От Бреста до Шанхая

В конце одного разбора по Мф.20 – когда все поняли идею об опрокидывании благодатью иерархий и рейтингов, сразу несколько человек спросили: «Ну, а как же с венцами? Ведь кто-то будет все же выше и ниже на небе?» Подумав, я ответил так. Конечно, на небе я останусь собой, а апостол Павел – апостолом Павлом. И между нами разница – ого-го. И наши дела идут на небо вслед за нами. Но что будут на небе наши дела?

Давайте назовем, в каком диапазоне у нас есть сейчас денег. От нескольких десятков долларов до нескольких тысяч, максимум нескольких десятков тысяч, если считать с домами и машинами. Представьте себе, что все это у нас остается, плюс нам каждому дается по миллиарду долларов. Скажите, что будут ваши десять долларов в сопоставлении с миллиардом? Пшиком.

Так наши сегодняшние труды, усилия, верность, жертвы, красоты, которые будут отмечены венцами и которые на самом деле являются очень важными и ценными, на небе в сравнении с жертвой Христа и Его красотой и величием будут… пшиком. Настолько, что двадцать четыре старца… срывают свои венцы и кладут их к ногам Бога. Это необычный жест для земных реалий, но совершенно объяснимое поведение для того, кто оказался перед Божьим престолом.

Представьте себе расстояние от Бреста а) до Жабинки и б) до Шанхая. До Шанхая несоизмеримо дальше от Бреста, чем до Жабинки (до Жабинки от города, где я живу, несколько остановок на электричке, если кто не знает). А теперь посмотрите с Луны на Брест, Жабинку и Шанхай. А с Альфы Центавры!? Все выравнивается в своей микроскопичности.

Если бы мы остановились на девятнадцатой главе Евангелия от Матфея, у нас была бы проблема. Петр спросил: «А нам что будет?» И сначала Иисус ответил: «Много чего будет». Если после девятнадцатой главы прочитать двадцатую, особо вдумываясь в нее, то можно подумать: «Нормальный такой вопрос задал Петр». А вчитаешься и понимаешь – двадцатая глава показывает: «Что тебе венцы, когда рядом Царь?» «Не трясись над копейкой, когда ты получил миллиард долларов».

Чтобы меня не поняли неправильно, разжую. Что получают те, кто подходят к Иисусу, как малые дети? Получат вообще все, самого Христа и жизнь вечную. Что получают те, кто приходят к Иисусу, как апостолы, все оставив и последовав за Ним? Получат вообще все, самого Христа и жизнь вечную. Что получил бы богатый юноша, если бы послушался Иисуса, раздал имение и последовал за Иисусом? Получил бы вообще все, самого Христа и жизнь вечную.

Благодаря чему эти категории получают вообще все? За счет какого фонда? Кто-то ведь должен за них рассчитываться. Благодаря Иисусу. Благодаря благодати Бога. Никто в притче не получил несправедливости, кроме хозяина виноградника. И на него еще роптали пришедшие первыми.

В конце притчи мы видим, что основанием для получения вознаграждения вдруг оказывается не более или менее усердный труд, не более или менее тяжелые условия работы, не что-либо еще, а исключительно щедрость хозяина. Какое слово есть в лексиконе апостола Павла и Джона Ньютона для этого понятия? «О, благодать, спасен тобой…». Спасение – это неожиданный праздник для того, кто и не мечтал о нем, и испорченный праздник для того, кто думал, что у него здесь все схвачено.

26.11.2025


Рецензии