Дачные рассказы

1. Сосед по даче

Вот пришло и моё время... Пробежали года, пришло время выходить на пенсию. Сколько ни тяни, раньше или позже, но нужно уступать рабочее место молодым. Возник вопрос: чем же теперь заниматься? Я вырос в деревне, а потом всю жизнь работал в городе. Конечно, соскучился по природе – по рыбалке, чистому лесному воздуху, «тихой охоте» за грибами и ягодами. На пенсии, решил я, хочу снова пожить в деревне, посажу сад, разведу огород – будет всё свое, натуральное, вкусное и полезное для здоровья. Наши дворовые пенсионеры за партией домино подсказали, где продается домик недалеко от города. Домик оказался действительно хорош, с большой русской печкой, на участке «копанка» для разведения рыбы. Что еще надо, живи и радуйся. Так у меня и появилась дача.
На дымок из печной трубы зашел сосед, как выяснилось, тоже пенсионер, незадолго до меня купивший дачу на другом конце деревни. Звали его Эдуард Иванович. Он мне объявил, что уже успел осмотреться в деревне и всё про местных понял. Живут они тут по старинке, ничего не понимают в современном земледелии, грядки свои удобряют неправильно, и яблони у них растут не тех сортов. Воду до сих пор носят ведрами из колодца, и ничего не слышали про современные системы орошения. Других дачников в деревне больше нет, так что, говорит он мне, если хочешь что-то толковое у себя вырастить, давай держаться вместе. Заодно утрем нос этим деревенским.
Вместе – так вместе. Эдуард Иванович внешне хоть и неказист, с большой лысой головой и таким же круглым пузиком, но человеком оказался весьма энергичным и предприимчивым. И главное, что он блестяще разбирается абсолютно во всем, от мировой политики до постройки забора и посадки моркови, на всё имеет свое аргументированное мнение, поэтому очень любит давать советы. Например, однажды он мне принес черенки акации – говорит, посади перед забором, цвести будет красиво и никто через забор не полезет, потому что у акации ветви с колючками. Я так и сделал, забыв спросить, почему он сам у себя посадить акацию не хочет. Через несколько лет у меня очень быстро выросло большое дерево, которое стало заслонять проезжую часть, и дорожная служба дала указание его спилить. Когда я пилил акацию, несколько раз вспоминал добрым словом своего соседа. Или другой случай: решил я подлатать печь, чтобы не пропускала дым сквозь щели кладки. Сосед раздобыл и принес мне листы асбеста, убедительно рассказал, как замечательно этот материал выдерживает высокую температуру. Свою печь он обкладывать не будет, потому что мне нужнее. Послушал я его, обложил печь асбестом, положил сверху красивую белую плитку, и только потом узнал, что асбест может быть очень вреден для здоровья. Пришлось потихоньку разобрать облицовку и выкинуть асбест, чтобы сосед не видел. И так во всем, добрейший человек оказался мой сосед, много хорошего мне насоветовал.
А еще у Эдуарда Ивановича по определению всегда все самое лучшее - и дом, и участок, и урожай. Ворота и ставни дома он расписал веселыми цветочками, на крышу установил флюгер в виде петуха, ни у кого в деревне такого нет. Помидоры мне приносил из своей теплицы – по килограмму каждый. Клубникой хвастался – размером с перепелиные яйца, огромная, вкусная, сладкая. А яйца от его курочек – это же булыжники, а не яйца, с огромным ярким желтком внутри. Даже арбузы смог у себя вырастить, круглые, тонкокожие, с высохшим хвостиком и желтым пятном на боку. Когда мы один такой арбуз резали, он трещал от спелости. Ни у кого в наших краях арбузов нет, а у соседа есть, да еще такие сладкие, почти без косточек. Говорит, по специальной технологии выращивал, в ящике под стеклом и с правильными удобрениями. Не то, что у меня – то яблони весной померзнут, то картошку на всем участке колорадский жук поест.
Пошел я на другой конец деревни к Эдуарду Ивановичу, чтобы на месте посмотреть, как он ведет хозяйство и набраться у него ума. Пришел, хозяина на месте не оказалось, калитка открыта. Огляделся по участку – кусты смородины не больше моих, а клубника вообще с ноготь. Встретил бабушку из местных, говорит, у Эдуарда Ивановича куры отродясь не неслись, то ли корм не тот, то ли петуха им не хватает. И тогда закрались у меня серьезные сомнения: а уж не привирает ли мне сосед? Ладно, думаю, погоди.
Через несколько дней повстречал я своего соседа у магазина. Говорю, ты меня угощал, приходи, я тебя тоже угощу. Наберу тебе яблок корзинку - яблоки у меня особые, ранний сорт, в начале лета уже поспели. И еще дам карпов на уху, больших, жирных, их у меня в этом году в копанке расплодилось очень много, для тебя вообще не жалко.
У соседа брови поднялись: неужели у кого-то есть что-то лучше, чем у него? Не может такого быть! Прошло несколько минут, и сосед трусцой помчался ко мне на участок. Конечно, я к его приходу подготовился. Купил пару килограммов больших красных яблок и на ниточках развесил на яблонях. Купил хорошего карпа, нацепил на рыболовный крючок так, чтобы не сорвался, и опустил в копанку. Только сосед появился, я стал кричать: хорошо, что зашел! Скорее сюда, помоги вытащить, сам не справляюсь! Неси сачок из гаража! Вдвоём, толкаясь локтями, еле-еле вытащили карпа из копанки, удилище под весом прогнулось и чуть не сломалось. Пока тащили карпа, я наблюдал, как у соседа на лице отражалась вся гамма чувств, которая бывает у рыбака в момент большой рыбацкой удачи. Забирай, говорю, карпа себе, этот еще мелкий какой-то, у меня рыбы как семечек в подсолнухе, куда девать не знаю. Если хочешь, запеки его с яблоками, я частенько так делаю, сказал я и указал на яблони, увешанные яблоками. Лицо соседа вытянулось: спелые яблоки в июне? Он недоверчиво обошел одну из яблонь вокруг, а с дерева на него улыбались большие, румяные, красные яблоки. Как же так, рано ведь… Протянул руку к яблоку, потянул на себя и только тогда понял, что яблоко привязано к ветке. Он подергал яблоко несколько раз, и вдруг залился смехом – до него наконец дошло, что я его разыграл.
Вот так, дорогой сосед, но это всё пустяки по сравнению с твоими арбузами, клубникой и гигантскими яйцами. А неужели нам с тобой слаб; вырастить всё это по-настоящему?
С тех пор мы с соседом друзья – не разлей вода. Своим трудом добились действительно неплохих урожаев на своих участках. Потому что, кто много старается – тот всего добивается. Ведь так?

2. Платный мост

У нас деревенька небольшая, пара десятков дворов. Все жители трудятся на местном сельхозпредприятии, а остальное время на своем участке – сад, огород, хозяйство. Дел в деревне всегда много: то покосить, то дров заготовить. Народ в основном работящий, но не зря говорят, что «в семье не без урода» - есть также троица лодырей и пьяниц. Нигде толком не работают, шатаются по деревне, перебиваются случайными заработками. Если в деревне что-то произошло, где-то украли или нахулиганили, участковый милиционер заранее знает, куда ехать и кого за безобразия спрашивать.
Как-то однажды эта непутевая компания наведалась ко мне во двор. Пришли навеселе, и давай в окно стучать: «Хозяин, не дай помереть, трубы горят! Есть что выпить? Премного будем благодарны!» Я сам человек мало пьющий, лишнего алкоголя в доме не держу. Но за работу заплатить готов: «Видите кучу навоза? Разбросайте по огороду, заплачу, не обижу. Вот вам вилы, вот тачка».
Мне казалось, что я сделал им хорошее предложение. Но посовещавшись между собой, они выдвинули хитрое встречное требование: «Нет, налей сначала. Мы на сухую работать не можем». Эта хитрость в деревне уже давно всем была известна, потом они скажут «сделаем завтра» и поминай как звали. Я про такие их манёвры тоже неоднократно слышал. Так что мы не договорились, и троица грустно поплелась восвояси.
И тут мне в голову пришла одна идея. Я вспомнил историю, как в девяностые годы в городе остался без воды целый микрорайон, и воду можно было набрать только в одной старой, чудом сохранившейся уличной колонке, куда вода поступала по каким-то другим трубам. Перед колонкой выстроилась длинная очередь с вёдрами, тут же появились какие-то непонятные местные личности, объявили, что это «кооперативная колонка» и стали собирать плату с желающих набрать воду. Это продолжалось до тех пор, пока кто-то не позвонил в милицию – при ее появлении предприимчивые «кооператоры» быстро испарились. Рассказал я нашим про этот случай, и предложил: а почему бы вам не объявить мост через реку в нашей деревне кооперативным? Поставьте шлагбаум, повесьте табличку «Платный мост», собирайте плату за проезд и живите себе припеваючи.
Эта идея, в отличие от предложения разбрасывать навоз, понравилась им гораздо больше. Троица сразу стала горячо обсуждать, почем будет проезд и сколько можно собрать за день. Опять же, какая должна быть система тарифов: сколько брать с телеги, с легковой машины, грузовой машины? Одинаково или по-разному? Идея захватила их воображение, на том мы с ними и расстались.
Уже назавтра поперек моста появился шлагбаум в виде длинной жерди, появилась надпись «Платный проезд» и лавочка, на которой расселись наши бездельники в ожидании бешеных барышей. Один из них, с красной повязкой на рукаве, периодически вставал и прохаживался по мосту с очень важным видом. Сперва все было очень неплохо, они остановили пару автомобилей проезжающих мимо дачников и даже получили с них какую-то мелочь. А потом была машина с бригадой строителей из соседнего села, которые наших оболтусов в лицо хорошо знали. В итоге жердь сломали, табличку с моста выкинули, а «бизнесмены» с синяками и ссадинами в разные стороны разбежались. Причем, их предупредили, что следующая такая встреча закончится гораздо хуже.
Вот так в нашей деревне закончилась история кооперативного движения, практически не начавшись. Я рад, что тоже приложил руку к воспитанию местных «бизнесменов». На следующий день все трое сами явились ко мне на участок, запросили инструмент и тачку. Навоз быстро разбросали, еще про какую-нибудь работу спрашивали. И у меня даже появилась надежда, что они наконец-то поняли давно всем известную истину про ту самую рыбку из пруда, которую не вытащишь без труда.

3. Букет

Как я уже рассказывал, выйдя на пенсию, я купил дом в деревне. Дом был старым, а участок – запущенным, и пришлось приложить много сил, чтобы привести все в порядок. Разобрал и сжег старый сарай, поменял ветхий забор, спилил высохшие деревья, насадил новые саженцы и цветы, отремонтировал дом. Душа радовалась от того, как на глазах все стало преображаться. По вечерам, бывало, топил баню, жарил шашлык, или сидя у костра, играл на гитаре. Некоторые мои городские привычки казались местным жителям странными. Поскольку тогда я был почти единственным «дачником» в деревне, местные наблюдали за мной с любопытством, хотя первые годы и считали меня чужаком.
Однажды осенним вечером зашел ко мне молодой деревенский парень Андрей. Он нередко помогал на участке по хозяйству – что-нибудь выкопать или распилить (не безвозмездно, конечно), поэтому периодически заходил узнать, есть ли какая работа. Но в этот раз он пришел с просьбой: оказывается, сегодня у его жены День рождения. За постоянными хозяйственными заботами он про это забыл, отметить праздник нечем, магазин уже закрыт, а у меня на полке он видел бутылку вина. Вот и говорит: выручай, дай бутылку в долг, а то жена разозлится и отправит спать на сеновал, комаров там кормить.
Действительно, стояла у меня подаренная друзьями бутылка хорошего крымского вина, припасенная «на всякий случай». Пришлось спасать семейное счастье, отдал я ему бутылку, понимая, что никакого «в долг» не получится. Видимо, настал для нее этот самый «всякий случай», ради Дня рождения не жалко. Андрей обрадованно схватил бутылку и рванул домой. А я подумал: как же так? А подарок? Хорошее вино – это правильно, но как же на День рождения с вином, но без подарка?
Остановил я Андрея. Выяснилось, что не позаботился он о подарке для своей жены, нечего ему подарить. Давай, говорю, ты хотя бы букет ей подаришь. Ничего страшного, что уже осень и хороших цветов на букет не собрать. Сейчас мы с тобой проявим смекалку. Взял нож, срезал пару веток спелой рябины, к ним ветку калины, ветку боярышника и ветку черноплодки. Обложил по кругу листьями хрена и обвязал какой-то попавшейся под руку лентой. Ягоды на ветках были крупными, яркими, сочными, и в букете выразительно смотрелись. Обрадовался Андрей, схватил букет и направился было домой. А я подумал: как же так? С вином, букетом, но без поздравления?
Снова остановил я его. Давай, говорю, напишем твоей жене поздравительную открытку. Гулять, так гулять. Пусть будет имениннице радость, верно? Взял открытку и красивым, аккуратным почерком написал: «Дорогая жена! Желаю тебе, чтобы никогда осень невзгод не остудила дворец твоих радостей, ветры горестей не задули дыхание твоего счастья, а хрусталь мечты не разбился о скалы несчастий. Пусть весна твоих желаний будет вечной, деревья наслаждений зеленеют, а на лужайке жизни распускаются розы. Желаю тебе ежедневных радостей, прекрасного настроения и крепкого здоровья на радость твоему мужу, детям, друзьям и близким». Я хотел добавить что-нибудь еще в таком же духе, но место на открытке кончилось, и поместилась только подпись: «Безгранично любящий тебя муж Андрей». Когда прочитал текст вслух, Андрей засомневался: что-то сильно закручено, у нас в деревне так не поздравляют. Может, лучше без открытки?
Эх, говорю, Андрюша, это все потому, что ты не романтик. Дело не в открытке, а в том, как ее подарить, и какие слова при этом сказать. Не умеем мы баловать своих жен, не умеем говорить о своих чувствах. Вручи букет, зачитай открытку, и вот тогда ты точно затронешь все струны ее сердца. Иди уже, заждалась тебя твоя именинница.
На следующий день вся деревня говорила о том, как Андрей поздравил свою жену. Дело было так: сияющий муж ворвался в избу, где его уже заждались, упал на одно колено перед женой (я научил), вручил ей необыкновенный букет и зачитал поздравление. Для жены это было так необычно и так приятно, что она разрыдалась, и потом ее долго успокаивали родственники. Когда пришла в себя, вдруг стала требовать, чтобы розы теперь были постоянно на лужайке ее жизни. В смысле, чтобы часть ее домашней работы отныне делал Андрей. Пришлось мужу признаться, что не он поздравление писал, а это все причуды «дачника», то есть мои.
Но и это еще не всё. Говорили, что многие женщины деревни, включая старых бабок, после этого предупредили своих мужей: если нам на День рождения не будет такого же прекрасного поздравления, спать будете только на сеновале. Деревенские мужики потом подходили ко мне и просили больше так не шутить. Я хотел, как лучше – но тут, как говорится, не делай добра, и не получишь зла.


Рецензии