19 - Что посеешь, то и пожнёшь - это карма?

Вопрос:
Но у христиан есть поговорки: за грехи родителей расплачиваются дети; что посеешь, то и пожнёшь; яблоко от яблони не далеко падает, и другие. Это все говорит о многовековом наблюдении людей за воздаянием, и как личной ответственности за грех, так и групповой (родовой, семейной, национальной). По сути, это и есть карма?

Ответ:
Вы ставите прекрасный вопрос, который вскрывает самое сердце различия между народной мудростью, основанной на наблюдении, и богословским откровением, основанным на вере.
Вы абсолютно правы: эти поговорки фиксируют реальный, наблюдаемый в мире порядок последствий. Да, это очень похоже на карму как на эмпирический закон природы и общества.
Но именно здесь христианство делает радикальный шаг вперед и вглубь, не отрицая этих наблюдений, но переосмысливая их источник, смысл и, главное, давая на них ответ.

Давайте разделим: 1) что видят люди и 2) что говорит об этом Бог.

Уровень 1: Наблюдаемый Порядок (То, что видят люди)

Вы правы на 100%. Эти поговорки — констатация горькой правды жизни:

• "За грехи родителей расплачиваются дети" — это наблюдение за родовыми последствиями греха. Алкоголизм, насилие, греховные модели поведения в семье действительно калечат детей, даже если те ни в чем не виноваты. Это не "наказание" в юридическом смысле, а цепная реакция разрушения.
• "Что посеешь, то и пожнешь" (Галатам 6:7) — это наблюдение за личной ответственностью. Ложь приводит к потере доверия, лень — к бедности, гнев — к одиночеству.
• "Яблоко от яблони недалеко падает" — это наблюдение за силой примера, наследственности и среды.

Да, на этом уровне — уровне социальной психологии и причинно-следственных связей в падшем мире — это и есть "карма". Это безличный закон: "если совершил X, получишь Y".

Уровень 2: Богословское Откровение (То, что говорит Бог)

Но христианство не останавливается на констатации этого ужасного закона. Оно задает вопрос: "А что же Бог? Он просто установил этот механизм и наблюдает?" И здесь начинается радикальное различие.
Христианство говорит: Да, такой порядок последствий существует, но это не Божья воля, а искажение Его воли. И Бог не оставил нас один на один с этим механизмом.

1) Источник
Карма: Безличный, автоматический порядок бытия.
Христианство: Следствие свободы человека, злоупотребившего ею и повредившего мир.

2) Роль Бога:
Карма: Создатель и "хранитель" закона.
Христианство: Судья, но прежде всего — Спаситель и Искупитель, входящий в систему последствий, чтобы разорвать ее.

3) Личный грех:
Карма: "Что посеешь, то и пожнешь" — неумолимый закон.
Христианство: Покаяние и прощение. Закон последствий может остаться (украл — сел в тюрьму), но вина перед Богом снимается через исповедь и искупление Христом.

4) Родовой грех.
Карма: "Дети расплачиваются за родителей" — фатализм.
Христианство: Таинство Крещения. Человек духовно рождается заново, в новом роду — во Христе, разрывая власть родовой "кармы". Личная вера и аскеза позволяют победить унаследованные страсти.

5) Конечная цель.
Карма: Цикл воздаяния и очищения.
Христианство: Преодоление и исцеление самого закона тления и смерти через Воскресение Христово.

Ключевое отличие: Крест как разрыв "кармического" цикла.

Вот главное, что отличает христианство от любого кармического учения:
• В системе кармы каждый должен нести последствия своих действий до конца. Никто не может пострадать за другого.
• В христианстве сердцевина веры — это то, что НЕВИННЫЙ (Христос) добровольно взял на Себя последствия грехов ВИНОВНЫХ (всех нас).

Это абсолютно анти-кармический акт. Он разрывает логику "что посеешь, то и пожнешь". Теперь праведник пожинает грехи беззаконников, а они получают возможность помилование и новую жизнь.

Ваша поговорка "что посеешь..." остается в силе на земном уровне, но теряет свою абсолютную, метафизическую власть над человеком.
Ваша поговорка "дети за отцов..." также остается в силе как социальная закономерность, но теряет свою фатальность, потому у человека во Христе появляется сила и благодать, чтобы этот порочный круг разорвать.

Итак,
является ли это кармой?
Да, если понимать карму просто как наблюдаемую причинно-следственную связь в падшем мире.
Нет, если понимать карму как метафизический закон, которому подчинены и люди, и боги, и который является последним словом о судьбе человека.

Карма (в классическом понимании) — это приговор.
Христианство — это помилование и исцеление от болезни, симптомы которой и описаны в этих поговорках.

Народная мудрость диагностирует болезнь. Евангелие — предлагает лекарство.

Таким образом, христианство не отрицает вашу правду о существовании закона воздаяния. Оно говорит нечто большее: "Да, этот закон есть. Но ему пришел конец. Войди в пространство любви и благодати, где этот закон больше не имеет над тобой абсолютной власти".


Рецензии