Еще раз о Годаре 2
Огромная фильмография ЖЛГ содержит бессчетное количество простейших сцен. А наиболее простая содержится в картине «Моцарт – навсегда».
Демонстрируется процесс киносъемки. Молодая актриса с развевающимися на ветру волосами на фоне беспокойного моря произносит возвышенный театральный текст. За ней из теплого павильона наблюдает пожилой, видавший виды, режиссер.
– Для начала вы будете говорить только «да!», – обращается он к ней, видимо, устав от высокопарной болтовни.
– Да!
– Стоп! Снято! Превосходно!
– Господин режиссер, мы забыли поставить пленку в киноаппарат, – говорит ассистент.
– Тогда переснимем.
– Да! – говорит она и крича, и тихо, то поднимая голову ввысь, то опуская глаза к морскому песку.
– Нет! – с железным выражением лица говорит он.
Дубль 1, 2, 3, 4, 5, 10, 100, 500, 700…
И ничего больше! Только «да» и «нет». Мужское-женское. Молодое-старое. Живое-мертвое. Утверждение-отрицание. Холодное-теплое. Из годаровского «да-нет» возникает все многообразие каких угодно человеческих отношений, каких угодно конфликтов. В этой гениальной по наглости сцене Годар прост, как математическая формула.
Делез в фундаментальном труде «Кино» назвал ЖЛГ послушным учеником Аристотеля. Мне кажется, великий Жан-Люк гораздо богаче – он больше в себя вмещал, он больше, чем просто послушное ученичество. От «Логико-философского трактата» в нем тоже что-то есть.
Свидетельство о публикации №225112501310