Сказание о святителе Тихоне, Патриархе Московском
У тридцатилетнего преподавателя и его учеников не было запретных тем: любовь и брак, рождение и воспитание детей, свобода истинная и мнимая... А как относиться к вегетарианству, этой новомодной идее, пришедшей с Запада? И отец Тихон терпеливо и доброжелательно объясняет, как относиться, ведь через несколько лет эти вопросы его ученикам будут задавать прихожане:
— Идеи вегетарианства не новы, их вы-сказывали в древности Пифагор, Платон, Шакья-Муни. О них вспомнили не так давно в Англии, где целые общества вегетарианцев породили движение, докатившееся и до нас. В одном Лондоне работает сейчас около 30 вегетарианских ресторанов, в которых кушанья готовятся исключительно из растительной пиши. У нас есть знаменитые последователи этого образа жизни - например, писатель граф Лев Толстой...
Отец Тихон говорит легко, как в дружеской беседе, с уважением к своим оппонен-там, не клеит им ярлыки вроде «еретик» или «слуга антихристов».
— Вегетарианцы думают, что если бы люди не употребляли мясной пиши, то на земле давно уже водворилось бы полное благоденствие... Позволительно, однако, более чем усомниться в осуществимости всех радужных мечтаний вегетарианцев. Хотя они и заявляют, что «их система поражает самый корень зла и обещает выгоды не утопические», однако оттого, что люди перестанут есть мясо, едва ли водворится на земле Царство Божие, ибо Царствие Божие, по пре-мудрому слову апостола Павла, «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14, 17). Христианское учение всегда было чуждо духа мечтательности. Оно тем и отличается от разных утопических теорий, что ясно различает идеал и действительность и, указывая человеческим стремлениям конечную цель в идеале, в то же время никогда не теряет из виду и действительности. А в этой-то действительности и невозможно полное осуществление идеального счастья. Нужды, горе и ссоры всегда будут отравлять земную жизнь человека, всегда будут спутниками в нашем настоящем состоянии, так как причина этих несчастных явлений не внешняя, не случайная и преходящая, а глубочайшая, внутренняя, заключающаяся в греховном состоянии самой природы человека.
- Но неужели вегетарианцы не правы во всем?
- То правда, что воздержание вообще и в частности от употребления мясной пищи обуздывает наши страсти и похоти плотские, дает большую легкость нашему духу и помогает ему высвободиться из-под владычества плоти. Однако было бы ошибочно полагать это телесное воздержание в основу нрав-ственности, выводить из него все высокие нравственные качества и думать вместе с вегетарианцами, что «растительная пища сама по себе создает много добродетелей». Вопреки мечтам вегетарианцев, один из по-движников благочестия, преподобный Иоанн Кассиан, которого, конечно, никак уже нельзя заподозрить в небрежении к посту, говорил, что мы не полагаем надежды на один пост (телесный). Он не есть сам по себе благо или сам по себе необходим. Он с пользою соблюдается для приобретения чистоты сердца и тела, чтобы, притупив жало плоти, человек приобрел умиротворение духа. Пост телесный служит только средством и пособием для приобретения добродетелей чистоты и целомудрия и должен необходимо соединяться с постом духовным - с воздержанием от страстей и пороков, с удалением от худых помыслов и злых дел.
Более того, полный отказ от животной пищи и неразумное воздержание приводят к большим бедам. У людей возникает высокое мнение о себе, что ведет к гордыне и фарисейству. Святые отцы говорили, что лучше есть мясо, чем гордиться и надмеваться.
А отцы Гангрского Собора даже возглашают анафему тому, кто осуждает человека, вкушающего мясо. Таков поистине мудрый взгляд Святой Церкви на вкушение мяса.
В своих постановлениях она всегда имеет в виду не какого-то отвлеченного, а живого, плоть носящего человека со всеми его нуж-дами, потребностями, немощами; и к ним Церковь, следуя примеру своего Божественного Основателя, относится с величайшею снисходительностью и милосердием.
— А как же мучения животных? Ведь жалко резать коров и свиней, и даже кур...
— После Потопа Сам Бог наряду с зеленью травною дает в пищу людям и животных, и птиц, и рыб, мы знаем это из Книги Бытия. Значит, в животной пище нет ничего противоестественного и безнравственного. Лишите людей животной пищи - и вы погубите человечество, потому что растительной на всех не хватит. Вегетарианцы поднаторели в описании жестоких мучений, которым подвергает животных человек. Сострадание, конечно, чувство в высшей степени почтенное, но только в таком случае, если оно носит трезвый и здравый характер, а не ложный и сентиментальный. Те самые индусы, которыми восхищаются вегетарианцы, устраивают госпитали для кур и голубей, но в то же время допускают, чтобы парии тысячами умирали от жажды во время засухи, и не позволяют им пользоваться водою из колодцев людей знатных. В таких случаях сострадание и любовь к животным развиваются за счет людей и в прямой ущерб этим последним. Неужели права животных выше прав человека?
Впрочем, великий писатель Лев Нико-лаевич Толстой в те годы смущал своих читателей не только вегетарианством. Кумир образованных россиян решил, ни много ни мало, обновить Евангелие, старое его больше не устраивало. Преподавателям семинарии приходилось объяснять студентам, что «непротивление злу насилием» не имеет ничего общего с христианством, что в Церкви важнее Иисус Христос, а не граф Лев Николаевич.
В 1889 году вышла «Крейцерова соната» Толстого и наделала много шума в образованном обществе. В ней писатель допускал лишь такой брак, в котором муж относится к жене как к сестре. Церковь Толстой обвинил в том, что идеал целомудрия, данный Христом, она заменила плотской любовью, а значит, существующий ныне церковный брак не является христианским. Церковные писатели и богословы не могли пройти мимо таких идей, и началась полемика в печати.
Этой теме была посвящена и одна из статей иеромонаха Тихона. Она называлась «Взгляд Святой Церкви на брак (по поводу ложных воззрений гр. Льва Толстого)».
Сказание о святителе Тихоне, Патриархе Московском
Свидетельство о публикации №225112601229