По волнам моей памяти

В большом городе, конечно, интересно, строятся новые микрорайоны, обустраиваются новые улицы и зеленые зоны отдыха. Город должен меняться, спору нет, но человеческая память хранит старые воспоминания. И всякий раз проходя по улице со знакомым с детства названием, в голове всплывают старые дома, не асфальтированные улочки, и друзья в одежде для гуляния. Да, в пору моего счастливого детства, одежда была разной: для школы, для выхода в центр города, для игры в пятнашки или в пекаря.

Самое интересное, что воспоминания показывают лица родственников и друзей, соседей по дому. Нет каких-либо воспоминаний в звуковой форме. В данное время многие не представляют жизни без наушников, из которых постоянно льются современные мотивы. Сейчас не в тренде слушать звуки города и природы. Летом каждое утро, идя на работу, заслушиваюсь стрекотом городских стрижей и любуюсь их полетами по непредсказуемым маршрутам. Птица оптимист и трудоголик, постоянно в тонусе, акробаты-виртуозы голубого неба.

Мне даже стало интересно вспомнить, какие звуки звучали в пору моего детства. Первым устройством, которое издавало звуки в каждой квартире – это была радиоточка. Даже если проживаешь один в квартире или комнате, есть кому пожелать и доброго утра, и спокойной ночи, и приятного аппетита в обед. И как не выполнить команду «На зарядку становись!». А вечером, когда уже за окном темно и зима снежинками стучится в окно, можно лечь на диван, укрыться одеялом и послушать сказку или театральную постановку с такими знакомыми голосами знаменитых артистов. Кроме радиоточки был еще же и радиоприемник с проигрывателем пластинок. У нас был большой диск с маршами Красной армии. Как мне нравились марши для конницы! Я при первых аккордах уже представлял себя сидящим в седле и с поводьями в руках. Игра воображения на полную катушку!

В старых домах барачного типа человек никогда не бывал одинок, всегда за деревянной переборкой соседа можно было услышать голоса или звуки жизнедеятельности. Особенно взбадривали громкие ссоры семейных пар и крики детей при их воспитании с помощью ремня или рукоприкладства. А общие барачные коридоры, и днем и ночью постоянно кто-нибудь вышагивал по скрипящим доскам полов или говорил сам с собой. Любой человек, сидя в комнате, мог почувствовать членом большого социалистического сообщества, которое никогда тебя не забудет и постоянно будет напоминать, что ты мелкая деталь большого механизма.

Чем отличались праздники шестьдесят лет назад от нынешней демократии? Среди людей нет общности, никто не собирается компаниями в домах. Все уже привыкли, что корпоратив это не встреча людей с одинаковыми интересами и возможностями, а обычное пьяное сообщество. В 60-70 годы женщины-соседки покупали бутылку вина и готовили пищевые блюда (не деликатесы), собирались в одной из квартир не праздновать с возлияниями, а просто проговорить по душам и конечно попеть песни хором, ну а если находился баянист или гитарист, жители барака могли не включать телевизор по вечерам, а слушать бесплатный концерт.

Из звуков в старых домах всегда помнил скрип входных дверей в дом. Как только начинался ветер, кто-нибудь забудет прикрыть двери. А вставать ночью, и идти двери закрывать никому не охота, так и скрипят ржавые петли до утра. А сколько вопросов возникало в сонной голове, когда ранним утром соседи выходили в коридор ополаскивать свое заспанное лицо под ручным умывальником, битье соска об металлический корпус и залив воды в умывальник – везде и всегда шум. Но самым заунывным был процесс прихода домой квартирных полудиких котов и кошек, которые ночь проводили в сараях и в огородах, а часа в четыре приходили домой поспать и поесть борща из банки. Сидят под дверьми своей квартиры и поют свои жалобные песни о невзгодах кошачьей жизни и о любви к своим хозяевам.

Из всех звуков, оставшихся в памяти с детства, является зов родителей к своим детям: «Саша, домой! (Я, 1958 г.р.)», «Таня, домой! (Жвагуль, 1959 г.р.)», «Вова, домой! (Николаев, 1958 г.р.)», «Зина, домой! (Мерзлозубова, 1959 г.р.)», «Рая, домой! (Горбунова, 1959 г.р.)»!

Статистика говорит, что человек помнит свою жизнь с трех лет. Я что-то помню в этом возрасте после отдачи меня в детский сад. Когда я начал говорить - не помню, но мне видно можно подать жалобу в прокуратуру за мое избиение врачами при рождении в 00-15 14 августа 1958 года. Что делают нормальные люди в ночное время? Конечно, спят! Вот и я вышел из материнского лоно спящим, меня же никто не предупреждал заранее, что я буду участвовать в родах. Мальчишка ростом 53 сантиметра и массой 4,10 килограмма попал в руки к врачам, которые хлопали по моей розовой попке своими ручищами, пока я не закричал на них. Зачем они меня разбудили, до сих пор не понимаю.


Рецензии