Опрокинутая линейка

Рассматривая притчу о работниках виноградника в начале Мф.20, мы уже поговорили о необычном поведении обычного хозяина виноградника, о необычном празднике, который главный герой притчи устроил при выдаче жалования, а теперь давайте обратим внимание на фразу Иисуса в самом начале и в самом конце притчи. Эта фраза говорит о необычной иерархии, необычном рейтинге, необычном порядке вхождения в Царство.

Что значит «первые будут последними, а последние первыми»? Обычно понимают так: например, если групп четыре, то поменяются местами первая и четвертая, а также вторая и третья, т.е. первые станут четвертыми, вторые третьими, третьи вторыми, а четвертые первыми. Но Иисус здесь говорит не о перевороте линейки иерархии или рейтинг-листа вверх тормашками, а об… отмене рейтингов или их опрокидывании.

Кстати, в прошлой главе Евангелия от Матфея мы видели иллюстрацию этого принципа. К Иисусу подводят детей – они последние в очереди в Царство в глазах наблюдающих за этой картиной. А потом к Нему подбегает благочестивый богатый юноша – первый в очереди в Царство в глазах окружающих. Ученики и апостолы в глазах наблюдателей – вторые и третьи, где-то посередине между детьми и богатым юношей.

Кажется, что Иисус меняет эти группы местами. Но он, скорее, уравнивает их. Все входят в Царство на одинаковых условиях – что богатые, что бедные, что внешне благочестивые, что испорченные и отверженные. Апостолы хотят разобраться в этом, потому что это переворачивает их представления, поэтому спрашивают: «А нам что будет?», т.е. «А мы где в этой меняющейся иерархии? Мы – какие по счету?» В ответ на это Иисус и рассказывает притчу о винограднике и работниках.

Что сделал хозяин виноградника? Он всем дал одинаковую награду и плату – независимо от трудов, усилий, затраченного времени, перенесенных трудностей и т.д. Он уравнял их, отменил различия между ними, существующие на основании объективных признаков. Иерархичное, рейтинговое мышление прочно сидит в наших головах. Мы считаем, что да, Бог спасает нас по благодати, но все-таки человек с сорока годами стажа и безупречной репутацией в наших глазах отличается от гуляки, который кается в сороковой раз.

Если обозначить четыре категории, о которых я писал выше, в виде фишек, то эти фишки я должен не поменять местами на финишной прямой спринтерской дорожки, но выставить в один ряд, наравне друг с другом. Благочестивый и богатый юноша, если хочет войти в Царство, должен встать вровень, рядом, на одну ступеньку с малыми детьми и необразованными рыбаками. Других способов войти в Царство нет.

Ключевая фраза в притче – та, которой и прошлая глава заканчивается. Если богатый юноша и спасется, то на тех же условиях, что и рыбаки. В книге Крейга Бломберга «Интерпретация притч» сказано, что эта притча не опрокидывает естественный порядок и привычную нам иерархию, а вообще отменяет иерархии. В вопросах спасения все держится на милости Божьей.

26.11.2025


Рецензии