Испорченный праздник
Предложите вариант, при котором все получили бы по динарию, и у всех был бы праздник. Очень просто: даешь по динарию проработавшим день, отпускаешь их по домам – они получили то, о чем договаривались, и уходят домой в хорошем настроении, следующая группа думает, что им дадут семь восьмых динария, но им даешь тоже по динарию, отпускаешь их – они идут домой вприпрыжку, и так с каждой категорией. Все были бы довольны.
Почему хозяин ведет себя так, будто намеренно хочет позлить пришедших первыми и испортить им праздник? Если он знал, что они разозлятся и сделал так, значит, он сделал это специально. Почему и зачем?
Давайте переведем на наши белорусские реалии, чтобы поняли вообще все. Допустим, в начале дня они договорились на сто белорусских рублей. Последние в конце рабочего дня получают сто рублей. За час работы. А рабочий день – двенадцать часов. И у первых в голове работает калькулятор: «Ух ты, если последние за час получили сто рублей, то первые за двенадцать получат сколько? Тысяча двести. Хотя договаривались на сто рублей. Ну, пять сотен уж точно срубим».
Цифру сто они уже забыли, она стала маленькой в их глазах, хотя весь день грела их и придавала сил. Это все происходит за секунды. Последние ушли, подпрыгивая. Подходят предпоследние. Наверное, рассчитывают уже на несколько сотен. Но и они получают по сто. Приятно, но с осадочком. Хотя работали они четверть дня, и во время работы двадцать пять – тридцать рублей казались им хорошим заработком. А тут их уже сотенка расстраивает. Средние тоже получили по сто, хотя ждали пятьдесят.
Справедливость – важное слово здесь. Справедливо получили только пришедшие на труд первые. В этой притче никто не получил меньше ожидаемого, но почти все получили больше ожидаемого. При этом все получили одинаково. Какую мы видим психологическую картину: пришедшие первыми начали клокотать, ворчать, бубнеть. Здесь даже греческое слово соответствующее стоит. Делегат от работников требует справедливости. Но внимание: вы точно хотите, чтобы Бог обращался с вами только по справедливости? Один автор в ответ написал резко, но точно: «Тогда идите в ад».
Когда мы сталкиваемся с тем, что считаем несправедливым, ответной реакцией могут быть ропот, негодование, зависть. Это реакция старшего брата, Ионы, фарисеев. Кстати, есть параллели между этой притчей и притчей о блудном сыне. В обеих в центре стоит авторитетная фигура, оказывающая неожиданную щедрость, в обеих мы наблюдаем недовольство щедростью и оправдание щедрости. Эти ребята должны были радоваться за своих товарищей, которые стояли весь день без работы, а сейчас поработали и получили щедрое вознаграждение, но они так не делают.
Сергей Судаков рассказывает в проповеди по Мф.20: в студенческие годы, опаздывая на автобус, он всегда внутренне молился: «Ну, хоть бы водитель меня заметил, хоть бы кто-то его попросил подождать бедного студента, опаздывающего на занятия». Но зайдя в автобус и усевшись на место, он всегда раздражался, когда на следующих остановках водитель каждый раз ждал других опаздывающих.
Если говорить еще о моральных уроках притчи: каждый следующий работник – все менее достоин награды. Мы иногда смотрим как минимум немного свысока на тех, кто приходит в церковь после нас или имеет не такое происхождение, как мы. Богатый юноша из прошлой главы наверняка тоже имел искушение смотреть свысока на простых рыбаков.
Получение зарплаты – всегда праздник. Так почему хозяин виноградника испортил всем или почти всем этот праздник? Потому что наш Бог делает Свои дела таким образом, чтобы показать Свой характер, явить Свою славу. Нам нужно, нам полезно увидеть, что Он милостивый. Нам важно познавать Божий характер, чтобы становиться похожими на Христа. Некоторые открытия на пути христианского роста могут выводить нас из равновесия, но это не потому, что Бог неправеден, а потому, что мы слишком на Него непохожи образом мысли и жизни.
26.11.2025
Свидетельство о публикации №225112601197