Последний пост уходящего года
Для этого дня не было каких-либо особых запретов. И поэтому люди проводили его спокойно, со смирением, с тихой молитвой, стараясь не ссорится и не осуждать никого. Без суеты, занимались повседневными делами. Не следовало в этот день лениться и оставлять неоконченными дела, как в прочем и в другие. Тот же, кто позволял себе праздность, леность, переедание сладостей и мясных блюд, считалось, лишался Божьего благословения. А наесться впрок, да побольше, хотели многие. Ведь начиналось заговенье, пост длиною 40 дней. Умеренность в пище у православных всегда считалась залогом духовной ясности. Чревоугодие в день святого апостола считалось не просто слабостью, но соблазном, отдаляющим от благодати, и смертным грехом, который не отмолить без глубокого покаяния. А вот христианская заповедь – помоги ближнему своему, в день Филипа апостола была особенно актуальна. Считалось, что добрые дела, совершенные в этот день, поддержка словом или советом, возвратятся добром в будущем.
Согласно житию святого, апостол Филипп был одним из двенадцати учеников Христа и прославился своими чудесами и ученостью. Святой апостол Филипп был родом из города Вифсаиды (Галилея). Имя Апостол Филиппа упоминается в Евангелиях всех евангелистов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна, а также в Деяниях Апостолов.
После Вознесения Господа, апостол Филипп стал проповедовать Слово Божие сначала в Галилее, а позже, Греции и других странах, сопровождая проповедь чудесами, где он воскресал мертвых. По молитве святого исцелялись больные, ослабленные вставали, а одержимые освобождались от нечистых духов. Апостол посетил множество стран. Он проповедовал Евангелие в Сирии, Лидии, Мизии и Фригии, терпя скорби и лишения от гонителей христианской веры. Его сопровождали сестра Мариамия и святой апостол Варфоломей. За свое бескорыстное служение Богу и проповедническую деятельность апостол Филипп казнён - распят головой вниз, в 90 году — во время правления римского императора Домициана — в городе Иераполе Фригийском в Малой Азии в возрасте 87 лет..
По имени святого апостола Филиппа, на следующий день его памяти (по новому стилю) в жизни православных людей начинался Рождественский пост именуют также «Филипповым» или, в просторечье, «Филипповка». Это был последний пост в уходящем году многодневный, сорокадневный. Начинается он всегда 28 ноября и заканчивается 6 января, в канун самого светлого праздника для всех православных людей, Рождества Христова. Из истории Рождественского поста известно, что установлен он был во времена раннего христианства и уже начиная с четвертого века был принят к соблюдению. Длился он поначалу всего семь дней и соблюдался только христианами. Окончательный устав о продолжительности поста был сформирован в 1166 году, когда по решению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга, при императоре Мануиле, он повсеместно стал сорокадневным. Пост предназначен для духовного очищения и подготовки к встрече Рождества Христова, и он включает в себя воздержание в пище и другие ограничения. Истинный пост, согласно учению святых, — это не только отказ от еды, но и удаление от зла, гнева и злословия, клеветы и лжи.
Как и во время любого поста, будь он однодневный, к которому относятся понедельник, среда и пятница, или многодневный, а в календаре нашей православной церкви, их четыре: Великий пост перед Пасхой, Петров пост летом, Успенский пост в августе и Рождественский пост в конце года. Все посты служат духовной подготовкой к великим праздникам и помогают в воспитании воли и воздержанию, самоконтролю. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, а сейчас еще и просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Но пост не диета. Без приобщения к складывавшимся веками традициям церковным, без молитвы воздержание бессмысленно. Часто бывает, что, лишая себя скоромной пищи, человек становится раздражительным, и срывается на ближнего своего – так велика над ним власть привычки к пище земной, если не получает он взамен пищи духовной. В таком случае, часто священники говорят: «Ешьте все, только людей не ешьте».
Во время любого поста исключается из употребления в пищу мясо, птица, молочные продукты (молото, творог, сыр, сметана), яйца и рыба. Рыба допускается только в определенные дни (по субботам и воскресеньям, а также в дни великих праздников. Разрешаются каши, хлеб, овощи, грибы, фрукты, сухофрукты, орехи, мед. Условия жизни сегодня очень изменились. Менее строгие правила применяются к детям, пожилым, больным людям, к беременным и кормящим женщинам, а также для мирян, проводящих много времени за работой и выполняющих тяжелые работы. Для них духовники тоже делают послабления в питании.
Сам Рождественский пост можно условно разделить на несколько периодов. Первые три недели, до 19 декабря — памяти святителя Николая Чудотворца Мирликийского, архиепископа, устав относительно нестрогий: в субботу, воскресенье, а также по вторникам и четвергам разрешение на рыбу. Понедельник, вторник, среда — строго постные дни. Последующие две недели рыбу позволено вкушать уже только по субботам и воскресеньям. Последние 5 дней Рождественского поста особо строгие. Церковный устав по своей строгости совпадает с Великим постом.
Особый день во время этого поста, день накануне великого праздника — 6 января, Рождественский сочельник. По сложившейся традиции многие христиане этот день соблюдают особенно строго и не садятся за трапезу до появления «первой звезды». К шести часам вечера, все члены семьи, одетые в праздничные одежды, садились за стол, покрытый белой скатертью. Но сначала читалась общая молитва. Под праздничную скатерть было принято класть сено. Оно олицетворяло место (ясли), где родился Спаситель. На стол хозяйкой подавались постные блюда: пироги, овощи, фрукты, мед, орехи, узвар из сухофруктов. Главенственное место на столе была кутья. Ее варили из зерен пшеницы и заправляли медом и изюмом. А у нас, на Дону, еще и «бабошки» были обязательным блюдом на столе в Рождественский сочельник. Их готовили из перстного теста. Тесто раскатывали тонкой «колбаской», нарезали небольшими кусочками, запекали в духовке. А после в большой миске поливали жидким медом, перелаживали на блюдо и сверху посыпали поджаренными толчеными «кабашными» - тыквенными семечками.
Хоть праздник считался семейным, часто приглашали за стол одиноких соседей и знакомых. Таков был обычай, с благоговением встречать явление чудесной Вифлеемской Звезды, приведшей восточных волхвов с дарами к яслям рожденного младенца Иисуса Христа.
В церковь, на торжественное ночное богослужение отправлялись всей семьей, с миром и благоговением на сердце. А возвращались в дом, наполненный праздником, уютом, теплом. Ведь заблаговременно, хозяйки наводили чистоту, на двери и окна вешали самые красивые занавесы, готовили много и разных мясных блюд, ведь пост окончен и можно вкушать скоромную пищу. А радостью для детей была елка с подарками. Подарки символизировали дары, принесенные родившемуся младенцу Иисусу. Тот, кто был победнее, и не мог купить елку, срубывали ветку дерева белолистка, украшали бумажными разноцветными веревочками, и она доставляла такую же радость детям, как зеленая красавица - елка. Дети отправлялись по домам родственников и соседей, пели песни о рождении Христа, получая в качестве благодарности сладости и монетки. Начинались праздники, веселые, шумные, сытые. Длились они с Рождества до Крещения. И что очень радует, многие из этих традиций сохранились до сих пор, они живут, мы придерживаемся их. А значит чтим наших предков.
Свидетельство о публикации №225112601162