Бессонница

Тяжелый день, тяжелая неделя, тяжёлое тело, тяжелые веки. Всё, закрыл глаза. Но сон всё не идёт.

Сегодня опять неспокойно за окном. Вообще, здесь всегда так: дом стоит у объездной дороги. С раннего утра до позднего вечера на шоссе не смолкает непереносимый автомобильный шум. Транспортная артерия большого города гулко пульсирует, раскалывая виски жильцов придорожных многоэтажек. Ежедневно. Только к вечеру пятницы становится заметно тише —  все хотят отдохнуть, даже автомобилисты и пассажиры. Культурно, с музыкой, до утра.

Место отдыха  —  прямо за дорогой. Кафе на набережной реки. Здесь берег низинный, а река довольно полноводна. Когда-то для защиты города от весенних наводнений, была выстроена высокая дамба. Берег укрепили плитами и засадили тополями. Затем уже проложили объездную дорогу, охватившую кольцом центральную часть города. И это пространство застроили многоэтажками. Тех новосёлов, что имел квартиры с видом на реку, считали счастливцами.

Действительно, это счастье —  первым в городе видеть рассвет. Встав у окна, следить, как из-за вершины холма на том берегу восходит весеннее солнце. Как оно прокатывается по вершинкам тополей, поигрывая лучиками с речной волной, блеск которой ещё пробивается сквозь молодую листву. Как медленно и величаво поднимается светило на свой звездный пьедестал  —  всё выше, выше, выше...

Словно повинуюсь небесному дирижёру, каждое утро начинает свою репетицию пернатый оркестр. В прибережной растительности сначала раздаются робкие одиночные партии, которые постепенно сливаются в многоголосый птичий хор.

Весна. Начат новый день. На реке половодье. Скоро тополя напитаются вешней влагой, наберут силу, их кроны отяжелеют, станут густыми и совсем скроют от постороннего взора гнёзда птиц, изумрудные воды, прогулочные катера – скроют всё до самой поздней осени.

***

Был уже первый час ночи, когда я лег на кровать. Спать не хотелось. Душно —  отопление парит так, словно наверстывая упущенное за зиму. Чтобы заснуть, придётся открыть окно балкона. Но тогда мне будет вообще не до сна - сегодня в кафе очередная гулянка. Кажется свадьба.

Странно, только что прогремел салюта, устроенный в честь молодожёнов и больше никого шума у реки. Наверное, муж и жена принимают подарки от гостей. Это один из ключевых моментов брачного обряда, во время которого утихают все звуки и замирают сердца.

Мне послышалось? Нет. Это лебединый крик. Здесь? В городе? А почему ночью?

Я быстро вскочил с постели и бегом к балкону.

Дом уже спит. В редких окнах горит свет - такие же полуночники, как я. Перегнувшись через перила, всматриваюсь в ночную мглу. В небе —  тяжёлые мрачные тучи. Изредка в просветах облаков — лунные отблески. Вдруг я слышу нарастающий свист десятков сильных крыльев и через мгновение над домом пролетает стая лебедей.

Я стаю на балконе и пытаюсь сравнить это чувство восторга с тем, что мне в жизни приходилось испытать. Как жаль, что не с кем поделиться этой радостью —  птицы в городе. Лебеди прямо над нами. Прилетели из далёкого далека, из теплых благодатных мест  —  сюда. Сюда!

Нет, я не один. Заскрипели балконные двери, распахнулись окна в доме напротив - соседи-полуночники тоже услышали эти необычные звуки и бросили свои дела. Теперь они стоят как и я —  словно заворожённые и неотрывно смотрят в небо.

В это трудно поверить, но лебединая стая ещё раз и ещё раз прошла, чуть не задевая крыльями крыши. Покружив в ритуальном приветствии большой город, она направилась дальше вдоль реки к своим родным местам.

Интересно, подумал я, что это может значить? Столько лет я живу здесь, но такое вижу впервые. Что их привело в ночной город?


***

Шум музыки внезапно стих. В окнах кафе погас свет. Возбужденные гости вышли на улицу. Они громко смеялись, переругивались, допевали веселые песенки и просто орали: «Горько-горько-горько!» Встревоженные мужские и женские голоса искали то «Васю», то «Люду», то забытые где-то сумочки да ещё что-нибудь. Наконец, застучали дверцы автомобилей — такси развезет запоздалых пассажиров во все уголки большого города. Праздник окончен и наступила тишина.


***

На дорожке, что вела от кафе к мостовой развязке, именуемой в простонародье «клевер», появилась одинокая фигурка. Белое платье, чуть ниже колен. Темные длинные волосы. Конечно, лица с такого расстояния мне не разглядеть, тем более она шла, опустив голову. Но зато можно было полюбоваться её легкой, неспешной поступью.

Выйдя на мост, она оглянусь, а затем дошла до его середины. Встала, оперившись руками на бетонное ограждение и посмотрела в мою сторону.

—  Ну-ну, успокойся, —  мелькнуло у меня в голове. —  Очень ты ей нужен: в каменной многоэтажной стене десятки, сотни сонных окон и распахнутых на ночь балконов. Я сижу в кресле и меня вряд ли видно. Она просто смотрит на утренний город. Сегодня он проснётся поздно. Когда я лягу спать. Но спать по-прежнему не хочется.

Со стороны кафе выкатился длинный черный автомобиль и направился к развязке. Он спустился по мост и двинулся по объездной дороге в направлении моего дома.

***

Свадебный лимузин плавно набрал скорость на утреннем шоссе и вскоре скрылся из виду. Вслед за ним куда-то унеслась романтическая мелодия, негромко звучавшая из  приоткрытых окон автомобиля.

Я бросил прощальный взгляд на развязку, где мгновеньем ранее в светлеющем небе промелькнуло белое облачко —  одинокий лебедь. Девушки на мосту уже было. Утренний ветерок нежно коснулся отражения на асфальте.

To be continued


Рецензии