Падет ли Новый Рим?

Конечно, падет. В истории не было еще ни одной империи, которая нe пала бы со временем. В вопросах “как” и “когда” имеются, однако, значительные разногласия.

Вот-вот, говорят сторонники российского президента. Движуха, дескать, уже началась; доллар стремительно теряет лидирующую роль в финансовом мире, страны BRICS производят больше половины мирового ширпотреба, Китай выходит на передовые позиции в науке и технике, американцы толсты, тупы и утратили пассионарность, о Европе и говорить нечего, злобную муху-Израиль на днях прихлопнут корпулентные арабы с продвинутыми персами. Украина сдастся, НАТО треснет. Почему-то Россия будет этим счастлива.

Минуточку, говорят те, кто сильно сомневается в гениальности кремлевского мечтателя. Когда Совок был в расцвете, социалистический концентрационный лагерь уже производил больше всех цемента, стали, угля  и инженеров. Выходил на передовые позиции, добрался до Луны и Венеры, перекрыл Енисей, целину распахал, калашами полмира завалил. По телевизору каждый божий день рассказывали об отечественных успехах и системном кризисе капитализма. Там вечно что-то рушилось; то доллар падает, то фондовый рынок в разнос идет. А уж о Европе и говорить нечего; ее закат еще в начале двадцатого века принимался как должное.

Все никак не закатится. Неясно, на чем держится, а все никак.

В жизни, вообще много странного. Взять те же деньги. Когда они были привязаны к золоту, еще что-то можно было понять. Золото металл красивый, тяжелый, не ржавеет и в руках приятно подержать. Свыше шести тысяч лет был хорош для ювелирки, последние полвека применяется и в электронике. А, главное, его мало и добывать трудно. Оно то, что все хотят, но не всем хватает.

Инфляция тоже. Не было ее как таковой при золотом стандарте. То есть временно была; то позитивная, то негативная. А, в целом, по нулям.

Но ведь уже довольно давно деньги от золота отвязали. Теперь они символы – то портреты на хрустящих бумажках, то просто записи в уполномоченных компьютерах. Инфляция цветет и пахнет,  потому что мало какое правительство откажется от соблазна отпечатать бумажек немного больше, чем следовало. Взять хотя бы США, страну менее многих других затронутую мировыми катаклизмами. В начале двадцатого века грамм золота стоил там семьдесят центов, теперь почти сто тридцать долларов. Для сравнения, швейцарский франк дешевел в шесть раз медленнее доллара; финансовая дисциплина у нации банкиров оказалась построже.

Ну, и что? Как работали все за рубли и рупии, доллары или франки, так и работают. Хотя за последние полвека рубль, например, обобрал и разорил миллионы своих пользователей. Просто, ввиду отсутствия разумной альтернативы. Все берут локальные деньги – и ты никуда не денешься, если жить хочешь. Они, эти деньги, обеспечены другой химерой – властью. И часто погибают вместе с ней.

Более того, альтернативные традиционным, криптовалюты вообще ничем не обеспечены. У них есть система контроля, заточенная на дефляцию, и этого достаточно, чтобы люди вкладывали в них миллиарды. Но из сотен доступных криптовалют, ценятся те две, которые добились хайпа все по тому же типу; все хотят, и я хочу. И именно сила всеобщего хотения держит их на плаву и подталкивает вверх, реализуя позитивную обратную связь. 

Но мы отвлеклись. Давайте рассмотрим другие системы, основанные в основном на традиции и людской впечатлительности – крупные господские города. Подойдет практически любой – Москва, Париж, Нью-Йорк...,  – но Москва нам ближе. Итак:

Когда-то Москва была торгово-промышленно-научно-правительственным центром страны, но за последние годы с закрытием автомобильных, станкостроительных, оборонных и химических заводов промышленный потенциал Москвы подвергся децимации. Нечто похожее произошло и с наукой. Взамен, пышным цветом расцвела сфера обслуживания. Правительство и торгово-финансовые круги себя не обижают и всегда найдут деньги для оплаты послушной обслуги.

И люди в Москву по-прежнему рвутся. Самые отчаянные в надежде добиться успехов в торговле или управлении. Практичные согласны работать в обслуге; в столице платят в разы больше, чем на периферии. Некоторые ищут свежих впечатлений и возможности потусоваться с элитой. Другие прячутся в анонимности гигантского человейника. Третьи вкладываются в недешевеющую столичную недвижимость. Все ищут счастья, но, если повезет, находят, скорее, материальный достаток, не приводящий, однако, к многочисленному потомству. Увы, москвичи (парижане, лондонцы и жители Нью-Йорка) себя не воспроизводят. Население этих городов растет или поддерживается за счет приезжих.

Вот и получется, что Москва – это воронка, куда вместе с горами продовольствия и промышленных товаров сливается человечество, производя в процессе исчезновения мусор, трупы, дерьмо и директивы.

И ничего, живет.

Можно ли прекратить этот самоподдерживающийся процесс и разорить Москву?

Конечно.

Всего-то нужно перенести столичный статус в какой-нибудь другой город подальше. Вслед за правительством туда уедут семьи чиновников, приближенные к власти бизнесмены. Подсохнет федеральное финансирование, просядет цена на недвижимость, обслуга покинет обедневших патронов, инфрастуктура неожиданно окажется неподъемной, стандарты жизни понизятся,     затягивая бывшую столицу в водоворот. 

Нет, окончательно Москва, наверное, не погибнет. Прекрасное метро, музеи, своеобразная архитектура, остатки научного потенциала и т.д. позволят ей остановиться на промежуточной ступени в качестве второй культурной столицы. Конечно, не без трудностей перехода, затянувшегося на десятилетие-другое.

Произойдет ли это в скором времени? Вряд ли. Подобный сценарий если и возможен, то очень маловероятен. Российским авторитарным правителям очень выгодна аура власти, окружающая Кремль. Удобны прикормленные столичные горожане, неспособные на революционнные действия. А иных, не к ночи будь помянуты, демократических правителей на Руси ждать и ждать.

Америка, как целая страна, построена на близких принципах. Она многих принимает, но еще больше людей в нее хотят. Ее население прирастает иммигрантами, без них ее популяция пойдет вниз. Она больше ввозит чем вывозит товаров. Ее экономическое влияние ощушается почти везде, а политическое ненамного уже, захватывая где-то полмира. Ее (а также британский, канадский, австралийский и много еще чей) английский язык является основным языком международного общения.

Естественно, многие за пределами США таким положением недовольны. В свое время Советский Союз пытался и в чем-то изменил статус-кво. Сейчас такую попытку предпринимают страны BRICS (так и хочется сказать “страны кирпича”); спокойный Китай и истерическая Россия. С благожелательным интересом за процессом наблюдают Индия, Бразилия, Южная Африка и т.д. Заметим здесь, что само название объединения недовольных является английской аббревиатурой.

Будет полезно рассмотреть перспективы и временные рамки подобных устремлений.

Но, сначала, немного об объекте российской ненависти.

Америка, несмотря на мнения, усиленно насаждаемые российскими патриотами, является страной и промышленной в том числе. Производит чипы, компьютеры и телефоны, самолеты, генераторы, автомобили, лекарства и медоборудование, добывает нефть и газ, выгоняет бензин, выращивает сою, апельсины, пшеницу и альфу-альфу. запускает спутники связи и делает много чего еще. Управляет многими соцсетями, в частности.

С наукой в Америке тоже все на так плохо. НАСА с Маском творят вещи далеко за пределами возможностей других стран. Количество нобелевских лауреатов зашкаливает, университеты котируются; продажа высшего образования иностранцам – источник серьезного дохода.  Работают крупные и дорогостоящие установки в области физики элементарных частиц.

Ближайшие союзники США – Европа в целом, Южная Корея, Канада, Австралия, Япония – тоже не последние страны в плане уровня развития и экономической мощи.

Что с Америкой не так? Многое. Стареющая транспортная инфраструктура, да, к примеру, Америка никак не может построить приличную сверхскоростную железную дорогу. Рассмотрение причин неудачи выходит за рамки данной заметки, но такое отставание выглядит провалом на фоне блестящих успехов китайцев. Школьное образование в США слабее того, что получают дети во многих странах Азии. Медицина находится на высоком уровне, но стоимость его запредельна. Много наркоманов и, как говорили раньше, деклассированных элементов, довольно высок уровень преступности.

Недостатки Америки можно перечислять и перечислять, но и без этого ясно, что миру не повредила бы здоровая конкуренция за место его лидера. И если Америка в конкурентной борьбе не победит, надо заменить ее в качестве Сияющего Града на Холме.

Это так просто! Всего и нужно-то:

1. Обеспечить мир справедливыми правилами и могучим и честным арбитром, следящим за их исполнением. К нынешнему орбитру есть обоснованные претензии; будем надеяться, что следующий будет честнее и решительнее.

2. Предоставить миру устойчивые платежные средства, не подверженные сеюминутной воле правителей. Когда-нибудь, возможно, надобность в деньгах исчезнет, но произойдет это еще не скоро. До той поры миру нужна стабильная валюта как мера всех вещей. Будь Швейцария раз в сорок больше, чем на самом деле, ее франк был бы для этой цели в шесть раз лучше доллара. Но пока приходится довольствоваться тем, что есть.

3. Сделать так, чтобы лидирующая страна проводила последовательную политику, не зависящую от прихотей стоящего в ее главе человека. Америка, конечно, каждые четыре года может вилять из стороны в сторону при смене правящей партии, но, в целом, за последнее столетие остается сравнительно последовательной. 

4. Стать привлекательным местом возможной иммиграции для народов других стран. Столица, в которую провинциалов не пускают, вряд ли будет пользоваться всемирной поддержкой.

Позволю себе представить возможно ли это в ближайшем будущем и какие шаги должны предпринять страны BRICS, чтобы совокупно стать новыми мировыми лидерами.

 С комбинированной мощью у стран кирпича все в порядке; людские резервы огромны, территории необъятны, оружия – ядерного и обычного, привычного и самого современного – выше крыши. Но есть большие проблемы со справедливыми правилами. Похоже, Китай и Россия считают справедливым то, что их соседи должны находиться в подчиненном положении, и готовы применить грубую силу для навязывания своей воли. Безусловно, Америка в этом отношении тоже святой не является, но она, по крайней мере, привычное зло. Мало понятно почему мир должен стремиться к злу непривычному и, похоже, большему.

Возмножны ли изменения к лучшему – переход Китая, России и прочих к концепции мягкой силы? Чтобы Индия признала, что пакистанцы тоже люди с неотчуждаемыми правами? Чтобы Китай заявил, что объединение с Тайванем остается его целью, но военное решение этого вопроса исключается абсолютно, ныне, присно и во веки веков? Чтобы Россия перестала чуть-что угрожать бывшим сидельцам социалистического лагеря и, особенно, т.н. союзным республикам?

Все возможно. Скажем, через поколение. Зайдите лет через двадцать.

Далее, планируемая общая валюта стран BRICS должна стать полноценной. Для этого, в частности, Китай должен отказаться от директивного обменного курса. Неизвестно, произойдет ли это когда-нибудь и что тогда станет с его экспортом. Пока же курс юаня такой, какой нужен в эту минуту товарищу председателю партии. Что мало годится для создания основы привлекательной мировой волюты. Когда это изменится – бог весть. Разговоры о том, что планируемая BRICS валюта будет не средней по корзине стран, а привязана к золоту, ведутся. Но здесь не стоит забывать, что золотой запас США с ближайшими союзниками многократно превосходит количество золота в распоряжении стран кирпича.

Система сдержек и противовесов является основой американской политической жизни. Три ветви власти реально контролируют друг-друга. “Диктатор” Трамп никак не может выслать из страны нелегала, подозреваемого в серии преступлений, поскольку какой-то районный суд решил, что права несчастного нарушены. Трамп же под давление конгресса вынужден дать разрешение на публикацию неудобных ему материалов, но надеется, что судьи публикацию приостановят. Несть числа примерам. Подобный прядок вещей страшно замедляет процесс принятия решений, в то же время способствуя – ничто не совершенно, но все же – соблюдению законности.

Напротив, в Китае и России (в меньшей степени в Индии) все решает один несменяемый человек, стоящий над законом и всеми институтами страны. И если до сих пор председатель Си выглядит адекватным руководителем, нет никаких гарантий, что через десять-пятнадцать лет он или останется таковым или будет смещен без кровопролития. Российский президент уже продемонстрировал свои исключительные способности, развязав войну с прежде братской страной, и угробив посредством оной сотни тысяч людей. Остается только гадать, что случится с Россией, если он доживет до восьмидесяти. Трудно себе представить, чтобы мир захотел быть заложником нескольких опьяненных абсолютной властью индивидуумов.

И последнее. Люди со всего мира должны начать миллионами переезжать в Индию, Китай и Россию и десятками миллионов должны начать об этом мечтать. Определенно, не сейчас. Китай только прошел через популяционный максимум, его население уменьшается где-то на миллион человек в год. Если тенденция сохранится, может быть через двадцать-пятьдесят лет поднебесный расизм повыветрится и отношение к иммигрантам в Китае изменится на уважительное.

Индии еще предстоит достигнуть максимума народонаселения и перейти его. Неплохо также почистить страну перед тем как в нее страну ринутся желающие из-за рубежа.

Россия могла бы принять десятки миллионов людей в очень короткие сроки. Но белые европейцы, которых Россия хочет и зазывает, переезжать не торопятся.  А смуглые приезжие из ближнего зарубежья считаются в России людьми второго сорта. От расизма, однако, быстрее чем за поколение не избавиться. Печалька.

Ввиду сказаного, представляется, что Америка может лишиться столичного статуса через двадцать плюс лет. Случись это, она из мировой превратится в региональную державу.


Рецензии
"Похоже, Китай и Россия считают справедливым то, что их соседи должны находиться в подчиненном положении, и готовы применить грубую силу для..."
Вся статья сводится к слову "Похоже". Россия плохая, Америка хорошая,но!
Путин плохой, а через 15 лет ,похоже, ещё может быть хуже. Трамп хороший, но даже он не может мужика за преступления посадить, ПАТАМУшта" их судебная система лучше...
Лучше бы вспомнили про тысячи санкций, которые "Истерическая Россия" (слово-то как старательно выбирал по-оскорбительнее)преодолевает, про взрыв Северного потока, про то, как наши дети привозят десятками золотые медали с международных фестивалей, про выпущенные лекарства от рака, но Нобелевское золото дадут западникам по-блату.
Словом, вся статья один сплошной Познер.
Есть хорошая русская поговорка - Не с..и, где ешь.

Лёля Николаева   29.11.2025 08:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.