Споры про Истину
Сергей фыркнул, потянулся за термосом.
— Ты опять читал что-то философское в интернете?
— Я, между прочим, иногда и думаю сам, без интернета, — обиделся я для порядка. — Вот объясни мне: если Истина одна, как они любят говорить, почему её вариантов — как селёдки на новогоднем столе? У каждого своя.
— Потому что люди любят быть правыми, — философски заметил он. — Им Истина нужна не как Истина, а как дубинка. Чтоб по голове друг другу стучать.
— Вот, — я оживился. — А ведь, если честно, словами её вообще не выразишь. Ну, не получается. Всё, что мы называем «истиной», — это, по сути, проекции. Как с цилиндром.
Сергей посмотрел на меня с подозрением:
— С каким ещё цилиндром? Ты чего в чай подмешал?
— Обычный цилиндр, геометрия седьмой класс, не прикидывайся. Представь: у тебя есть цилиндр, ты светишь на него сверху — на плоскости круг. Светишь сбоку — прямоугольник. Повернёшь под углом — вообще какая-нибудь хитрая фигура. А сам цилиндр при этом — один и тот же.
— Ага, — кивнул он. — То есть Истина — это цилиндр, а мы вокруг него бегаем с фонариками?
— Ну да, — сказал я. — И каждый орёт: «Истина — это круг, я сам видел!», или: «Вы что, слепые? Она же прямоугольник!». А по факту — и круг, и прямоугольник, и что угодно ещё — всего лишь проекции. На наше время, наши обстоятельства, наш язык, наш мозг, в конце концов.
Сергей задумчиво поскреб щетину.
— Ладно, допустим. Но тогда все эти споры, кто прав, а кто неправ, — они вообще бессмысленные?
— Вот именно. Смысл не в том, чтобы отстоять «правильную» цитату, а в том, чтобы понимать: любая формулировка — временная. Она как одежда по сезону. Зимой пуховик, летом футболка. Ты же не будешь в пуховике в июле только потому, что «истинная одежда — тёплая».
— Не знаю, — Сергей усмехнулся. — Я видел людей, которые всю жизнь в одном и том же пуховике ходят. Даже в августе.
— Вот с ними как раз и сложнее всего. Они искренне уверены, что нашли ту самую «единственно верную» проекцию цилиндра. Вечный круг, не подлежащий пересмотру.
Я сделал глоток чуть остывшего чая и продолжил:
— Вспомни хотя бы этого бедного Марка Аврелия. Ему приписывают: «Делай, что должно, и будь что будет».
— Красивая фраза, — заметил Сергей. — Я её в студенческие годы любил. Удобно: делаешь, что считаешь правильным, а остальное — как пойдёт.
— Так вот, — сказал я, — кто-то настаивает, что правильнее: «…делай что должен и свершится, чему суждено». Кто-то: «…и да воздастся по содеянному». А ещё есть варианты, где вообще акцент на долге, на предопределённости, на судьбе.
— И что? — спросил Сергей. — Ну, разные переводы. Язык богатый.
— Не просто разные переводы, — возразил я. — Это разные проекции. В одном случае — акцент на том, что надо честно выполнять свой долг, а там уж судьба разберётся. В другом — на некоем космическом правосудии: тебе воздастся по делам. А сегодня, глядишь, нам вообще ближе другое прочтение.
— Например? — прищурился он. — Давай, я чувствую, ты к чему-то ведёшь.
— Например к тому, что, может, уже пора честно признать: мы живём в мире, где никто не знает, что «должно» в абсолютном смысле. Нет единого списка «долженствований» на все времена. Поэтому формула типа: «Делай так, как считаешь нужным. И пусть будет, что будет» — может быть не менее честной проекцией Истины для нашего времени.
Сергей хмыкнул:
— То есть ты предлагаешь официально перейти от стоицизма к «как-нибудь да будет»?
— Не совсем, — сказал я. — Я скорее про то, что честнее признать: мы действуем, исходя из своих представлений, а не из некоего каменного «долга», спущенного сверху. И тут, кстати, вспоминается бравый солдат Швейк.
— «Пусть было как было – ведь как-нибудь да было! Никогда так не было, чтобы никак не было»? — процитировал Сергей без запинки.
— Ага, — кивнул я. — Вот это удивительным образом дополняет стоическую фразу. Марк Аврелий — про внутреннюю дисциплину: делай, что считаешь правильным, не цепляйся за результат. А Швейк — про то, что мир, как ни крути, всё равно как-то устроится. Не факт, что хорошо, не факт, что справедливо, но — не пустота же.
Сергей помолчал, глядя в окно. За стеклом промелькнул редкий фонарь, осветив наши отражения.
— То есть ты предлагаешь такой гибрид? — спросил он. — «Делай так, как считаешь нужным. И пусть будет, что будет. Ведь чего-нибудь да будет. Никогда такого не было, чтобы ничего не было».
— Да, — улыбнулся я. — Это такая честная формула нашего времени. Без пафоса судьбы, без громкого «должен». Мы всё равно каждый день выбираем, как нам поступить, исходя из того, как сейчас видим мир. А мир в ответ как-то реагирует. Иногда подзатыльником, иногда конфеткой. Но пустоты не бывает.
— Подожди, — перебил он. — А где тогда вообще место Истине? Если всё — проекции, переводы, швейки и аврелии, то сама-то она где?
Я пожал плечами.
— Там же, где и цилиндр. Мы его никогда не видим напрямую. Мы видим только тени на стене, как у Платона. Но это не значит, что цилиндра нет. Просто он не помещается в слова. Слова — это всегда плоскость. А Истина — как минимум объёмная. Может, вообще не геометрическая.
Сергей задумчиво покрутил крышку от термоса.
— Тогда получается, спорить о том, какая тень «правильнее», — глупо?
— Не совсем, — возразил я. — Спорить можно и нужно, если мы понимаем, что спорим не за «владение Истиной», а за то, какая проекция сейчас полезнее, точнее, честнее. Для этого времени, для этих людей, для этих обстоятельств.
— То есть вопрос не «кто прав», а «что сейчас работает лучше»? — уточнил он.
— Ну да. Например, в Риме времён Марка Аврелия идея «делай, что должно» была очень уместной. Империя, дисциплина, долг, стоическое спокойствие. А в мире, где половина людей выгорела, а другая половина живёт в постоянной тревоге и неопределённости, может, честнее сказать: «Слушай, делай, как считаешь нужным. Ты всё равно не можешь знать наверняка, как надо по-правильному. Но без твоего действия ничего не сдвинется. А уж там — что-нибудь да будет».
Сергей усмехнулся:
— Звучит как слоган для поколения, выросшего на дедлайнах и мемах.
— Зато без иллюзий, — ответил я. — Мы больше не верим в единый свод правил, который раз и навсегда определяет, «что должно». Но это не освобождает от ответственности. Ты всё равно выбираешь. Даже когда говоришь: «Я ничего не выбираю» — это тоже выбор.
Он посмотрел на меня внимательно:
— Подожди, а как отличить «делай, как считаешь нужным» от банального «делай, что хочешь»? Одно дело — про честный выбор и ответственность, другое — про «мне пофиг, я так вижу».
— В этом и разница, — сказал я. — «Делай, как считаешь нужным» — это не про каприз, а про внутреннюю работу. Ты сначала думаешь, чувствуешь, сомневаешься, взвешиваешь. Понимаешь, что можешь ошибиться. И всё равно выбираешь. А «делай, что хочешь» — это детский сад: хочу — делаю, не хочу — не делаю, мир подождёт.
Сергей кивнул.
— То есть твоя версия звучит так: «Делай так, как по-честному считаешь нужным. И пусть будет, что будет. Ведь чего-нибудь да будет. Никогда такого не было, чтобы ничего не было».
— Вот, — сказал я. — И тогда споры про Истину становятся менее агрессивными. Мы перестаём цепляться за формулировки как за последний вагон. Понимаем, что любая цитата — это всего лишь один из возможных рисунков на стене. Сегодня он помогает жить — отлично. Завтра, может, понадобится другой.
— А Марк Аврелий с Швейком в одной компании не подерутся? — усмехнулся он.
— Думаю, нет, — ответил я. — Марк Аврелий бы сказал: «Принимай то, что случается, как необходимое звено судьбы». А Швейк добавил бы: «Пусть было как было – ведь как-нибудь да было!» И оба были бы по-своему правы. Просто смотрели бы на один и тот же цилиндр с разных сторон.
Поезд чуть заметно дёрнулся на стыке рельсов. За окном промелькнул маленький заснеженный полустанок, одинокий фонарь и фигура дежурного в будке.
— Знаешь, — сказал Сергей после паузы, — а мне нравится эта твоя новая проекция. Она как-то… честнее. Без обещаний, что всё обязательно будет хорошо. Но и без ужаса, что всё обязательно будет плохо.
— Потому что никто не знает, как будет, — ответил я. — Мы можем только делать то, что считаем нужным, и смотреть, что из этого выйдет. А там — «никогда такого не было, чтобы ничего не было».
— Слушай, — он усмехнулся, — если ты когда-нибудь напишешь книгу, вот это и поставь на обложку. Вместо пафосных «путь к Истине» и «вечные ценности».
— Как назову? — спросил я. — «Записки человека, который так и не увидел цилиндр, но перестал ругаться из-за круга и прямоугольника»?
Сергей рассмеялся.
— Нет. Просто: «Делай, как считаешь нужным. И смотри, что будет». Остальное люди сами дочитают между строк.
Мы замолчали. Поезд стучал о рельсы ровным, убаюкивающим ритмом. Где-то в соседнем купе кто-то негромко разговаривал по телефону. Я смотрел в тёмное окно, где наше с Сергеем отражение накладывалось на редкие огоньки станций, и думал о том, что, может быть, этого и правда достаточно: честно делать своё — как видишь сейчас — и не притворяться, что знаешь Истину целиком.
Цилиндр всё равно останется цилиндром, даже если мы всю жизнь будем рисовать только круги. Но, по крайней мере, круги с каждым годом могут становиться чуть-чуть точнее.
Свидетельство о публикации №225112500564