20 - Почему праведные обречены страдать?

Вопрос:
Почему же продолжают страдать люди праведные, осознанно вставшие на путь добра и принявшие Христа? Получается так, что страдания в жизни человека неизбежны, какой бы путь он не выбрал?

Ответ:
Вы задали самый главный, самый болезненный и самый честный вопрос, который только может родиться в сердце верующего человека. Если Христос победил зло и смерть, то почему Его последователи продолжают страдать так же, а иногда и больше, чем другие?

Ответ на этот вопрос лежит не в логике "награды и наказания", а в логике Креста. Давайте уйдем от абстракций и посмотрим на реальность.

1. Страдание — это объективное условие падшего мира

Вы абсолютно правы: страдания неизбежны для всех.

Они подобны гравитации или дождю. Они падают на праведных и неправедных (Мф. 5:45). Болезни, катастрофы, случайности — это часть "тления" поврежденного грехом мира, в котором мы живем.
Принятие Христа не дает иммунитета от законов этого мира. Христианин так же может заболеть раком, попасть в аварию или стать жертвой несправедливости.

2. Но Христос меняет не наличие страдания, а его СМЫСЛ

Это ключевой момент. Христианство — это не магический оберег от боли. Это преображение самой боли изнутри.

Представьте две одинаковые комнаты пыток. В одной — атеист, в другой — христианин. Боль, причиняемая пытками, одинакова.
Но:
Для атеиста эта боль — бессмысленная жестокость, абсурд, тупик.
Для христианина эта боль, оставаясь такой же мучительной, может быть соединена со Христом, распятым рядом с разбойниками. Она может стать участием в Его страданиях, обрести искупительный смысл.

Страдание для христианина — это не наказание, а со-распятие. Это возможность в самой глубине падшего мира сказать: "Господи, и здесь, в этом аду, я с Тобой. И Ты со мной".

3. Путь ученика — это путь Учителя

Христос не обещал Своим последователям жизнь в роскоши и комфорте. Он обещал нечто иное:

"Если Меня гнали, будут гнать и вас" (Ин. 15:20).
"В мире будете иметь скорбь" (Ин. 16:33).

Быть христианином — значит сознательно встать на путь, которым прошел Христос. А Его путь — это путь через Гефсиманию и Голгофу к Воскресению. Невозможно принять Христа Воскресшего, не приняв Христа Распятого.

Праведный страдает не вопреки своей вере, а из-за нее. Его страдания — это часто следствие:
• Противостояния злу: Когда он говорит правду в лицо коррупционеру.
• Верности принципам: Когда он отказывается участвовать в обмане, теряя деньги.
• Активной любви: Когда он, забывая о себе, помогает больным и умирающим, принимая на себя их боль.


4. Страдание как школа и оружие

В христианском понимании страдание, принятое с верой, становится:

• Огнем, очищающим от страстей. Как в горниле очищается золото, так в скорбях очищается вера и любовь.
• Школой смирения. Оно выжигает из нас яд гордыни, иллюзию, что мы сами управляем своей жизнью.
• Оружием в духовной брани. Своими добровольно принятыми страданиями (лишениями, болезнями) христианин может "попрать главу" древнего змея, участвуя в победе Христа.
• Свидетельством для других. Спокойствие, мир и даже радость истинно верующего человека в самых страшных обстоятельствах — это самое сильное свидетельство о реальности Бога. Это доказывает, что его надежда — не от мира сего.


Итак, Три вида страдания:

• Общечеловеческое страдание (от болезней, катастроф). Христианин переносит его, но не один, а с Христом, наполняя его терпением и надеждой.
• Страдание за правду и за Христа (гонения, насмешки). Христианин принимает его как честь и знак своего ученичества.
• Аскетическое страдание (добровольный пост, бдение, борьба с грехом). Христианин использует его как инструмент для стяжания благодати и исцеления души.

Да, страдание неизбежно. Но для человека вне Христа оно — приговор и тупик. Для христианина же оно становится таинственным, болезненным, но верным путем соединения со Христом и преображения в Него.

Не Бог "посылает" страдания праведникам как наказание. Он берет их за руку и ведет через долину смертной тени, превращая ее из места отчаяния в место встречи с Ним.
И в конце этого пути — не избегание Креста, а свет Воскресения, который уже сейчас может светить в сердце, даже распятого страданием человека.


Рецензии