Кофе с Богом

Она пила кофе из маленькой белой чашки. На столе стоял ноутбук, за которым она работала. На экране появлялись узоры слов – буква за буквой, слово за словом, предложение за предложением, рассказ за рассказом. Лиля была писательницей. Творчеством она горела. Она писала небольшие рассказы о жизни, о любви, о предательстве и жертвенности. В творчестве она чувствовала себя свободной – она могла оказаться в любых мирах, порожденных ее фантазией. Кофе, ноутбук, утро – вот и все, что нужно было ей для вдохновения…

Лиля вставала рано утром, пока муж и дети еще спали, заваривала себе кофе и начинала работать…

Но, кроме того, что Лиля была писательницей, женой и матерью, она была христианкой. И вера очень много значила для нее. Лиля пришла к вере много лет назад, когда была молоденькой девушкой. Целый год она готовилась к Крещению, посещала огласительные беседы, которые проводил красивый дьякон.

В старинном храме священник трижды с головой окунул ее в купель, и Лиля как будто заново родилась. Ей почудилось, будто жизнь ее началась с чистого, ослепительно белого листа. При Крещении ей было дано другое, необычное имя – Феодора. Так теперь ее поминали в Церкви, так теперь о ней молились близкие верующие люди. Для всех остальных же она оставалась Лилечкой-Лилией-Лилей. Так теперь контрастировало ее нежное мирское «цветочное» имя с твердым и мощным духовным именем.

Сначала все шло хорошо. Лиля-Феодора усердно исполняла все, что требовалось по церковному уставу: читала утренние и вечерние молитвы, ходила на субботние и воскресные службы, не пропускала ни одного праздника в Церкви. Все силы молодости были брошены на воцерковление. На прикроватном столике у Лили лежало Евангелие, которое она читала каждый день, а также духовная литература, продававшаяся в избытке  в церковных лавках. Перед сном Лиля зажигала лампаду и становилась на молитву. И молитва ее была горяча и сильна.

Однажды Лиля познакомилась в храме с бородатым мужчиной-алтарником. Он сказал ей: «Вы или утвердитесь в вере или отпадете от нее». Лиля не могла в такое поверить. «Нет, такого не может быть никогда!» Но, увы, время показало обратное.
Лиля не предала Христа, ее вера была незыблема, но в храме она бывала все реже и реже. В будни – работа, в выходные друзья звали ее на вечеринки… А молодой девушке надо же повеселиться и пообщаться с друзьями. На Бога времени у Лили совсем не оставалось. Лиля очень переживала, что она отходит от церкви. Но работа ее утомляла, субботние вечера были заняты встречами с друзьями а в воскресенье она отсыпалась.

Шли годы. Юность с ее духовными поисками осталась далеко в прошлом. Остались в прошлом и друзья – у всех была своя жизнь с заботами и радостями. У Лили забот же было много – она была матерью четверых детей, двоих мальчиков и двоих девочек. И, хотя материнство и делало Лилю счастливой, оно несло в себе много скорбей и испытаний. Сил и денег постоянно не хватало, но Лилю очень поддерживало творчество. Когда по утрам она писала рассказы, это так ее вдохновляло, что энергии хватало на целый день.

Чем больше творчества было в жизни Лили, тем меньше было молитвы. Сердце ее остыло и как будто уменьшилось. Уже не могла она произнести ни «Отче наш» ни даже краткую молитву «Господи, помилуй». Молитва детей тоже сошла на нет. Уже не вставали дети каждый вечер на молитву, уже не молились благоговейно перед едой.
Однажды Лиля оказалась в храме, в котором она когда-то крестилась. Вспомнила она, как шила белую крестильную рубашку, вспомнила ощущение обновления после Крещения, вспомнила юношескую горячность в вере.

Шла исповедь. Лиля подошла к пожилому седому священнику. «Я писательница» - сказала Лиля – «День свой начинаю не с молитвы, а с написания рассказов». «А вы напишите себе записку: «Без молитвы не писать» - посоветовал ей священник.
Ну что же, Лиля так и сделала. Она написала записку и положила ее на стол, за которым она работала. Теперь, прежде чем начать сочинять рассказы, она читала «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся». Но как она читала! Наспех, на ходу, торопясь быстрее сесть за работу. Лиля по-прежнему горела работой, а Богу оставались всего лишь крохи ее времени, внимания и любви.

Шли месяцы. Записка куда-то подевалась. Ушла и молитва. Но и творчество Лили тоже оскудело. Она написала уже обо всем, о чем могла. Пустота образовалась в жизни Лили. В душе ее поселились апатия и скука. Часто ложилась она на постель и лежала без дела, слушая свои мысли. И даже мысли ее текли тяжело и лениво.

Лиля снова пошла в старый храм на исповедь к пожилому священнику – отцу Михаилу. «Я начинаю свой день с кофе, не молюсь совсем» - исповедовалась она. «А вы пейте кофе с Богом» - ответил ей священник. «С Богом?» - переспросила Лиля. «Сделайте себе кофе, сядьте перед иконами и попробуйте просто побеседовать с Богом». Лиля озадаченно слушала священника. «Неужели это так просто?» - думала она. «Не мучиться, что ты не можешь взять молитвослов и читать длинное молитвенное правило. Даже не отказывать себе в привычном комфорте. Начинать день так же, как привыкла начинать. Только лишь перевернуть все с головы на ноги. Поставить Бога на первое место».
 
На следующее утро Лиля почувствовала радость. Она знала теперь, зачем она живет, зачем дышит. В душе ее затеплился маленький огонек веры. Сердце потеплело.
Лиля смолола ароматные зерна, сварила кофе и села за стол. Но на своем крутящемся стуле она повернулась не к ноутбуку, а к иконам. Ласково и пытливо смотрел на нее Спаситель с иконы Спаса нерукотворного. Лиля отпила глоток кофе. И потекла беседа – Лили и Бога.

И Лиля рассказывала Богу о том, что с годами у нее становится сил все меньше и меньше, о том, что проблемы с детьми придавили ее своей тяжестью, о том, что муж недостаточно помогает, о том, что в творчестве ее случился застой…

И Бог слушал – внимательно и с любовью. Наконец, Он дождался того, что одна из Его дочерей обратилась к Нему.

Бог слушал… И ответил умиротворением, которое посетило Лилину душу…


Рецензии