Родники - Обь-реки

Александр Евдокимов

_________________________________

К национальному проекту
«СИБИРИЗАЦИЯ России».
_________________________________

РОДНИКИ – ОБЬ-РЕКИ:
ОБЬ-РЕКА – РОССИЙСКАЯ СУДЬБА!

В контексте уникального Национального проекта «Сибиризация России», автором которого является Караганов Сергей Александрович  (доктор исторических наук, заслуженный профессор, научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ), важную роль в его реализации и развитии может сыграть прожект, который я предлагаю включить в эту программу, так как он будет гармонично раскрывать основы культурно-исторического наследия богатств России, которыми она, как известно, ПРИРАСТАЕТ!...
Эта идея заявлена мной уже более пятнадцати лет назад и даже прописана (заявлена) в книге «ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ – партитурная основа ИСКУССТВА» (мой Трактат опубликован в 2-х томах), то есть – проект, который может стать полнокровной частью программы уникального Национального проекта «Сибиризация России»!
Хочу обратиться к цитированию апрельских тезисов «Тобольских чтений» этого года (2025г) – «Сибирь – не периферия, а скрытая ось русского мира» и эти слова могут стать эпиграфом для проекта и очень символично, что данный форум проходил в «Стольном граде Тобольске»: Столицы, – от Урала до Владивостока, былой России!
Также, считаю важным выделить то, что было подчёркнуто участниками в ходе работы «Тобольских чтений», а именно:
«…Сибирь – это не только кладовая ресурсов, но и духовное пространство, где русские и присоединившиеся народы открывали новые смыслы своей истории и будущего. Здесь переплелись традиции православия, ислама, буддизма и старообрядчества, что способствовало формированию уникального многонационального и толерантного сообщества.
Вклад ссыльных, каторжных, декабристов, учёных и узников ГУЛАГа в развитие региона огромен – они не только строили экономику, но и формировали культурный и научный ландшафт. Сибирь стала местом, где рождается «заварка русского характера»: кураж, удаль, упорство и мечта о большем»...
«…сибиризация – это не региональный проект, а путь к обновлению всей страны, укреплению её цивилизационного единства и гуманистических ценностей»!...
В нашей стране я разработал и поставил много театрализованных представлений, которые имели статус и городских, и региональных, и всероссийских, и международных, где всегда патриотическое воспитание стояло во главе угла! Сценарии и постановки создавал и реализовывал, как в городах и сёлах, так и на Красной площади, автор первого Трактата теоретических и практических основ ИСКУССТВА ТЕАТРАЛИЗАЦИИ.
Являюсь автором разработки и постановки фестиваля «Самотлорские ночи»: церемоний открытия и закрытия.
Разрабатывал международный фестиваль «Сибирские родники», который неоднократно проходил и в стольном граде Тобольске, недалеко от Тобольского Кремля. Также, делал театрализованные представления о последней царской семье: разрабатывал и ставил масштабное театрализованное действо «По следу царских теней», как и многие другие.
В Ханты-Мансийске открывал и закрывал первые Кубки мира по биатлону – первый фактически и первый в закрытом Дворце спорта…
В этой, если так можно выразиться, художественно-образной и масштабной Лаборатории, которую в тот период создал со своими студентами, главным объектом внимания был Человек, а в драматургии этих представлений красной нитью проходило патриотическое воспитание и НЕФОРМАЛЬНЫЙ сценарий конвейерной сборки.
Культурные традиции России всегда черпают свою идентичность в родниках, а их источники – в Малой Родине, где реальные корни: будучи студентами, под руководством Третьякова Николая Фёдоровича (основателя и завкафедрой «театрализованных представлений» в городе Барнауле), был создан полупрофессиональный агитационный Театр и по путёвке ЦК ВЛКСМ, с программами из театрализованных композиций (спектаклей, представлений) мы гастролировали, параллельно с Пахмутовой, Кобзоном, Лещенко, ансамблем «Самоцветы» и другими, по Всесоюзным комсомольским ударным стройкам – на Зейской, Усть-Илимской, Братской ГЭС, а также работали в посёлках и городах (станциях), которые возникали на стройке со звучной аббревиатурой – БАМ!
География деятельности нашего Театра охватывала территорию от Урала – до Дальнего Востока и даже побывала в нейтральных водах Амура между китайским городом Хэйхэ и родным Благовещенском!...
И, будто, с благовещеньем и благословением стала нам в будущем и фундаментальная основа обучения, и масштабная практика, подтверждённая географией, которая тогда простёрлась до Благовещенска, как благость и благодать Дню сегодняшнему, с воззванием – противостоять ивенту-иноагенту, завезённого в «лихие90-е» Соросом, который местными, доморощенными «соросятами» распространён, – до повсеместно растления российского общества, – до населения, до толпы и публики, не знающих понятия «народ» и что такое «гражданин своего Отечества»!
В этом и заключается закваска и закалка сибирского воспитания!
Здесь, вновь процитирую фразу из апрельских тезисов «Тобольского чтения», потому что она тождественна той идее, на которую и возложена «сибиризация России», так как она обусловлена:
- «…временем глубокой переоценки ценностей и духовного возрождения…»!
За культурно-просветительскую деятельность и популяризацию истории страны, исторического наследия наш Театр был удостоен звания «Лауреата» – премией ЦК ВЛКСМ!   
Продолжая тему фестиваля (идею), связанного с сибирской Обью-рекой, которая не менее значима для нашей страны, чем Волга-матушка, хочу приоткрыть идеологическую подоплёку этого масштабного проекта.
Кроме всего прочего – Обь является самой протяжённой среди российских рек, как и водосборный бассейн её самый большой в России (4-е место в мире – после Амазонки, Конго и Миссисипи) и течёт она через всю страну (единственная) – с самого Юга до самого Севера – это я так, без всяких, только о масштабе!
Фестиваль призван был бы говорить о людях: «сплавляться», так сказать, вместе с ними в метафоричном течении-времени, рассказывая, через людей о величии России…
От Белухи и с Телецкого – до Обской губы и Карского моря, собирая – в итоге и все её ПРИТОКИ, то есть – весь Дух народа, как СОБОР судеб, тесно связанных со всей историей РОССИИ!…
Место проведения заключительного этапа Всероссийского фестиваля «РОДНИКИ – ОБЬ-РЕКИ», или «ОБЬ-РЕКА – РОССИЙСКАЯ СУДЬБА» (можно совместить) – это ОБСКАЯ ГУБА!
Тема, конечно, каждый год разная, потому что она БЕСКОНЕЧНА!
Собирая, «кирпичательно», по течению – историю страны, через имена и судьбы, которые связаны с Россией, чтобы – нет!... не доказать, а подтвердить слова Михайло Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью!»…
И!... начиная с Алтая к нам присоединятся и будут «сплавляться» до Обской губы – Шукшин (Сростки – Катунь), Евдокимов (Верхне-обское – рождение Оби от слияния рек Катуни и Бии), Титов (Полковниково – Обь), Рождественский (Косиха – Обь), Пырьев (Камень-на-Оби), Ползунов, Калашников и т.д.
Затем, например, Новосибирск – это трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин, это великий композитор Эдуард Артемьев, а вместе с ним весь «научный городок» и так по всему руслу – к именам и судьбам, к тем, кто создавал и создаёт «РУСЛО» России!…
Если взять притоки, то Иртыш дарит фестивалю великого Менделеева, так как это «стольный град Тобольск» (река Тобол – приток Иртыша и т.д.), Ершова, Ермака и так далее…
По Обь-реке – к Обской губе и здесь, не на краю географии, а в центре современной России – встречаемся с мореплавателями, с теми, кто шёл через Карское море, кто осваивал и осваивает морские пути, кто осваивал и осваивает газо-нефтяные месторождения, кто осваивал и осваивает Арктику, кто прокладывает Северный морской путь!...
Обь-река, с её многочисленными и разветвлёнными притоками, метафорично, как древо Жизни: единая летопись истории, с одним Берегом, а Обь – символ этого могущества и географически, и экономически, и биографически, и исторически, а стало быть – духовно!
Это всегда было не освоение Сибири, а проникновенное движение во все уголки родной Земли с миссией ПОСВЯЩЕНИЯ, а сегодня и ВОЗРОЖДЕНИЯ!
Кстати, Тюмень, как «Врата в Сибирь» и, как земля Притока Матушки-Оби, отправляла отряды, в далёкие века, например, с миссией становления града Красноярска, а это уже Енисей и значит, территория фестиваля «ОБЬ-РЕКА – РОССИЙСКАЯ СУДЬБА» расширяется!...
Сама река, по крайней мере её часть в районе Обской губы, известна в русских летописях ещё задолго до похода Ермака. А именно с 1187 года, когда нижняя Обь входила в «волости подданные» Великого Новгорода. С 1502 года, после упразднения независимости последнего московские князья добавили к своим титулам слова «Обдорские и Югорские». Кстати, на большинстве старых карт река обозначена именно как Обдора/Obdora, что позволяет предположить, что по сей день нерасшифрованное наименование Обь является лишь сокращением от другого более полного названия.
В районе Обской губы по правому берегу когда-то располагался первый русский город за полярным кругом — легендарная Мангазея, которую прозвали «златокипящей» за невероятные богатства, стекавшиеся в город от продажи соболиных шкурок. Здесь существовала настоящая крепость с пятью башнями и достаточно редкими для того времени башенными часами с курантами, улицы были застроены богатыми двухэтажными домами, в которых при позднейших раскопках находили множество предметов роскоши, включая шахматы. Город просуществовал до 1671 года, после чего хождение до Мангазеи морем было царским указом запрещено под страхом смертной казни – с целью оградить богатства Сибири от иностранцев. Со временем даже точное местоположение Мангазеи забылось и она была вновь «открыта», лишь в 1946 году.
Где-то на берегах реки в нижнее её течении (то есть близ устья), судя по древним картам, располагалась знаменитая статуя некой древней богини, известной под названием Золотая Баба. Данный артефакт до сих пор никем не найден, однако, легенды о нём буквально пронизывают нашу историю. Считается, что она была исполнена из чистого золота, в связи с чем, а также из-за языческой сущности данного памятника с некоторых пор на него буквально велась настоящая охота. Поэтому хранителям приходилось неоднократно перемещать её, дабы защитить от разрушения – есть версии, что сейчас статуя хранится где-то в потайных уголках плато Путорана.
Берега Оби, в отличие от многих других рек, несимметричны – один обрывистый и крутой, другой низкий и пологий.
Вода Оби на слиянии рек Катуни и Бии имеет интересный цвет связанный с тем, что воды этих рек имеют разный окрас: Катунь – зеленый, а Бия – белый. В осенний и летний сезон в месте слияния можно чётко видеть полосы воды разного цвета.
Великая Обь-река является важнейшим инфраструктурным объектом экономики России. На её берегах добывают огромное количество нефти, торфа и природного газа, а по реке осуществляется перевозка необходимого оборудования и материалов для данных отраслей.
Фестиваль «ОБЬ-РЕКА – РОССИЙСКАЯ СУДЬБА», на Обской губе – на Ямале – это и история, и технологии, и мифологии народов мира, с главной его тайной – человеческими судьбами, с людьми, берег у которых – РОССИЯ!...
Масштабный проект, надеюсь, будет реализован в рамках уникального и жизненно важного Национального проекта «СИБИРИЗАЦИЯ РОССИИ»!

Иосиф Бродский
 
МОЙ НАРОД

Мой народ, не склонивший своей головы,;Мой народ, сохранивший повадку травы:;В смертный час зажимающий зёрна в горсти,;Сохранивший способность на северном камне расти.;;Мой народ, терпеливый и добрый народ,;Пьющий, песни орущий, вперёд;Устремлённый, встающий – огромен и прост – ;Выше звёзд: в человеческий рост!;;Мой народ, возвышающий лучших сынов,;Осуждающий сам проходимцев своих и лгунов,;Хороня;щий в себе свои муки – и твёрдый в бою,;Говорящий бесстрашно великую правду свою.;;Мой народ, не просивший даров у небес,;Мой народ, ни минуты не мыслящий без;Созиданья, труда, говорящий со всеми, как друг,;И чего б ни достиг, без гордыни глядящий вокруг.;;Путь певца – это Родиной выбранный путь,;И куда ни взгляни – можно только к народу свернуть,;Раствориться, как капля, в бессчётных людских голосах,;Затеряться листком в неумолчных шумящих лесах.;;Припадаю к народу. Припадаю к великой реке.;Пью великую речь, растворяюсь в её языке.;Припадаю к реке, бесконечно текущей вдоль глаз;Сквозь века, прямо в нас, мимо нас, дальше нас.

В этом проекте не будет повторения любых других фестивалей и даже тех, которые хорошо зарекомендовали себя.
Таких, например, как «Славянский базар», потому что это – лишь песенный (концертный) уровень: певчий, а концерт (в переводе с лат.) – это состязание, то есть – конкурс! Хотя, песня и танец будет везде и всегда, и, к тому же, с итальянского, концерт – это «гармония» и «согласие», которые, несомненно, будут и в предлагаемом фестивале, но…
Но!...
Здесь же, фестиваль «зримой летописи» истории российской, где через искусство театрализации представляются События, которые тождественны Дню сегодняшнему, через «уроки» прошлого (хотя, как уже сказано, что история ничему не учит), настоящего – для будущего!
Театрализация – это ЗРИМОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ События, имеющее зафиксированное документальное подтверждение, или историческую достоверность, а также, в его основе, может быть и художественное правдоподобие, через типичное, знаковое, эпохальное – в масштабированном судьбоносном объёме, где главным персонажем является – ЧЕЛОВЕК!
Представляя определённое Событие, театрализованный материал, в своей первооснове, всегда ЗРИМЫЙ, а не зрелищный (как шоу от ивента), в котором имманентные процессы раскрывают природу, или суть рассматриваемого предмета (явления, проблемы, факта), через действенный событийный ряд, где визуализация, есмЪ стержневая основа данного вида искусства.
З р и м о е, значит, – театрализованное: драматургическое представление фьюжн-пространства, то есмЪ – «режиссёрского сплава» из образно-пластических, танцевальных, танцевально-игровых, игровых, сценографических, вокальных и иных видов и жанров искусств в решении задач поставленных замыслом, с использованием всего объёма возможностей латентных спецэффектов и специализированных трюков, как и аттракционов (новые технологии, технические достижения науки – в практику).
Сценарно-режиссёрская и режиссёрско-постановочная разработки зримой драматургии театрализованного представления определённого События, закладывает кирпичательную основу – воспитательным, образовательным и просветительным платформам, являясь неотъемлемой частью идеологии внутри политической деятельности государственных структур.
Если на простом и прямом языке, то – это фестиваль ни песни и пляски, а Смысла (о чём сказано и в апрельских «тобольских тезисах»)!
Песни и пляски, конечно, должны быть, но после Смыслов, а не вместо их и, как говорил, у Булгакова, профессор Преображенский:
- В Большом пусть поют, а мы будем ОПЕРИРОВАТЬ!...
Служение делу Искусства Театрализации – это служение Отечеству!
И!... за Полярным Кругом – на Ямале, возможно, состоится когда-нибудь грандиозный фестиваль «Россия – в берегах Оби», или «В обских берегах – Россия», или «ОБЬ-РЕКА – РОССИЙСКАЯ СУДЬБА», или «РОДНИКИ – ОБЬ-РЕКИ»… 

/МоСт/ –
Москва-Столица,
23 ноября 2025 год
___________________________________________

Александр Петрович Евдокимов:
сценарист-режиссёр, кинодраматург, писатель;
Лауреат Всероссийской профессиональной премии «Грани театра масс»;
Автор Трактата (учебника, как  и учебного пособия) «ПРОСТРАНСТВО
ТЕАТРАЛИЗАЦИИ и ТЕАМЫ – партитурная основа ИСКУССТВА»; 
член профессионального комитета московских драматургов;
член Совета СТД РФ ИСКУССТВА ТЕАТРАЛИЗАЦИИ


Рецензии