За мной, кукурузинки!!!

Действующие лица:
Рита Кукурузникова

Одноклассники Риты:
Мила Безенсон
Саша Торотько
Женя Кузнецов
Ася Ефремова
Лиза Винярская
Василиса Заболоцкая, новенькая

Ада Марковна, учительница
Заболоцкая, капитан милиции, мать Василисы
Пётр Петрович, директор гимназии
«Веник», учитель английского Вениамин Сергеевич
Спартак, брат Риты
Ирма Петровна, завуч
Ученики
Врач

Часть 1

Сцена 1
Класс. Утренняя суета перед началом занятий. Звучит звонок. Входит учительница Ада Маркова. Все встают.
Учительница. Доброе утро. Прошу садится.
Саша. Не у всех оно доброе.
Мила. Почтим это утро минутой ворчания...
Учительница. Торотько, Безенсон, если вам есть что сказать, встаньте и скажите вслух. 
На пороге появляются Ася и Лиза.
Учительница. Опоздавшим наши правила напоминать не нужно?
Девочки. Нет!
Учительница. Чем сегодня нас порадуете?
Ася. Иосиф Бродский.
И вечный бой.
Покой нам только снится.
И пусть ничто
не потревожит сны.
Седая ночь,
и дремлющие птицы
качаются от синей тишины.
И вечный бой.
Атаки на рассвете.
И пули,
разучившиеся петь,
кричали нам,
что есть еще Бессмертье…
… А мы хотели просто уцелеть.
Учительница. Достаточно, Ефремова. Что у тебя, Винярская?
Лиза. Борис Рыжий.
Учительница. Может не стоит? Почитай что-нибудь попроще. Например, Юнну Мориц. Про ёжика резинового…
Лиза. Я Рыжего прочту!
Осыпаются алые клёны,
полыхают вдали небеса,
солнцем розовым залиты склоны —
это я открываю глаза.
Где и с кем, и когда это было,
только это не я сочинил:
ты меня никогда не любила,
это я тебя очень любил.
Учительница. Винярская, достаточно!  Девочки, садитесь на свои места.
Голос из динамика: «Педагог Ада Марковна, срочно зайдите к директору».
Учительница (уходя). Сидите, как мышки. Я скоро вернусь.
Ася. Когда закончится эта поэзия?
Мила. Когда вы перестанете опаздывать. В чём я сильно сомневаюсь. По вам часы можно сверять. Каждый день опаздываете ровно на пять минут.
Ася. Тебе не нравится Бродский?
Мила. Очень нравится. А от Рыжего я просто млею.
Рита. То-то я смотрю ты приходишь каждое утро вся сомлевшая.
Мила. Я прихожу не выспавшаяся.
Саша. И почему же?  Бродского учишь?
Мила. Давно пора запомнить: у меня другой любимый поэт!
Женя. Знаем, знаем: Самоделов!
Рита. Самоделов-Недоделов… Что он хорошего написал? Да ничегошеньки!
Женя (иронично).  Ты не права, Рита. А как же эти нетленные строки: «Листаю чисты страницы…Меж ними – губы и ресницы»?
Рита. Листаю книгу - вижу фигу.
Мила. Я люблю поэта, а ты веника.
Рита. Не смей Вениамина Сергеевича называть веником!
Мила. Его все так называют. Даже учителя между собой. Недавно прикольный случай был. В параллельном классе дежурные пришли к своему классному и говорят: «Помогите нам, мы не знаем, где веник. В десятом кабинете его нет, мы всё обыскали». А классный в ответ: «А почему вы искали в десятом, если Веник работает в пятом?».
Все смеются. Рита надвигается на Милу. Но в классе появляется учительница   с Василисой. Ученики встают.
Учительница. Садитесь. Познакомьтесь, это ваша новая одноклассница, Василиса.
Рита. Василиса, видимо, премудрая. На прекрасную никак не тянет.
Учительница. Кукурузникова, я не стану требовать покинуть класс. Сегодня мы будем писать сочинение на тему «Как прошло моё лето». Всем по две страницы, тебе, Кукурузникова, четыре. Развивай писательский дар.
Рита. Нет у меня такого дара.
Учительница. Судя по острому языку, есть. Или будет. После сегодняшнего урока. Василиса, садись, рядом с Женей Кузнецовым.
Женя (ставит сумку на стул рядом с собой). Здесь занято!
Учительница. Кем же? Подружку твою отчислили из гимназии за недостойное поведение. Садись, Василиса.
Женя убирает сумку, Василиса садится рядом с ним.
Учительница. Не теряем время, достаём тетради и пишем. Урок пролетит быстро.
Голос из динамика: «Педагог Ада Марковна, Вас просят зайти к директору»
Рита. Зачастили сегодня…
Учительница.  Я скоро вернусь. Попрошу соблюдать тишину и порядок.
С уходом учительницы в классе воцаряются шум и гам. Слышны вопросы: «О чём ты будешь писать?», «А ты?»
Возвращается Ада Марковна.
Учительница. Осталось пятнадцать минут. Может, кто-то из вас уже написал?
Рита. Я!
Учительница. Неожиданно. Удивила. А говорила, что у тебя нет писательского дара.
Рита. Я вас ещё не раз удивлю.
Учительница. Вот как? (берёт тетрадку Риты, читает). Очень интересно. Это должны услышать все. (возвращает тетрадку Рите). Читай вслух.
Рита. Всё читать?
Учительница. Всё подряд.
Рита. Как я провела лето.
Учительница. Дальше читай.
Рита. Сочинение.
Учительница. Издеваешься?
Рита. Нисколечки. Вы же просили читать всё подряд.
Учительница. Текст читай.
Рита. «Сбежав из родительского дома, я решила пуститься в кругосветное плавание, о котором давно мечтала».
Голоса. - Рита, ты сбегала из дома?
- Когда? 
- Куда?
Учительница. Попрошу тишины. Мы не успеем услышать увлекательный рассказ вашей одноклассницы. Читай дальше, Кукурузникова.
Рита. «И вот стою на борту тихоокеанского лайнера и ветер треплет волосы. В предвкушении незабываемого путешествия пью коктейли... Но что-то пошло не так. Начался шторм, наш корабль потерпел кораблекрушение. Я чудом уцелела. Гигантской волной меня выбросило на берег, который оказался необитаемым островом».
Мила. Жюль Верн отдыхает!
Учительница. Отдыхает другой писатель. Что же ты молчишь, Кукурузникова?
Рита. Я не стану дальше читать.
Учительница. Тогда прочитаю я. (Берёт тетрадку, читает вслух) «Там не было ни электричества, ни связи.  Борясь за выживание, вспомнила, как помогала папе строить дачу и обустраивать быт. Эти навыки помогли при постройке жилища на острове. Не прошли даром и мамины уроки гончарного ремесла. Вскоре я вылепила посуду для нового дома и могла в ней готовить выловленные морепродукты». Не подозревала, Кукурузникова, что ты творишь под псевдонимом Даниэль Дефо.
Рита. Ада Марковна, это не педагогично!
Учительница. Кукурузникова, мне надоели твои эскапады.
Рита. А мне - ваши постоянные придирки.
Учительница. Выйди из класса.  И отправляйся сразу же к директору.
Рита. Я уйду. Не только из класса. Но прежде… хочу сказать всё, что о вас думаю…
Учительница. Любопытно…
Рита. Это из-за вашего доноса отчислили Катю. И недостойное поведение не у неё, а у вас!
Учительница. Кукурузникова, немедленно покинь класс!
Голоса.
- За что? 
-Это не справедливо!
Учительница. Те, кто поддерживает Кукурузникову, могут последовать за ней!
Рита. Кто со мной, кукурузинки?
Мила, Саша, Женя, Ася и Лиза собирают рюкзаки и идут вслед за Ритой.
Рита (Василисе). Премудрая, ты с нами? Или ты прекрасная?
Василиса собирает рюкзак и идёт вслед за Ритой с подругами.
Учительница. Заболоцкая, хочешь вылететь из гимназии едва поступив в неё? Ты показалась мне разумной девочкой.
Василиса. Вам показалось…
Девочки с хохотком покидают класс.
Учительница. Немедленно вернитесь! Вы слышите? (классу).  Сдайте тетради.
Звучит звонок.

Сцена 2
Школьный двор. Девочки сидят на спортивной площадке.
Мила. Ну и куда мы сейчас?
Рита. Куда глаза глядят.
Мила. И куда твои глаза глядят? В Египет искать сокровища фараонов? Ты про них все уши прожужжала.
Саша. Сокровища фараонов выкопали до нас.
Женя. А я читал, что все, кто вскрыл гробницу, умерли один за другим. Скоропостижно.
Рита. Скоропостижная глупость! Их смерть никак не связана с гробницей. Мы не поедем в Египет.
Лиза. Куда же?
Рита. Отправимся искать сокровища инков.
Ася. Инки-нинки-маринки… Какие у них сокровища?
Рита. Инки – цивилизация такая. Пора давно знать.
Ася. Наслышана. Инки твои исчезли тысячи лохматых лет назад. И их сокровища тоже.
Рита. А ты не такая серость, как хочешь казаться. Недавно в библиотеке я нашла одну интересную карту. Она поможет найти сокровища.
Василиса. Сказать легко, а как сделать? Как мы доберемся до Америки? У нас ни документов, ни денег.
Рита. Деньги есть. Сбережений, которые достались от бабушки, должно хватить на дорогу. А с документами поможет один знакомый из турфирмы.
Мила. А он не турнёт нас?
Рита. Мы возьмём его в долю.
Мила. Авантюризм чистой воды!  Безумие!
Рита. Значит, не едешь с нами?
Мила. Конечно же…еду!
Рита. Сейчас разбегаемся по домам собирать вещи… Всё самое необходимое.
Появляется Ада Марковна.
Учительница. Вот вы где! Кукурузникова и компания, вас ждёт директор.
Рита. Боюсь, что наши планы не совпадают с вашими. Прощайте! Мы больше не задерживаем вас.
Учительница. Ты ещё пожалеешь! Вы все пожалеете!
Учительница уходит.
Женя. Ну всё, адская Марковина испортит жизнь: нас выпрут из гимназии вслед за Катей.
Рита. Лично я не задержусь здесь ни часа!
Василиса. Не боишься получить нагоняй от родителей?
Рита. Не боюсь. Их у меня нет. После смерти бабушки мы живём с братом. Он взрослый мальчик. Проживёт как-нибудь один.
Василиса. Сколько лет брату?
Саша. Мальчику недавно стукнуло двадцать два.
Мила. Совсем маленький. Как он проживёт без Риты?
Рита. Пустосмехи, хватит ёрничать. Думайте, что взять с собой в дорогу.
Ася. Компас!
Лиза. Какой компас, темнота! В наше время есть ДжиПиЭс-навигаторы.
Ася. Боюсь, что в джунглях твой навигатор поможет как рыбе зонтик. Компас надёжнее.
Рита. Окейно. Компас так компас!
Мила. Девочки, а наши телефоны? Мы забыли про них.
Василиса. А что не так с телефонами?
Женя. С ними всё в порядке. Но они у адской Марковины.
Рита. А мой – у меня! (показывает телефон)
Саша. Ты – уникум, Ритка. (Василисе) В начале года адская Марковина, которая ненавидит мобильники,  заставила подписывать «договор», в котором говорилось, что мы не будем приносить мобилы к ней на урок, иначе конфискует. А однажды она увидела, как Рита тайком набирает сообщение, и сказала: «Ты должна немедленно отдать телефон мне. Ты подписала соглашение».
Василиса (Рите). Ты отдала ей телефон?
Рита. Я же не дура. Свои права знаю. В юридический готовлюсь. Ответила Марковине: «Контракты, подписанные несовершеннолетними, не имеют юридической силы». И продолжила печатать. Марковина побагровела и побежала к директору.
Василиса. Восторг! Ты – крутая!
Рита. Да, я такая. Да и ты клёвая. Осмелиться возразить Марковине может не каждый. Наш человек!
Мила. Девочки, что с нами будет? Адская Марковина не простит.
Рита. Не дрейфьте, кукурузинки! Прорвёмся!







Сцена 3
Вокзал. Комната милиции. За столом женщина-милиционер пишет протокол. Вокруг неё сидят «кукурузинки».
Милиционер. И куда направлялась честная компания?
Рита. В Америку. Искать сокровища инков. Мой дядя – археолог. Он сказал, что далеко пойду – у меня есть все задатки археолога.
Милиционер.  И далеко бы пошли, если бы милиция не остановила.
Рита. Вообще-то, я хочу быть юристом… Археология – моё хобби.
Василиса. Мы нашли бы сокровища, если бы вмешательство милиции.
Милиционер. Помолчи! Как понимаю, главарь вашей организованной группы Маргарита Кукурузникова?
Василиса. Мама, она не главарь, а наша подруга.
Милиционер. Помолчи! Дойдёт и до тебя очередь.
Рита (Василисе). Мама? Она твоя мама?
Милиционер. А что тут удивительного? У каждого человека есть мама…
Рита. У меня её нет.
Милиционер. Очень жаль. А отец?
Рита. Его тоже.
Милиционер. Прости. А что с ними случилось?
Рита. Они – альпинисты. И однажды не вернулись из похода.
Милиционер. Вот видите, взрослые гибнут из-за опасных авантюр. А вы ещё дети.
Василиса. Мама, мы не дети.
Милиционер. Помолчи! Возьмите по листку бумаги и ручки.
Рита. Зачем нам они?
Мила. Роман писать.
Женя. Под псевдонимом Даниэль Дефо…
Саша. Или Луи Буссенар.
Милиционер. Прекратите галдёж! Не знаю, что написал ваш Буссенар, а вы сейчас же напишите объяснительные. Очень подробные. О всех деталях вашей авантюры. Я покину вас на часок. Прошу соблюдать порядок.
Милиционер уходит.
Лиза. Вылитая адская Марковина!
Василиса. Не оскорбляй мою маму. Она – хорошая.
Ася. Девочки, а что напишем-то?
Рита. Кукурузинки, внимание: напишем вот что…
*Рита что-то рассказывает, но нам не слышно
Милиционер. Написали?
Рита. Ага. Вот! (протягивает свою объяснительную)
Милиционер (читает). «Я, Маргарита Алексеевна Кукурузникова, находясь в здравом рассудке…». Уговорить подруг отправиться за мифическими сокровищами можно в здравом рассудке?
Рита. Сокровища не мифические. И рассудок мой здоровее вашего.
Женя. Началась словесная дуэль в виде взаимных оскорблений...
Милиционер. Простите, если сгоряча обидела. Продолжим чтение. «…использовала для организации поездки в Америку сбережения, оставленные бабушкой, Инной Михайловной Солодовниковой…». Инна Михайловна твоя бабушка?
Рита (пародируя милиционера). У каждого человека есть бабушка.
Милиционер. Когда Инны Михайловны…
Рита. Не стало? Два года назад. А вы её знали?
Милиционер. Знала. Она –  моя первая учительница.
Саша. Опаньки! Неожиданный поворот! Как там у Пастернака?
Мила. «Судьбы скрещенье…».



Сцена 4
Квартира Риты. Девушка собирает вещи в рюкзак. Снимает со стены большой портрет, достаёт из-за него свёрток, разворачивает, пересчитывает деньги, кладёт в рюкзак. Подходит к портрету, прислоняется щекой к рукам женщины на картине.
Рита. Прости, бабушка. Снова я делаю всё не так, как ты хотела. Ты видела меня учителем, а я решила стать юристом. Ты немыслимыми усилиями устроила меня в эту гимназию, а я её бросаю…Уезжаю в Америку. За сокровищами… Только не говори банальностей типа «все твои сокровища находятся здесь». Я и сама знаю…что вовсе не банальность…Ты спросишь, зачем куда-то еду… Я не еду туда…я уезжаю отсюда – от гимназии с её адской Марковиной, от себя прежней... Ты говорила, что человек растёт в путешествии. Мне пора расти…Я застряла в своих шестнадцати годах…
Звонок в дверь. Рита уходит и возвращается с Василисой.
Василиса. Вижу, сборы идут полным ходом…
Рита. Откуда ты узнала мой адрес?
Василиса. У меня родственники в милиции.
Рита. «Авария – дочь мента»? Видела такой фильм?
Василиса. Видела.  Не люблю мрачные фильмы.
Рита. А что любишь?
Василиса. Мюзиклы.
Рита. А ещё что?
Василиса. Рисовать. Я нигде не училась. Просто рисую как могу. Как-то раз учительница английского попросила нарисовать сцену из «Великого Гэтсби». А потом показывала классу наши каляки-маляки и комментировала их. Дошла очередь и до моего художества. Я изобразила Гэтсби, идущего к зеленому свету, но при этом у него… не было рук. Я едва не засмеялась, когда учительница сказала, что в этом есть скрытый смысл: отсутствие рук символизирует беспомощность Гэтсби.  А потом я поняла, что учительница в чём-то права…
Рита. А на самом деле, что значило отсутствие конечностей?
Василиса. Всё проще простого – я не умею рисовать руки.
Девочки долго смеются.
Рита. Венер Милосский, а не великий Гэтсби!
Василиса. Точно! (подходит к портрету). Это твоя бабушка?
Рита. Она.
Василиса. Красивая.
Рита. У бабушки был красивый голос. Она любила петь, аккомпанируя себе на пианино. Больше всего любила «Вечернюю серенаду» Шуберта. Помнишь,
«Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной».
Рита садится за пианино, начинает играть и петь.
Василиса. И у тебя красивый голос.  От бабушки? (Рита кивает). Тебе не хватает её?
Рита. Ещё как.
Василиса. Если бы в нашей гимназии работали такие, как твоя бабушка, а не Ада Марковна…
Рита. Не вспоминай её. Зря я согласилась на уговоры бабушки и пошла в эту гимназию. Глаза бы мои не видели Марковину!
Василиса. Думаешь, в других гимназиях и школах нет таких марковин? Мой брат учится в колледже. Он рассказывал об их физруке. Тот каждый день гоняет их по стадиону и вопит на всю округу: шевелитесь, кривоногие ошибки природы! Как он только не обзывает мальчиков: орки, мутанты, случайно выжившие спартанские мальчики…
Рита. Удивительно богатый словарный запас для учителя физкультуры.
Василиса. Он даже пытается рифмовать. Типа «Иванов с утра ходит без штанов».  Откроет журнал, читает: Иван Иванович Иванов. А потом спрашивает: «Иванов, почему в твоём ФИО три раза упоминается отец, а мать — ни разу? Тебя отец в муках рожал?»  И ржёт.
Рита. Его фамилия случайно не Марковин?
Василиса. Фамилия у физрука очень редкая – Сидоров.
Девочки смеются.
Василиса. Ладно. Пойду собираться. Во сколько встречаемся на вокзале?
Рита. Через три часа. Но мне ещё нужно за картой в библиотеку сбегать.
Василиса. Она скоро закроется…
Рита. Успею.
Василиса. Хочу родителям записку оставить, чтоб не волновались. Только не могу придумать, что написать.
Рита. Так и напиши: «Уехала за сокровищами инков. К ужину не ждите».
Василиса. Боюсь, не оценят юмор.
Входит брат Риты.
Спартак. Рита, почему в коридоре всё кувырком? Ты что-то искала? (видит рюкзак) Куда намылилась?
Рита. На северный полюс к пингвинам.
Спартак. Пингвины живут на Южном, темнота.
Рита. Куда мне до тебя, ваше сиятельство (склоняется в шутливом реверансе).
Спартак. У нас гостья? (подходит к Василисе, подаёт руку). И такая очаровательная. Как ваше имя, милое создание?
Рита. Василиса она.
Василиса. А вас как звать?
Спартак. Можно на «ты». Величать меня Спартаком. В честь дяди-археолога.
Василиса. Спартак и Маргарита – интересное сочетание имён.
Спартак. Не только имён, но и характеров. (Рите) Повторяю вопрос: куда собралась?
Рита. В данный момент в библиотеку.
Спартак. Она скоро закроется. Поспеши. (Рита пытается уйти с рюкзаком, но брат крепко держит его). Рюкзак с собой брать не рекомендую. Тяжеловат для похода в библиотеку.
Рита уходит. Василиса хочет уйти, но Спартак преграждает ей путь.
Спартак. Предупреждаю, сестра моя склонна к авантюрам. Не советую в них ввязываться.
Василиса. Чужие советы я слушаю. Но не прислушиваюсь.
Спартак. А зря. Жаль, если такая милая девушка попадёт в неприятную историю. Рита не вылезает из них. Я устал её оттуда вытаскивать.
Василиса. Если мне понадобится совет, я приду за ним. Прощайте!
Спартак. До свидания!
Василиса уходит.
Спартак (глядя на рюкзак). Чего от неё сейчас ждать?


Сцена 5
Вокзал. Комната милиции. Всё те же – «кукурузинки» и мать Василисы.
Милиционер. В твоей объяснительной, Кукурузникова, есть объяснение факта проникновения в библиотеку после закрытия?
Рита. Не написала и ничего не скажу.
Милиционер. Тогда расскажу я. Проникнув в библиотеку за пять минут да закрытия, ты спряталась в цокольном этаже под лестницей. Там всегда темно и никто не проверяет.
Рита. Откуда вы знаете?
Милиционер. В студенческие годы несколько раз засыпала на тамошней банкете и меня закрывали на ночь в библиотеке.
Василиса. Мама, ты никогда не рассказывала о ночах в библиотеке.
Милиционер. Это сейчас не столь важно. Слушаем Лару Крофт, расхитительницу библиотек. (Рите) Молчим? Тогда продолжу я… Когда библиотека была закрыта, ты поднялась в читальный зал, нашла ключ, потому что видела, где его кладут библиотекари. Открыла дверь, нашла нужную книгу, вырвала карту…
Одноклассники (хором). Откуда вы знаете?
Милиционер. Не забывайте, кем я работаю.  И логику никто не отменял. Что нужно в библиотеке искателю сокровищ? Конечно, карта!  А карта находится в одной из книг об инках. Но почему ты не изъяла карту заранее? Зачем усложнять и без того сложное дело?
Рита. Библиотекари после возвращения книг читателями очень тщательно их проверяют. Я побоялась вырывать карту днём.
Милиционер. Зачем же вырывать? Можно сделать копию.
Рита. Согласна, сглупила -  побоялась, что библиотекарю покажется подозрительным копирование какой-то странной карты.
Василиса.  А мы тебя до последней минуты ждали на вокзале. Когда поезд ушёл, поняли, что с тобой что-то случилось.
Милиционер. Случилось. Когда Маргарита открыла окно на первом этаже, чтоб выпрыгнуть из библиотеки, сработала сигнализация. А патруль с собакой проходил как раз мимо библиотеки и быстро среагировал на сигнализацию. Рита спрыгнула с подоконника прямо в руки патруля.
Рита. Я бы сумела обхитрить милиционеров и сбежать... Но с ними была овчарка, а я ужасно боюсь собак.
На пороге появляется «Веник», Вениамин Сергеевич.
Веник. Неужели в мире есть что-то, чего ты боишься? Хвала собаке!
Рита. Вениамин Сергеевич? Почему вы здесь?
Веник. Этот вопрос стоит задать прежде всего тебе.
Милиционер. Маргарита с подругами решила уехать на поиски сокровищ инков, но её задержала милиция в библиотеке, а подруг на вокзале.
Василиса. Если бы мы случайно не столкнулись с тобой на перроне…
Милиционер. Случайности у нас с тобой происходят с поразительной закономерностью. А у меня на них чуйка. Мне изрядно надоели твои выбрыки.
Василиса. Ну мама!
Милиционер. В данном случае перед тобой не мама, а капитан Заболоцкая. Это понятно?
Василиса. Йес, мой капитан!
Веник. Вы отпустите их под мою ответственность? Простите невинную детскую шалость.
Милиционер. Они уже не дети. И пора отвечать за свои поступки.
Веник. Не понял, не отпустите?
Милиционер. Отпущу. Маргарита, кажется у тебя есть старший брат. Пусть он зайдёт ко мне.

Сцена 6
Кабинет директора. В нём директор, Ада Марковна, «Веник» и завуч Ирма Петровна.
Учительница. Я требую отчисления Кукурузниковой из гимназии. Она позорит нас.
Завуч. Чем она вас позорит, Ада Марковна? По-моему, хорошая девочка. Мы с вами были такими же в её возрасте.
Учительница. Я такой не была! Мало того, что её задержали за воровство в библиотеке…
Директор. Ада Марковна, нельзя невинную шалость называть воровством.
Учительница. Пётр Петрович, если вы называете этот вопиющий случай невинной шалостью, то я молчу.
Веник. Вот и помолчите! Почему вы всё время точите зуб на Маргариту?
Учительница. Я ничего не точу. Она сама постоянно провоцирует конфликты.
Завуч. С вашим педагогическим стажем нужно иметь железную выдержку, а вы идёте на поводу у детей.
Учительница. Я иду на поводу? Ну знаете, мне с вами больше не о чем разговаривать. (уходя) Я буду ставить вопрос перед отделом образования о вашем служебном соответствии, коллеги.
Директор. Ваше право, коллега.
Завуч. И ведь пожалуется. А нам придётся отвечать.
Директор. Ответим. Значит, вы ручаетесь за Кукурузникову, Вениамин Сергеевич?
Веник. Ручаюсь. Хорошо понимаю Риту. Сам таким был в школе.
Завуч. Вот как! Неужели?
Веник. Однажды на уроке биологии нам дали задачку по генетике: «Папа черненький, глаза у него зеленые. Мама беленькая, глаза голубые. Сын рыжий и кудрявый, с карими глазами. Почему так произошло?» А я не знал эту тему. Долго думал, хотел попросить подсказку у друзей, но учитель пресекал всякие попытки. Поэтому я честно написал: «Мальчик от соседа». А потом родители, сгорая от стыда, объясняли директору, что мальчик просто не понял вопроса.
Директор и завуч смеются.
Завуч. Сегодня была на уроке в третьем классе. Учительница рассказывала об истории Москвы и её достопримечательностях. Дошли до Мавзолея. Учительница спросила, что это такое. И один ученик ответил: «Ну, там Ленин лежит, ну, такой… законсервированный…». А потом увидел наши удивлённые взгляды, поправился: «Точнее, замаринованный!». Учительница спрашивает другого ученика6 «Вася, может быть ты знаешь, в каком веке был построен собор Василия Блаженного?». А он в ответ: «Я тогда болел».
Директор. Ирма Петровна, голубушка, смех смехом, но нужно готовиться к проверке отдела образования.
Завуч. Будьте спокойны, Пётр Петрович, не первый раз принимаем вызов Ады Марковны. Почему мы её терпим? Спокойной жизни не будет.
Директор. Вы же знаете, у неё высокопоставленный покровитель в отделе образования.
Веник. Когда же этих высоко поставленных низко опрокинут?
Директор. Вениамин Сергеевич, не ожидал от вас…
Веник. Простите. Я позову Кукурузникову?
Директор. Уж будьте так любезны.
«Веник» уходит.
Завуч. Парень неплохой. Как человек и педагог, но… Пётр Петрович, по гимназии ходят слухи, что Кукурузникова влюбилась в него. Как бы аморалку не пришили.
Директор. А он давал повод?
Завуч. Нет.
Директор. Поменьше верьте слухам.  Я сегодня тоже был на уроке в одном классе. Стоит у доски такой типичный Вовочка из анекдотов и никак не может ответить на элементарный вопрос, какой угол изображён на доске.  Слышу шёпот одного из одноклассников: «Такой же, как и ты!». Ученик заулыбался и говорит: «Крутой!»
Директор и завуч смеются. Входят один «Веник».
Директор. Где же Кукурузникова?
Веник. Она…в больнице…
Директор и завуч. Как в больнице? Почему? Как это случилось?
Веник. Они с Адой Марковной стояли на лестнице и о чём-то спорили. А потом Ада толкнула Риту, и та покатилась вниз по ступенькам. Я вызвал скорую.
Директор. Рита жива?
Часть 2

Сцена 1
Класс. Идут занятия по английскому.
Веник. Кузнецов, как переводится "Jack London worked miner".
Женя. Джек Лондон работал минёром...
Все смеются.
Веник. Почти угадал: Джек Лондон работал шахтёром.
Женя. Минёр, шахтёр… какая разница. Человек же работал…
Веник. Надеюсь, тебе не надо объяснять, кто такой Джек Лондон.
Женя. Ждёте, что я сморожу какую-нибудь глупость про Джека-потрошителя?
Саша. Ты уже сморозил один раз. Продолжай в том же духе.
Веник. Тише, ребята. Коротко на русском, расскажи, кто такой Джек Лондон и чем он себя прославил.
Женя. До того, как стать писателем, чем он только ни занимался: продавал газеты, расставлял кегли в кегельбане, работал уборщиком, ловил устриц и котиков... Вот я и подумал: может он и минёром был…
Веник. Читал его книги? Какие?
Женя. «Зов предков» и «Мартин Иден».
Веник. Понравились?
Женя. «Зов» понравился, а «Мартин Иден» - нет.
Веник. Почему?
Женя.  Он плохо кончается, а я не люблю книги и фильмы с плохими финалами.
Мила. Какой ты нежный, Женечка! Просто роза-мимоза.
Веник. Безенсон, прекрати. Женя, а ты знаешь, каков финал жизни самого писателя.
Женя. Грустный. Он умер от передозировки наркотиков, с помощью которых лечился от депрессии. Никто до сих пор не знает, самоубийство это было или ошибка…
Веник. Садись. В жизни каждого человека случаются судьбоносные ошибки. К счастью, не все они приводят вот к таким финалам.
Входит Василиса.
Веник. Здравствуй, Василиса. Как Рита?
Василиса. Уже лучше. Скоро выпишут. Просила всем передать привет. Вам, Вениамин Сергеевич, персональный.
Ася. А что с Адой? Её посадили?
Веник. Она пока дома, отстранена от преподавания.  В милиции говорят: несчастный случай по неосторожности.
Ученики шумят:
- Какая неосторожность?
- Да её посадить надо!
- Она всех нас поубивает!
Веник. Тише, ребята! Зачем делать из Ады Марковны монстра? Она страшно переживает, что так получилось…
Стук в дверь. В класс входит Спартак.
Спартак. Здравствуйте. Вы классный руководитель Риты Кукурузниковой?
Веник. Я. А вы брат Риты?
Спартак. Спартак, брат и глава семьи. После смерти бабушки мы вдвоём остались. Приходится заниматься её воспитанием. Видимо, плохо у меня получается: не доглядел, Рита опять в историю попала.
Веник. Рита – неплохая девочка. Не корите себя.
Спартак. В прошлый раз она сорвала новогодний праздник. Заполучив каким-то образом у физрука костюм Деда Мороза, читала похабные стишки.
Саша. Есть кое-какие нюансы. Во-первых, физрук к тому времени уже лыка не вязал и снять с него костюм большого труда не составляло. Во-вторых, читала она не похабные стишки, а частушки…
Спартак. Не велика разница. Знаете, что Рита ответила на моё замечание о том, что не умеет вести себя в обществе?  «Я не виновата, что общество совершенно не умеет вести себя в моем присутствии!»
Саша. Она права. Не все умеют себя вести…
Веник. Например, ты, Торотько.
Саша. И я…
Спартак. У вас тут все уникумы?
Женя. Других не держим.
Спартак (Венику). Я хотел с вами поговорить о переводе Риты в другую школу.
Все. - Как перевод?
- Почему перевод?
- А Риту спросили?
 - А нас спросили?
Веник. Тише, ребята. Спартак, вы несколько обескуражили нас. Разумно ли срывать девочку в середине учебного года. Ребята правы, спросили ли вы у сестры… Всё-таки наша гимназия – лучшая из лучших.
Спартак. После того, как Риту сбросили с лестницы, я уже сомневаюсь, что она лучшая.
Веник. Уверяю вас, это досадная случайность –  Ада Марковна не хотела причинить Рите вреда.
Спартак. Но причинила.
Голос из динамика: «Педагог Вениамин Сергеевич, срочно зайдите к директору»
Веник. Может, вы со мной пройдёте к директору? Обсудим сложившуюся ситуацию…
Спартак. Что обсуждать? Я всё уже решил…
Веник. Не горячитесь. Рита у нас на хорошем счету. И у директора.
Спартак. Ладно, поговорим с вашим директором.
Уходят.
Сцена 2
Кабинет директора. Входят учитель и Спартак.
Веник. Можно войти, Пётр Петрович?
Директор. Входите. Вы не один?
Веник. Со мной брат Риты. Он хочет перевести девочку в другую гимназию.
Директор. Вот как? Может оно и к лучшему.
Веник. Не понимаю вас, Пётр Петрович.
Директор. Садитесь. Хотел с вами поговорить наедине, но присутствие брата не помешает.
Веник. О чём же поговорить?
Директор (замявшись). В отдел образования пришло анонимное письмо… Вот копия, почитайте.
Веник (после прочтения). Но это клевета! У нас ничего не было! Она же ребёнок!
Спартак. О ком речь?
Директор. В анонимке утверждается, что Вениамин Сергеевич допустил близкие отношения с вашей сестрой. И я обязан принять меры, хотя уверен, что ничего подобного между ними не было.
Веник (вскочив). Конечно, не было! И быть не могло!
Директор. Сядьте, Вениамин Сергеевич. Из отдела образования приедет проверка, начнётся разбирательство. Тень брошена не только на вас, но и на всю гимназию.
Спартак. Она про вас все уши прожужжала. Может вы невольно дали какой-то повод, надежду?
Веник. Ничего я ей не давал! Несколько раз мы оставались после уроков на дополнительные занятия… Но кроме английского ничем другим мы не занимались…
Директор. Вас всегда были вдвоём или присутствовали другие ученики?
Веник. Иногда с Ритой приходил Женя Кузнецов… Но из-за мигреней уходил раньше.
Директор. Где проходили занятия?
Веник. В классе английского.
Директор. Кто-нибудь из преподавателей или учеников видел вас в классе?
Веник. Многие видели.
Директор. Кто именно?
Веник. Заглядывали одноклассники Риты, завуч, физрук, Ада Марковна…Неужели Ада Марковна?
Директор (Спартаку). Голубчик, ступайте домой и подумайте, как поступить в сложившейся ситуации. А мы с Вениамином Сергеевичем ещё побеседуем.
Спартак уходит.
Директор. Кто-то решил очернить вас. Искать автора анонимки некогда. Главное – спасти вас и девочку. Зная о её глубокой… симпатии к вам, лучше было бы, если бы Рита ушла из гимназии…
Входит завуч.
Завуч. Пётр Петрович, к вам пришли из отдела образования и милиции.
Директор. Зовите.
Входит группа.
Милиционер. Кто из вас Вениамин Сергеевич Гуменюк?
Веник. Я.
Милиционер. Пройдёмте со мной.
Директор. Вениамин Сергеевич ни в чём не виноват.
Милиционер. Разберёмся.
Милиционер и учитель уходят.


Сцена 3
Больница. Небольшая палата. Рита лежит на кровати у окна. Рядом стоит не застеленная вторая кровать. Рита читает.  В палату несмело заглядывает Ада Марковна.
Учительница. Рита, здравствуй. Можно войти?
Рита. Можно, если осторожно. Зачем вы пришли? И почему вдруг по имени стали называть?
Учительница. Я виновата перед тобой. И перед твоей бабушкой.
Рита. При чём здесь бабушка? Зачем наводите тень на плетень?
Учительница. Сама не знаю, что на меня нашло. Когда ты разозлила меня, я схватила  за плечи и хотела сильно встряхнуть, только и всего. А ты упала и покалечилась…Я не снимаю с себя вину…
Рита. Ваше счастье, что я отделалась сотрясением мозга…
Учительница. Прости. Я часто бывала с тобой не справедлива…
Рита. Хотите, чтоб я забрала заявление из милиции?
Учительница. Я раскаиваюсь и ни на что не надеюсь, но если заберёшь…
Рита. А нечего забирать.
Учительница. Не понимаю.
Рита. Я не писала на вас заявление… Некогда было, да и незачем. Думаете, не понимаю, что вы пережили? Я сама виновата. Вы мне слово, я вам – два. Когда больно мне делали, хотелось лицо расцарапать… Бабушка моя в чём перед вами провинилась?
Учительница. Мы вместе закончили пединститут… Однокурсницы… И работали всегда в одной школе. Только её все любили, а я… Всю жизнь одна прожила, семьи не было…Бабушка твоя вскоре стала заслуженным учителем. А я всегда была в её тени.
Рита. Зависть точила?
Учительница. Было такое. Каюсь. Когда произошёл этот случай на лестнице, всю жизнь вспомнила, о многом думала… Помнишь, три года назад мы с бабушкой лежали вместе в больнице?
Рита. Помню. Только она никогда не говорила, как вы туда вдвоём попали. Неужели тоже из-за вас?
Учительница (плачет). Из-за меня. Однажды после уроков поругались мы сильно. Я в сердцах возьми и выпали, что муж её всю жизнь изменял со мной. И что я аборт сделала, чтоб не бросать тень на директора школы. Да и не хотелось быть матерью-одиночкой. Больше я не могла иметь детей. Ты бы видела, куда девалась её хладнокровность.  Инна вспыхнула, схватила свою трость и ударила меня, а сама свалилась с сердечным приступом. Я тоже, падая, потеряла сознание. Когда очнулась, оказалось, что мы лежим в одной палате. Бабушка твоя то у окна сидела днями, то уходила в больничный двор. Со мной не разговаривала, как будто я пустое место. А потом у меня случился сердечный приступ. Инна сильно перепугалась, позвала врачей и сидела у моей кровати, когда кризис прошёл. Я плакала, просила прощения. Она плакала, просила прощения у меня…
Рита. За что?
Учительница. Наверно, себя считала виноватой в том, как сложилась моя жизнь.
Рита. Это не моя бабушка. Вы с кем-то её путаете. Моя бабушка всегда говорила, что каждый человек творец своей судьбы.
Учительница. Плохо ты знала свою бабушку. Как и я. Тогда в больнице она сказала, что у каждого один суд – суд своей совести. И призналась, что больше жизни любила своего будущего мужа, а он был влюблён в меня. Тогда она и решилась любыми путями забеременеть от Бори. И забеременела…Ему пришлось жениться на Инне. А я…на долгие годы стала тенью твоей бабушки…
Рита. Не верю. Вы насмотрелись бразильских сериалов?
Учительница. Как я рада была бы, если б это был только сериал. Но так прошла жизнь. Как чужая. Быстро, как сериал…Мы тогда с твоей бабушкой снова плакали, а утром она не проснулась…
Рита. Вы живы, а её нет! А ко мне вы почему так всегда относились?
Учительница. Ты всегда была напоминанием о своей бабушке. Ты очень похожа на неё. Не только внешне… Прости меня, Рита. Если сможешь… Мы о кино заговорили… Знаешь, какой мой любимый фильм? «Безымянная звезда». Жалко мне Мирою, Удрю, мадемуазель Куку с их несбывшимися надеждами и мечтами. Да и всех жителей провинциального городка жалко. Их жизнь пролетела мимо как дизель-электропоезд, а они остались зеваками на перроне.
Входят директор и Спартак. Спартак целует сестру.
Директор. Вижу, вы помирились. Очень рад. Рита, нужно спасать Вениамина Сергеевича. И только ты сможешь.
Рита. Что с ним случилось?
Директор. На него пришла анонимка. Читай!
Рита (прочитав). Кто это сделал?
Учительница. Девочка моя, это не я.
Рита. Я не ваша девочка. Какая мерзость! Вениамин Сергеевич – чистейший порядочный человек… (Учительнице). Если не вы, то кто?
В палату врываются одноклассники. Слышно, как шепчутся: «И адская марковина тут! Приплелась!»
Саша (учительнице). Мы знаем, это ваших рук дело.
Учительница. Клянусь, я не писала это письмо…
Учительница падает в обморок.

Сцена 4
Та же палата. Рита с кукурузинками и директор. Входит врач.
Директор. Доктор, что с Адой Марковной?
Врач. Все симптомы инфаркта. Мы отправили её в реанимацию.
Директор. Она выздоровеет?
Врач. Надежда есть. Состояние тяжёлое, но не критическое.
Саша. Такие долго живут.
Рита. Саша, прекрати.
Саша. Опаньки! Ты её уже защищаешь?
Директор. Рита права: злорадство в такой ситуации не красит тебя.
Рита. Я почему-то ей верю: не она писала анонимку.
Одноклассники. - А кто же?
- Может сам Веник написал на себя?
- Или физрук?
Директор. Дети, угомонитесь. Наговорите глупостей, за которые самим будет стыдно.
Рита. Пётр Петрович, можно ещё раз почитать пасквиль?
Директор даёт Рите письмо. Та долго читает.
Рита. Знакомая полоса по правому полю. Женя, кажется, у тебя принтер оставляет такой же след.
Женя. Ты хочешь сказать, что я написал это письмо?
Рита. Не исключаю. Тебе не нравилось, что Вениамин уделяет мне много времени. Ты психовал, притворялся, что голова болит и уходил.
Женя. Вот как ты думаешь обо мне!
Рита. А что я должна думать? К тому ж в письме встречаются словечки, которые часто говоришь…
Женя. Какие словечки! Их все сейчас говорят.
Рита. Все да не все.  Например, «душит жаба», «ништяк», «петросянить».
Одноклассники. - Точно, его словечки!
- Его самого жаба душила, когда видел вас с Веником… 
-Пятнами красными покрывался…
Женя. Что вы несёте? А принтер свой отнёс в починку и теперь он не мажет бумагу. Можете проверить.
Директор. Когда ты сдавал принтер в ремонт?
Женя. На этой неделе.
Директор. А письмо, судя по почтовому штемпелю, отправлено недели две назад.
Рита (Жене). Зачем оклеветал Вениамина Сергеевича? (Женя получает от Риты пощёчину, директор разнимает их)
Женя. Психопатка! Думаешь, твой Веник белый и пушистый? А я слышал, что о нём говорят учителя…
Рита. Кто из них? Ада Марковна?
Женя. И она тоже.
Рита. Никогда не думала, что человек, которого считала другом, окажется разносчиком грязи. Убирайся отсюда! Чтобы глаза мои тебя не видели.
Женя. Я никогда не был для тебя другом. Так, человек в массовке. Ты даже никогда не попыталась узнать, что у меня на душе. Потому что тебе наплевать. (Одноклассникам). Вы все – массовка!
Женя уходит.
Рита. Теперь мне наверняка известно, что у него на душе. Тоже считаете, что вы для меня только массовка?
Все. Ну что ты, Рита!
Мила. А мне жалко его…
Рита. Он всё время врал. Прикидывался, что дружит с Катей…
Василиса. Ты не допускаешь, что на такой непорядочный поступок его толкнуло настоящее чувство?
Рита. Какое чувство?
Ася. Он влюблён в тебя…
Лиза. Был…
Рита. Это точно сказано: был. Иначе бы не поступил так низко.
Входит Спартак.
Спартак. Две хорошие новости!
Все. Какие?
Спартак. Первая – Ада Марковна пришла в себя.
Все. А вторая?
Спартак. Я только что видел в коридоре Вениамина Сергеевича…
Все. Ура!
Рита. Где же он?
Спартак. Разговаривает с лечащим врачом Ады Марковны…
Входит учитель.
Веник. Привет, кукурузинки!

 
Сцена 5
Гимназия. Класс. Веник с «кукурузинками».
Веник. Если вы так хотите создать свой театр, предлагаю для постановки пьесу Оскара Уайльда «Как важно быть серьёзным». Читали?
Все. Проходили.
Веник. Важно, чтоб не прошли мимо. Какие мысли понравились больше всего?
Рита. Мне понравилась фраза: «Правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой. Иначе современная жизнь была бы невыносимо скучна».
Веник. Согласна с Уайльдом? (Рита кивает головой). Вот в чём одна из польз хорошей литературы – она заставляет думать. И чувствовать по-другому.
Рита. А ещё мне понравилась фраза: «Если вы ненадолго, я готова ждать вас всю жизнь».
Все смеются.
Василиса.  А мне другая: «То, что представляется нам тяжкими испытаниями, иногда на самом деле — скрытое благо»
Саша. Мне по душе такая мысль Уайльда: «Когда я расстроен, единственное, что меня успокаивает, это еда».
Все смеются.
Ася. Ты даже в этом единомышленник Уайльда!
Веник. Лиза, Ася, Мила, а вам какие мысли запомнились?
Мила. Запомнилось многие, но особенно понравилась одна: «Я сыт по горло остроумием. Теперь все остроумны. Шага нельзя ступить, чтобы не встретить умного человека. Это становится по истине общественным бедствием. Чего бы я не дал за несколько настоящих дураков. Но их нет»
Снова смех.
Ася. Уайльд явно покривил душой: на самом деле дурака встретить легче, чем остроумного человека.
Рита. По-моему, в нашем классе слишком много острых на язык.
Лиза. Вениамин Сергеевич, в пьесе четыре женских роли и пять мужских. А у нас только вы да Саша.
Веник. Поищем ребят в других классах. Или обратимся к учителям.
Саша. И кого будет играть физрук?
Рита. Доктора богословия.
Мила. Или лакея Лэйна.
Все смеются. Входит Спартак.
Спартак. Если вы не против, я бы сыграл в вашем театре.
Веник.  Нашего полку прибыло.
Появляется Ада Марковна.
Учительница. Здравствуйте.
На минуту возникает немая сцена.
Учительница. А меня возьмёте в свой театр?
Рита. Конечно, Ада Марковна.
Веник. Разумеется, найдётся роль и для вас.
Ада Марковна подходит к Рите.
Учительница. Прости меня.
Рита. Я уже простила.
Учительница (протягивает Рите сложенный лист бумаги). Возьми.
Рита. Что это?
Учительница. Письмо из прошлого.
Рита (разворачивая лист). Стихи? Чьи? Знакомый почерк…
Учительница. Их написала когда-то ещё в студенческие годы твоя бабушка.
Рита. Не знала, что бабушка писала стихи.
Учительница. Я хранила листок все эти годы. Для себя. И для тебя. Прочти.
Рита. Не спеши во гневе жечь мосты –
Вдруг придётся к прошлому вернуться.
Часть себя в былом оставишь ты.
Корни полностью не отсекутся.

Может быть придётся по мостам
В поисках себя пройти, по сходням.
Важное осталось где-то там…
Без него немыслимо сегодня.


Рецензии