Доклад на собрании Общественной палаты Московской

Здравствуйте, дорогие друзья.

  Позвольте представиться. Меня зовут Евдокимов Вадим Генрихович. Мне 59 лет. В настоящее время я архитектор, конструктор, философ. Учился в всесоюзном заочном машиностроительном институте и в Свято- Тихоновском богословском институте. Долгое время был руководителем проектных групп, получил большой опыт управления в самых различных сферах.

  Последние 20 лет я глубоко занимаюсь философией, и, в последние годы – Русской Идеей.

  Это первое выступление по данному вопросу. Мне очень важны ваши вопросы, замечания, предложения. Я хотел бы сначала зачитать свой доклад, и уже потом перейти к его обсуждению.

  Итак, почему именно сейчас стала жизненно важна русская Идея? Мы с вами являемся свидетелями исторических событий, по масштабу значительно превосходящих Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Революция происходила в масштабах одной страны, а сейчас перемены коснулись всего мира – происходит смена всего миропорядка. Россия выступила защитником человеческого достоинства и справедливости во всем мире, Россия стала идеологическим лидером приведения мироустройства к «нормальности», отрицая любое порабощение и унижение народов.
В этих условиях положительное утверждение наших идеалов, ценностей, целей и методов их достижения жизненно необходимо. Запрос на это мы слышим от политиков, общественных деятелей, простых людей.

  В этом направлении уже много делается. Проблема в том, что эта работа не доведена до конца – четкой формулировки Русской Идеи так и не было создано. Те наработки, которые уже есть, базируются на западной философии, западной модели человека, и плохо применимы к нашей российской действительности.
Последствия такой идеологии мы с вами видим. Наши дети, наша молодежь всеми силами западных идеологов отрываются от нашего общества, от своих корней. Разрушается институт семьи, подвергается осмеянию патриотизм и любовь к своей земле. На эту разрушительную деятельность тратятся миллиарды долларов, привлечены огромные интеллектуальные ресурсы наших врагов.
Мы обязаны дать им отпор, обязаны сформулировать и донести до людей привлекательность и правильность наших ценностей и идеалов, так что вокруг них захотят сплотиться люди и внутри, и вне нашей страны, в первую очередь наше будущее – молодежь.

  Нашей группе, на данный момент очень немногочисленной, 5 лет. За это время нам удалось сформулировать философскую основу Русской Идеи. Эта основа создавалась не в кабинетах, не была придумана, а была взята «от земли», «от народа». Она родилась из общения с самыми разными людьми – простыми людьми, представляющими различные социальные, религиозные, национальные общества. Позвольте озвучить главное из того, что было нами сформулировано.

  Тезисы и оросы (ограничения) есть не что иное, как описание общего в существующем мировоззрении русских людей, того единого, что оставалось незыблемым на протяжении всей истории русского народа.

  Итак, Русская идея, Тезисы.
;
                Русская идея. Тезисы.
«Русская идея» – это идея аксиоматического утверждения высокого, неуничтожимого и несравнимого достоинства каждого человека и равенства людей по этому достоинству. Русская идея является основой системы мировоззрения, называемой «Русским мировоззрением».

Идея равнодостоинства людей, различных по религии, национальности, способностям, возможностям и целеустремлениям, сделала возможным центростремительное движение людей и объединение их в русский народ.

Русское общество как результат объединения людей с единым пониманием человеческого достоинства (осознанным или ощутительным) неизбежно является носителем и хранителем самой идеи равнодостоинства людей, Русской идеи. Русское общество – «Русский мир» – существует более 10 веков, по основной своей сути оставаясь неизменным вне зависимости от социально-политического его оформления. Несмотря на то, что само равнодостоинство людей ощущалось людьми с самого их рождения, стало возможным оформиться, как социально-политическая идея, только после событий в Росии и Европе в период 20-21 вв. Великая октябрьская революция, гражданская война и связанная с ней интервенция внешних сил, борьба с религиозностью на полное уничтожение, Великая Отечественная Война – все эти трагические события имели целью уничтожение самого понятия достоинство человека. Они именно показали человечеству неуничтожимость общества людей единого достоинства. И если и наступали для Русского мира тяжелые времена, они становились следствием нарушения равенства людей по достоинству. И мы исторически можем наблюдать идентичность мотивации ополчения Минина и Пожарского, партизанского движения Отечественной войны 1812 года, сплочения советского общества в Великую отечественную войну (общества, практически безрелигиозного).

Русское воинство принципиально отлично от иных своим внутренним миролюбием, немстительностью. Это тоже свидетельствует о действии в нем Русской идеи и является «ключом» к непобедимости. Целью Русского воинства всегда была защита от попыток порабощения людей, унижения их достоинства. Не чести, не прав и свобод, а человеческого достоинства и обеспечивающих его прав и свобод. Пока Татаро-монгольское иго не стало явной угрозой достоинству общества, Русское общество не находило в себе достаточной мотивации к решительному сопротивлению.

В организации русского общества, государства, мира ключевым является построение взаимоотношений людей не только на основании законов, но и на основании любви, дружбы, взаимопонимания слабости друг друга. Милость к падшим, защита слабых, прощение врагов в русском мире основывается на логике и традиции такого поведения, впитанных с молоком матери, и имеющим корни в нашей патристической и патриотической культуре.

Русская идея как учение о равнодостоинстве людей не утверждает равночестия людей, равнославия и равноправия.

Честь в рамках Русской идеи понимается как аванс общества человеку, даваемый ему в виде возможности действовать и праве на неосуждаемую ошибку. Честь добывается через воспитание, обучение, служение. Человек может лишиться чести – обесчестить себя.

Успехи в служении удостаиваются славы. Человек не может лишиться славы – обесславить себя, но слава его может померкнуть в силу его последующих действий.

Человек не может лишиться достоинства. Достоинство – качество, неотделимое от понятия «человек». Расчеловечевание – это попытка убедить себя или других в отсутствии достоинства у человека, приравнивание его к животному.

«Права человека» таким образом разделяются на права, апеллирующие к человеческому достоинству, чести человека и славе человека. И если в части достоинства права людей должны быть одинаковы, то в части чести и славы несомненно могут различаться без осуждения.

Русская идея, равнодостоинство людей, утверждает возможность и необходимость единодушного сосуществовани людей в обществе, невзирая на разность в чести и разность в славе. Никакое общество не может устойчиво существовать как единое целое, если достоинство его членов оценивается как разное. Такого рода общества являются потенциально фашистскими и их саморазрушение – вопрос времени.

Русская идея принципиально не может быть фашистской! Учение о равнодостоинстве людей по определению не совпадает с идеей о разнодостоинстве людей – фашистской идеей. Но Русская идея не может быть и антифашистской, потому что для этого придется принять навязанное фашизмом разнодостоинство людей. Однако это не означает непротивления злу насилием. Зло действующее преодолевается насилием, зло душевное, потенциальное – воспитанием через слово и пример.

Русское понимание ошибки, проступка имеет аналогию с пониманием болезни. Как любой человек имеет свойство заболевать, будучи смертным, также он имеет свойство ошибаться, не имея полного познания Истины. Это понимание лежит в основе Русской воспитательной и исправительной педагогики. Любое ограничение, налагаемое на совершившего ошибку, имеет конечной целью научение человека осознанию его человеческого достоинства и не может сочетаться с принижением или оскорблением этого достоинства.

Достоинство человека утверждает в человеке творческие способности как онтологическое свойство человека. Человек не может не творить. Качество этого творчества, его благонаправленность определяется нравственными установками каждого отдельного деятеля.

07.03.2021
Евдокимов В.Г.
Солодовникова Н.Л.
Редакция 14.09.2023 с правками от 25.11.2025 г.

;
                Дальнейшие шаги.

1. Признать необходимость системной, научной работы над Русской Идеей.

2. Создать рабочую группу. В течение трех-четырех месяцев рабочая группа прорабатывает материал и создает концепции идеологических программ и сметы на их реализацию. Наиболее востребованная идеологическая программа – методические разработки для школ и молодежных центров по воспитанию молодежи в духе идеалов Русского Мира. Другие идеи будут собраны, получены в ходе проведения общественного обсуждения. Предполагается представить широкому обществу первоначальный вариант декларации Русской Идеи с ее прикладными программами.

3. Создание рабочих групп по территории Московской области с целью увеличения охвата привлеченных к работе людей. Это важно для того чтобы формулировка Русской Идеи была действительно народной и непротиворечивой.

                Заключительное слово

В завершение своего выступления хочу поблагодарить всех присутствующих.
Сегодняшнее событие – это очень большой шаг вперед.
Ваше участие, ваша вовлеченность очень много значат для меня.
Сейчас от каждого человека зависит то, каким станет наше общество завтра.
Мы с вами реально заложили зерно, из которого вырастет понимание нами самих себя.
Мы вооружимся словом, мы сотворим красивые дела ради славы нашей родины, русского мира, России.
Уверен в вашем активном участии в нашей общей работе.
Спасибо!


Рецензии