Прием в Кремле
Недавно перебирал свои документы и фотографии. Наткнулся на ту пригласительную карточку, заполненную каллиграфическим почерком. Красиво и приятно. Красиво заполнена, приятно на душе. Все-таки моя история. История еще той страны, где мы были счастливы. Накануне развала. Буквально за два месяца до смехотворного «переворота» ГКЧП. Мы, тогдашние выпускники военной академии, еще чувствовали свою принадлежность к идеалам великой многонациональной Родины, пятнадцать дружеских республик которой готовились защищать уже в новом качестве и с новыми полученными знаниями.
Держу в руках с трепетом карточку, текст которой приглашал меня, молодого майора, присутствовать в Кремлевском дворце на торжественном событии в честь выпускников военных академий Вооруженных Сил СССР. Честь высокая. Традиционно этой чести удостаивались отличники учебы, закончившие академию с красным дипломом. Приглашены были единицы. Из состава каждой учебной группы всего по два человека. Я до отличника малость не дотянул, но выбор начальника курса почему-то пал на меня со словами: «Мне там нужны офицеры надежные, преданные, не задающие лишних вопросов». Такая оценка моей персоны показалась мне лестной. Ведь особо ничем я ее не заслужил. Ну, да ладно, подумал я, начальству всегда виднее. Не откладывая в долгий ящик, пошел готовиться к событию.
Прибыли к указанному времени. Естественно, в парадной форме, со всеми регалиями. Строем нас завели в святая святых – Георгиевский зал Кремля. Монументальное я вам скажу сооружение. Полезно бывать в таких исторических местах. Переполняет чувство торжественности. Особенно при мысли, что побывали здесь до меня великие и знаменитые люди нашей страны. Накрыло состояние принадлежности к особой «породе» самых значимых и известных. Дорогого стоит. На всю жизнь запоминается. Таких событий в жизни немного. По пальцам перечесть.
Выстроили нас вдоль празднично накрытых столов. Каждому надлежало стоять среди своих однокашников по академии. Все заранее расписано. Причем, по принципу – один стол, один курс. В глаза бросилась характерная особенность, видимо грамотно с режиссированная устроителями сбора. Мне она сначала показалась наивной. Потом убедился в ее целесообразности. Вокруг стола мы стояли, причем слишком плотно. Под углом в 45 градусов к столу, то есть вполоборота. Один другому практически дышал в ухо. Никаких стульев не предусматривалось. Сделано это было в целях предосторожности. Во-первых, одна рука держит бокал с вином, другая прижата к телу стоящего рядом товарища. Не повернуться. Не сделать лишнего движения. Радиус действий крайне ограничен. Во-вторых, стулья бы только мешали. Приходилось бы часто вставать для поднятия тоста. Да и отсутствие стульев, видимо, отвечало принципам безопасности поведения в зале.
Остановлюсь отдельно на обслуживающем персонале. Официантами между столами шустрили крепкие молодые парни в белых рубашках при бабочках вместо галстуков. Скорее всего служба охраны Кремля. Женский персонал напрочь отсутствовал. Официанты прекрасно справлялись с организацией процедуры застолья и не только с ней. Стоило одному из наших товарищей сделать практически незаметное для окружающих движение пальцами руки, взявшись за отворот рукава мундира, как к нему тут же подошел ближайший официант и поинтересовался, что там у него в рукаве. Платок, ответил офицер. Переложите его, пожалуйста, в нагрудный карман, предложил официант. Все чинно и спокойно. Но в высшей степени бдительно. Не зря, похоже, ребята свой хлеб «жуют».
В какой-то момент в зале появился первый президент СССР Михаил Горбачев, сопровождаемый начальником генерального штаба Вооруженных Сил СССР генералом армии М. Моисеевым и группой генералов. Они стали обходить зал от стола к столу и останавливаясь у очередного, произносить поздравительный тост. Проход занял определенное время. Мы молча стояли в ожидании своей очереди. Вот, наконец, и нас посетила эта группа высших должностных лиц государства. Тост президента отличался лаконичностью. По его завершении мы дружно как по команде подняли свои бокалы с легким вином и трижды прокричали «Ура!». Негромко, но четко, делая поправку на нахождение в помещении. Затем делегация убыла к соседнему столику, совершая движение по кругу, видимо, по разработанному накануне маршруту.
Естественно, так близко я не видел Горбачева никогда.
В тот момент еще никто, конечно, не знал о его дальнейшей судьбе.
Управлять великой державой ему оставалось ровно полгода.
Свидетельство о публикации №225112500185
