Храм

В станице Кумылженской Волгоградской области в плане масштабного благоустройства, которому иной город позавидует, после десятимиллионной реставрации вновь открылся музей, интересный для посещения. Страну давно пора облагородить, придав привлекательный вид улицам и домам без саклей с рубероидом. В Австро-Венгрии в течение трехсот лет все строения проходили архитектурный контроль, тем и пользуются поныне, те же жители Львова. Природа так установила, что богатым дворцом больше любуются соседи со стороны, чем хозяева изнутри, а все вместе радуются красотам, укрепляя свой патриотизм, пренебрежительно посматривая на отстающих. Архитектура это визитная карточка страны. Но большевикам-ленинцам показалось, что визитная карточка казачества в виде внушительных храмов в каждой станице явный перебор, приказано сравнять их с землёй, а противников колхозов переселить в землянки, в каменный век.(См.видео. Кулацкий поселок. Атаманы Семенцев, Подтелков. 2018 год)

Название станицы происходит от протекающей речушки Кумылга, длинной в семьдесят километров, впадающей в Хопер и составляющей некое Междуречье Дона, Медведицы и Хопра, с заливными пастбищами и лесами вдоль рек, где можно было разводить стада лошадей для казачьей конницы. Строевой конь казака мог стоить весьма дорого! Сейчас вдоль рек заказник с обилием зверья, в отличие от унылых Сальских безлесых степей и Заволжья: зайцы, лисы, кабаны, лоси, косули, но людей становится всё меньше. В начале прошлого века лишь в Скуришенской, с прилегающими хуторами числилось около десяти тысяч, больше нынешнего райцентра с восьмитысячным населением, а в Скуришенской осталось в десять раз меньше, вокруг единственного уцелевшего во всём районе исторического храма. Остальные семь уничтожены красными, остался безликий новодел и фотографии храмов в музее, которые раньше усердно прятали во избежание проблем-с. Семейное фото в казачьей форме было как красная тряпка для быка китайских карателей периода гражданской войны. Живые свидетели рассказывали автору, что с проходящего поезда вполне могли, забавы ради, пальнуть из пушки или пулемёта по хатам. С тем жители казачьего региона превращались в беженцев, бежали вплоть до Хабаровска и далее, в Китай, Латинскую Америки, другие уходили на юг.

После войны центр Кумылженской "украшали" руины одного из храмов с прицерковной воскресной школой и купеческими кирпичными домами, украшенными традиционной, но уже забытой резьбой фронтонов. Как правило, для такого мастабного строительства строились кирпичные заводы, где в печах обжигались глиняные кирпичи. В памяти остались вагонетки с кирпичами, которые нарезались гильотиной проволочной из глины, которая добывалась тут же, в карьере. От церкви станичной остались лишь несколько стен без купола, где стоял дизель-генератор, снабжавший электричеством жителей, когда был исправен.

Похожий остов обрушившейся под американскими бомбами кирхи стоял в Дрездене, только значительно большего размера. Разруху не стали восстанавливать, превратив в музей трагедии. В обрушившейся кирхе искали спасения жители города, который горел единым костром от масштабной бомбежки союзников, специально распределивших последовательность падения фугасных и зажигательных бомб. Горело так, что вода в городском бассейне чуть не закипела. Автор узнал эти подробности от экскурсовода в самом Дрездене. В нынешних противопожарных требованиях купол церкви и его основание должно строиться из негорючих материалов, поскольку при пожаре люди ищут спасения именно под крестом купола. Это требование и были выполнено автором при ремонте крыши двухсотлетней прицерковной воскресной школы деревянной постройки, единственного сохранившегося, добротного, исторического строения из прицерковного комплекса. А от поползновений иных охочих на снос памятного здания, что уже наблюдалось, на новенькой крыше из черепицы, под медь, взамен проржавевшей за сотни лет с протечками, установлен купол с крестом из нитрида титана, под золото, заказанный в Волгодонске, как охранная грамота зданию, у которого "утеряны" документы на землю и строение, "бесхозному" и обреченному на снос, что было с десятками подобных сооружений в районе в прошлом веке.

В период гражданской войны обладателей крыши из жести ссылали в землянки на окраине хутора, на первых порах, если не хуже. В годы искусственного голода по дворам ходил обходчик и если дети не пухлые от голода, значит родители воровали в колхозе! Дед автора рассказал как удачно скрылся с мешком отрубей за спиной от конного объездчика на току, нырнув в овраг. Дома ждали голодные дети. В колхозах воровали вплоть до их кончины в годы перестройки, когда земли раздали на паи по дворам, как было прежде, до большевизма и колхозов-кибуцев, где нормальные деньги можно было получить за трудодни лишь в конце года, после уборки урожая. Паспорта тоже не выдавали, разновидность рабства. Часть заработанного выдавали натурой, мешками зерна и прочего. Процедура знакомая автору, как помощника комбайнера, отработавшего уборочную в 60-х, будучи еще школьником.

Коммунисты однажды усовестились и назначили колхозникам пенсию в шестнадцать рублей, по пятьдесят копеек в день на всё про всё, ведь имперский пенсионный фонд они сразу растащили. Инженер тогда получал около ста, директор совхоза двести рублей. В начале прошлого века, для сравнения, станичный атаман получал тоже сто рублей, но золотом, то есть в разы больше главы администрации нынешнего района. По состоянию на 2025 год это, согласно подросшей стоимости грамма золота, около семисот тысяч рублей, хуторской атаман получал вдвое меньше. Цена золота изменчива при постоянном росте.

В девять часов вечера дизель в остове храма, покашляв недолго, глох, наступала гулкая тишина и станичники зажигали свои керосиновые лампы, протирая копоть комком газеты и реанимировали  вонючее освещение. Керосин не лучшего качества набирали в большой бочке на отшибе, которую щедро наполняли. Настолько щедро, что проливалось много на землю. Тогда еще не изобрели экологию и не догадывались о проникающих свойствах топлива, способного впоследствии устойчиво создавать красивую пленку на поверхности ведра воды из общественного колодца поблизости, с которого регулярно крали ведра. Зимой вокруг колодца формировалась горка льда, а на журавце, длинной деревянной палке, налипала внушительная балда из-за которой подростки не могли набрать воды в свои вёдра, пока взрослые не помогут сколоть ледяную грушу. Иногда ведро тонуло в колодце и его с трудом извлекали кошкой. Так что не каждый поход за водой для детей был успешным. Коромысло тоже были не у всех, приходилось за водой ходить не один раз и даже в очереди стоять, полное ведро не всем под силу да и в валенок на морозе налить не хочется никому. Позже пробурили скважину для водопровода и уличных колонок, но и с большой глубины керосин извлекался насосом, пришлось бурить другую в полукилометре.

Станица не была оккупирована и храмы немцы не бомбили, фронт проходил за Доном, а пленных румын гнали без охраны. Остались лишь каски после них, удобно было толочь мел для регулярной побелки хат после дождя. От войны еще одна была польза-парашюты. Из них можно было сшить чулки! Шинели модницы перешивали и красили корой ольхи. Но если попасть под дождь, то "краска" стекала по чулкам. В Германии преподаватель университета в приватном разговоре пытался протолкнуть автору версию, что война с немцами подняла уровень развития России. Пришлось ему рассказать историю с крашенными ольхой шинелями и парашютным шёлком, как прикладной пользы войны для населения. Умные, с виду, тевтоны живут стереотипами, как и прежде. Возможно, думая, что "Мерседесами" они нас облагородили, а война на Украине это благо для нас, хотя отчасти это так. Возврат бездарно утраченных земель вместе с населением минусом не назовёшь, а стоимость ресурсов Донбасса американцы нам услужливо посчитали в триллионах долларов, как и свои убытки.

Храмы взрывали, сейчас неловко признаться, красные, доставалось попутно  и попам. На крестах хуторских кладбищ, которые еще остались, видны библейские имена Лука, Моисей, ныне такие в прошлом, как и сама религия. На новых, освоенных землях Великой империи казаки-первопроходцы первым делом строили церкви, включая Аляску, где они стоят и поныне. Но на Камчатке, которую отстояли казаки с охотничьими ружьями от английской эскадры под руководством адмирала-казака Завойко, первым делом, на огромном количестве свай в зыбком грунте центра города, возник огромный, гранитный, первопроходимец Ульянов-Ленин. Два апостола скромного размера, в честь которых назван город, примостились невдалеке рядом с монументом Завойко, герою обороны Петропавловска, возникшем лишь в 2014. Закладной камень казакам-первопроходцам, высадившимся на берег Авачинской бухты, поставили на отшибе, в пригороде, в посёлке Сероглазка в 2008 году, в центре места не нашлось. Зато вплотную к лестнице обкома партии красуется столетиями и с неизменными цветами светлый, мраморный, "непорочный" обелиск капитану Кларку, интервенту англо-французской эскадры, которая убралась ни с чем,
хотя город после осады пришлось полностью эвакуировать в устье Амура.

Памятник адмиралу Завойко во Владивостоке исчез с появлением красных, вместо него на постаменте возник "огнепоклонник" Лазо, который сжигал хаты с жильцами и высаживал людей в муравейник, за что и выдан японцами на суд жителям, по свидетельству историка А.М.Буровского. Соавтор Буровского Веллер, ныне  беглый, пытался скрыть причину расправы над Лазо, что послужило причиной выпуска исправленного Буровским нового одноименного тиража. Обе книги стояли на полке книжного магазина перед столичной мэрией. Исторические книги часто подвергались радикальным правкам. За мемуарами Хрущева была охота, они тайно покинули страну. Книга сбежавшего к сестре в США переводчика Сталина Бережкова "Рядом со Сталином" издана за рубежом, Солоухин свою "При свете дня" в 1992 году печатал с поддержкой "Белка Трейдинг Корпорейщн"(США). Мемуары маршала Жукова выхолощены до дистиллята. "Рукопись из чемодана" генерала Серова, правой руки Сталина, руководившего депортациями и подавлением Будапешта была замурована в гараже и найдены внучкой через четверть века случайно. Кто их редактировал неизвестно, нам не все позволено знать. Секретились даже преступления фашистов и их пособников на Украине, в Белоруссии.

Кожин Василий Иванович родился в станице Кумылженской в семье псаломщика. Окончил Усть-Медведицкое духовное училище, Донскую духовную семинарию. В 1912 году поступил в Казанскую духовную академию, 19 мая 1954 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Алеутским и Северо-Американским. Но полагать, что одну из улиц назовут не честь русофоба Карла Маркса, а митрополита Северо-Американского было бы верхом наивности, ни Кожина, ни Фёдора Крюкова из соседней станицы Глазуновской, сына атамана, филолога, депутата Госдумы, автора черновой версии "Тихого Дона", увековечить не планируется, не было команды сверху, самого верха. Всё в руцах Божьих, а они прибиты повторно коммунистами.

В словаре эскимосов слово касак означает белый человек, которого они впервые увидели. Касак пиак, настоящий казак, это русский. Но на Дону не все старики соглашались быть русскими, что порой можно услышать в немногих аудиорассказах стариков о прежнем житье-бытье казачьем. Ведь это было отдельное сословие, со своей выборной на сходах властью, теми же Советами, и скорым публичным судом. Земли хватало и она распределялось по дворам подушно. "Казаки- это единственная часть русской нации способная к самоорганизации."-молвил Троцкий. Вторая часть его фразы менее комплиментарная. По сию пору затруднительно нанять казака на работу, батрачить было позорно. "Я по людЯм не работаю!" - гордо заявляют они до сих пор. "А вдруг война, а я уставши!". То ли дело свой "бузинес" или на государевой службе. А если кого назвали мужиком, считай понизили в должности до презренной. И надо видеть их на старинных фото с фуражкой набекрень и с шашкой! Их Троцкий и определил как "евангельские свиньи", "зоологическую среду". За фото в избе в казачьей форме могли запросто расстрелять. Красными тогда были и желтые китайские каратели и белые латыши, а Русская армия вдруг стала Белой! Как после этого определять поступки атамана Краснова, на родине которого сровняли с землёй огромный храм станицы Букановской? Один из американских президентов угрожал заасфальтировать Вьетнам и сделать из него автостоянку. На месте букановского храма ныне тоже асфальт, обошлись без угроз, достаточно было реализации.

Народ на Дону был набожный, в каждом хуторе Кумылженского юрта Всевеликого Войска Донского была церковь, а в станицах огромные храмы, Европа позавидует! Вот их то красные планомерно и уничтожали, из восьми остался всего лишь один, в непотребном виде, без документов на землю и строение, с выросшими деревьями на крыше, без окон, с треснувшими колоннами и сквозной дырой в основании сторожки. Далеко и до восстановления численности населения Кумылженского района предреволюционного периода.

В 70-х годах прошлого столетия Ивана Филимонова, лично знакомого автору, одного из потомков "евангельских свиней", неожиданно вызвали в райком, где секретарь предложил ему передать государству наследство, пришедшее из швейцарского банка, в обмен на почетную грамоту и некие блага. Зачем ему вражеская валюта, пусть и конвертированная в советские рубли? Не патриотично. Валютные операции в те годы преследовались со всей строгостью советского закона и держатели доллара могли серьезно пострадать. За изготовление золотой коронки во рот страдальцу усаживали на десять лет, как за убийство.

Иван знал, что его дед положил сто рублей золотом на столетний депозит с завещанием наследнику. Ему чудом удалось выжить в череде войн. Швейцарский банк отыскал его и хотел передать вклад согласно обязательству. Сто рублей в начале ХХ века составляли месячную зарплату станичного атамана. Корова, по свидетельству писателя Солоухина, стоила пять рублей. Ныне глава администрации района получает в разы, если не на порядок меньше, цена золота резко поднялась за последнее время. Попутно возникает вопрос об уровне развития казачества в ту пору, знавшего ценность размещения средств в Швейцарии, а заодно желание узнать сколько раз обезжирили бы вкладчика банка за сто лет красные и розовощекие банкиры на протяжении ста лет на просторах нашей великой Родины, где долгие годы "хотели как лучше, а получилось как всегда", со слов казака Черномырдина?

Про Войско Донское ведь тоже забыли, как и про то, что был запрет на ношение казачьей формы и лишь отважные старики, нарочито глухие, которым терять было нечего, осмеливались сидеть вечерами на лавочке у ворот в фуражках и галифе. Иные до своей кончины держали тяжелые шашки воткнутыми в стреху крыши в потаённых местах. В детстве автору тайком показывали такую, поднять её не удалось, не то чтобы махать. В станице Букановской помнят, как зарубили красные глухого станичника, который не откликнулся на окрик красноармейца. Его фамилия значится в числе прочих жертв станицы на придорожном плакате, рядом с могилами, а история значится в интернете как "Кровавые хворосты". Кто об этом хочет узнать? Никто. "Разговор на эту тему портит нервную систему", так пелось в популярной песне. Многие и телевизор не смотрят по этой причине, там война идет, а если не включать, то и войны нет.

Занятие официальных должностей казаками тоже не допускалось новой властью и случалось, что прокурорами в казачьи края, для разбавления "зоологической среды" назначались казахи, чеченцы, другие братские национальности, хотя даже слово "мужик" в обращении к казаку считалось оскорблением. В казачьих краях и лаптей никогда не носили, только кожаную обувь, лыко драть было негде и некому.

Но вот пришла новая война и опять понадобились защитники, проверенные, генетические со столетней боевой историей, которые не сбегут, если поманишь долларом. На Красной площади нашлось уже место и для казачьих парадных шеренг. Казачья крепость Грозная отстроилась и обросла новенькими минаретами, пришла пора реставрации храма станицы Скуришенской, последнего исторического сооружения охраняемого государством от ремонта до августа 2025 года. Основанный казаками Верный уже сто лет как Алма-Ата, исторических зданий почти не осталось, кладбище с почетными о людьми города сровняли и разбили новый парк с новыми героями.

Десять лет в Скуришенской пытались что-то восстановить самозванцы-энтузиасты, на которых написали донос, и сами жители станицы, население которой уменьшилось на порядок. Должности участкового врача нет, поскольку нужно более восьмисот жителей, как в Средней Азии в царский период, где не было врачей, да и школа под угрозой закрытия, возить детей на автобусе в рядом расположенную Глазуновскую планируется. Автор "Тихого Дона" Фёдор Крюков родом из Глазуновской, филолог. Его брата убили всего лишь за вызывающе приличный вид. В период гражданской и офицеры Русской армии могли жестоко пострадать всего лишь за выправку и манеры.

В 2012 году у автора возникло желание положить цветы своему прадеду к столетию его гибели в 1914 году под Кишинёвом на Великой войне, как ее тогда называли. Было некое предчувствие, что любители круглых дат на Западе к столетию обрушения нескольких европейских империй захотят повторить тот масштабный повод для серии банкетов. Но оказалось, что все публичные места плотно заняты иноагентом Ульяновым, коллекционировавшем кресты Вассермана в "нейтральной" Швейцарии, вместо Георгиевских на фронте. Ульянов из дюжины кликух выбрал себе Ленина, с тем и получал регулярно венки даже 9 мая! Кишинев он отрезал от Российской империи, пустив в свободное плавание. Мой прадед погиб напрасно, дед стал нищим сиротой и лишь случайно выжил, получив пулю в живот от немцев уже под Ростовом на новой войне, зажал кишки и добрался с перитонитом до хаты с тремя детьми, где его, опять же случайно, спасли военные хирурги редким в ту пору пенициллином, переведя первую группу инвалидности во вторую. Отец удачно отстрелялся из снайперской от Сталинграда до Германии, но здоровым его назвать было затруднительно. О своих подвигах молчал наглухо, лишь на праздники одевал несколько орденов и не бренчал медалями.

Можно предположить, что шикарный дворец культуры в станице Кумылженской отстроили в период послевоенной разрухи в 1954 году как компенсацию за казачий геноцид, который признавать никак не хочется, придется назвать виновников. Потому толстая книга про геноцид с неудобным названием, датами и цифрами в библиотеках не приветствуется, а обновленный музей от "вредной" литературы из частного музея Мелихова в Вёшенском районе Ростовской области, отказался. Государственный и частный музей связи не поддерживают, как "белый" и "красный", образа разные. Рисованные образа первого правительства Ленина и китайских карателей вольного Дона из музея Мелихова украшением интерьера муниципального музея трудно назвать, как и все подробности гражданской войны на Дону, это специфическая тема, для избранных.

Дом культуры в Кумылге разместили на месте разрушенного храма, парк с кладбищем был и на экспроприированной церковной земле, документы, конечно же, утеряны, в отличие от иерусалимских, где российская собственность веками отстаивается. Автор с детства пытался найти фото, якобы, огромного сооружения, часть которого наблюдал в детстве, но все уклонялись от темы из опасения какбычегоневышло. А вдруг опять вызовут для строгих вопросов и нет ли родственников за границей? Отвечаю:НЕТ. Цветы прадеду возложить удалось, хотя и не сразу. Были отреставрированы автором ворота, лицевая стена единственного оставшегося в районе храма, оштукатурены треснувшие колонны, укреплен фундамент треснувших стен сторожки, размещена на стене освященная батюшкой памятная гранитная доска с изображением ушедших на фронт и погибших казаков с надписью над керамической плиткой с изображением башни Эйфеля.

"От стен этого Храма на фронт Первой мировой войны
за Веру, Царя и Отечество уходили на Чужбину, чтобы
очертить границы Империи славные сыны Дона,
побывавшие от Парижа до Калифорнии.
Воздай Господь им всем на небесах
Их велики заслуги на твоих весах!хжэзб

В музее станицы Кумылженской имеется фото и биография
священнослужителя, откомандированного служить на Аляску.
Авторитетные люди были в обезлюдевшей и обедневшей ныне
местности. При желании некоторых построить новый храм, сравнительной величины с двухсотлетней давности, станичники не собрали денег даже на проект. А нам это надо? В соседней станице Букановской, как оказалось
после посещения музея, был еще более могучий храм, которого постигла
участь всех других. Вместо него стоит жалкий новодел, построенный
усовестившимися потомками тех кто тот храм разрушал. Народ сгоняли
в храм станицы Скуришенской, соскабливать мотыгами фрески со стен,
чтобы закрыть святым глаза на склад стеклотары. Усовестить нынешних коммунистов этим сложно, хотя они вели себя как варвары в завоеванной стране, сродни тем моджахедам, которые взорвали исторический памятник
высеченный в афганской скале.

С территории частного музея усадьбы Мелихова в станице Еланской,
близ Вёшенской, где горделиво стоит симпатичный памятник Ленину,
в 2025 году вырвана-таки краном фигура атамана с булавой,
простоявшая с 2007 года, вопреки сотням судебных заседаний, на
которых красные требовали справедливости своего розлива. Они уже
взрывали в Подольске фигуру Николая Второго скульптора Клыкова
в 1998 году, у второго музея Мелихова. Красные приватизировали
патриотизм навечно, им лучше знать кто является героем. И тот
же член КПСС Ельцин, уничтоживший Дом Ипатьевых, где была
расстреляна Семья Русского Царя, причисленная церковью к лику
святых страстотерпцев. Ельцин-центр, гнездо оппозиции даже в
военное время, неприкасаем, в отличие от музея сопротивления
большевизму Мелихова, куда школьников на экскурсию не приведут.
Правда глаза колет. И если место храма в станице Букановской заасфальтировано, то Храму Христа Спасителя повезло. Бассейн
на его месте, в котором успел искупаться автор, опять превратился
в культовое сооружение в честь победы над Наполеоном, построенное
на народные деньги, расписанное лучшими художниками империи.
Восстановлена и Триумфальная арка, тоже снесённая
большевиками. Задача текущего дня победить остатки Каганата на
Окраине Великой Российской империи не простая. "Весь мир с нами!"-
кричат продажные "небратья", коих убито уже более миллиона.


                ВЕДОМОСТИ
О церкви Троицкой Кумылженской станицы Хопёрского округа Области
войска Донского за 1900 годъ.

1. По преданию, первоначально существовала въ станице Кумылженской деревянная церковь, построенная въ 1764 году – однопрестольная, во имя Святителя и Чудотворца Николая, каковая церковь, как гласит то же предание, продана была въ Молодельскую станицу Усть-Медведицкого округа; настоящая же церковь, на основании существующих документовъ, построена была на месте существования прежней в 1807 году, по усердию на средства прихожан.
2. Она кирпичная, съ таковою же колокольнею, покрыта листовым железом, крепка и по числу прихожан малополнительная; ограда вокруг нея железная съ кирпичными столбами и на кирпичном фундаменте, а для предания умерших телъ земле имеется особо отведенное от станичного поселения кладбище.
3. Престоловъ в ней два: один главный, во имя Живоначальныя Троицы, а другой, приделанный во имя Св. Чудотворца Николая.
4. Утварью и богослужебными книгами она снабжена достаточно.
5. По штату причта при сей церкви полагается: 3 священника, один диаконъ и 3 псаломщика.
6. Особоотмежеваной церковной земли: усадебной, пахотной и сенокосной при сей церкви нет, а пользуются священноцерковные служители на равных съ гражданами станицы каждый по одному земельному паю.
7. Священник Николай Попов и Александр Веселовский, а также псаломщик Иоанн Кожин живут в собственных домах, диакон Устинов пользуется церковным домом, священник Петр Михайлов и псаломщик Иоанн Протопопов  живут въ найм на свой счет в квартирахъ.
8.  На содержание священноцерковнослужителей определенного жалования ниоткуда не получается, а пользуются они доходомъ отъ прихожан за исправление треб и 4 процента от капитала въ 500 рублей, вложеннаго въ Государственный Банкъ на вечный вклад вдовою священника Анной Федоровою в 1892 году въ пользу причта за поминовения ея и ея покойного мужа; доходность причта в настоящем году (1900 г.) выражалась в сумме 2567р. 34к.
9. При самой церкви имеется въ два отделения кирпичное, крытое железом здание – для церковной стражи, а на отведенном кладбище – деревянная, крытая чаканом в два отделения усыпальница; имеются также: а) завещанный умершим священником Василием Федоровым въ собственность церкви для причтоваго помещения деревянный домъ, крытый железом, каковым помещением пользуется пожизненно вдова Анна Федорова; б) завещанный казаком Януарием Зерщиковым деревянный дом, крытый железом.
10. Кроме указанных въ п.8 500р., других капиталов при сей церкви нетъ.


Рецензии