50 легенд. Виктор Зингер
ПЕРВАЯ СЕРИЯ. ВРАТАРИ
№ 7
ВИКТОР ЗИНГЕР
Имя Виктора Зингера настолько прочно ассоциируется со «Спартаком», что многие уже не помнят, что на самом-то деле Зингер – воспитанник ЦСКА.
Правда ворота основной команды московских армейцев Зингер не защищал ни разу, он играл только за детские и молодежные составы. Основным вратарем ЦСКА тогда был великий Николай Пучков и подвинуть не только его, но и пучковского бэкапа Юрия Овчукова, не представлялось возможным. Никто не видел тогда в щуплом низкорослом Зингере будущего классного кипера. И из молодежки ЦСКА Зингера отправили в волжский филиал, в куйбышевский СКА, только что пробившийся в класс «А».
Три года Зингер тянул армейскую лямку в Куйбышеве. В 1964 году истекал срок его службы и необходимо было решать: оставаться в провинции или возвращаться в Москву, чтобы начать все сначала.
И вдруг в Куйбышеве раздался звонок из Москвы. Звонил Всеволод Бобров, которого только что назначили старшим тренером «Спартака» и он собирал новую боеспособную команду. Команду, способную противостоять диктату тарасовского ЦСКА. Именно тогда «Спартак» укрепился Зиминым (из «Локомотива»), Мартынюком (из «Крыльев»), Виктором Блиновым (из Омска), Евгением Поладьевым (из Усть - Каменогорска). Помощник Боброва Борис Афанасьев когда-то работал с Зингером в ЦСКА, он и порекомендовал Боброву молодого голкипера.
Зингер пришел в «Спартак» третьим вратарем, а уже через год стал основным. В 1967-м «Спартак» во второй раз (первый был в 1962-м) подвинул ЦСКА с чемпионского места и с тех пор белая маска Зингера стала таким же символом спартаковского духа как ремешок от шлема на подбородке Старшинова.
Но еще до этого, в феврале 1965-го, состоялся дебют Зингера в сборной. Тогда в Москву прилетела любительская сборная Канады и тренеры (Чернышев и Тарасов) использовали два матча против канадцев, чтобы отобрать кандидатов на чемпионат мира. Зингер выиграл конкуренцию у Анатолия Рагулина (вратаря «Химика» и брата Сан Палыча) и поехал на мировое первенство.
На четырех чемпионатах (Тампере-65, Любляна-66, Вена-67, Гренобль-68) Зингер был бэкапом у горьковчанина Виктора Коноваленко. Как правило он выходил на лед в паре матчей (против аутсайдеров), давая Коноваленко возможность отдохнуть и разгрузиться психологически.
Но вот наступил год 1969-й. Коноваленко опоздал (на сутки) на сборы главной команды страны и его решили в Стокгольм, где проводился чемпионат мира, не брать. А Зингер впервые поехал на мировое первенство основным вратарем.
Но Стокгольм-69 вряд ли можно отнести к удачам Зингера. Он не сыграл ни одного сухого матча, ему забивали даже относительно слабые сборные США и Финляндии, а в матчах с основными конкурентами – сборной Чехословакии (оба наши хоккеисты проиграли - 0:2 и 3:4) Зингер пропускал, как утверждал Тарасов, откровенные гнилушки.
В оправдание Зингера надо сказать, что на том первенстве игра нашей сборной не была так убедительна, как в предыдущие годы. Особенно слабо выглядела линия защиты, чью игру специалисты раскритиковали в пух и прах.
По результатам чемпионата сложилась парадоксальная ситуация: сразу три сборные (СССР, Чехословакии и Швеции) набрали одинаковое количество очков. Все решила результативность. А поскольку советская сборная забивала больше всех, она и завоевала золото. После этого уже никто не спрашивал: стоило ли напрягаться и обыгрывать американцев 17:1. Позитивную роль сыграло и негласное соперничество между Фирсовым и Старшиновым (в матче против США оба сделали по покеру).
Несмотря ни на что, сезон 68/69 стал пиком карьеры Зингера. Это был сезон, когда «Спартак» был неудержим. Из шести матчей против ЦСКА «Спартак» проиграл только один (это был матч открытия), еще один свел вничью и четыре выиграл. В хоккейные анналы навсегда войдет последний, шестой поединок непримиримых соперников, состоявшийся 11 мая 1969-го года. Именно тогда Тарасов, протестуя против незасчитанного судьями гола, увел команду ЦСКА в подтрибунное помещение и 35 минут испытывал терпение болельщиков (в том числе - генсека Брежнева). Вряд ли это пошло армейцам на пользу, «Спартак» победил и в третий раз стал чемпионом.
Почему все-таки карьера у Зингера не сложилась так же блестяще, как у Третьяка или Коноваленко? Самый частый упрек в его адрес: Зингер может отстоять на ноль против ЦСКА или «Динамо», а потом пропустить с середины поля от аутсайдера.
Впрочем, это была типичная спартаковская болезнь. На эту тему существует байка, очень похожая на быль. Тренер Николай Карпов заходит в спартаковскую раздевалку и говорит: «Ребята, через два дня нам предстоит ответственнейший матч против свердловского «Автомобилиста». Ну а сегодня ЦСКА, я думаю, вы легко обыграете.»
Начало 70-х было тяжелым временем и для «Спартака», и для Зингера. В команде постоянно менялись тренеры. Зингера преследовали травмы. И у него появился сильный конкурент в лице молодого перспективного Виктора Криволапова.
Вообще-то травмы мучали Зингера на протяжении всей его карьеры, причем зачастую травмы нелепые. То после щелчка Фирсова шайба отрикошетила и попала в Зингера, беседовавшего возле борта с тренером. То Зингер поскользнулся на брошенной на лед монете и сломал ногу. И это не считая травм, полученных непосредственно в ходе игры. Все это привело к тому, что в конце 1974-го года Зингер решил закончить игровую карьеру и перешел на тренерскую работу в спартаковской системе.
Прошел приблизительно год и однажды домой к Зингеру явилась целая делегация. Три спартаковских аксакала – Якушев, Шадрин и Ляпкин – пришли уговаривать Зингера вернуться в ворота «Спартака». Команду возглавил «фартовый» тренер Николай Карпов, «Спартак» снова бился с армейцами за чемпионство, а вратарь Криволапов не тащил. Вот лидеры команды и вспомнили про Витю Зингера.
Зингер вернулся в ворота «Спартака» и завоевал с командой последнее на сегодняшний день, четвертое золото. А потом окончательно ушел на тренерскую работу.
До последнего времени Зингер продолжал участвовать в матчах ветеранов, но опять же своеобразно, по-зингеровски. Он мог сказать: «Стою первый период. А потом ухожу – в 19 магазин закрывается.»
В 2013 году Виктора Зингера не стало. На его могилу на химкинском кладбище приносят цветы. Букеты, как вы понимаете, состоящие из красных и белых цветов.
Свидетельство о публикации №225112501047