17 - Болезнь это карма или случайность?

Вопрос:
Рождение больных детей индуизм объясняет кармой, а как это объясняет христианство?

Ответ:
Это один из самых болезненных вопросов, который затрагивает сердце человека. Сравнение с кармой здесь очень уместно, потому что оно показывает два принципиально разных взгляда на Бога, человека и страдание.

Краткий ответ:
Христианство категорически отвергает идею кармы (закона воздаяния) как причину врожденных болезней. Оно не видит в страдании ребенка наказания за его личные грехи или грехи его родителей в смысле "расплаты". Вместо этого христианство предлагает взгляд, основанный на:

• Последствиях всеобщего повреждения мира грехом.
• Промысле Божьем, обращающем зло во благо.
• Любви и сострадании как ответе на страдание.

Подробное объяснение христианской позиции.
Давайте разберем по пунктам, почему кармическое объяснение неприемлемо для христианства, и что предлагается вместо него.

1. Почему это НЕ карма?

Отрицание личной вины ребенка.

Прямое указание Евангелия. В самом начале Евангелия от Иоанна ученики, увидев слепорожденного, спрашивают Иисуса: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2). Этот вопрос как раз отражает кармическое, причинно-следственное мышление: "Чей грех стал причиной?"

Ответ Христа: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3).
Это ключевой момент. Христос разбивает схему "грех ; наказание болезнью". Он переносит фокус с поиска виноватого на будущее действие Бога, на возможность проявления любви и силы Божьей в этой трагической ситуации.

2. Так в чем же причина?

Природа падшего мира.

Если болезнь — не наказание ребенку, то откуда она берется? Христианство объясняет это через учение о первородном грехе.
Важно: Это не личный грех младенца, а наследственное повреждение, искажение всей человеческой природы, которое произошло после грехопадения Адама.

Следствие: Мир, в котором мы живем, стал "падшим".
В нем вошли закономерности тления, болезней, смерти и случайностей. Он перестал быть идеально гармоничным. Как сказал апостол Павел, "вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8:22).

Болезнь ребенка — это проявление этой общей "болезни" всего мироздания. Ребенок рождается в мире, где действуют законы генетики, биологии, физики, которые могут давать сбои. Он наследует не "вину", а смертную и уязвимую природу, подверженную болезням.

Аналогия: Представьте, что кто-то отравил источник реки.
Все, кто пьет из этой реки ниже по течению, будут болеть, включая новорожденных младенцев. Они не виновны в отравлении, но страдают от его последствий. Грех Адама "отравил" всю человеческую природу.

3. Зачем Бог это допускает?

Промысел и смысл.

Это самый трудный вопрос. Если Бог любящий и всемогущий, почему Он не остановит это? Христианство не дает простого ответа, но предлагает два ключа для понимания:
Уважение к свободе и законам мира.
Бог сотворил мир с объективными законами. Чудом нарушая их постоянно, Он превратил бы мир в театр марионеток. Он действует в рамках Своего творения, но способен обращать зло во благо.

Крестоношение как путь любви.
Страдание невинного ребенка, с христианской точки зрения, — это не бессмысленная мука. Оно становится участием в крестной жертве Христа — тоже Невинного Страдальца. Эта боль может иметь высший, искупительный смысл, который мы часто не в силах постичь.

Для родителей и окружающих такое дитя становится школой жертвенной, безусловной любви, терпения и смирения, о которой они, возможно, и не подозревали.

Для общества это призыв к милосердию, состраданию и отказу от эгоизма.
Для самого ребенка (если он сможет это осознать) его жизнь становится уникальным свидетельством терпения и доверия Богу.

Бог не посылает болезнь как наказание, но, допуская ее в Своем промысле, дает силы ее нести и обращает ее в орудие добра.

Итого,
Христианство смотрит на рождение больного ребенка не через призму справедливости ("получил по заслугам"), а через призму трагедии и надежды.

Трагедии, потому что болезнь и смерть — это враги, следствие греховного повреждения мира, а не Божья воля.

Надежды, потому что Бог, во Христе, сам вошел в эту боль, чтобы исцелить ее изнутри. Он не объясняет страдание "справедливой кармой", а берет его на Себя на Кресте, чтобы наполнить его искупительным смыслом и силой Своей любви.

Поэтому христианский ответ на болезнь ребенка — это не поиск виноватого, а милосердие, поддержка и вера в то, что Бог может явить Свою славу даже в самой глубокой человеческой боли.


Рецензии