18. Венская наступательная операция
Без оперативной паузы 16 марта в 15 часов 35 минут, после часовой артиллерийской подготовки, войска 3-го Украинского фронта перешли в наступление.
Особенно напряжённые бои разгорелись за Секешфехервар, мощный узел сопротивления, лежащий на пути во фланг и тыл немецкой танковой группировки. К исходу 18 марта советским войскам удалось продвинуться лишь на глубину около 18 км и расширить прорыв до 36 км по фронту.
К этому же времени в намеченном районе сосредоточилась 6-я гвардейская танковая армия, получившая от Командующего 3-м Украинским фронтом задачу войти в прорыв и совместно с 27-й армией окружить Балатонскую группировку противника.
Но и немецкое командование к тому времени уже перебросило в район боевых действий подкрепление: три танковые и одну пехотную дивизии. Бои разгорелись с новой силой. Тем не менее, ввод в сражение крупной танковой группировки ускорил наступление Красной Армии.
За 19 марта войска 6-й гвардейской танковой и 9-й гвардейской армий продвинулись ещё на 6-8 км. Им навстречу 20 марта ударили 27-я и 26-я армии. Под угрозой окружения командование вермахта стало отводить свои войска. К исходу 22 марта в его руках оставался коридор шириной около 2,5 км, по которому под огнём советских войск спешно выходили части 6-й танковой армии СС. Своевременный отвод и ожесточённое сопротивление на флангах позволили немецким войскам избежать очередной катастрофы.
На левом крыле 3-го Украинского фронта 57-я и 1-я Болгарская армии перешли в наступление в направлении богатого нефтеносного района Надьканижа с центром в городе Надьканижа.
Наш полк по-прежнему, участвуя в Венской наступательной операции, действует с двух аэродромов: 1-я АЭ с Кишкунлацхаза, 2-я и 3-я АЭ с Сомбор.
Оперативная сводка штаба 659 ИАП Кишкунлацхаза 15.3.45г. о работе 2-й и 3-й АЭ:
«38 самолетами ЯК проведено 47 самолетовылетов с налетом 35 час. 25 мин.
Проведено 4 воздушных боя, сбито 5 самолетов противника1 МЕ-110, 3 ФВ-190 и 1 МЕ-109 (лично 1 капитан Капиченко 1 МЕ-110, лейтенант Меркулов 1 МЕ-109, мл. лейтенант Буйкевич 2 ФВ-190 и мл. лейтенант Меркулов 1 ФВ-190.
Своих потерь нет».
Оперативная сводка штаба 659 ИАП Кишкунлацхаза 20.3.45г. о работе 2-й и 3-й АЭ:
«18 самолетами ЯК проведено 149 самолетовылетов с налетом 176 час. 40 мин.
Проведено 8 воздушных боёв, сбито 11 самолетов противника 10 МЕ-109 и 1 ФВ-190 (лично сбили капитан Копиченко 1 МЕ-109, капитан Саламатов 1 МЕ-109, лейтенант Ачитков 1 МЕ-109 и 1 ФВ-190, лейтенант Никитин 2 МЕ-109, лейтенант Руденко 1 МЕ-109, Лейтенант Морозов Н. 1 МЕ-109, мл. лейтенант Евтушенко 1 МЕ-109, мл. лейтенант Куликов 1 МЕ-109, мл. лейтенант Лукин 1 МЕ-109.
Свои потери: 1) 20.3.45 г. в 7.45 при взлете на разведку, у самолета ведущего лейтенанта Гурьева при разбеге отказал мотор, Лейтенант Гурьев взлет прекратил, взлетая за ведущим мл. лейтенант Белов на самолете ЯК-3 №310220 на малой скорости подорвал самолет от земли, вследствие чего самолет упал на крыло, самолет разбит, летчик не вредим.
2) 17.3.45 г. в 9.10 в районе Бодаик на Н-2500метров в воздушном бою мл. лейтенант Кишта на самолете ЯК-9д №17066 был подбит самолетом противника, самолет получил повреждения: пробита плоскость, узел подвески стойки шасси, при посадке на цементированную площадку самолет был разбит, летчик не вредим.
3) 17.3.45г. в 15.25 лейтенант Меркулов на самолете Як-9д № 40102 при облете самолета после постановки мотора после минутного пилотажа на Н-2000 м. отказал мотор. Во время посадки самолета на цементированную полосу выкатился за пределы площадки, в результате самолет разбит, летчик не вредим.
4) 18.3.45 г. в районе Секешфехервар на Н-2500 м. в воздушном бою с 20 МЕ-109 мл. лейтенант Никитенков на самолете ЯК-9д № 20085 был подбит, производя ВП (вынужденная посадка) с подбитым мотором в районе Чаквар, при выравнивании на посадку ударился о дерево, от удара самолета о землю выбросило летчика из кабины на 30-40 метров, самолет сгорел, летчик погиб.
Летчик мл. лейтенант Морозов Николай Антонович Родился в 1922 году
В Красную Армию призван Реутовским РВК Московской области в 1941 году.
Из представления ка награждению орденом «Красного Знамени» от 20 апреля 1945 года: «В борьбе с немецкими захватчиками, участвуя на 3-м Украинским фронте с 15.5.44года проявил себя смелым, мужественным, тактически грамотным летчиком-истребителем показав образцы уменья побеждать врага и боевого упорства.
За указанный период времени, выполняя задания командования произвел 93 успешных боевых вылета на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и штурмовку войск противника. Участвуя в воздушных боях, сбил лично 2 самолета противника: один МЕ-109 и один Ф-190. Произведенными 16 штурмовками уничтожил до 5 автомашин и 10 солдат и офицеров противника».
Награжден орденами: «Красного Знамени» - 12.05.45 и «Славы 3 ст.»-02.45. Медалью «За взятие Будапешта».
Собственно наступательный характер боев для 659 ИАП начался после освобождения города Секешфехервар. Отмечен выходом 2-й и 3-й АЭ из оперативного подчинения 244 БАД и их перелетом 28 марта на аэродром Текель, находящегося в 12 километрах северо-западнее от Кишкунлацхаза, место дислокации штаба полка и 1-й АЭ.
Войска 3-го Украинского фронта, как говорят, «на плечах противника» стремительно продвигаются к столице Австрии городу Вена.
Наш полк не отстает и перемещается: 25-26.03 аэродром Секешфехервар (три самолета 1-й АЭ. Полк ждет воссоединения со 2-й и 3-й АЭ на аэродроме Кишкунлацхаза). Производит боевые вылеты 26-27.03. с аэродрома Веспрем; 27-30.03. с аэродрома Папа.
В первых числах апреля наступление советских войск стремительно развивалось. Ударная группировка 3-го Украинского фронта, овладев городами Шопрон, Винер-Нёйштадт, и сходу прорвав укрепления на австро-венгерской границе, 4 апреля вышла на подступы к Вене. 5 апреля советские войска завязали бои на южных и юго-восточных подступах к Вене.
В апреле 1945 года полк, поддерживая наступательные действия 18-го танкового корпуса, действует с аэродрома Сомбатель. Далее, 5 апреля полк осуществил перелёт на аэродром Трауэрсдорф. С 09.04. по 06.07.45 полк будет находиться в г. Мюнхендорф. (Мюнхендорф под Веной, это как Одинцово под Москвой. Располагаю фотографией, на которой изображены отдыхающие пилоты в Венском лесу).
Теперь обороняющиеся войска врага были охвачены с трёх сторон: востока, юга и запада. К середине дня 13 апреля, в результате хорошо подготовленного штурма, Вена была очищена от немецких войск.
Войска 2-го и 3-го Украинских фронтов завершили освобождение Венгрии, освободили восточные районы Австрии с её столицей — Веной. Германия утратила контроль над крупным индустриальным центром — Венским промышленным районом, а также важным в экономическом отношении Надьканижским нефтяным районом.
«С5 апреля 1945 года, по прибытии лётного состава в пункт Трауэрсдорф, весь личный состав считать находящимся на территории Австрии»- так в своём приказе от 10.05.1945 года № 015 констатировал командир полка подполковник Смешков. И 8 апреля полк перебазируется на последний аэродром войны Мюнхендорф, где встречает день Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. В полку 35 боеготовых самолётов, неисправных-5.
За апрель полк произвёл 1180 самоётовылетов: на прикрытие наземных войск-303, на штурмовку позиций вражеских войск-193, на сопровождение бомбардировщиков -244 БАД-268, на разведку – 8, на прикрытие аэроузла дивизии- 13, на перехват вражеских самолётов- 5.
Проведено 12 воздушных боёв, сбито 12 самолётов противника: капитаном Копиченко-1, капитаном Тайч-1, капитаном Лагута-2, лейтенантом Сергеевым-3, мл. лейтенантом Фёдоровым-2, мл. лейтенантом Евтушенко-1, мл. лейтенантом Жульевым-1.
Мл. лейтенантом Лапиным 19 апреля 1945 года в воздушном бою был сбит истребитель ФВ-190. Это последняя победа полка в войне.
Из оперативной сводки штаба 659 ИАП Мюнхендоф 19.4.45г. 23.00:
«3. По дороге на Поттенхофен через Вильдендорфбах на Лаа в движении да 20 танков. Наши экипажи были обстреляны из танков, при отходе от Лаа встретили 9 ИЛ-2 позывной «крыло» наши экипажи передали по радио наличии танков противника, указав им цель для бомбардировки и штурмовки. Ил=Л-2 несколькими заходами штурмовали танки протвника.
На обратном маршруте южнее Лаа 6 ФВ-190 атаковали нашу пару. В воздушном бою мл. лейтенант Лапин атакой сзади снизу с дистанции 50-70 метров двумя очередями сбил ФВ-190, который упал 1 км. севернее Фрибрин».
Из оперативной сводки №120 штаба 659 ИАП от 30 апреля следует, что 2-ю авиаэскадрилью капитана Копиченко перебазировали с аэродрома Мюнхендоф на аэродром Трауэрсдорф для прикрытия населенного пункта Зизенштадт, на котором он будет находиться до конца войны.
Ради исторической правды привожу текст Оперативной сводки в день Победы.
««Оперативная сводка №125 штаб 659 ИАП Мюнхендорф 9.5.45г. 22.00 Карта 200.000-44г.
1.659 ИАП в течение дня 9.5.45г. выполнял задачи, поставленные боевым распоряжением штаба 288 ИАД:
а\ Сопровождал самолеты Б-3 244 БАД в район Лицен.
б\ 2-мя ЯК на аэродроме Мюнхендорф находился в готовности №1 на прикрытие аэроузла 288 ИАД и 2-мя ЯК находился в готовности №1 на аэродроме Трауэрсдорф для прикрытия пункта Зизенштадт,
10-ю самолетами произведено 12 самолетовылетов с налетом 9 час. 00 мин. их них:
а\Сопровождение -8 с\в, налет 8 час.00 мин.
б\ Перелет - 4 с\в, налет 1 час.00 мин
Расхода БП нет, расход горючего 2100 кг.
Своих потерь нет.
Летный и технический состав занимался устранением девиации на самолетах.
1.ГСМ и боеприпасами полк обеспечен.
2.Боеготовность полка: Боеготовых экипажей на аэродроме Мюнхендорф - 21, на аэродроме Трауэрсдорф - 10, несправных самолетов -3
3.Погода: Облачность 8-9 баллов, Н-3500 мт. дымка, видимость до 5 км. горы закрыты облачностью».
Напряжённость боевых вылетов в мае сошла к нулю. Самый напряженный день боев полка в мае 1945 года:
«Оперативная сводка №127 штаб 659 ИАП Мюнхендорф 7.5.45г. 23.00 Карта 200.000-44г.
1.659 ИАП в течение дня 7.5.45г. выполнял задачи, поставленные боевым распоряжением штаба 288 ИАД:
а\ Сопровождал самолеты Б-3 244 БАД в районы: Зноймо, Далнице, Кемешть (Чехословакия),
б\ Вел разведку по заданию ОРО штаба 288 ИАД,
в\ 2-мя ЯК находился в готовности №1 на аэродроме Мюнхендорф для прикрытия аэроузла 288 ИАД и 2-мя ЯК в готовности №1 на аэродроме Трауэрсдорф для прикрытия населенного пункта Зизенштадт.
21 самолетом ЯК произведено 50 с\в, с общим налетом 57 час. 50 мин. Их них:
а\ Сопровождение -48 с\в. Налет 56 час.10 мин.
б\ разведка 2 с\в, налет 1 час 40 мин.
Расход боеприпасов: Снарядов ШВАК-40, патронов БС-180.
Расход горючего – 13. 500кг.
Штурмовыми действиями сожжена 1 автомашина, создано 4 очага пожара.
Своих потерь нет».
В день Победы 9 мая 10 самолётов полка совершили 10 самолётовылетов на сопровождение бомбардировщиков 244 БАД. Погода в районе цели: облачность 8-9 баллов, Н=1500м, видимость до 5 км.
За первые 14 дней мая полк совершил 118 самолётовылетов, боевых-56.
Май не обошёлся без потерь среди технического состава полка. В результате неосторожного обращения с ручной гранатой погиб от её разрыва мастер авиавооружения старший сержант Дудкин Георгий Иванович. 1913 г.р.
18 мая 1945 года приказом по части создана комиссия по подготовке Истории 659 ИАП в составе: заместителя командира полка по политической части подполковника Леошкина М.Г., заместителя начальника штаба полка капитана Евстафьева Ф.М., помощника начальника штаба полка по связи лейтенанта Тилина А.К.
06 июля 1945 года командир полка издаёт приказ, в котором сказано, что с 06 июля 1945 года, по прибытии эшелонов с лётным и техническим составом в город Рошиори-де - Веди, считать полк находящимся на территории Румынии.
Разное
Закон СССР от 23 июня 1945 года «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии», который ждала вся страна, поступил в полк 31 июля 1945 года
Октябрь 1945 года. В полковую семью начали вливаться жёны офицеров, так в соответствии с приказом командира полка от 04 сентября 1945 года № 067:
«С 5 октября зачислить на продовольствие пробывшую на жительство к мужу, лейтенанту Буйкевичу, Добрицкую Полину Фёдоровну (детей нет)».
Отец. 17 сентября 1945 года в соответствии с приказом командира части:
«п.2. На время отпуска штурмана полка капитана Саламатова Николая Васильевича обязанности штурмана 659 ИАП возложить на командира звена ст. лейтенанта Трушина Ивана Павловича».
P.S.
19. Представляется возможность по окончании войны установить летный состав полка, приведя приказ по части от 22 октября 1945 года № 071, изданный в городе Рошиори - Де – Веди, как один из самых полных из имеющихся в архиве:
Свидетельство о публикации №225112502245