Русский театр хранитель ценностей или поле для экс

Русский театр: хранитель ценностей или поле для экспериментов?
Двойник Ф. М. Достоевского Эксперимент или провал?
Размышления зрителя.

Дорогие друзья, уважаемые театралы, любители театра! Сегодня я хочу поделиться своими мыслями, которые, возможно, вызовут дискуссию. Да, я не критик, но как и любой другой зритель, я имею право на своё мнение и своё видение главной цели и задач настоящего русского, классического театра.

Театр для меня – это, прежде всего, воспитание в человеке нравственности, морали, приверженности главным человеческим ценностям. Это место, где мы можем увидеть отражение себя, своих страстей и заблуждений, но также и примеры истинного благородства, самопожертвования и любви. Русский классический театр, с его богатейшим наследием, всегда стремился к этому. Он учил нас сопереживать, размышлять о добре и зле, искать ответы на вечные вопросы бытия. Это не просто развлечение, это школа жизни, где через искусство мы становимся лучше, глубже, человечнее.

Конечно, я понимаю, что мир меняется, и театр не может оставаться статичным. Эксперименты в театре, безусловно, возможны. Они могут быть источником новых смыслов, свежих взглядов, неожиданных интерпретаций. Но, на мой взгляд, они должны быть осмысленными, направленными на то, чтобы понять, для чего это делается, что мы хотим сказать этим экспериментом.

Эксперимент ради хайпа, ради галочки – это недопустимо. Когда постановка кажется лишь набором эпатажных приемов, призванных шокировать, но не тронуть душу, это вызывает разочарование. Мы приходим в театр за чем-то большим, чем просто зрелище. Мы ищем диалога, понимания, эмоционального отклика.

Каждый режиссёр, берясь за такую работу, должен отдавать себе отчёт, зачем он выносит её на публику и ради чего, принимая на себя всю полноту ответственности за последствия. Ответственность эта не только перед зрителем, но и перед самим искусством, перед теми великими мастерами, чьи произведения мы имеем честь видеть на сцене. Эксперимент должен обогащать, а не разрушать. Он должен открывать новые грани классики, а не заслонять её собой.

Я верю, что русский театр способен сочетать в себе глубокие нравственные ориентиры и смелые художественные поиски. Главное, чтобы эти поиски были продиктованы искренним желанием донести до зрителя важные мысли и чувства, а не погоней за мимолетной славой.

Мне интересно узнать ваше мнение, дорогие друзья. Каким вы видите русский театр сегодня? Каковы, по-вашему, его главные задачи? Давайте обсудим!

16 марта 2025 года Мурманский областной театр драмы вновь «порадовал» нас представив на суд зрителя драму в двух действиях «Двойник» по одноимённой повести Ф.М. Достоевского (инсценировка Юлии Булавиной).
Накануне премьеры режиссёр и актёры заявляли:
- «Мы хотим, чтобы о нашей постановке говорили». И их желание сбылось. Публика обсуждает, полемизирует, восторгается и ругает. Только в социальных сетях под постами о спектакле в «ВКонтакте» мурманчане, посетившие первые два показа, оставили более двухсот комментариев. Подобный ажиотаж припомнить трудно.
Над постановкой работала команда молодых московских авторов: режиссёр Кристина Звыкова, художник Софья Скороходова, композитор Галина Лямина, хореограф Константин Радьков. Сцена оформлена монохромно, от светло-серого к темно-серому. Костюмы актёров в целом соответствуют этой гамме. Однако девушки более экстравагантны: две молчаливые героини носят корсеты, штаны, гольфы, а на их лицах, точнее, головах, нечто вроде закрытого капюшона с прорезями для глаз, носов, ртов и ушей.

Удался ли этот эксперимент? Я бы сказал – НЕТ. Да, на два премьерных показа были распроданы все билеты. Конечно, часть публики уходила раньше, чем опустился занавес. Но создатели постановки были готовы к этому: не всякий зритель настроен на театральный эксперимент, на серьёзный разговор.

В современном театральном мире все чаще можно наблюдать любопытное явление: молодые, ещё не успевшие наработать солидный багаж опыта режиссёры, вместо того чтобы осваивать проверенные временем классические произведения, с головой бросаются в эксперименты. Увлечённые своими идеями они иногда забывают о том, что театр – это искусство, которое существует для зрителя. Их эксперименты, лишённые должной проработки и художественной ценности, могут оттолкнуть публику, вызвать недоумение и разочарование. Стремясь к оригинальности, увлёкшись внешней формой, забыв о содержании они могут использовать шокирующие приёмы, провокационные образы, но если за этим не стоит глубокая мысль, если нет понимания сути произведения, то это лишь пустая оболочка.

За этим стремлением к новизне, в основе своей скрываться и другой, более тревожный мотив – страх перед классикой. Постановка классического произведения требует не только режиссёрского таланта, но и глубокого понимания текста, эпохи, контекста. Это огромная ответственность, которая может пугать неопытного человека. Эксперимент же, напротив, позволяет "переосмыслить" классику, придать ей "современное звучание", что часто является лишь эвфемизмом для поверхностного или искажённого прочтения.

Конечно, новые формы, новые подходы – это то, что может вдохнуть жизнь в старые сюжеты, сделать их понятными и близкими современному зрителю. Проблема в том, что эти эксперименты должны быть осмысленными, глубокими и, главное, талантливыми. Они должны не разрушать, а обогащать, не упрощать, а усложнять, не развлекать, а заставлять думать.

«Двойник» Достоевского – это произведение, которое требует глубокого погружения в психологию человека, в его внутренние терзания, в его борьбу с самим собой. Это история о раздвоении личности, о страхе, о ничтожности, о стремлении к признанию любой ценой.
 
"Двойник" – это не просто повесть о человеке, теряющем рассудок. Это глубокое исследование природы личности, страха перед самим собой, стремления к признанию и разрушительной силы самообмана. Именно эта многогранность и глубина, несмотря на признанную автором "неудачу" в форме, делают "Двойника" одним из самых сложных, но и самых притягательных произведений Достоевского, загадка которого продолжает волновать читателей и исследователей по сей день.
Не к одним из своих повестей или романов Достоевский не возвращался снова и снова с такой настойчивостью, переделывая, сокращая, переиздавая, страстно желая довести до совершенства. Но при всем при этом «Двойник» так и остался самым фантастичным из всех  произведений писателя, а значит загадок в нем хватит ещё не для одного исследования. Мы видим, как в «Двойнике» Достоевский разворачивает целую метафизику времени. Герой действует в трёх временных пространствах: в двух измерениях реального времени, в двух измерениях внутреннего времени и в измерении вневременном, мифологическом, в некой антивечности.

Смогла ли постановка «Двойника» в инсценировке Юлии Булавиной передать эту сложную внутреннюю драму?
Как пишется в аннотации к постановке - «Двойник» – современный спектакль с особой визуальной эстетикой и приёмами физического театра. Именно в моменте от природы и органичного самоощущения актёров будет рождаться пластика, эмоция и энергия.
Монохромная сцена и экстравагантные костюмы, возможно, призваны подчеркнуть отчуждение и внутренний хаос героя, но если эти элементы становятся самоцелью, если они лишь поверхностно отражают суть произведения, а не углубляют её понимание, то эксперимент действительно оказался неудачным.
Ажиотаж вокруг спектакля – это, конечно, хорошо. Но важно, чтобы этот ажиотаж был вызван не только внешней формой, но и содержанием, которое заставляет зрителя думать, чувствовать, переживать. Если же люди уходят с показа, не дождавшись финала, это тревожный сигнал. Это означает, что спектакль не смог удержать их внимание, не смог затронуть их за живое.

Возможно, молодым режиссёрам стоит вспомнить, что истинное новаторство рождается не из желания шокировать или эпатировать, а из глубокого понимания материала и стремления донести его до зрителя на новом, осмысленном уровне. Классика – это не пыльный музейный экспонат, а живой организм, который может быть переосмыслен, но не разрушен. И задача режиссёра – не разрушить, а вдохнуть в него новую жизнь, сохранив при этом его душу.
Когда театр перестаёт быть местом, где зритель может соприкоснуться с вечными истинами, с глубокими человеческими переживаниями, когда он превращается в площадку для эпатажа и погони за сиюминутной славой, он теряет свою главную силу. Русский театр всегда был зеркалом души народа, его совестью. Он учит состраданию, любви, ответственности. Он помогает понять себя и окружающий мир. Главная задача классического, русского театра – не "опускаться ниже плинтуса на потребу публике", а, наоборот, "поднимать её на свой уровень".

Я верю, что русский театр способен и на смелые эксперименты, и на глубокое осмысление классики. Главное, чтобы эти эксперименты служили искусству, а не наоборот. И чтобы, глядя на сцену, зритель мог не только восхититься оригинальностью постановки, но и найти ответы на важные для себя вопросы, унести с собой частичку нравственной силы и духовного обогащения. Иначе мы рискуем потерять не только зрителя, но и саму суть того, что мы называем настоящим русским театром.


Рецензии