Дорогая Валентина Илларионовна

Так бы я обратилась к своей подруге, живущей в Полтавской области вблизи реки Днепр. Мне очень не хватает общения с человеком, который стремился понимать.
У меня в моей семье с этим всё в порядке. Но женщина из другой семьи, способная выслушать, вникнуть в слова собеседника, почувствовать боль его, и вместе рассуждать высоким слогом, с психологическим пониманием, сохраняя взаимоуважение, ладной приятной грамотной речью - явление крайне редкое. Мне повезло с единомышленницей. Я всегда говорила на русском языке, приправляя речь пословицей или словосочетанием из украинского. Она же работник культуры, десятилетия проработавшая методистом во Дворце культуры, имела безукоризненную литературную речь с высоким уровнем образованности, одинаково образцово, как «мовою» своих предков, так и на русском языке. Сдержанная, с врождённой интеллигентностью, с певучей речью - я так скучаю по ней, за  этим стилем женского общения. А пишу в прошедшем времени потому, что в соцсетях её никогда и не было, а в данный период истории я не хочу доставлять ей неудобства, связанные с тем что много агрессии всюду, и, увы, даже в самих женщинах, что делает нашу жизнь скудной и прискорбной. Двадцать лет назад она мне сказала: «Понимаешь, Людмила Фёдоровна, сейчас идёт воплощение на земле нелюдей, не должны они были рождаться на этой земле, что нас ожидает...»  Эти слова приходится вспоминать нередко.
Я много ездила и встречала очень разных женщин, но подобной ей в моей жизни так никто не встретился. Как я поняла и у неё такая же проблема быть разлучённой со мною. Нам пришлось уехать в январе 2006 года, и однажды встретиться в марте 2006 и весной 2011 года. И лишь два-три разговора перед войной. Настоящее общение не телефонное, не короткими фразами, а вживую, глаза в глаза, размеренное, когда легко подхватываешь мысль и развивается на твоих глазах новая тема и новизна глубинная. Сейчас многие этого лишены.
 
Валентина Илларионовна - прекрасная единственная жена знаменитого художника Василия Яковлевича Вакуленко, именно благодаря её мощной поддержке развивался и укреплялся не только его талант, но и таланты многочисленных юных художников, которым он помогал долгие годы, как живописец, сам являясь «мастером неба» в своих многочисленных пейзажных этюдах. С колоритной доброй украинской речью, с чувством юмора и неспешным рассуждением производил впечатление человека мудрого и приятного. Перед отъездом из Украины я и мой муж передали в подарок их семье журнальный столик, за которым тут же состоялось чаепитие. Все полки шкафов и большой стол художника был занят идеально разложенными и подписанными женой-помощницей многочисленными работами, но перед нами он радовался работам и успехам своих учеников. К сожалению, мне подсказали что Василий Яковлевич уволился в 2024 году по причине болезни,  да и возраст почтенный и труды праведные сказываются. «Сильная», как переводится имя Валентина, всегда в помощь всем, кто встречался на пути. Без назойливости, по просьбе. Они уж, наверное, прадедушка и прабабушка, и всему их роду желаю благоденствия.
 
Как-то однажды я не знала, куда подевалась Валентина Илларионовна, так где-то на месяц, а работали мы с ней в одном здании, только в разных организациях. При встрече она поведала с новым глубоким выражением глаз, что похоронила отца. И стала рассказывать мне, как ей  пришлось обустроить его уход. Как навела порядок во дворе и в доме, и побелила комнату, чтобы он был в идеальной чистоте и с чистыми чувствами и мыслями готовился к небесной встрече. Она максимально проявила заботу христианского перехода своего родителя, с неспешной ласкою и заботой.  Сама родом из села, и можно не сомневаться, что самым высоким уровнем народной православной культуры она созидала в той обстановке и его и своё сердце. Ведь вся её семья давно проживала в городе, но любимому уходящему отцу отдала почитание и любовь, хотя была не единственной дочерью.
А сколько сил и знаний вложено в создание садов-огородов, в помощь к  своему домашнему хозяйству. Ведь  работники культуры всегда финансировались по остаточному принципу. Это было служение. Скромность - визитная карточка. Экономия - образ жизни. Лечение - народная медицина с дачного участка.
От женщины как круги по воде расходятся любовь и ласка, мудрость и свет, понимание и уважение. В словах, в интонациях, во взгляде и в молчании. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа.» - написано в апостольском послании Петра. Оказалось, так бывает.
 
В девяностые мы одновременно читали многочисленную литературу духовного содержания, посещали курсы и лекции, и все знания устраивались в голове надлежащим образом, старались понимать тот мир, который постигался в других головах и брали для себя чей-то сокровенный опыт. Я не стану перечислять, всего было в избытке, но пригодилось то, что легко ложилось на наш опыт. По этой причине это был союз не двух женщин, а двух философов, культурологов, богословов, эзотериков. Во всяком случае подобно им. Коррективы вносила жизнь. И все проблемы она помогала увидеть с точки зрения нравственной культуры, а затем уже и духовных законов, с их причинно-следственными связями. Я была руководителем в серьёзном бизнесе, где приходилось быть первопроходцами в таможенной, налоговой и банковской сферах деятельности, как сотрудничавших с вышеперечисленными госорганами. Законы драконовские, впервые апробированные на постсоветском пространстве, а нужно было думать о чести и совести. Общение с мудрой собеседницей меня всегда успокаивало поддержкой, ведь это была борьба за сердце человека.  На фоне хозяйственной деятельности, но за человека. Отсюда и пошла моя вера, живая, многим неудобная и многими презираемая и гонимая. Отсюда и началось моё сознательное литературное творчество в 50 лет. Не фантазии лукавого ума, а твёрдый жизненный опыт. Я благодарна, что на моём пути встретилась та, которая часто употребляла слова « ты понимаешь...», да мы тщательно входили в понимание процессов в лихие девяностые. Поэтому трудно правителям оболванить думающих, совестливых, поверяющих свою жизнь Писанием Слова Бога. Признаться, мы обе не любили находиться в толпе, в столпотворении, держались подальше многолюдности. Хотя именно как опытный методист Валентина Илларионовна устраивала и вела  концерты народной самодеятельности, утренники и вечера, предназначенные для работников крупного завода и населения близлежащих микрорайонов. Объединять семьи, людей, народы с помощью жанров культуры, просвещать чистым добрым народным словом, с трепетным сердцем и мягким юмором, чтобы сердца просветлялись и мысли успокаивались в мирном кругу.
А уж таланты народные на славянской ниве всегда были в избытке! Люди, будьте людьми с данным нам Божьим образом! По Его образу и подобию.

13.11.2025
На фото: Работы главного художника городского Дворца культуры г. Кременчуга, председателя объединения художников и мастеров декоративно-прикладного искусства «Творчiсть»(«Творчество») Василия Яковлевича Вакуленко.


Рецензии