Махно и театр

(из воспоминаний соратников)

(Н. Зуйченко): Это было в начале 1904 года. Я работал в Гуляй-Поле на заводе Кернера и состоял членом театрального кружка любителей. Однажды подходит ко мне 15-летний Нестор Махно и просит принять его в артисты. Ну, чего раздумывать... смешить, так смешить публику. А он — что мальчик-с пальчик, вот такой, чуть не по  пояс. Приняли.

(А. Чубенко): Во время  оккупации немцами (1918 год) удачно разыгрывалась такая картина. Засыпанная снегом деревня занята сильным отрядом противника. Дороги на околице перекрыты постами, секретами. В село ни зайти, ни выйти. И вдруг в середине дня едет свадебный поезд. На первых санях мальчик с иконой, жених и невеста.

Дальше дружки, с перевязанными через плечо полотенцами, сватовья, гости. Гармошки, бубен, нарядное платье, радостные лица. Песни с гиканием и присвистом — свадьба. Пост не останавливает, а если возникает заминка, его без звука прихватывают с собой. Кавалькада приближается к штабу противника. Ребята на ходу соскакивают с саней и врываются в штаб. По сигналу к селу подходят главные силы отряда. Лишённый управления и руководства, отряд противника редко оказывал сопротивление. Невестой обычно наряжался Махно.

О нас тогда ходили всевозможные легенды и слухи, и было такое множество всевозможных театральных трюков, что трудно было отличить быль от придуманного. Но всё это создавало нам популярность и авторитет борцов за народное дело и обеспечивало всяческую поддержку населения.

(В. Белаш) : Театральной секцией (осень 1919 года) руководили махновские артисты-любители: Никита Конопля — заведующий и Цыганок— заместитель. Секция делилась на группы: музыкальную, драматическую, оперную, сатирическую. Музыкальная, хоровая и сатирическая группы своим аппаратом были доведены до роты, эскадрона и батареи. Струнные и духовые оркестры были при штабе армии, штабах корпусов и некоторых полках.

Низовой аппарат музыкальной группы составлялся из повстанцев-виртуозов, играющих на гармони, баяне. Этот народный инструмент, между прочим, господствовал в частях. Отдых всегда сопровождался музыкой и танцами. Штатные игроки непременно соединялись вместе. Штатная гармошка покупалась на средства армии и находилась, кроме штабов, по одной во взводе. Кроме того, полки имели струнный оркестр, уступающий по своей организации оркестрам гармошек.

Сатирики и певцы сопровождали отдых песнями и едкими насмешками, выбирая тему на злобу дня. Между ними были довольно остроумные и талантливые парни.

Драматическая и оперная группы комплектовались не только из среды профессионалов артистов, но и любителей, последние преобладали над первыми. Эти группы были в полках. Одни играли сносно, другие неудовлетворительно. Среди них было много женщин. Пьесы из боевой жизни давал им анархист-итальянец, приехавший в махновщину для связи и оставшийся до 1921 года, пока не попал в Бузовке в плен к будённовцам. Он великолепно писал драмы.

(П. Аршинов): За время гражданской войны, жестоко разорившей Гуляй-Поле, интерес у гуляй-польцев к театру нисколько не ослабел, а даже возрос. В дни соглашения махновцев с большевиками (осень 1920), театр в Гуляй-Поле ежедневно переполнялся тружениками; при этом крестьяне, повстанцы и их жёны были не только артистами: на сцене шли пьесы, написанные ими же самими.

Отметим одну пьесу, написанную молодым гуляй-польским крестьянином, принимавшим участие в разных фазах повстанческого движения. Она называется "Жизнь махновцев" и состоит из нескольких актов. Пьеса знакомит нас с летом 1919 года, когда деникинская армия заняла всю Украину. В свободных дотоле сёлах вновь появились пристава, офицеры. С первых же дней их прихода возродилось старое притеснение и угнетение трудящихся.

Крестьян жмут на каждом шагу, реквизируют их имущество, производят беспрестанно обыски, ища махновцев. Происходят избиения и расстрелы старых и малых. Дух возмущения загорается в крестьянах. В разных местах они собираются в группы, обсуждают тяжёлое положение, готовятся к восстанию и невольно обращают свои взоры и своё сердце к Махно, три месяца назад отступившему под напором армий Деникина и Троцкого.

Однако слухи несутся, что Махно, разбив деникинцев, вновь идёт по Украине и приближается к Гуляй-Полю. Это придаёт смелость и вливает энергию в гуляй-польцев. Они, слыша, как в отдалении грохочут орудия махновцев, восстают, вступают в жестокую борьбу с деникинцами и изгоняют их при поддержке махновской кавалерии.

Пьеса ярко отображает жизнь украинского села лета-осени 1919 года. В ней представлено много народного горя, искреннего, душу захватывающего волнения, революционного подъёма и героизма, и она всё время держит зрителей в напряжённом состоянии.

Культурно-просветительный отдел армии махновцев принимал непосредственное и активное участие в организации театрального дела в Гуляй-Поле и по всему району.


Рецензии