Нравственное значение руской иконы

Нравственное значение руской иконы

Эссе 4

В очерках князя Е. H. Трубецкого о русской иконе первые две: — «Умозрение в красках» и «Два мiра древнерусской иконописи» — вышли отдельными брошюрами в 1915 и 1916 годах. Третья — «Россия в ее Иконе» — появилась в разгар жесточайшего звероподобного террора «русской» революции, когда совокупная «общественная мысль», этих «русских пророков трубецких и К» застыла в ужасе от неприкрытого сатанизма «русских революционеров», творящегося на практике осуществления идей «наступления новой эры свободного человечества», и не кинулась в повальное бегство спасения своей жизни. Работа была опубликована в одной из последних книг «Русской Мысли » (январь-февраль 1918 года). Трагедия Мысли «Россия в ее Иконе» уже ближе к природной сути Русского Мiра, но все еще гибельно «общечеловечна»: -

«Оказывается, что лики святых в наших древних храмах потемнел единственно потому, что они стали нам чуждыми; копоть на них нарастала частью вследствие нашего невнимания и равнодушия.
А обычай заковывать икону в ризу, возникший у нас не ранее XVII века, представляет собою, на самом деле, скрытое (социальное материалистическое В.М.) отрицание религиозной живописи; в сущности это — (как направляюще сознательное, так и исполнительское, на низовом нравственном уровне социально-религиозной элиты народившегося исторического безпамятства, В.М.) бессознательное иконоборчество. Результатом его является та «утрата» иконы, и то полное забвение ее смысла.

 (здесь нагляден уже ущербный дух коллективных «трубецких и К»; в советское время его проекцией и гармоникой стало «признание отдельных ошибок отдельных представителей власти»; здесь в естественном природном Начале ложно видится «общечеловеческое», а в системном сбое ложных пропагандистских идей общества видится «безсознательное» или оно же «отдельные ошибки» советского времени В.М.)

Вдумайтесь в причины этой утраты, и вы увидите, что в судьбе иконы отразилась судьба Русской Веры. В истории русской иконы мы найдем яркое изображение всей истории религиозной жизни России. Как в расцвете иконописи отразился духовный подъем поколений, выросших под духовным воздействием величайших русских святых, так и в падении нашей иконописи выразилось позднейшее угасание нашей религиозной жизни. Церковь господствующая заслонила церковь народную соборную. Образ ее поблек в религиозном сознании, утратил свои древние краски. Потемневший в красках лик иконы в богатой золотой одежде и ее космлполитические сюжеты, — вот яркое изображение церкви, плененной мирским великолепием.
В исторических судьбах русской иконы есть что-то граничащее с чудесным. Копоть старины, позднейшие записи, и золотые ризы послужили во многих случаях как бы футлярами, которые предохраняли от порчи ее древний рисунок и краски. Тот факт, что она теперь предстала перед нами почти не тронутая временем во всей красе, есть как бы новое чудесное явление древней иконы .

Тот подъем творческих (природных В.М.) сил (эпохи становления Духа и Плоти Русского Мiра В.М.), который выразился в иконеи самой Сущности той Русской Жизни, зародился среди (величайшего подъема созидательных сил Русского Мiра, и среди В.М.) величайших страданий народных. И вот мы опять вступили в полосу этих страданий.

Вот почему нам стала понятна духовная жизнь поколений, которые пятью с половиной веками раньше выстрадали свою Икону. Икона — явление той самой благодатной силы, которая некогда спасла Россию. В дни великой разрухи и опасности преподобный Сергий собрал Россию вокруг воздвигнутого им в пустыне собора св. Троицы. В похвалу святому преподобному Андрей Рублев (творческой мощью своего природного русского Духа В.М.) огненными штрихами начертал образ триединства, вокруг которого должна собраться и объединиться вселенная.

Не в одной только рублевской иконе, во всей иконе XV века звучит этот призыв. Но есть в этой иконописи и что-то другое, что преисполняет душу бесконечной радостью: это — образ России обновленной, воскресшей и прославленной.

Опять удивительное совпадение между судьбами древней иконы и судьбами Русской Веры.

И в жизни, и в живописи происходит одно и то же: и тут, и там потемневший лик освобождается от вековых наслоений золота, копоти и неумелой, безвкусной записи».

И вот как мне видится это  с нашего "корабля современности".

Живопись XIX века под натиском идей французских энциклопедистов и революции принялась изобретать материалистические Формы модернизма в разных символах. Так пал мировой героическо-мистический классицизм и восторжествовал течение демократического импрессионизма, как господства жанровой материалистической живописи. Увидел, почувствовал, отобразил! Этот немудреный мировоззренческий взгляд был обращен на материальное бытие «простого человека», но и он же неминуемо обратился на Бытие Природы. И после короткой «моды» на «демократическое» искусство, художественный взгляд Гениев живописи вернулся к ощущению Вечности и поискам истоков Бытия.

В художественный мiръ конца XIX века буквально ворвались две мировые звезды данного направления Висент Ван Гог и Поль Гоген. Взяв на вооружение яркие контрастные краски, художественное пятно и иные достижения импрессионизма, они принялись создавать новый художественный мир с использованием линии японского и китайского контура и азиатского масштаба безконечности Природы. Эти комбинации и симбиоз прямой и обратной перспективы дали миру шедевры живописи, трактуемые искусствоведами, как «постимпрессионизм». Ваг Гог творил свой художественный мир изменчивым движением красок, передавая Всеобщие Жизненные Вибрации нашего Мира, а контрастная статика нетронутой цивилизацией Природы и природное естество Человека в ней, это Поль Гоген.

Из той пестроты «постимпрессионизма» мировая критическая мысль закономерно выделила лишь прагматику множительных приемов оттисков гравюры художника Анри Тулуз-Лотрека и использование коллажа в живописи от Матисса. Первый дал миру основы оформительства, как торговой рекламы, а второй дал «демократический» коллаж контрастов, позволивший обычной «демократической» художественной посредственности «играть» на живописном поле, в отсутствие яркой художественно-рисовальной техники и врожденного чувства цвета, этого аналога музыкального слуха. Вместе они дали мощный импульс современному дизайну, этому театральному и промышленно-торговому и общественному оформительству.

Разные гармоники пошли от импрессионизма в Русский художественный Мiръ. Так модернизм выстрелил бытовым стилем жанровой материалистической живописи «передвижников», как прообраза и предтечи будущего «социалистического реализма». Там в творческом окружении «Сватовства майора» и «Не ждали» уютно чувствовали себя врожденные инорасовые русофобы, условные «репины и антокольские» с их «Крестными ходами» и скульптурами Царя Ивана Грозного.

Вот что говорит официоз: -

История создания товарищества.

 Художники-передвижники были первыми русскими реалистами. Они противопоставляли свое творчество строгим академичным канонам, далеким от современной действительности и запросов нынешней жизни.

 (ну чем не запросы французских импрессионистов, «демократия» и ее «реализм», она и в Африке, примитивная и однообразная «демократия» В.М.)

 Товарищество передвижных выставок было организовано в Петербурге. Интересна история создания данного сообщества. В 1863 году четырнадцать лучших выпускников Академии художеств потребовали от руководства разрешение на свободный выбор темы конкурсной картины. Получив отказ, молодые студенты, не раздумывая, вышли из состава учебного заведения, организовав свободную артель. В 1870 г. по инициативе В. Перова они вместе с художниками Москвы создали Товарищество передвижных выставок.

В своих работах молодые реалисты стремились изобразить истинную жизнь постоянно страдающего и угнетенного крестьянства, находящегося под властью богачей и помещиков (такой карикатурно-пошлой, как видело ее их «народно-демократическое» художественное зрение В.М.). За все время существования объединения было проведено сорок восемь выставок в Москве, Петербурге, Риге, Ярославле, Туле, Саратове, Кишиневе, Казани, Курске, Воронеже, Полтаве, Харькове, Одессе, Киеве и других городах. «Народные экспозиции» также стали устраиваться и в небольших городах, деревнях и селах. Просвещение простого народа – это одна из идей, которую преследовали художники-передвижники. Список участников данного сообщества включает в себя лучших скульпторов и живописцев девятнадцатого–двадцатого веков: - Г. Г. Мясоедов, В. Петров, И. Крамской, К. Савицкий, Г. Саврасов, А. Куинджи, И. Шишкин, И. Репин, В. Васнецов, И. Левитан, С. Иванов, А. Архипов и другие именитые деятели.

Многие перечисленные художники творчески не имели никакого отношения к реалистической жанровой живописи по духу творчества, реализм их картин был одним из методов, а не художественной доминантой творчества. И это в первую очередь И. Шишкин, В. Васнецов, И. Левитан и С. Иванов хотя они и участвовали в выставках передвижников. Так трагическая фигура русской живописи А. Саврасов записан в «передвижники» нашей россиянско-советской совковой критикой. Первые пейзажи Алексея Кондратьевича - «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Вид Москвы с Воробьевых гор» - проникнуты идеями романтизма. Саврасов никуда не выходит  «из учебного заведения», заканчивает его и не участвует ни в каких протестах, а активно участвует в выставках, преподает в Училище ваяния и живописи. Он пишет знаковую для своего природного мировоззрения картину – «Лосиный остров». Свои впечатления от красоты родной русской природы он передает в картинах - «Разлив Волги», «Грачи прилетели», «Закат над болотом», «Лунная ночь», «Могилы над Волгой», «Рожь».

С именем И. Шишкина связана история отечественного пейзажа, его творения стали национальной классикой и приобрели огромную популярность. Он пишет свои знаменитые картины классики русского пейзажа: - «В окрестностях Москвы», «Рубка леса», «Корабельная роща», «Ручей в лесу». Свои работы он выставляет и на экспозициях, которые устраивают русские художники-передвижники. По сей день шедевры этого великого пейзажиста пользуются огромной и заслуженной популярностью.

 И все же исторически неумолимо надвигается Серебренный Век русской культуры, время торжества символизма и модернизма не только в культуре, но и в живописи.

Но эту тему продолжим в следующей части.


Рецензии