
работу космических аппаратов в условиях, когда их возраст сопоставим со сроком
человеческой жизни? За 47 лет после запуска «Вояджеров» была утрачена масса
информации: инструкций, руководств, проектной документации. Что-то вообще
никогда не записывали на бумаге, и оно ушло в небытие после смерти участников
проекта, ставших тому свидетелями. Поэтому сейчас уже никто не помнит мотивы
некоторых технических решений. Например, в начале нулевых неожиданно
выяснилось, что компьютеры «Вояджеров» по какой-то всеми забытой причине
(забытой в прямом смысле — никто из ветеранов миссии в итоге не вспомнил, почему
такое решение было принято) запрограммировали на отключение в 2010 году. К
счастью, инженерам удалось отменить эту команду.
Другой серьёзной проблемой стала необходимость найти людей, которые могли бы
заменить вышедших на пенсию участников проекта (сейчас их средний возраст
приближается к 80 годам). В наши дни не так-то просто отыскать человека, способного
работать на компьютерах 1977 года и знающего безнадёжно устаревшие языки
программирования. Опыт эксплуатации «Вояджеров» демонстрирует, насколько
сложным для человечества может оказаться техническое сопровождение межзвёздной
экспедиции со сроком полёта в сотни лет.
Кроме того, всё больше и больше сказывается на состоянии аппаратов их солидный
возраст. Так, в 2017 году инженерам пришлось переключить «Вояджер-1» на запасной
комплект двигателей. А в мае 2022-го зонд начал передавать на Землю неверную
техническую телеметрию. А поскольку «Вояджеры» продолжают собирать научные
данные, то как знать — возможно, их главное открытие ещё впереди?
Конечно, как и любая техника, «Вояджеры» не будут работать вечно. Итоговый срок их
жизни зависит от запасов энергии. Напомним, что аппараты получают её от РИТЭГов.
Период полураспада плутония-238 составляет 87 лет, и за прошедшие 47 лет РИТЭГи
аппаратов потеряли порядка 30% от исходной выработки. Мощность также падает из-за
постепенной деградации термопары, которая, собственно, и преобразует выделяемое
РИТЭГами тепло в электроэнергию. Сейчас «Вояджеры» получают порядка 220 ватт
энергии (то есть меньше половины от изначального объёма) — и каждый год теряют
примерно по 4 ватта, что очень близко к критическому уровню. В попытке оттянуть
неизбежный финал инженеры начали отключать обогрев некоторых инструментов
зонда. Пока что риск оправдывается. «Вояджеры» получили пару лишних лет жизни, а
приборы продолжают работать даже несмотря на то, что их температура опустилась
намного ниже предельно допустимой отметки.
Специалисты NASA надеются, что сумеют поддерживать работу оставшихся приборов
«Вояджеров» примерно до 2025 года. Затем придётся постепенно отключать
оборудование. А ещё через несколько лет аппаратам перестанет хватать энергии и на
поддержание связи с Землёй. Скорее всего, это произойдёт где-то в районе 50-летнего
юбилея миссии. Тут в истории проекта будет поставлена точка.
«Вояджер-2»
И хотя уже скоро мы навсегда потеряем связь с «Вояджерами», это не помешает им
продолжать своё бесконечное путешествие к звёздам. Примерно через 300 000 лет
«Вояджер-1» пройдёт на расстоянии менее светового года от красного карлика TYC
3135-52-1. Через 42 000 лет «Вояджер-2» приблизится на дистанцию в 1,7 светового года
к красному карлику Росс 248. Куда занесёт аппараты дальше, никто не знает.
Межзвёздное послание в бутылке
Как и в случае с зондами Pioneer, на борту «Вояджеров» есть послание для
инопланетян, подготовленное группой учёных во главе с неутомимым Карлом
Саганом. Оно представляет собой фонографическую запись на позолоченной
медной пластинке.
Примерно три четверти записей на ней — это музыка. По мнению авторов
послания, она способна рассказать инопланетянам о том, о чём не способны
поведать никакие фотографии и рисунки: о нашем восприятии эстетики, о
философии, об эмоциях. Кроме музыки, на пластинке записаны приветствия на
разных языках, обращения президента США и генсека ООН, звуки нашей
планеты, голоса людей, песни китов и даже запись мозговых волн.
Помимо звуков, на пластинке также находятся 116 фотографий, которые должны
дать инопланетянам представление о Солнечной системе, Земле, людях, нашей
культуре и технике. На этих фото можно увидеть нашу планету из космоса,
знаковые памятники мира, земную природу, анатомические изображения
человека, детали повседневного быта и многое другое.
Сама пластинка размещена внутри футляра, закреплённого на корпусе
аппаратов, вместе с фонографической капсулой и иглой, необходимыми для
воспроизведения записей. На оболочке футляра выгравирована схема,
показывающая, как воспроизвести послание и преобразовать видеосигналы в
Билет в один конекц: исьтрия програмы "Вряджер"изображения; схема излучения атома водорода (она нужна, чтобы получить
единицы измерения, используемые в послании), а также пульсарная карта,
позволяющая определить местонахождение Солнца.
На поверхность футляра также нанесён сверхчистый изотоп урана-238. Его
период полураспада составляет 4,468 миллиарда лет, и если пришельцы когда-
нибудь подберут зонды, но не смогут установить, откуда они были отправлены,
то с помощью масс-спектрометрии, по крайней мере, определят их возраст.
Вполне вероятно, что изотопный анализ позволит узнать хоть что-то о
создателях аппаратов. Пусть космос в основном состоит из пустоты, но рано или
поздно воздействие космической пыли и заряженных частиц разрушит
защитный футляр, что займёт, по разным оценкам, от нескольких миллионов до
миллиарда лет. После этого воспроизведение пластинок будет невозможным.
В любом случае, даже если «Вояджеры» так никто никогда и не найдёт, то после
того как Солнце превратится в красного гиганта и поглотит Землю, эти
аппараты со значительной долей вероятности останутся последними
предметами во Вселенной, сделанными руками обитателей маленькой бледно-
голубой точки.
Сейчас это фото, получившее название Pale Blue Dot, считается одним из самых важных
в истории. В своей книге «Голубая точка. Космическое будущее человечества» Карл
Саган так прокомментировал его:

"Посмотрите на это пятнышко. Вот здесь. Это наш дом. Это мы. Все, кого вы
знаете, все, кого вы любите, все, о ком вы слышали, все люди,когда либо
существовавшие на свете, провели здесь свою жизнь. <…> Земля — очень
маленькая площадка на бескрайней космической арене. <…> Эта голубая точка
— вызов… иллюзии, что мы занимаем некое привилегированное положение во
Вселенной. Наша планета — одинокое пятнышко в великой всеобъемлющей
космической тьме. Мы затеряны в этой огромной пустоте, и нет даже намёка на
то, что откуда-нибудь придёт помощь и кто-то спасёт нас от нас самих. <…>
Вероятно, ничто так не демонстрирует бренность человеческих причуд, как это
далёкое изображение крошечного мира. По-моему, оно подчёркивает… как мы
должны хранить и оберегать это маленькое голубое пятнышко, единственный,
дом, который нам известен".
https://www.mirf.ru/author/razmyslovich
*******
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
24 ноября 2025 года.


Рецензии