Бой сторожевика СКР 22 Пассат

Бой сторожевика СКР 22 «Пассат». Первый подвиг. Первая потеря.

3 июля 1941 года рыболовный траулер «Севгосрыбтрест» 47. РТ-102 «Валерий Чкалов» включили в состав Северного флота в качестве сторожевого корабля под названием СКР-22 «Пассат». Корабль, как и почти все мобилизованные рыболовные траулеры, стандартно вооружили двумя сорока пятимиллиметровыми пушками на носу и на корме, и на надстройке — двумя пулемётами калибра 7,62-мм. В корме приспособили стеллажи для глубинных бомб, ячейки для дымовых шашек.

В ночь на 13 июля 1941 года сторожевик «Пассат», под командованием старшего лейтенанта Владимира Лаврентьевича Окуневича, сопровождал в условиях полярного дня в Баренцевом море корабли судоподъемной организации ЭПРОН (ЭПРОН — Экспедиция подводных работ особого назначения, советская государственная организация, занимавшаяся подъёмом кораблей, судов и подводных лодок, и другими подводными работами — прим. автора) — два спасательных невооружённых судна РТ-67 «Молотов» и РТ-32 «Кумжа», буксировавших понтоны из Мурманска в Иокангу.
Из Кольского залива выходили под защитой дождя, но в облачном просвете заметили самолёт, а тогда летали в основном немцы. В тревожном ожидании налёта прошло два часа.
Впереди шёл «Молотов», за ним — «Кумжа», а «Пассат» прикрывал. Едва прошли Териберский маяк, как в районе острова Харлов, на РТ-67 замигал сигналами прожектор. Вскоре Окуневич разглядел по левому борту три силуэта военных кораблей, которые уступом двигались им на перерез. Его предупреждали, что на переходе наших крупных кораблей встречаться не будет, значит это враги. Действительно, это были немецкие эсминцы. Радист передал командованию радиограмму о встрече с кораблями противника.
Командир объявил тревогу, приказал сопровождаемым судам прикрываясь дымовой завесой укрыться в бухте Гавриловских островов. Но по «Молотову» противник успел открыть огонь.
На севере показались ещё два силуэта крупных кораблей.
Окуневич приказал открыть ответный огонь из пушек.
И всё же, через несколько минут от прямого попадания вражеских снарядов загорелся РТ-67 «Молотов», но с судна успели спустить на воду две шлюпки с командой.
Теперь и «Пассат» попал под огневой шквал. Град вражеских снарядов разбивал корабельные надстройки. Вскоре оборвалась жизнь командира старшего лейтенанта Владимира Лаврентьевича Окуневича. Но корабль жил и смело двигался на встречу фашистам.
Следом получил сильные повреждения РТ-32 «Кумжа» и корабль вынуждено выбросился на берег.
«Пассат» продолжал вести непрерывный огонь по кораблям противника. Благодаря этому спаслись большинство моряков с повреждённых судов. После двух прямых попаданий на «Пассате» произошёл взрыв, корабль стал быстро погружаться носом в воду, но и тогда кормовое орудие не прекращало огня. Бой стих лишь когда наш сторожевик полностью ушёл под воду, но так и не спустил военно-морской флаг.
Погибли 54 члена экипажа. Ценой их жизни спаслись большинство моряков с повреждённых судов. И они уже подобрали уцелевшего с «Пассата» комендора Моцеля. Именно Борис Никитич Моцель до последней возможности вёл по врагу огонь из кормового орудия.

Фрагмент интервью матроса-комендора Б. Н. Моцеля об участии в боях СКР-22 «Пассат» и гибели корабля: «Идут к нам, не стреляют. Один остаётся сзади, а два обходят… С мостика последовала команда от командира Окуневича… Сигнальщики поднимают боевой флаг…
Кормовой (немецкий эсминец — прим. автора), который был за кормой, мы его подбили, он чуть не утонул. Видно было, как немцы бегали, тушили…
Расчёт у меня полностью выведен был, все попадали около пушки. Остался я один, стрелял из пушки, рядом (немецкий корабль — прим. автора), никакой наводки не надо. Пострелял я и пушка отказала. Почему отказала? Потому, что накалилась.
После этого я спустился на палубу, кругом труппы валялись. Вода… Надел я круг, прыгнул за борт. Тонул, вода холодная… Добрался до кубрика. Посмотрел: корабль стоит вертикально, тонет…
Хотел, чтобы меня убило, осколки-то над головой свистят, никак не тронут, даже царапины нет!.. Никогда не думал, что я спасусь. Даже не думал об этом. Хотел скорее… Больше ничего не будет. Всё!..».

Моцель Борис Никитович (Никитич) (род. 1914 -? г.). Краснофлотец, рулевой и комендор корабля «Пассат» (СКР-22). На фронт призван по мобилизации в 1941 г. Участник последнего боя корабля 13 июля 1941 г. После излечения служил на судах Беломорской флотилии Северного флота. После войны служил в Архангельском траловом флоте. Награжден орденом «Красного Знамени».

После долгих поисков стало известно, что с корабля спасся ещё один человек — краснофлотец М. Трофименко, который шёл на сторожевике пассажиром. Во время боя он подносил к орудиям снаряды.
Потом Трофименко храбро воевал. Награжден двумя орденами «Красного Знамени», орденом Отечественной войны второй степени, медалью «За отвагу». Погиб в боевом походе на подводной лодке Щ-402 в сентябре 1944 года.

Сторожевик СКР-22 «Пассат», бывший рыболовный траулер «Севгосрыбтрест» 47. РТ-102 «Валерий Чкалов», стал первой боевой потерей Северного флота в Великой Отечественной войне. Но их подвиг вдохновит других на борьбу.

Продолжение следует...

Владлен Дорофеев


Рецензии