Рецензия на роман Должники Татьяны Луниной
На одном дыхании, можно сказать, был прочитан интересный жизненный роман “Должники” автора Татьяны Луниной.
Надо сказать, что в прозе Татьяны всегда прослеживается некая тенденция, вначале это “запрягание”, то есть не быстрый подвод к сущности героя (героини), как бы, даже, медленное личное осмысление даримого читателю героя,..”, чтоб ззатем нанести событийный удар - и, вот оно! Личность ПРОЯВЛЯЕТСЯ!
.Всегда после этого проявления фактуры героя читатель уже не захочет уходить со страниц - кажущаяся скромница проявляется резко и ярко. Происходит захват читателя, которому не судьба быть разочарованным.
Антонина - интересная девушка, влюблённая в воина…та, которая “любит только воина”.
(Как ницшеанская дева-Жизнь).
Воздух, которым она, да и все окружение военного училища, дышит, пропитан “небом” - сюда приходят парни, не могущие без риска и полётов, и женщины с соответствующими критериями жизни вокруг них.. С разными, конечно целями попавшие в этот круг… - Антонина, например, преподаватель музыки.
“любите, девочки, простых романтиков”. (с)
Из собственной врожденной скромности её вышибет факт, когда по ошибке объекта её чувств признают погибшим в аварии. Когда выясняется, что это ошибка, барышня просто, не думая, заявляет “женись на мне”. Типа иначе ”поздно будет” - можно прочитать в подтексте данного “выскока” из оболочки скромной учительницы.
И это уже возбуждает в личности девушки. Уже понятно “с кем дело иметь будет” читатель
Тоня, ее муж Александр, да и все остальные представленные в романе люди имеют одну очень отличимую черту от среднего - они настоящие. Как и должно быть все, (да только не так оно все) - настоящим.
То есть сообразно цитате
“там любят лечь так лечь
А рубят - так сплеча….
Там речь гудит как печь, красна и горяча.. “-/с)
Выбор Антонины Александр Аренов, конечно же, парень славный. Герой, романтик, открытый и очень до основания честный. Надежный во всем без исключения. Вернее , просто “нормальный” мужчина по выражению известного киношного героя
Первые сложности жизни семьи - Саша “чистит репу” некоему своему однокашнику, когда тот спьяну объясняется Тоне в любви
Причём, (что мне несказанно понравилось) - Александр сразу говорит, что “разве позорно мужчине объясняться в любви женщине?.. “. Но тот человек не только девушку “напряг”, он при этом обгадил словами всю суть мира летного училища, где живут герои, весь их мир, который они любят... Сам будучи при этом родственником какой тот шишки.
Как говорится,, обгадился-то он сам, конечно, но… зачем же так вонюче и при девушке? Да еще и в момент объяснения в любви. . Вот Александр и начистил ему, репу, невзирая на звание и родство с шишкой, Зная, что будут от этого поступка личные проблемы. Достойно.
И оказался с семьей в таежном гарнизоне.
Подтверждение огромной духовной силы Антонины после этого мы видим в ее поведение в , когда она заблудилась в тайге с маленьким ребенком. Несколько дней плутала, оба выжили. и подобравший их таинственный мужчина, впоследствии, сказал, что глядя на нее у него возникла мысль вернуться в общество.
Просто так отшельники не принимают решения. Понятно, сильную фигуру так случайно встретил.
Затем та самая ссылка мужа в Афганистан случилась..
Вообще название романа “Должники” изначально исходит из крылатого выражения “интернациональный долг” Кроме этого, название романа говорит вообще о НАВЯЗАННОМ нам извне ником “долге”, что пытаются “объяснить”” молодой маме все попадающиеся на пути , так сказать, не самые положительные персонажи.
Этот самый “сакральный” долг как бельмо на глазу, В нем и есть суть государственной системы - вместо того, чтоб растить детей, любить друг друга, заниматься любимым делом и менять жизнь к лучшему всевозможные ублюдочные силы требуют возврата какого то “долга”, делая всех беспомощными должниками. Коллекторы отдыхают, государство есть огромный коллектор… ..(почему то хочется добавить - мусорный, канализационный “коллектор” - такая игра омонимами не всегда бессмысленна, как выясняется.). .
Вся жизнь Антонины 30 лет без мужа, попавшего в афганский плен - это непрерывная борьба с обществом, стремящимся ее сделать ее тем самым “должником”, как и ее муж - интернационалист.
Свободолюбие и честь героини не позволяет это сотворить. Поскольку она всегда “держит марку”, но не это основное - подобное притягивает подобное - герои романа по собственной воле делаются участниками чужой непростой жизни, когда видят этот искренний огонь, присутствующий в душе Тони - огонь любви к мужу, сыну, личную огромную ответственность за творимые действия .
Человек, переживший многое непременно делается участником чужой жизни, когда назревает необходимость помощи и возможность его посильного участия.. В этом сила притяжения “настоящего к настоящему”, и никакое государство не способно порвать эти нити взаимодействия достойных друг с другом. Это особенно талантливо “сводит” в повествовании Татьяна Лунина.
Именно жизненная сила и сводит Антонину с разными интересными людьми
Тут у меня , кстати, даже закралось сомнение - а не подтасовка ли фактов, что Антонина попалась в тайге человеку, который после общения с ней захотел вернуться в общество, а впоследствии гона же и попала под его машину, а еще позже выяснилось, что это ее отец?! Как то уж очень много “совпадений”... Но потом сам себе ответил -”Нет!” В этом и есть смысл литературы, чтоб сворачивать такие цепи взаимодействий. И кто сказал, что внутренние силы, намерения живущего человека не должны способствовать таким стечениям обстоятельств.?
Собственно, литература для этого и существует, чтоб не вводить читателя в розово-воздушные реалии, а показывать, что и такое возможно, если просто идти нормальной поступью, быть самим собой и делать то, что нужно (а не то, что “должен”.
То есть само по себе крылатое выражение “как в кино” или “как в книжке” есть не небрежение к жанрам творчества, а наоборот - “НЕ ТАК, потому чито ты не умеешь ТАК, как герой произведения. НЕ ИМЕЕШЬ четкого намерения попасть в свой нужный круг судьбы, НЕ ПРИКЛАДЫВАЕШЬ сил к действию и цели. Ты жить не умеешь, блин
, чтоб было у тебя “ как в кино”.
Не литераптура наивная и подтасованная, а ты дурак, простите за грубость…
И хочу отметить авторские находки автора Таитьяны Луниной -
на первом месте это ее переходы длиалогов без остановки с одной позиции на другую, как единое целое блока событий. Ровно так же, как переход сновиденной реальности в явь, также, без пояснительных абзацев, без паузы. что то в этом есть от интеллектуального кинематографа.
Еще не могу не отметить, как писатель, одну вещь. Думаю, каждому автору знакомо чувство какой то сверхчеловеческой любви, боли за своих героев. ответственности “за тех кого приручаем” - нет, круче - СОЗДАЕМ!. Но вот такие же переживания за чужих литературных героев - это уже несказанное мастерство их “родителя” (Помнится, я сильно переживал за Митю Карамазова, например, и вряд ли за кого то еще.). А тут - поймал себя на мысли, что Антонина Аренова мне близка, дорога, что я с трепетом о ней думаю, и, О БОЖЕ - переживаю, волнуюсь за ее состояние души и за жизненные события, что с ней происходят. Вот как то таке!
В романе также, кроме главных героев, задействовано много второстепенных с оригинальными харизматическими чертами, также вызывающих интерес и участие.Как, например, Боровик - спаситель Антонины в таежной избушке, крестный ее сына и как потом ясно стало, отец той самой Тони. Человек, способный быть либо отшельником, одиноким философом леса или же реальным олигархом. МЕЖДУ - ему не дано. Интересное замечание, отсекающее даже возможность серого существования для пассионарной фигуры в большой Жизни.
Или продюсер Ольга - маленькая девушка с “мужским” голосом. Одно ее рассуждение о слушателях музыки чего стоит.
“Одни приходят в зал спать и хотят это делать на халяву. Другие приходят в кабак слушая, жрут но при этом платят. Так чем же эта братва хуже нищих интеллигентов? По сути, даже более благодарные слушатели музыки и песен,, хоть и жрущие”.
И прикольно ее волеизъявление типа “только попробуй, Воскресенская ( сценический псевдоним Тони) сказать что то типа “не буду петь для этих… “ (Или “тех”.
По моему, вполне жизнеспособная позиция человека Дела. Мало ли, во что выльется то или иное действо. В конце концов, люди не Боги, чтоб судить , но вполне могут нести свое - и тогда дорогу осилит идущий. А делать СВОЕ - надо
“Нам не дано предугадать, как наша песня отзовется” (с)
“...они не были Боги - откуда им знать про добро и зло…” (с)
В общем, романы Татьяны Луниной , я бы сказал, примиряют с действительностью. Признак серьезного текста - никаких усиляющих эффектов (типа спецэффектов в коммерческом кино) , но при этом всегда есть, всегда ПОКАЗАН - выход из тупиков и общей серости.
И захват читателя есть
И сопереживание герою, как своему - высший пилотаж Автора
Вроде как хочешь жить, любишь жизнь и отвечаешь за малыша - не сгинешь в тайге.
Хочешь, любишь петь - тебе придут предложения и даже выйдешь на сцену.
Любишь мужчину, ждешь его, веришь ему - и встретишь. Причем встретишься с ним даже тогда, когда, казалось бы ВСЕ вело к тому, чтоб не встретить.
Но не можем же мы, настоящие, меченые, пассионарные по сути друг без друга. Не можем же мы не любить, не верить, не встречаться…
…Александр не прикончил бандита, изуродовавшего его, жалкого помойного пса - только потому, что пожалел оставить невинного внука без дедушки. И на родине его ждал собственный внук, о котором он даже еще не знал. И жена, которая любила все эти годы, верила и ждала… Несомненно, не покидает мысль - был бы он хоть на грамм другой - никакая жена его б не дождалась и не нашла.
Можно, кстати, интерпретировать название романа “Должники” и с положительной точки зрения. Поскольку “долг” - он те только “интернациональный” и не только перед государством или банком, он еще и жизненный - остаться в любом смраде, в любой грязи - чело…. Нет, отходим от громких и банальных “лозунговых” словосочетаний - проще - остаться СОБОЙ. поскольку ты сам, или сама и есть самое лучшее, что можно пронести сквозь толщу ле6т и событий, смены строев и эпох, , донести до мироздания. СЕБЯ!
, И если ты не растрачиваешься на навязанные “долги”, то именно это исполнение и выводит тебя НАСТОЯЩЕГО к твоему Настоящему.
“Ровно… и осторожно держась над бездной…
Зная… что оступиться никак нельзя “ (с)
Резюме - всего хватает в романе, и ярких личностей, и побеждающей силы, и красивых героев… Также хороших, НАСТОЯЩИХ чувств и картин природы. И все это в моем любимом реализме без малейших “костылей” магии или сверхспособностей , коими мы, авторы, так грешим для достижения цели - ввернуть свою идею чиитателю. Татьяна Лунина - замечательный талантливый автор и всем мыслящим и неординарным читателям хочу порекомендовать ее творчество.
Сергей Казаринов
25.11.2025
Свидетельство о публикации №225112501754