Вечно живая гвардия урок стойкости из Краснодона

Сегодня, когда слово «подвиг» для кого-то стало архаизмом, история «Молодой гвардии» оказывается поразительно современной. Это не застывший памятник, а живой пример того, каким может быть человек перед лицом бесчеловечности. Она показывает, каким должно быть будущее, если в нем есть место мужеству.

Для многих «Молодая гвардия» — что-то вроде пионерии или комсомола, этап советской эпохи. Даже образованные люди, гордящиеся подвигом прадедов, порой не знают, что в 1942-1943 годах в оккупированном Краснодоне действительно действовала подпольная юношеская организация из 71 человека. После раскрытия организации ее участников, почти всех — подростков 14-18 лет, подвергли чудовищным пыткам. Их стойкость, то, что они не предали друг друга даже под садистским давлением, — это и есть главный, непостижимый подвиг молодогвардейцев. Чтобы понять истоки этой стойкости, отправимся в  Луганский Краснодон.

**Город шахтеров и казаков: где рождались герои**

От Ростова-на-Дону до Краснодона — чуть больше 50 км. Свернув с трассы ДОН и минуя КПП, уже через час въезжаешь в город. Следов недавних боев на первый взгляд не видно, если не считать оборванные кое-где троллейбусные провода. В СССР Краснодон был культовым местом, куда съезжалась молодежь, и город развивался опережающими темпами.

В центре — музей «Молодой гвардии», рядом памятник и церковь. Храм стоит на месте, где в 1942 году были заживо погребены 32 шахтера, отказавшиеся работать на оккупантов.

Шахты вокруг Краснодона видны до сих пор. Местный уголь почти не дает золы и особенно ценился. Именно к нему и рвались фашисты, но не получили ни тонны. Столкнувшись с саботажем, немцы арестовали взрослых мужчин. А в ночь на 29 сентября 1942 года, обвязав их колючей проволокой по пятеркам, согнали в парк и загнали в яму для укрытия техники, похоронив заживо. На суде в 1947 году начальник жандармерии Ренатус будет утверждать, что чудовищный способ убийства выбрали украинские полицаи.

Но расправа над отцами не сломила детей. Подростки создали свое подполье. Вступая в организацию, они давали клятву: «Клянусь мстить беспощадно за сожженные и разоренные города и села. За смерть 32-х шахтеров-героев. Смерть за смерть, кровь за кровь».

Рассматривая в музее фотографии молодогвардейцев и их семей, замечаешь удивительную деталь: многие из них — в казачьей одежде. Возникает вопрос: если казачество было «разгромлено», почему здесь, в шахтерском городе-пролетарии, все казаки? И как дети этих казаков пошли на смерть с комсомольскими билетами в карманах? Ответ, вероятно, в том, что настоящая любовь к Родине оказалась сильнее идеологических противоречий.

**Лица «Молодой гвардии»: от «шпаны» до «плакатных героев»**

Название «Молодая гвардия» предложил Сергей Тюленин. Еще до создания организации он сам начал писать листовки и собирать оружие. В довоенной жизни Тюленин был трудным подростком, «шпаной», как писала о нем местная газета. В «Молодой гвардии» он стал начальником боевой группы и легендой. В ночь на 6 декабря 1942 года он участвовал в поджоге биржи труда, уничтожив списки двух тысяч краснодонцев, которых должны были угнать в Германию. Выданный соседкой, Тюленин был зверски избит. Когда на его глазах начали раздевать и избивать мать, он, как дворовый парень, начал дерзить палачам, чтобы те переключились на него.

Их антиподы — руководители организации Олег Кошевой и Ульяна Громова — казались плакатными образцами. Тетрадь Ульяны поражает каллиграфическим почерком. Она не эвакуировалась из-за больной матери, разрабатывала планы операций и лично водрузила красный флаг на шахте №1-бис в оккупированном городе в ночь на 7 ноября. После ареста ее подвешивали за волосы, вырезали на спине звезду, отрезали грудь.

Олегу Кошевому было 16. Он участвовал в диверсиях, осуществлял связь с другими подпольщиками. На допросах ему раскаленными щипцами вырывали куски плоти.

**Соседи-каратели и главный подвиг — стойкость**

Особенный ужас вызывает то, с каким зверством пытали молодогвардейцев. В 1942 году Германия еще старалась играть роль «освободителя», и в том же Краснодоне власти разрешили создать молодежный клуб. В нем подпольщики планировали операции и… блистали на публике. Восемнадцатилетняя Люба Шевцова, мечтавшая стать актрисой, а ставшая радисткой, была звездой клуба. Она пела немецкие песни, отвлекая внимание, пока товарищи жгли биржу. В том самом сценическом платье, что хранится в музее, ее и арестовали. Как радистку, ее пытали с особым усердием.

Как возможен такой переход от обожания к изощренным пыткам? Ответ прост: пытали молодогвардейцев их соседи — украинские полицаи, перешедшие на службу к оккупантам.

Начальник жандармского поста Отто Шен бесстрастно описывал на следствии: «Их избивали до потери сознания, ломали руки и ноги, инсценировали казнь. На всех арестованных я не затратил ни одного килограмма хлеба…». Но даже прощальные надписи на стенах камер не содержат ни слова отчаяния. Непреклонность этих детей, не предавших друг друга, — это и есть суть их подвига.

Морозными ночами 15, 16 и 31 января изувеченных, полураздетых молодогвардейцев везли на казнь к шахте №5. Нескольких часов пыток в шахтерской бане оказалось мало — многих сбросили в 53-метровый шурф живыми, вслед бросали вагонетки и глыбы угля.

**Герои и жертвы клеветы**

На почетном месте в музее — бюсты Героев Советского Союза. Среди них выделяется Виктор Третьякевич — единственный, удостоенный звания Героя России (в 2022 году). Его история — это история посмертного предательства.

После освобождения города один из полицаев заявил, что предателем был Третьякевич, один из организаторов и комиссар «Молодой гвардии». Его тело подняли из шахты со следами пыток, но без пулевых отверстий. Краснодонцы не верили в вину Виктора, но официальная версия осторожничала. Лишь в 1959 году был назван имя настоящего предателя — Геннадия Почепцова. Третьякевича реабилитировали.

В 2007 году музей ходатайствовал о присвоении Третьякевичу звания Героя Украины. Безуспешно. Зато тогда же это звание получил Роман Шухевич — откровенный фашист, командир УПА. Выбор официального Киева стал символичным. Тогда же началась кампания по дискредитации молодогвардейцев: их вклад называли ничтожным, а историю — вымыслом.

**Эпилог: Боль, которая повторяется**

Над шурфом шахты №5 сейчас стоит мемориал. На нем надпись: «И не в шурф их бросали, а в наши сердца». Сердце и вправду отзывается болью, ведь история, увы, повторяется. Снова в Луганской народной республике — прежде Ворошиловградской области Украины — столкнулись соседи, люди, выросшие на одних улицах. И снова одни, как молодогвардейцы, встают на защиту своей земли, а другие, как полицаи, идут служить врагу.

«Сейчас к нам приходят мотивированные ребята, участники СВО, — рассказывает экскурсовод музея. — Говорят, что подвиг молодогвардейцев помогает им защищать Родину».

Подвиг «Молодой гвардии» — это не только страница истории. Это вечный урок того, что даже перед лицом невероятной жестокости можно сохранить человеческое достоинство и верность друзьям. Этот урок, как показывает жизнь, актуален во все времена.
И показывает, каким будет будущее.


Рецензии