Секретик
Для экономии времени училка предложила… почему училка? Ведущая предложила визуализацию, а я, кажется, прямо сейчас погружаюсь в какое-то детское состояние, и наблюдаю происходящее из несколько искажённой позиции. Итак, предложили представить, что где-то в дальних уголках какого-то знакомого жилища есть заветное место, в котором я обнаружил ларец, внутри которого спрятан какой-то очень личный клад или ценность. Вот в общем-то и всё задание, а что каждый человек там увидит, это уже его процесс.
Вы спросите зачем это? Ну как объяснить? Тут нужно всё с начала рассказывать. Дело в том… сейчас будет много занудного текста, но постараюсь излагать проще. Дело в том, что нас учили в школе, что человек, это прежде всего его разум, а разум, значит «прочитать, запомнить, пересказать». То есть, сократив формулу получаем, что человек, это его когнитивные функции. И знаете, некоторые настолько этому поверили, что полагают компьютер умнее человека. То есть якобы человек, это информационная машина, только слабая, медленная, забывчивая и так далее. А я думаю, что такие люди дураки, потому что человек, это не машина и не сводится к приспособлению для обработки информации. Тут даже аргумент, что всё вокруг является информацией не проходит, так как свойства разных видов информации настолько различаются, что ни объединять, ни смешивать их попросту невозможно. Не верите? Всё просто – и слово, и камень суть, в известном смысле, информация, но моё ухо совершенно по-разному относится к этим двум её формам и категорически против того, чтобы они хоть как-то действовали совместно. А своему уху я доверяю.
Да, по поводу человека. Я согласен, нас отличает от зверюшек интеллект, или разум, но что это? Интригу в сторону, разум это способность понимать. Однако понимать можно по-разному и в совершенно разных областях жизни. Можно, как учили в школе, хорошо уметь считать, а можно ловко забивать голы на физкультуре, знать, с кем спит физкультурник, или как получить у него пятёрку, ни разу не придя на урок. А ещё можно разбираться в себе, в людях, в природе, в отношениях, в чувствах, в словах, в недосказанном, прекрасном, полезном, духовном и много-много чём ещё. Так что наш компьютер просто тупое железо, так как всего этого никогда не поймёт. И не поймёт не от недостатка информации, а в силу отсутствия органа восприятия, называемого душой. То есть множество вещей на свете мы понимаем не мозгами, абстрактно, а душой, то есть непосредственно.
Не верите? Ну смотрите, в розетке живёт электричество (если верить одному нашему политику, в виде молекул, что, впрочем, научно не доказано), и мы можем его ощутить, когда нас дёрнет током, или когда заработает включенный электроприбор. Но существует электро-магнитное поле, которого не видно и не слышно, хотя именно оно способно заставить этот прибор работать, приводя в движение ротор моторчика где-то внутри означенного устройства. То есть неочевидное может быть реальным, когда как-нибудь себя обнаруживает. Раньше люди не знали про магнитное поле, но знали про душу, а сейчас наоборот, поле обнаружили, а про душу забыли. А психологи с ней работаю, стыдливо называя некогнитивными формами интеллекта. Это чтобы не обидеть дурачков, которые думают, что её нет. Знаете, как в Европе с церквей снимают кресты, чтобы не обидеть мусульман, глупым детям ставят хорошие оценки, чтобы они не замечали своей ущербности, в закусочных надевают бумажную корону на клиента, чтобы тот не догадался что это практически дно?
Но я не об этом. Я о психологии. Разные направления этой науки изучают разные свойства души, и почти никто не занимается интеллектом. Для этого есть педагогика. А душа про то, как чувствовать себя и других, как понимать происходящее вокруг и свое место среди всего этого, как общаться с людьми и быть человеком. Мы с вами много пользуемся мозгами и мало душой, а мозги, или научно говоря структурированное осознанное мышление, не имеют непосредственного контакта с реальностью. Они и вправду как компьютер, способный обрабатывать получаемую откуда-то информацию. Что-то исходит от наших органов чувств, но в основном эта информация абстрактная, относящаяся к области знаний, накопленных человечеством за века развития цивилизации. То есть я не знаю о мире почти ничего из личного опыта и вынужден доверять написанному, сказанному или додуманному моим воображением. А это всё весьма сомнительные источники информации, так как мы, люди, существа весьма лживые, коварные и беспощадные к себе подобным. По-хорошему, мне бы научиться проверять услышанное, но как? В физике мы можем поставить опыт, в математике произвести исчисления, а в общении с людьми? Да, попасть на психологическую группу и попробовать хоть чуть-чуть говорить правду. Продраться через слои страха, недоверия, самообмана и социальных запретов, и признаться хотя бы себе самим, что там таится в душе взаправду. А если это сможет сделать прямо насколько человек, то есть шанс, что мой бедный мозг начнёт понимать, а что же в действительности происходит между людьми.
Представляете? Это как самому открыть теорию вероятности, или сочинить реквием Моцарта! То есть за пределами привычного жизненного опыта. Ой, кажется я усложняю…
В общем, чтобы не говорить сложных слов, типа социальный интеллект, личностная компетентность, невербальная коммуникация и тому подобного, мы просто говорим «душа», потому что это просто и понятно. Если кто-то полагает, что душа сродни бабушкиному компоту, то есть что-то розовое, сладкое и липкое, то он далёк от истины. Такому человеку мы строго скажем, что никто так не далёк от истины как он, потому что всё совсем иначе. Душа, это орган чувствования другого живого существа, будь то человек или зверюшка, а также ощущения и переживания себя самого. Она любит любовь к себе, и не переносит отвержения. Когда она здорова и сыта, человек счастлив и добр, когда голодна, человек несчастье, а когда не может жить в теле человека, то отворачивается, уходит и человек перестаёт понимать кто он такой. В последнем случае человека называют безумцем, а сам он всем начинает доказывать, что души у человека нет, есть только разум. Вот как-то так. Из сказанного ясно, да и без сказанного вообще-то очевидно, что человек окружённый общением и любовью счастлив и весел, душу свою ярко ощущает тот, кто несчастен и одинок, как тот больной, который чувствует раны на своём теле. А безумец потерял контакт с собой, и опирается лишь на оторванный от реальности разум.
Лекарство от душевных болезней – групповое общение, то есть безопасная среда, и открытое взаимодействие. Говоря иначе, если не семья, то психологическая группа. Семья, конечно, лучше, но где её взять? На психолога человек учится годами, и держит здоровую атмосферу в группе пару часов раз в неделю, а на семьянина никто не учит, в то время как держать атмосферу дома нужно постоянно в течении многих лет, несмотря на усталость, бытовые трудности, невзгоды и неурядицы и притом совершенно бесплатно.
За то, чтобы группа работала отвечает ведущий, который устанавливает правила и принуждает людей их придерживаться. Спросите почему? Очень просто – люди готовы заниматься всем, кроме главного. Сперва они притворяются позитивными и доброжелательными, потом кого-то обсуждают и критикуют, затем ссорятся, говорят умные вещи о политике, психологии, философии, быте, и никто не хочет прикасаться к своей душе. Все боятся, каждый защищается, никто никому не доверяет. Только дурак может быть уверен, что на психологических группах нужно кому-то что-то рассказывать или учить жить. На самом деле там появляется возможность немного поприкосаться душами, и даже этого малого иногда хватает, чтобы человек начал исцеляться.
Как это делает психолог я не скажу. Это, извините, искусство. Мне повезло, я попал на такую группу, где мастер подобное смог осуществить. Вот, хвастаюсь.
Но мы отошли от темы. Начал я про образы во время визуализации, а точнее про сокровища, что чаще всего отождествляется с какими-то детскими секретами и тайнами. То есть на этой группе как раз так и получилось, почти все обнаружили в глубинах своего воображения именно то, что когда-то в детстве, или молодости, было священным и безусловно важным. Я, например, увидел там свисток, который когда-то вызывал у меня сильнейше воодушевление, а у взрослых пропорциональное раздражение. Теперь я понимаю, что восторгался возможностью привлечь к себе внимание, что, собственно, и раздражало окружающих, но в тот момент, пока я думал к чему бы это, свисток превратился в губную гармошку. Не помню, куда делся тот свисток из моей жизни и как в ней появилась гармошка, но обмен был неравным. Надёжный советский инструмент, тяжёлый как пистолет Макарова, которым можно было забивать гвозди, решительно не хотел подчиняться человеку. Дуть в него нужно было при помощи насоса, а играть через компрессор, так как силой лёгких сделать этого не мог никто. Если низкие ноты ещё можно было выдавить набрав побольше воздуха, то для получения еле заметного писка высоких регистров приходилось прилагать столько усилий, что щёки болели потом ещё пару дней. Предмет сей канул в Лету, однако гораздо позже, лет так через двадцать, кто-то подарил моей сестре аналогичный инструмент, но только современного производства. Ей тогда было… где-то до школы, значит мне под тридцать. Увидев извлекающий звуки предмет в руках ребёнка, взрослые не на шутку встревожились, опасаясь за здоровье своей нервной системы, особенно в части звукового восприятия. Однако я поспешил их успокоить заверив, что карманно-духовой инструмент это ни разу не свисток, и приручить его не так-то просто. Вообразите моё удивление, когда обнаружилось, что китайская тремоло сдалось детям без всякого боя и раздражает окружающих не хуже свистка. Признаюсь, сначала я было подумал, что это какие-то неправильные дети, но потом, чисто из научного интереса, дунул в гармошку, и она запела ласковым мягким голосом весёлой и легкомысленной студентки консерватории. Выждав момент, когда интерес к игрушке закономерно поутихнет, я договорился с родителями и забрал гармошку себе.
С тех пор мы не расставался с ней около года, в течении которого она всё смелее и оживлённее мне подпевала. Сначала мы пробовали сочетания звуков, потом придумывали мелодии, подбирали на слух песни и импровизировали. Это было как-то само собой, легко и здорово, без мучительного сольфеджо и занудных гамм. Знакомые узнавали о моём приближении за пару кварталов – хоть в Питере и много чокнутых, но никто не гулял тогда по городу выводя рулады. А потом нас обнаружила жадная сестра и закричала.
- Отдай, это моё! Ма-ма!!!
У неё аж глаза загорелись каким-то чёрным светом. Я попытался отшутиться, но маленькая ведьмочка вцепилась не на шутку. Родители распорядились вернуть инструмент, и я отдал. Ей можно было всё, в отличии от меня в её возрасте, а вещица, как ни крути, была всё-таки не моя.
Больше я губной гармошки не видел. Может её тихонечко выкинули или кому-то отдали, может она утонула где-нибудь под грудой игрушек, или была забыта в песочнице, не знаю. Все другие инструменты, которые я пробовал, отказывались петь со мной, и только послушно издавали аккуратные безжизненные звуки. Я не то чтобы обиделся, а как-то разочаровался. Это была, наверное, последняя светлая история в моей молодости. Потом отчим стал пить, бросил и сестру, и мать, со мной разругался в припадке алкоголической паранойи, разорился и уехал из страны. У меня тоже всё пошло под откос, я разочаровался, помрачнел и окончательно перестал доверять людям. Дело не в самой гармошке и не в сестре, она просто ребёнок, а в том, что я осознал, что то, что у меня хорошо получается, не просто никому не нужно, но напротив, вызывает злость и раздражение окружающих.
Помните у Шарля Перро в сказке Кот в сапогах: - Старший получил мельницу, средний - осла, а самый младший – кота? Похоже, что в семье, где я вырос, мне досталась роль того самого младшего, которому не досталось ничего. Коты, конечно, были, но обычные, полосатые, а не бесшабашные авантюристы семнадцатого века, и не лихие предприниматели перестройки, способные поддержать или наладить мою жизнь. Так она, то есть жизнь, и пошла дальше, с ощущением обездоленности и бесприютности.
Кто-то из женщин в группе плакал, слушая мою историю про сокровище, кто-то скучал или отмалчивался. У каждого свои история, и моя не лучше и не хуже прочих. Может нужно было держать гармошку в секрете и не показывать? Дети любят держать в секрете какие-то важные вещи или информацию. Самое ценное они закапывают в землю, накрывают стёклышком, чтобы потом иногда приходить смотреть на свой клад. Я свою историю про гармошку держал почти тридцать лет, только вот теперь доверился. Научила, значит, жизнь.
В детстве я, наверное, глупый был, не мог понять зачем что-то прятать или отнимать. Когда дед учил меня играть в шахматы, я не понимал зачем нападать или есть фигуры противника. Можно просто отдать, что тебе не нужно, или дать поиграть, если другому так хочется. Кот, например, может убить и съесть какую-нибудь птичку, когда он голодный, а просто так он мурлыкает и ластится. Что же, человек глупее или хуже кота? Почему правила взрослых такие странные и жестокие, когда можно жить с открытым сердцем, не отнимать и не обижать, а просто дружить с окружающим миром? А вот теперь секретики и у меня от людей, не доверяю, значит.
В группе разные сокровища, у кого-то из молодости, у кого-то из детства, у кого-то из запретных родительских вещей. И все священные, полузабытые, бесценные. Закопаны в землю, пылятся на антресолях, покорно ржавеют и плесневеют в гаражах и сараях. Неприкосновенные клады прошлого. Что же в них такого ценного, ведь, по сути, это просто мусор, который давно себя изжил и исчерпал? Но всё не совсем так. Секретики это кусочки души, что-то настолько заряженное любовью, что стало аккумулятором, святым граалем, осязаемым чудом, способным исцелять и воскрешать. Поэтому к секретикам возвращаются, ими делятся в тайне, их берегут и хранят. Не важно, это корона из Лувра, мощи святого или мамина пластмассовая серёжка, оно несёт в себе сакральный смысл и духовную силу.
Не смейтесь, законы души не вписываются в рамки здравого смысла, и находятся за пределами разума. Мы кругом и всюду окружены символическими предметами, и хотя легко можем посмеяться над чужими суевериями, тут же готовы стоять насмерть за свои духовные ценности, прятать их от всех, хранить как святыню и показывать только исключительно доверенным людям. Я и про вещи говорю, и про события. Воспоминания тоже могут быть личной святыней, и тоже хранятся где-то на антресолях души.
Уже двенадцать. Прошёл вчерашний день. Сегодня, то есть уже вчера, давали дипломы и поздравляли с окончанием двухлетней групповой работы. Я на кругу сказал, что это маленькая смерть, которую нужно пережить легко и с достоинством. Да, мы открыли друг другу свои души, поделились секретами, подивили святынями, кого-то поразили, кого-то по дразнили, кого-то рассмешили, кого-то растрогали и расстались. Я переживал о юности, грустил, слушал других, пытался быть полезным, но не замечал, что был счастлив в этом взаимодействии. Душа дышала, а сердце билось в унисон, хотя я и скучал, и сердился, и смеялся, и недоумевал. Всё это выяснилось только теперь, когда оно умерло. После полуночи, оно стало вчерашним днём и священным достоянием, как мамина серёжка, с тонким запахом её духов и запутавшимся волоском, которую никому нельзя показывать. Никто ведь не поймёт, любой только посмеётся, и магия развеется, чудо исчезнет, секрет станет обыденностью, причём даже не очень нужной, и совершенно прозаичной.
Что тут скажешь? Да был на группе, вроде прошло ничего, даже как-то с пользой. Конкретно? Нет, ничего особенного. Вообще-то по правилам нельзя рассказывать… да и не о чем, собственно.
Андрей Попов 24.11.2025
Свидетельство о публикации №225112400767