Последний полёт Гагарина...

Сначала о версиях этого случая: обзорно и кратко,
так как точных сведений почти не было.

27 марта 1968 года мир облетела трагическая весть –
в авиакатастрофе погиб первый космонавт Советского Союза, человек,
имя которого было известно всем жителям Земли, Юрий Гагарин.
Объявленные причины гибели Гагарина
и его напарника Владимира Серёгина – плохие метеоусловия –
устраивали руководство страны,
истинные же точно не были известны.

В результате появлялись «домашние» версии –
от столкновения с инопланетянами до подстроенной гибели
Леонидом Брежневым, который приревновал Гагарина к ?и так ли.
И даже поздние расследования, называвшие отказ техники, попадание
 в струю другого самолёта, удар зондом, неправильное пилотирование,
мало кого устраивали.
Так что же произошло над Владимирской областью в небе?
В 10 часов 19 минут Гагарин и Серёгин 27 марта 1968 года взлетали.

Лётчику-космонавту номер один, Герою Советского Союза,
пронесшемуся на высоте 300 с лишним км над Замлей,
испытавшему славу неземного героя, Юрию Гагарину
снова хотелось летать. Руки рвались к штурвалу,
хотелось взмыть в небо, ощутить чувство полёта,
а потом приступить к выполнению фигур высшего пилотажа.
Командир лётного полка, Герой Советского Союза
Владимир Серёгин опытный лётчик-инструктор,
который специальную подготовку проводил
летчиков-космонавтов, его прекрасно понимал.

Обширная общественная деятельность Гагарина,
учёба в Военно-воздушной инженерной академии
им. Н. Е. Жуковского не оставляли времени
для осуществления его мечты.

Но вот диплом с отличием защищен и в начале 1967 года
он приступил к учебно-тренировочным полётам.
Гагарин всё делал по инструкции, никаких отклонений не допускал,
и никто на земле ему замечаний не делал.

27 марта 1968 года Гагарину с Серёгиным предстояло совершить
очередной учебный вылет на хорошо им знакомом им обоим
тренировочном самолёте Миг-15. На подмосковном
Чкаловском аэродроме всё было как обычно.
Единственное, что смущало, - погода: облачность очень низкой была.
Впереди сидел Гагарин, сзади – Серёгин. Ему разрешили подняться
на высоту 4200 м. Самолёт вошёл в особую пилотажную зону
и получил «добро» на работу.

В 10.30 Гагарин доложил на землю об окончании задания в зоне
и попросил разрешения развернуться на выход из нее.
И снова получил «добро». Гагарин ответил: «Понял, выполняю» ...
Это были его последние слова. Потом никаких сигналов, тишина.

Место их гибели обнаружили в 65 км от аэродрома
Чкаловский, в берёзовой роще, неподалеку от деревни
Новосёлово Владимирской области – на месте столкновения самолёта
с землёй образовалась яма.
Но что произошло перед этим?

Как установили, столкновение произошло
через 60-70 секунд после слов «Понял, выполняю».
По срезам вершин деревьев, по направлению разброса
обломков самолёта и показаниям приборов было определено,
Что угол падения составлял 50 градусов, скорость падения самолёта –
700 км в час. Руль высоты находился в положении выхода
из пикирования.

Итак, специалисты тотчас предположили,
что в воздухе внезапно возникла нештатная ситуация –
сваливание в пике, которая к значительным перегрузкам привела,
в результате чего каждый из лётчиков весил около тонны.
Оба могли потерять сознание. В их крови адреналина не обнаружили,
чувство страха они не испытали.

Позднее появились версии о попадании в струю другого самолёта,
из-за чего их самолёт ушёл в штопор, о столкновении
с каким-то оторвавшимся зондом, который якобы
вызвал разгерметизацию кабины.
Все выдвинутые версии удовлетворяли руководство страны.

Главное, вывести было обоих погибших из-под огня критики.
Поэтому различные комиссии приходили к выводам: виноваты
случайности, погода, но не техника, не действия лётчиков,
не действия наземных служб. Люди и техника действовали
безупречно. Так ли это?

Шло время. Сменилось руководство страны,
проводились независимые расследования.
И большинство экспертов стало склоняться к мысли,
что оба лётчика, и Гагарин и Серёгин, стали жертвами
целого ряда негативных обстоятельств. Их было три.

Первое – недостаточная подготовка к полёту самолёта,
у него не были сняты пустые подвесные топливные баки,
полёты, с которыми запрещены,
да и общее состояние тренировочных самолётов было не на высоте.

Второе – низкая облачность мешала разглядеть землю, и, выходя из пике,
лётчики не рассчитали до земли расстояние,
им не хватило 200-300 метров. Было и третье –
Гагарин не был опытным лётчиком и в нештатной ситуации
не мог мгновенно принять правильное решение,
а Серёгин, очевидно, не успел взять на себя управление.

И сегодня гадают: - Так ли это всё было?


Рецензии