Толкование Рериха

     ЛЕГЕНДЫ АЗИИ
   *По книге Николая Рериха "Шамбала".
   
     ЦАРЬ СОЛОМОН
   До сих пор по просторам Азии летает царь Соломон на своём чудесном летательном аппарате. Горы Азии увенчаны камнями с отпечатками колен великого царя, следами длительной молитвы. Это так называемые троны Соломона, куда прилетал он молиться. На эти высоты он уходил от тягот царствия для возношения Духа. Горы Соломона, Премудрость Соломона, власть перстня Соломона, Соломонова Печать с познанием Света и Тьмы - таинственные предметы связаные с именем Соломона.
   Самыми оккультными из птиц считаются удоды, они охраняли покой царя Соломона. В награду по их просьбе царь велел своему златоковачу сделать маленькие короны на головы птичек. И устало поникли под коронами их головки. Царь сказал : "Видите к чему привело вас стремление к бремени! Отныне носите корону из перьев, она будет короною тайного царства, о котором вы узнали помогая мне".
   И другие животные служили царю. Мусульманин, пришедший с караваном в Кашмир через афганскую границу, скзывал, что Соломону даже муравьи помогали строить Храм.
   В молитве Соломон управлял силами природы для созидания Храма. А когда приблизилось время отхода в другой мир, он оставил завет джиннам докончить постройку. Но джинны дали ответ, что без него они свободны от заклятья. Тогда Соломон укрепился духом и остался в Храме, оперштсь на посох. И страшились все подойти к Владыке, и окончили храм. Но Владыка недвижим... И только самый меньший из сотрудников царя - муравей начал подтачивать посох царя. И пало тело царя и все увидели, что дух его отошёл, но остался Великий Храм.
   Свой перстень, в котором была заложена основа мира, Соломон оставляет на хранение своей жене, царевне Египта. Но хитрый египетский жрец меняет голос и облик и под видом царя овладевает перстнем. А сам Владыка был обречён на скитания, пока Истина не восстановлена. Он восходил на горы - он спускался под землю, он видел царей - он исчезал в народных толпах. В царстве уйгуров его имя мешается и с Александром Великим и с великим Акбаром. Седобородый мусульманин в зелёной чалме, завершивший хадж в Мекке, склоняет голову: "Оба Владыки были мудры и велики". Правда Акбар не выходил за пределы Индии, а вот Соломон летал по всему свету и даже был на далёких звёздах!
   Не только на горе Мориа сокровищница Соломона. Соломонова звезда сохранила для математиков ценнейшие соображения. "И это пройдёт!",- так ободрил мятущееся человечество царь Соломон. И оставил нам вечную в красоте своей "Песнь песней".

     ВЕЛИКАЯ МАТЕРЬ
   Радж-ваджесвари - Всемогущая Матерь, тебе поёт индус наших дней. Тебе приносят золотые цветы и у ног Твоих освящают плоды. И, помянув изображение Твоё, его опускают в воду, дабы ничьё нечистое дыхание не коснулось Красоты Мира. Когда придёт час крайней нужды, тогда поднимешь Десницу Твою во спасение мира и, окружённая вихрями, станешь как Столп пространства, призывая силы иных миров.
   В Севилье, в Арказаре, есть картина Алексо Фернандеса с названием "La Virgen de los Conquistadores!". В сиянии облаков небесного цвета(!) стоит Пресвятая Дева с короткой улыбкой, а внизу волнуется море, усеяное каравеллами, готовыми к отплытию на чужие земли. Всеблагая Дева провожает завоевателей на разрушение чужих накоплений.
   Мой друг возмущается: "Сравните, насколько отлично настроение Востока, где Благая Гуаньинь закрывает своим покрывалом детей, защищая их от опасности". Другой мой знакомый защищает психологию Запада и из изображений Востока приводит страшных идамов, рогатых, увешаных ужасными атрибутами. Напоминает о пляске Дурги на человеческих телах и об ожерельях из черепов. Любитель Востока не сдаётся, указывает, что эти страшные признаки есть символы стихий, зная силу которых человек понимает что ему предстоит одолеть. Не меньшие рога демонов в аду изображены на фресках Орканьи во Флоренции, всякие ужасы изображал Босх. А вот турфанская Мадонна из богини Маричи, пожирательницы детей, превратилась в хранительницу их, сделавшись духовной спутницей Кувера, бога счастья. До сих пор на Востоке существует добрый обычай: ламы восходят на высокую гору и разбрасывают маленькие фигурки коней, далеко уносимые вихрем. В этом есть благость и самоотречение!
   И на Руси Прокопий Праведный отвёл каменную тучу от родного города и на высоком берегу Двины молился за неведомых плавающих. В этих актах молитв имеется тот же принцип анонимности как познания преходящих земных воплощений, так привлекательный на Востоке. Этот принцип отказа от своего временного имени и в том, что художественные произведения Византии и Руси почти никогда не были подписаны, так как даяние сердца не нуждалось в сопроводительной записке.
   Вспомнили и о белых керамических конях на полях Южной Индии, на которых женщины в тонких телах совершают полёты и как трогательно женщины Индии украшают новым узором порог дома каждый день(!), узором благополучия и счастья. Вспомнили Великого Кришну, благого пастуха, сравнимого с образом славянского Леля, тоже пастуха с его песнями и хороводами как в честь Кришны и Гопи. Сопоставили венки на реке под Троицын день со светочами женщин на Ганге во спасение ближних.
   Вспомнили заклинания колдунов Малабарского берега и совершенно такие же у сибирских шаманов и русских ведьм, тибетскую некромантию и чёрные сатанинские мессы средневековой Франции.
   Заговорили о православной Сторучице и многорукой всем помогающей Гуаньинь, о златотканых платьях итальянских Мадонн и улыбке Многоокой, Всезнающей Дуккар.
   Там, где ушло предубеждение рассудка, появилась улыбка. Кажущиеся противоположения Запада и Востока оказались одинаковыми ступенями человеческого сознания.
   Вспомнили ватиканского кардинала, который советовал богомольцам: "Не утруждайте Христа Спасителя, ибо Он очень занят, а лучше обращайтесь к Святой Матери. Она передаст ваши просьбы куда следует".
   Адепты Запада и Востока от противопоставлений перешли к  строительному восстановлению. Образы Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Преблагой Дуккар, Иштар, Гуаньинь, Мириам, Белой Тары, Радж-Раджесвари; все эти жертвовательницы собрались как знаки единения. Пришло время Матери Мира, когда приблизились к земле разрушительные Высокие Энергии.
   Древние библиотеки Китая и Средней Азии хранят гимны Матери Мира: "Матерь Мира в песнях возвеличим!", "Мир - миру!". *Миру - мир...

     МЕЧ ГЕССАР-ХАНА
   За перевалом Ротангом повеял сухой тибетский воздух. Воздух, звавший к себе всех искателей духовного восхождения. Ночью же по ясному небу с бессчётными звёздами полыхали зарницы. То самое замечательное Гималайские сияние из башни великого Ригден-Джапо, неустанно трудящегося во благо человечества. Вокруг - снеговые пики, цветочные травы, пахучий можжевельник, яркий шиповник. На скалах ритуальные фигуры лучников, догоняющих круторогих горных баранов. Ступы, пещеры отшельников. Тут же погребения в могилах, уставленных камнями и в каменных склепах-камерах.
   В Кейланге, затерянном в снежных горах, удалось увидеть мистерию "Разбитие камня". Ламы притащили с холма огромный камень, чуть под силу двум людям. Установили походный алтарь и длинном ряду ритуальных танцев изобразили разрушение злых сил. Было прокалывание щёк и опрокидывание на острия мечей. Кончилось тем, что один из лам лёг на землю, а двое других с огромным усилием положили камень ему на живот. Старый лама, который прокалывал щёки и падал на мечи, подняв булыжник величиной в две головы, бросил его на камень, лежавший на животе ламы, и снова с той же силой бросил. При этом втором ударе огромный камень с треском распался на две части, освободив лежащего ламу. Тяжкий материальный мир бул побеждён, злые силы были сокрушены и мистерия закончилась пением под аккомпанемент тибетской расписной балалайки(!). Не забудем, что на разбиваемом камне был изображён углём и мелом человек, телесную сущность которого в ритуальном танце ламы прокалывали магическим кинжалом "фурпа".
   Танцы лам. Их называют "чёртовыми плясками". Но они имеют глубокое символическое значение. "А как же рога?". Покровители животного царства имеют этот символ, но не имеют ничего общего с бесами. Танцы лам заканчиваются мистерией, посвящённой черноголовому ламе, поразившего царя Ландарму, гонителя ламаистской веры.
   Лама зовёт к камню, на котором изображение меча-кинжала, которые находят в древних сарматских и кельтских могилах. Это напоминание о воинах Гессар-Хана, пришедших издалека. В Цанге воины Гессара сложили палаты, где вместо балок - мечи. Говорят, что когда пришли воины Гессар-Хана, местные тибетцы ушли на вершины подобно тому как от белого царя ушла под землю Чудь на Алтае.
   А вот и изображение самого Гиссар-Хана. Около воителя собраны знаки его перевоплощений. На ступенях трона стоят сапоги-скороходы, отмеченные в его подвигах. Стоят они близко. Это значит, что великий воитель нового мира уже готов к подвигу. Скоро он войдёт!

     ТРУПНОЕ ОКОСТЕНЕНИЕ
     По "RIGOR MORTIS", Николай Рерих

   Окостенение трупа вызывает много соображений. Розенкрейцеры метко отмечают, что плачевный процесс окостенения совершается не только физически при смерти, но и при жизни поражая мыслительные органы. Бездушные люди формируются на наших глазах. Этот процесс инволюции следует признать психофизическим, а не как отвлечённый символ.
   Известный инженер-изобретатель (*Никола Тесла?)  оповещает в прессе, что человечество морально не готово принять его изобретения. Это утверждение совпадает с учениями Востока. Одновременно сообщается о попытках возобновить чёрную магию. И девушка-красавица, и козёл и прочие атрибуты чёрного шабаша уже приготовлены. Открыта организация некромантов с осквернением трупов и полным служением Чёрного Ворона. Недавно толпа в Берлине окрашивала знамёна в крови убитых. *Совершенно неизвестный факт...
   Итак, с одной стороны всесильная атомическая энергия (*Пророчество Рериха от 1932 года), а с другой - чёрная месса, культ сатаны, Бафомет и кровавые терафимы. Расчленилось человеческое сознание. Верхи и низы настолько разошлись, что поступательное движение человечества стало невозможным. После кровавой войны снова сотрясаются все основы. Лопнули финансы. Произошли прежде немыслимые крахи банков. Но особенно резко мир раскололся по линии культуры  Ввиду кризиса сокращаются культурные учреждения. Слуги тьмы вопят: "Долой (*русскую) культуру!". И тщетно ищут работники Культуры куда обратиться. А в то же время кто-то мечтает выпить чашу крови...
   Те, кто говорят, что зло равносильно добру, не должны забывать, что добро есть первоначало творчества. Люди боятся приближаться к Истине, чтобы не потерять своё условное положение. Они шепчут : "Лучше rigor mortis"...
   Моя книга "Мир огненный" отмечает: "Бездушные существа не символ. Воплощаются ли они в этом состоянии сразу? Нет. Никто не может воплотиться, то есть войти в плотный мир, без запаса огненной энергии, без светоча Агни. Расточение Агни происходит здесь, среди всех чудес Природы, в буднях и в сумерках духа, когда тьма покрывает Огонь и он незаметно уходит из негодного вместилища".
   Прекрасен закон, даже вопреки Карме наделяющий каждого Светом. Множество прекрасных помыслов зарождается в семилетнем сердце, когда образы Тонкого Мира ещё не покинули мозг и сердце! Так же при бедствии расточения можно, как сказано, "одолжить Огонь". Бездушные люди не какие-то чудовища. В разных областях они даже достигают механических преимуществ, но Огонь покинул их. Они - "цивилизованные дикари", самое опасное для культуры явление. Чтобы чистить дом Культуры от этих неутомимых в подлости и пошлости врагов, приходится тратить драгоценную космическую энергию. *По Рериху только Культура может "одолжить Огонь" вдохновения и милосердия, ибо является порождением и носителем космической творческой энергии...
   Знамения мрака не только в "оккультных действиях". Они в балаганах (*СМИ), в псевдонауке (*маркетинга), в псевдоцивилизации (*рынка). Люди взывают о мире, о соединении церквей. Но какой такой мир может быть для "улыбки черепа", когда угаснет Огонь? Защитить от окостенения, Свет да победит тьму!
Гималаи. 1932

     РАЗМЫШЛЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ
     По "CANIMUS SURDIS"/"ПОЁМ ГЛУХИМ"

   Скорбно восклицает великий поэт Рима. Прозорливый Уэллс говорит о необходимости строить новый Ноев Ковчег для спасения Культуры. Тёмные силы (*рынка) прежде всего обрушиваются на культурные проявления, точно именно культура мешает им довершить задуманное разложение мира. Обыватели шепчут:"О культуре ли думать, когда есть нечего?". Им советуют газеты: "Требуется нормальная покупка. Покупайте автомобили".
   Только большие люди борются с волнами культурных невзгод. Прекрасный писатель пишет кровью сердца: "Бьёмся из последних сил. Единственный плюс - отсутствие боязни завтрашнего дня, потому что хуже сегодняшнего он быть не может. Но не иметь возможность делать то, что для меня важнее всего,- это надо быть железным. Гибель мира (*культуры) надвигается".
   Препятствия хранят в себе потенциал возможностей. Именно трудности во имя Культуры расцветают серебряным Лотосом. Лишь бы не обронить Камень и не расплескать Чашу. Беспредельность не имеет конца. Не отвлечённость, но Жизнь.
   (*Либеральное) человечество отступилось от культуры, перевело культуру из насущности в роскошь. Хотя и не часты борцы за культуру, но тем больше признательности и чести им. Они, как антенны, шлют сигналы благородства и утончённости. Когда в Монголии наша экспедиция вышла из опаснейшей ситуации, седой бурят торжественно подняв руку, закричал: "Свет побеждает тьму!". Так прозорливый житель степи понял реальность Великого Света. Идущие со светом победят, а колеблющиеся могут быть втянуты в бездну тьмы.
   Так неужели же столько "глухих"!? Триглодит (*олигарх) вопит: "К чертям культуру, деньги на стол!". Но его место в пещере. Старая французская поговорка гласит: "Особенно глух тот, кто не хочет слышать".
   Складываются особые интернационалы Света и Тьмы. Разве не последний час объединиться всем, для кого Культура не пустой звук? *В Интернационал Рериха...
   "Глухим поём",- ужасается римский поэт. Но поэт "Бэды проповедника" ему отвечает:
     "Замолк грустно старец, головой проникая.
     Но только замолк он, от края до края
     "Аминь!" ему грянули камни в ответ".
Гималаи. 1932
   
     САМОУБИЙСТВО
     По "Расхищенное сердце", Николай Рерих

   В газете рассказывается трагическая смерть самоубийством мультимиллионера, который оставил многозначительную записку "Я устал". Там же сообщается об ещё одном самоубийстве 75-летнего миллионера, который говорит в прощальном письме: "Зачем ждать?". Вспоминается и другой миллионер, спрыгнувший со своего аэроплана, несмотря на многомиллионное состояние. Эти самоубийства мультимиллионеров, одарённых денежно, но поражённых духовно, показательны. Один за двадцать лет создал всемирную финансовую империю, одалживая правительствам целого ряда стран миллионы долларов. Другой обогатил свои предприятия ценными усовершенствованиями. Его широкая образовательная и благотворительная деятельность бодро шла вперёд. И вдруг...
   Спрашивается - какая же сила принуждает к роковому шагу? История этих людей показывает огромный запас жизненной силы. О них говорили много хорошего. Когда одно го из них я видел в последний раз, он с необычайным воодушевлением показывал усовершенствования своего заведения и Музыкального института. В приёмах японской борьбы говорится о двух повторных ударах, из которых последний - решающий. Признания мультимиллионеров повторностью своей особенно поразительны. В этих двух случаях возопила сильная воля, увидевшая перед собой страшную действительность. И назвать её можно одним страшным словом - Безрадостие, сознание невозможности радости.
   Сказано было: "Радость есть особая Мудрость". Человек может радоваться только если не убито сердце его. *Открыта интуитивная сердечная чакра...
Если же человек не знает зачем он кружится над землёю в быстрейшем воздушном (*космическом) корабле, то он может прийти к мысли о самоуничтожении. Очевидно тому, кому пришла эта мысль, никто не говорил о пагубности этого акта. А ведь тот, кто хоть однажды осознал мир Невидимый, для того Беспредельность перестала бы кругосветным путешествием по коре одной из крошечных планет. *Рерих говорит о достижении некоего жизненного Предела в случае отключённости от "мира Невидимого", духовного к зрелым годам...
   Мы должны кричать не о цифрах доходов, а о том, что могло бы порождать радость сердца. Ибо только эта радость неисчерпаема. Страшные заключения самоубийц "зачем ждать (*смерти)?" лежат на ответственности всего общества. Индивидуум может устать, если заметит, что его лучшие устремления учитываются на весах мерзостными (*рыночными) гирями.
   Один большой писатель, также болея расхищенным сердцем, сознавался: "Может и есть где-то мои читатели, но я-то не знаю, где они живут". Страшное одиночество больших людей в этом признании...
   Если расхитители сердец, похитители самого драгоценного - детей будут извергаться из общества как сор, то и усталость жизнью(!) пойдет на спад. Люди начнут радоваться, скажут "Чаю воскресения!". И Беспредельность не испугает, но призовёт к новому творчеству. Во имя Прекрасного пошлём эти мысли тем, кто пронзил мир страшным признанием, над которым мы все должны подумать.
Гималаи. 1932

     НЕ УБИЙ
   Мы должны быть признательны всем, кто старается ограничить поле убийства и разрушения. Но столько ужаса уже вошло в нашу жизнь, что школьный учитель должен показывать их ученикам со словами "Да не повторится!". Чтобы учитель имел право не скрывать от детей ужасы, он должен сказать об истинных героях человечества (*героях СВО).
   Среди заветов жизни один из самых кратких и повелительным: не убий. Эта заповедь имеет в виду бережливость к жизни, этому величайшему дару самоусовершенствования(!). Написаны бесчисленные книги против телесного убиения. Показано было насколько этот акт не входит в достоинство человеческое.
   Но в смуте жизни сделалось даже стыдным само упоминание этой заповеди. Из упоминающего будет сделан пацифист самого извращённого смысла. Он окажется человеком подозрительным, желающим низвергнуть основы современного (*либерального) быта. Если когда-то охотники с луками и копьями убивали немногих животных, то сегодня на скотобойнях их убивают миллионами. Если же вы заикнётесь о преимуществах вегетарианской пищи, то будете заподозрены в антиобщественных устремлениях. Для "цивилизованного" и твердящего о культуре человечества кровь является чем-то питательным. Вам скажут:"Таков закон жизни". *Буквально так и сказано в известной книге одного автора ("Mein Kampf")...
   Жестоки дела мира сего. С одной стороны люди ищут средства для продления жизни, а с другой они изобретают губительные орудия. Но не забудем, что кроме телесного есть дух человеческий и мысль, которые управляют миром. Ожесточение мира дошло сейчас до такой степени, что говорить об извращении и растлении духа будет сочтено ханжеством самого дурного тона. *Писалось сто лет назад...
   Где сегодня люди могут слышать о Живой этике, об очищении сознания, о дисциплине мысли? *В Пруссии шутили: "Пускай лошадь думает - у неё голова больше". Сегодня можно перефразировать: "Пускай Искусственный Интеллект думает...".
   Именно в церковь вносили (*и вносят!) пушки для благословения. Переселяя наше сознание на биржи и стадионы (*в Интернет), мы утрачиваем понимание самоусовершенствования, для которого мы оказываемся в земном мире. Ожесточение породило тотальное отрицание, которое уничтожает достижения человечества. Уэллс, ввиду краха культуры, советовал строить новый Ноев ковчег. *Ноев ковчег Культуры!
   Люди перестали понимать, что это значит - не убий, какой высший смысл имела эта суровая заповедь. Когда же дело доходит до убийства духа, наш современный толковый словарь оказывается непригодным. Ибо кризис мира - в сердцах наших. Мы не в состоянии понять практичность(!) неубийства не только тела, но, главное, духа. Тёмные (*интернет-) проповедники кричат: "Долой культуру, долой героев и учителей!". Ожесточение в конце концов приводит к (*духовному) обнищанию, при котором и богатство кажется бедностью. Жестокость делает сердце тем камнем, который мы стараемся бросить в ближнего.
   Будем же понимать великую заповедь "Не убий" не только в телесном, но, главное, в духовном значении.
Гималаи. 1932

     ПАКТ РЕРИХА
   *Пакт Рериха (Пакт охранения памятников искусства и науки), да и сам Рерих, были изгнаны либерал-космополитами из мировой и русской истории...

   Не случайно мир мечтает о мире, ибо вражда и взаимная ненависть дошли до предела. Отсутствие творческой жизни увлекает в бездну одичания духа. Приходится писать слова: "Разрушено невежеством - восстановлено надеждою". Ради надежды на лучшее будущее необходимо охранить ценности (*русской культуры).
   Над нашим Пактом работал Международный союз и две международные конференции. Нашу идею подтверждает существование Красного Креста, который печётся о телесно раненых и больных. Наш Пакет ограждает ценности человеческого гения, тем охраняя духовное здоровье. Охрана, подобно Красному Кресту, творческих ценностей человечества особым Пактом вытеснит и само понятие войны. Враждовать будет негде.
   Не одна только война, но и другие конвульсии человечества обрушиваются на памятники культуры особенно ярко. Красный Крест показал, что и при газовой бесчеловечности понятие это осталось нужным.
   Одно только материальное разоружение не поможет. Нужно разоружиться в сердце и в духе. Мировое Знамя-охранитель Пакта поможет напомнить о том, что должно быть свято охранимо для светлого будущего. Пакт зовёт к осознанию художественных, научных и религиозных ценностей, к поднятию культурного взаимоуважения.
   Сердце человеческое стремится к разоружению и сотрудничеству. Особенно знаменательна конференция в Америке, из которой пришли многие формы общественного строительства. Америка в своём конгломерате наций является естественной поборницей гуманитарных идей. Поэтому я считаю, что как массы, так и правительство Америки поддержат Пакт как важное звено мирового преуспеяния. *Не уверен насчёт Америки, а вот для России Пакт Рериха нужен как никогда...
   Перед нами задача внедрения в сознание народов мысли о необходимости бережливости ко всему творческому, созидающему. Разрушение и разложение утомили дух человеческий. И самые трудные проблемы, разве не решались они основами цивилизации и Культуры? Да не отступим от идеи сугубого охранения Сокровищ Духа. Мы хотим жить и потому всякое омертвление нам противно.
Гималаи. 1932

     ДЕНЬ ЕРМАКА
     Сибирскому казачьему Войску посвящается
 
   Не потонул Ермак. Не мог утонуть богатырь! Не только слава Ермака жива, но жив и он сам в сознании жителей Сибири. В Кырлыке шаман толковал о добром ойроте, вестнике доброго Бурхана. Является ойрот на белом коне и возвещает: "Саин Галабынь судур!"- знак доброй эры! Но старик-старовер улыбается: "Вовсе не Ойрот, а Ермак Тимофеевич ободряет край наш".
   На серебряных горах Сумир, Субур и Сумбир "кузнец куёт судьбу человеческую". Белы снега, как серебро самой Белухи-матери. И разноцветны травы превыше всадника. И звенит всё... Истинно Звенигород!
   Можно ли помянуть Ермака Тимофеевича не вспомнив о самой Сибири, страны белого Бур-хана, доброго Ойрота, Чуди подземной и кузнецов Курумчинских, ковавших коней всех великих степных путников?
   Знамя Ермака в Омском соборе несёт на себе лик Св. Георгия. На белом коне, в доспехе ратном Святый Воитель провёл Ермака по стремнинам, сделав нечаянное возможным.   Сегодня повелительно сойтись в память великого духа, давшено нам зов великий *И причислить Ермака Тимофеевича к лику святых!
   Не можем в этот день не помянуть и Святого Хранителя твердынь Китежских и всех Лавр - преподобного Св. Сергия. Сама необъятность сибирская сближает всех борцов подвига (*русского).
   Будем праздновать День Ермака! Это имя как стяг для русского уха. Разве этим именем не даёся мера строительству (*новой России)? Ведь для укрепления духа посылаются знаки, чтобы среди потоков слёз можно было возрадоваться подвигу!
   Пусть этот новый праздник наполнит (*русские) сердца трепетом подвига и горением строительства. Просторы сибирские напоминают нам о непочатости труда. О снеговых вершинах Белухи свидетельствуют снега Гималаев. Кукушка отсчитывает сроки. Дятел твердит о неустанности. А Сафет - белый конь - напоминает о конях Ойрота, Ермака и самого Св. Егория. Велик был поклон Ермака всею Сибирью. Велик заклад - велик и подвиг! Славный праздник День Ермака сегодня!

     ДУША НАРОДОВ
   Герои во время их подвигов не подозревали, что они являются выразителями народной психологии. Они следовали своему зову сердца.
   Обратимся ли к Франции, где встретимся с героическим обликом Жанны д'Арк. Пройдём ли Италию, где вечноживой облик святого Франциска Ассизского. Далеко за пределами церковного подвига имя Святого Сергия Радонежского. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты исторических перепутий. Среди славных имён Египта народ не забывает память славной Хатшепсут, обновительницы традиций. В храмах индусских имеются изображения Акбара, несмотря на то, что он был мусульманин. Вспомним ли мы о Тибете, строительство государства свяжется с именем Далай-ламы Пятого, создателя Поталы. А разве не судим мы Китай по Лао-цзы и Конфуцию? *А новейшую Россию - по Великому Сталину?
   И разве сердце каждого еврея не бережёт громоносное имя царя Соломона?
   Неоспоримая ценность выявляется при отборе этих имён-понятий. Эти выразители душ своих народов, как белоснежные вершины Гималайские, в лучах света посылают привет друг другу.
   На празднике Культуры, среди длинных столов трапезы духовной увидим мы светлых гостей Престола сего. Светом сердца сияют светлые гости Культуры!

     ПЕЧАТЬ ВЕКА
   Каждому бросался в глаза факт особой печати каждого века. Готика - век, отзвучавший в самых отдалённых землях. Возрождение: формы его облетели христианский и мусульманский миры. Можно увидеть ту же технику в русских иконах и в персидской миниатюре.
   Объединяющий знак нашего времени - когда стирается всё характерное. Наши книги обратятся в слипшиеся кирпичи, а металлические сплавы, гордость дешевизны, поразят своим безобразием. Устанавливать печать века не есть дело современников, но думать о лучшем качестве есть обязанность каждого. "Книга есть дар высокого духа","Мастер изделия превыше рыцаря меча",- так мыслили старые мастера.
   Наряду с установлением Дня Культуры должен быть установлен и "Час качества". В этот знаменательный час должно быть осознано сотрудничество во имя Блага и познание великой мощи мысли творящей.
*Предлагается учредить типа молитвенного часа для чтения  писем-проповедей Рериха...

     MUTATIS MUTANDIS
   Страницы истории полны указаний как властители обращались в рабов, проиграв в кости не только жён и рабов, но и своё государство. С удивлением и осуждением отнесёммя к такому предпочтению принципов игры перед почтением к главе государства. "Но ведь это в несколько изменённом виде происходит и сейчас!",- восклицаем мы. Только в древности это происходило менее лицемерно. Законы Ману и Хаммурапи были много кратче, но в краткости своей много внушительнее. *Например, по закону Хаммурапи  отвечающего вопросом на вопрос разрешалось убить...
   Мы только что пережили ужасную войну. Но теперь если вы произведёте тайный опрос, кто за войну, а кто против, совершенно неизвестны будут результаты этого голосования. Забавные доводы будут приведены, чтобы опять вернуться к времени, когда всё позволено и всё можно объяснить участием в общем деле(!). "Но ведь это прошло",- скажете, и с тех пор мы имеем множество пакетов и постановлений. Но в эту самую минуту кто-то мечтает о таком достижении науки, чтобы разом умертвить всё живущее. Заменив преступное разрушение созиданием мы сделаем то, что надо не для эволюции цивилизации, а для эволюции Культуры.
   А тайное покровительство наркотикам, умертвляющтм целые нации, славные в прошлом!? Разве этот бич человечества, больший чем сифилис, рак (*ВИЧ и короновирус) не должен быть изъят из жизни?
   Сколько раз мы слышали "mutatis mutandis" - перемените то, что надлежит переменить! Так и светлая Лига Культуры должна переменить то, что надлежит изменению. *Для чего сей "светлой Лиге" непременно понадобятся "штурмовики культуры" и карательные функции...

     ГРАД СВЕТЛЫЙ
   Смотреть на прекрасное - значит улучшаться /Платон
   Человек становится тем, о чём он думает /Упанишады
   Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, заступайтесь за немощных, долготерпите ко всем /Ап.Павел
   Человек должен стать сотрудником неба и земли. Все существа питают друг друга. Гордящийся своим знанием; желающий чрезмерно свободу; возвращающийся к древним обычаям - подвержены неминуемым бедствиям. Не делайте другим того, что не желаете для себя /Конфуций
   Как всё это старо, и как нужно именно сейчас!
   Идут паломники в Шамбалу, в Беловодье. Знают и Пресвитера Иоанна и Гессар-Хана и Владыку Шамбалы. За белыми горами звонят колокола обителей.
   Среди духовных движений особенно звучат странники "Светлого Града".
*Какой контраст с нынешней эмиграцией: русофобской, бездуховной, скотоподобной...
   Как поучает Брат Алексей: "Меж болот мирской неправды, минуя скалы человеческой глупости, среди дебрей ложного (*либерального) знания, обретёшь Равнину Исканий и восемь дорог к ней. А посреди - озеро Живой Воды. Странник, ты принят в наш круг. Вот тебе посох с крыльями. Иди. Цветок Круга Странников - подорожник..." *Красота!
   Светлый Град стоит на чистом озере. К нему ведут четыре братства: Иоанново, восточное братство проповеди Духа, Бояново, северное братство магии искусства, Пиагорейское, западное братство науки и философии, Южное братство любви и жертвы. Странники совершают походы, встречаются в условленный местах и совершают духовную трапезу, состоящую их хлеба, вина и фруктов, под открытым небом. *Очевидная копия масонского движения с четырьмя Великими рериховскими ложами...
   Трещит мировое строение. Но там, где странники, где каменщики (*новые масоны, рериховцы), там Надежда претворяется в чувствование. Поспешим и не убоимся! *Сейчас, только штаны подтяну...

     БОЛЬ ПЛАНЕТЫ
   До того сильно стремление человека к природе, что он пользуется жалкими пародиями на природу - садами и даже комнатными растениями. Всё нас гонит в природу: и духовное сознание, и эстетические требования, и тело наше. Люди, вышедшие из природы как-то инстинктивно чище потому, что они здоровее духовно. "Бросьте всё, уезжайте на природу",- советуют человеку, потерявшему физическое или нравственное равновесие.
   Город угрожает природе, прямая противоположность природе; город, созданный человеком, властвует над человеком. *Не отсюда ли то, что Немец говорит Брату у Балабанова?
   Город видимо одолел природу, на небе дымно начертал свои заклинания. Мы ошиблись, ожидая стоэтажных домов,- жилища города стали ещё выше, чтобы соблазнить дезертиров природы. Город завлекает слабых духом и оставляет природе туристов, толпящихся на избитых путях.
   Человек может сделать боль не только людям же, не только животным, но природе, и всей планете. Велика ответственность человеческая за природу, принять её должно как Конституцию человечества. *Зелёная Конституция Рериха!
   Ограбление (*русской) Природы есть расточение сокровищ (*русского) народа. *И потому должно караться самым жестоким способом!

   Да будет мир с вами,- заповеедал Христос
   Мир всем существам,- поёт перед молитвой подвижник Индии.
   Познав меня, как Возлюбившего всё сущее, мудрец обретает мир /Бхагавад-Гита
   Там, где собрались избранные, там разаётся только одна песня, песня мира,- говорит Коран.
   Каждая православная обедня начинается возгласом Великой ектении: "О мире всего мира Господу помолимся!".
*"Миру - мир!", как говорится...

   Книга (*рериховское ложи Востока) "Мир Огненный" заповедует: "Ошибка, что люди перестают учиться после школы". Философские школы Греции, Индии и Китая дают примеры постоянного учения. Нужно помогать обучению взрослых, радоваться объединению взрослых (*в рериховских ложах) для постоянного познавания. *Учиться рерихеризму настоящим образом!

     УЧИТЕЛЬСТВО
   Государство не может игнорировать положение учителя, иначе оно будет игнорировать положение всего своего юношества.
   Учитель существует для постоянного утверждения человеческого достоинства. От учителя ожидаем мы ведания самых высоких понятий, и в то же время не заботимся о том, чтобы запросы учителя были достаточно обеспечены. Люди хотят, чтобы учащиеся любили своего учителя. Любовь неразрывно связана с уважением, поэтому государство обязано создать для педагогов особо уважаемое положение. Позаботится, чтобы учитель стал самым ценным лицом среди установлений страны (*России). *Золотые слова!
   Охранение основ образования должно быть первейшим условием Лиги Культуры (*при руководящей роли соответствующей рериховской ложи). Следует обязать всех членов Лиги обратить особое внимание на дело образования. *И организовать сеть воскресных рериховских школ по типу иезуитских...

     ПАНТЕОН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
   Подумаем о том как бы следовало освещать значение Русской Культуры. *Далее Пантеон Русской Культуры "от Рериха" без пояснений:
   Дягилев, Шаляпин, Скрябин, Ремизов, Бунин, Бальмонт, Гребенщиков, Бенуа, Сомов, Яковлев, Добужинский, Бакст, Билибин, Малявин, Судейкин, Григорьев, Шухаев, Петров-Водкин, Коненков, Стеллецкий, Стравинский, Прокофьев, Павлова, Карманова, Нижинский, Мордкин, Больм, Мясин, вся труппа МХТ, Павлов, Мечников, Менделеев, Милюков, Метальников, Лосский, Ростовцев, Кондаков, Бердяев, бар.Траубе, бар.Нольде...
   Все русские поколения должны знать об этих творцах Культуры и черпать у них вдохновение и новые силы.
*Замечательно в Пантеоне Рериха полное отсутствие еврейских фамилий...

     МОЛЕНИЕ О МИРЕ
   Мир является священным оплотом человечества. Будем же утверждать всемирный День Мира. Когда во всех образовательных обществах одновременно напомнят об истинном сокровище человечества.
   Никаким приказом нельзя запретить войну, как нельзя запретить злобу и ложь. Но терпеливым напоминанием о сокровищах Культуры можно сделать войны недопустимыми проявлениями невежества. Для мира не надо ждать всемирного признания. В сердце своём назовём Знамя наше "Знаменем Культуры и Мира". Невозможно заставить молчать сердце человеческое, если оно открывается для Красоты и Добра.
Гималаи. 1932


Рецензии