Понятия и понимание
Ответы появляются раньше, чем возникают вопросы.
Человек воспринимает окружающий мир и себя в этом мире как должное. Светит Солнце, растут деревья, поют птицы, цветут цветы – ну что здесь необычного. Это было вчера, будет завтра, так было, есть и будет.
И трудно представить, что когда-то всего этого не было - ни деревьев, ни птиц, ни цветов, ни Солнца и конечно, не было и самого человека. Говорят, что всё образовалось из мельчайших, невидимых глазом элементарных частиц. Как образовались сами элементарные частицы – неизвестно. Неизвестно что заставило частицы соединяться друг с другом, образуя видимый, ощущаемый, прекрасный мир и самого человека. Удивительно то, что часть образованного мира воспринимает этот мир. Воспринимает и создаёт внутри свой мир, мир внутренний. Вселенная смотрит на себя глазами человека. Вся Вселенная вмещается во внутренний мир человека. Нет, человек не единственное существо, которое воспринимает мир. Воспринимают и создают свой внутренний мир и животные.
Два мира – мир внешний и мир внутренний, созданный органами чувств. От правильности созданного органами чувств внутреннего мира зависит жизнь. Жизнь животного, и жизнь человека. Как создаётся мир внутренний – также неизвестно. Известно, что он существует. Неизвестно как видят мир животные, наверное, несколько иначе, чем человек. Известно, что во внутреннем мире животных нет слов, их мир, мир образов и смыслов бессловесен. Только человек придумал слова, слова для описания объектов и свойств внешнего мира – сущностей внешнего мира. Именно благодаря словам человек выделился из природного мира и стал не приспосабливаться к окружающему миру, он стал изменять его в соответствии со своим потребностями и желаниями.
Слова. Что же за чудесные свойства у них, позволившие человеку выделиться из природы, в некотором смысле подчинить себе природу.
Слова – это не просто последовательность звуков, или знаков, слова наполнены смыслом. А слово, наполненное смыслом – это понятие. Во внутреннем мире человека существует как бы два взаимосвязанных мира – мир непосредственных конкретно-чувственных образов и мир понятий.
Итак, понятие. Понятие – это, прежде всего, слово. Слово как последовательность звуков, если слово устное, последовательность знаков, если слово письменное. Слово сохранятся в памяти как образ слова.
Слово — это этикетка, маркер понятия, основное в понятии его содержание.
Содержание понятия – это комплекс ощущений, образов различной модальности порождённый в сознании воспринимаемой сущностью внешнего мира.
Содержание понятия может связываться со словом двумя способами: непосредственным и опосредованным.
При непосредственном способе воспринимаемая сущность, объект реальности, породив в сознании образы, связывается со словом непосредственно. Реально это происходит следующим образом – человек воспринимает объект, явление и спрашивает: «Что это?» Произнесённое слово связывается с ощущениями, понятие образовано. Произносится слово и в сознании оживают образы воспринятой сущности (объекта, явления) и наоборот, оживший при восприятии образ сущности вызывает из памяти слово.
При опосредованном способе конкретно-чувственный образ создаётся посредством слов, описаний качеств объекта. При этом словами создаётся чувственный образ. Полнота и адекватность образа будет зависеть от образности используемых слов. Естественно, что непосредственный способ создания содержания понятия предпочтительнее. При возникновении разногласий можно предъявить объект реальности и привести в согласие ощущения вступивших в спор людей без лишних слов. Вот то, что мы сейчас воспринимаем, и является содержанием понятия.
Но не всегда и не для любых объектов реальности непосредственный способ образования понятий приемлем. Для многих объектов реальности опосредованный способ является единственно возможным. Например, содержание понятия атом, недоступного непосредственному восприятию, создаётся путём описания и создания зрительного образа (планетарная модель атома). В процессе школьного обучения этот способ образования понятий является основным. Последовательность слов, создающих содержание понятия называется определением понятия. При обучении важно не просто заучить последовательность слов определения, важно, чтобы каждое слово определения рождало в сознании образ, в этом случае понятие органически встраивается в систему образов сознания. В противном случае оно так и останется обособленным набором слов-звуков или слов-знаков.
Сложнее создаются понятия внутреннего мира человека, которые невозможно воспринять органами чувств, но которые существуют во внутреннем мире человека. Совесть, сострадание, любовь и другие сущности чувственной сферы человека и переживаются каждым человеком по-своему, индивидуально. Более того, с возрастом чувства человека меняются, они развиваются, становятся полнее, объёмнее. И любое определение сущностей чувственного мира человека становится бледным, неполным, отражающим лишь общие черты или только одну сторону феномена. И не только возраст, воспринимаемая информация непосредственной жизни, художественная литература, фильмы влияют на развитие чувств. Собственно, в этом высокое предназначение искусства.
Итак, человек назвал, дал имена всему, что он воспринял в своё сознание. И в этом видится причина успокоенности человека. Столкнувшись с чем-то неизвестным, он задаётся вопросом: «Что это?». И получив ответ, успокаивается, поименовано, значит понято. И не важно, какой сложности воспринятая сущность, важно, что она поименована.
Но вернёмся к вопросу о чудесных свойствах слова. Какая разница между образами в психике животного и поименованными образами в сознании человека. Разница в том, что образ в психике животного оживает при повторном восприятии объекта реальности. Оживший образ вызывает из памяти образы действий, связанные с ним. Животное тем или иным образом реагирует. Произвольно оживить в памяти образ и связанные с ним образы поведения животное не может. Не может и передать другому животному содержание своего внутреннего мир, свой успешный опыт существования и выживания в этом мире. Каждая особь творит свой внутренний мир заново, обретает опыт путём проб и ошибок, зачастую рискуя своей жизнью. Передаётся по наследству только то, что записано в генах, рефлексы и инстинкты. Как этот опыт зафиксировался в генах животного тоже загадка.
А что же человек.
А человек в плане построения внутреннего мира мало чем отличается от животных. Вот только генетически наследуемыми программами поведения, инстинктами природа его обделила, всему человеческий детёныш должен научаться сам, научиться выстраивать своё поведение в соответствии с целями и сложившейся ситуации. Но вначале должен быть создан образ внешнего мира. И только потом, после создания внешнего мира, после создания образа своего тела, после создания образов мышечных движений образуются более сложные программы поведения.
Одновременно с созданием образа мира, образов действий в этом мире в сознании ребёнка создаются образы слов, он их слышит от взрослых и непроизвольно запоминает. Так они существуют некоторое время раздельно, образы сущностей окружающего мира, действий в мире и образы слов, пока еще как бессмысленные сочетания звуков. Но постепенно бессмысленные образы слов начинают соотноситься и связываться и образовывать понятия, понятия объектов и понятия действий, слова получают смысл. Ребёнок начинает понимать сказанное взрослым, слова начинают оживлять образы. И в этом отличие от животных, которым для оживления образа необходимо восприятие объекта реальности.
Внутренний мир ребёнка создаётся не только восприятием сущностей, он создаётся словами-понятиями взрослых. Словами в сознании оживляются имеющиеся образы и создаются жизненные ситуации, словами же в сознании ребёнка создаются и образы поведения в ситуациях. Так взрослый обучает ребёнка, передаёт свой жизненный опыт. В сознании ребёнка посредством слов создаются образы невиданные, те, с которыми ребёнок не встречается в реальной жизни. Посредством слов создаются абстрактные понятия, понятия обобщения, структурируя и упорядочивая внутренний мир. Абстрактные обобщённые понятия создают ассоциативно смысловую сеть из понятий конкретно-чувственных, тем самым делая их доступными для операций мышления. Понятие, не включённое в ассоциативную сеть мертво для мышления и бесполезно для человека.
Образы конкретных животных, обобщаются в абстрактное понятие животные, образы конкретных людей в абстрактный образ человека. В сознании появляются простейшие логические операции, операции абстрагирования и обобщения и обратные операции - выделения из общего конкретного и частного. Посредством слов создаются суждения, умозаключения, логические выводы. Создаётся понятийное мышление в добавок к природному, образному. Образное мышление – это подарок Природы, подарок Создателя, образным мышлением обладают и животные, а понятийным только человек.
Собственно мышление не подвластно сознанию, оно им не управляется и совершается по своим законам под сознанием. Посредством понятий мы можем только инициировать и направлять мышление в нужном для нас русле. Важнейшая операция понятийного мышления – понимание. Понимание понятия, понимание текста. Понимание происходит если используемые в тексте слова являются понятиями для сознания, воспринимающего текст. Если слово текста не вызывает в сознании образ, слово не понятно, для понимания необходимо дополнительное опосредованное определение содержания непонятного слова, наполнение слова содержанием.
Кроме всего прочего речь развивает мышление. При восприятии текстов активизируется мышление в части операции понимания, при производстве текста, акте речеобразования тоже необходимо задействовать мышление. А коль скоро мышление используется, значит оно развивается.
Именно слово сделало из животного человека.
Свидетельство о публикации №225112400292