Гнилой Запад

 Степан Петрович Шевырёв, литературный критик и декан Московского университета, был одним из первых в России, кто выразил идею о «гниении» Запада.

 В 1841 году в статье «Взгляд русского на образование Европы» он написал:
«В наших искренних дружеских тесных отношениях с Западом мы не примечаем, что имеем дело как будто с человеком, носящим в себе злой, заразительный недуг, окружённым атмосферою опасного дыхания. Мы целуемся с ним, обнимаемся, делим трапезу мысли, пьём чашу чувства… и не замечаем скрытого яда в беспечном общении нашем, не чуем в потехе пира будущего трупа, которым он уже пахнет».

 Шевырёв, будучи славянофилом, настаивал на особом пути России и самобытной культуре, которая не нуждается в заимствовании западных идей. Он считал, что Франция и Германия, пережившие Реформацию и Революцию, страдают от «органического повреждения», которое ведёт к саморазрушению. Критик утверждал, что Запад, несмотря на внешнюю роскошь и образованность, несёт в себе скрытый яд, опасный для России.

 Эта мысль вызвала острое раздражение у западников, в частности у Виссариона Белинского. В своих работах Белинский несколько раз возвращался к «мнимому трупу Запада», отвергая идею о его нравственном гниении. В статье «Сочинения В. Ф. Одоевского» он писал: «Европа больна — это правда, но не бойтесь, чтоб она умерла. Это болезнь временная, это кризис внутренней подземной борьбы старого с новым…».

 Шевырёв неоднократно повторял свои взгляды в других публикациях, что привело к тому, что один из корреспондентов редактора «Москвитянина» М. П. Погодина в 1844 году попросил «уймить» критика, так как тот «помешан на гниющем Западе».

 Выражение «загнивающий Запад» позже стало популярным в советской риторике, но его истоки восходят к идеям Шевырёва.

 Сам критик после скандала с графом Бобринским в 1857 году был уволен и выслан из Москвы, а в 1860 году навсегда уехал из России.

 Он умер в Париже в 1864 году.

 Таким образом, Шевырёв заложил основу для концепции «гнилого Запада», которая впоследствии была развита и трансформирована в разных идеологических контекстах.


                В полях, где колосилась рожь,
                Где мирный труд вплетали в дни,
                Посеял Запад злую ложь,
                Разжёг гражданские огни...........

                С улыбкой лживой, как всегда,
                Он нёс «свободу» на штыках,
                И брат пошёл войной на брата,
                Забыв о прадедах в веках........

                Чужой рукой, в чужом дому,
                Он правил свой кровавый бал,
                Толкая в бездну, в смерть и тьму
                Тех, кому он дружбу обещал......

                Но правда прорастёт травой
                Сквозь пепел и бетонный чад.
                И мир увидит, кто с войной
                Пришёл в цветущий этот сад.

                ***
             


Рецензии