Дробь Толстого
В составе числителя то полезное для общества, что человек (или коллектив, или даже народ) создал. Какие-то плоды его труда. Что-то построил. Что-то настрогал, что-то изобрел, книги написал, картины. Ну и с минусом в числителе, если он рушил. Людские судьбы. Семьи. Кого-то оклеветал, оболгал, неправедно засудил, побил. Чужую жену увел. Войну затеял.
А что в составе знаменателя? То, что он о себе думает? Есть чувства, которые этот знаменатель увеличивают. То есть всю дробь уменьшают. Прежде всего ощущение величия. И его верные спутники: самомнение, нежелание считаться с чужим мнением, нежелание усваивать новое, презрение к другим. И, следовательно, от такого распухшего знаменателя дробь в целом уменьшается. А есть такие чувства, которые входят в знаменатель со знаком минус. Знаменатель уменьшают и дробь увеличивают. Например, чувство самоиронии, которое всегда знаменатель уменьшает, а дробь в целом увеличивает.
Вспомним Тургенева:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Мы видим у Тургенева антитезу:
1. «всего, что совершается дома», - с одной стороны и
2. «правдивый и свободный русский язык», - с другой стороны.
И то, и другое, как свершившееся, идет в числитель. Только с разными знаками. Например, творчество самого Тургенева пошло в числитель со знаком плюс. И что бы там о себе Тургенев ни думал, пусть хоть мнил себя императором, все равно у него большой плюс в числителе. И окончательная дробь – весомое число. Это если говорить о самом Тургеневе. Но творчество Тургенева ложится в плюс и все русской литературе. Кроме Тургенева были и другие писатели. Нам история отсеяла тех, кто вошел в дробь со знаком плюс. Но тогдашние правительства цензурируя или запрещая произведения сами уменьшали числитель.
Что же в строчках Тургенева за конфликт, несоответствие того, «что совершается дома» правдивому и свободному языку? Чем именно происходящим в России Тургенев, живший во Франции, был недоволен? Репрессиями, реакционными законами после убийства Александра Второго. И в разрешении этого конфликта Тургенев надеялся на прогресс и свободу в обществе за счет силы свободного и правдивого языка.
Если касаться литературы получается дробь по закону Толстого. Свобода и правдивость языка а с ним и значительность литературных достижений в числителе уменьшается. Долгие периоды в стране были с толстыми эпопеями но никак не проникающими в природу, душу человека. Бойцы побеждали коварного врага, думали о том, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать, поднимали целину. Но вот «войны и мира» не получалось. Все основные достижения в отечественной литературе многие годы объявлялись вражеской подрывной литературой. (Это и произведения эмигрантской литературы. И распиаренный теперь роман «Мастер и Маргарита», и «Доктор Живаго» и весь Солженицын и стихи Ахматовой и многое другое) И поэтому если осужденные властью стихи и романы, как явления, и входят в числитель, то уже сама власть им присваивала знак минус. И тем уменьшала числитель, и, соответственно, всю дробь- государство.
И нынче без особых достижений. И нынче все что-либо социально значимое объявлено иноагентской литературой. Куда же пропал правдивый и свободный?
А в знаменателе все то же величие, это то качество, которое способно легко пухнуть и плодиться.
Под занавес позволю себе одно попутное наблюдение – чувство самоиронии, юмора, никак не уживается с чувством величия. Чувство самоиронии как маркер. Где его ни на грамм. Где человек не чувствует иронии, там наблюдай, как пухнет чувство величия. Такой вывод можно сделать, в результате ума холодных наблюдений и сердца горестных замет, «во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины»
Свидетельство о публикации №225112501795
Так это был ты??
Помнишь свою знаменитую формулу:0>0?
Превосходные доказательства!
Такой вывод можно сделать, в результате ума холодных наблюдений и сердца горестных замет, «во дни тягостных раздумий о судьбах России».
Бре-ке-ке, математик! Ну насмешил...
Тихон Чикамасов 25.11.2025 23:12 Заявить о нарушении
леонид Колос!
Вы с важным видом преподнесли нам «открытие», позаимствовав для этого метафору у графа Толстого. Увы, вы поступили с его мыслью, как дикарь с часовым механизмом: не поняв сути, стали применять её ко всему без разбору.
Вы, как обычно дернули цититу из контекста. Скажу вам - это не корректно, хотя тебе что говори, что нет - все по барабану. Все впустую: увидел-выдернул-замусолил и пристроил как свою...
Напомню тебе чудаку: Толстой говорил о личности, о трагедии человеческого самолюбия, о вечной борьбе между подлинным «я» и гордыней. Это — психология, драма души, не арифметика.
Ты же, с простодушием, граничащим с невежеством, приравнял эту тонкую материю к «союзам писателей» и «правительствам». Это не философия, чудак-человек, а вульгарное упрощение.
Вы взяли изящный инструмент для изучения души и принялись им колоть дрова.
Ваша статья — прекрасный пример дроби, где в числителе — одна чужая мысль, а в знаменателе — непомерное самомнение о собственном умении ею распорядиться.
Результат, как и следовало ожидать, стремится к нулю.
Эпиграмма на Колоса-философА.
Наш кОлос мысль Толстого уволок
И, как свою, на публику изрёк.
Но, применив её к толпе и власти,
Он лишь явил ума своего напасти.
Мораль проста, хоть и звучит обидно:
Где гений зрил, там дураку — не видно.
Тихон Чикамасов 26.11.2025 10:03 Заявить о нарушении