Таинственная страна Узени

Узени — старинное название области бассейнов степных рек внутреннего стока Большой Узень и Малый Узень, которые вклинились между бассейнами больших приморских рек Волги и Яика. Узени (Большой и Малый) в наше время текут параллельным курсом по Саратовской области России и затем по Западно-Казахстанской области.

Большой и Малый Узени берут начало на юго-западных склонах Общего Сырта. В пределах Западно-Казахстанской области реки переходят в обширную систему мелких озёр и болот, известных под именем Камыш-Самарских. По одной из гипотез, Узени некогда впадали в северный залив Каспийского моря, отступившего затем на юг и оставившего после себя целую систему Камыш-Самарских озёр, уровень которых ниже уровня Каспийского моря... Озёра эти действительно, изобилуют камышами. К концу лета, на осень и зиму, вода в низовьях рек делается горько-солёной и негодной к употреблению. Среди этих озёр есть озера с самосадочной солью, которая имеет довольно явственный горький привкус и с давних пор известна под именем «узенской» (или «узеньской») соли. Начиная с 1973 года Саратовским оросительно-обводнительным каналом каждый год с 15 апреля по 15 ноября осуществляется подача волжской воды в исток Большого Узеня, со средним расходом 13,2 м3/с. В результате этого, гидрологический режим резко изменился: сток в летний период стал отмечаться почти вдоль всей реки.

Узени изобилуют всевозможными рыбными породами. На обрывистых склонах и на речном дне часто находили остатки мамонта (зубы, бивни, хорошо сохранившиеся кости) и европейского тура (Bos primigenius), известного у старожилов под именем «допотопного быка». Весенние разливы образуют обширные заливные луга, прежде обеспечивавшие сеном на зимнее время сотни тысяч зимовавших здесь баранов и десятки тысяч лошадей. Щедрой была природа этой страны.

Известны узенские памятники археологии, в том числе курганные могильники со средневековыми погребениями. При археологических исследованиях могильника Мокринский были найдены серебряные монеты Золотой Орды. Долгое время здесь жили ногайцы, с которыми воевали яицкие казаки.

Третья редакция «Книги Большому Чертежу» (1627 год) сообщает:

«А река Узень (Большой Узень) потекла из кочевья Больших Нагаев прямо от реки Камелика, за 60 верст от Камелика. А другая розсошь Деревянные Узени (Малый Узень) потекла 120 верст от Саратова, потекла к реке Яику в озеро.»

В течение нескольких веков Узени на всём протяжении своём находились в сфере влияния Яицкого казачьего войска, основанного Атаманом Василием Гугной в самом конце XIV века — приблизительно, в 1396 году. И как я подчеркнул в своей статье «Кому рукоплескал архиепископ?» (журнал «Наши Вести», Санта-Роза, Калифорния, США, № 444 (2745)/ сентябрь 1996 г.):

«Яицкое войско было суверенным государством в 1396-1721 годах и затем в 1917-20 годах.

Вообще же административно-географически Узени входили в пределы Яицкого казачьего войска лишь частично: в нижнем течении Большого и Малого Узеней. Но именно яицкими казаками было введено в оборот обобщённое название этой речной географической области — «Узени». В яицких источниках, оно зафиксировано ранее, чем в московских.

Здесь, на Узенях, беглецы из разных краёв строили среди камышей землянки. Здесь располагались старообрядческие храмы и скиты, к концу XVIII века ставшие весьма многочисленными. Их основателями были и яикцы-«горынычи». В частности, иноки разгромленного никонианами в 1741 году Шацкого монастыря (основанного Атаманом Нечаем Шацким). И староверы из Центральной России. И после милостивого указа Петра III — староверы-реэмигранты из Речи Посполитой. Именно сюда, «уехав тайно на Узени», привёз в 1772 году отважный Чика-Зарубин спасённое после Ембулатовской катастрофы войсковое знамя. По мнению яицкого казака Д.К. Караваева, Зарубин «знал все урочища безопасные» в сферах влияния Яицкого войска. На Узенях же, возможно, скрывался тогда и другой яицкий повстанец - Андрей Овчинников. Вскоре Чика стал соратником самозванца Емельяна Пугачёва — и в полной мере разделил триумф и трагедию Лже-Петра III. Примечательно, что на Узенях же, в окрестностях Казачьей Таловки, был схвачен Твороговым и другими заговорщиками, а потом выдан екатерининским карателям сам Пугачёв...

В угоду казахским националистам, сей посёлок получил в XX веке "усечённое" имя — Казталовка: так, чтоб непонятно было, какая ж это Таловка, Казачья или Казахская?




* * *




Если не до, то, во всяком случае, после Пугачёвшины, казачий термин «Узени» вошёл в официальное делопроизводство Российской империи. 3 декабря 1787 года Екатерина II подписала указ «О построении укрепления при урочище Узенях, в Саратовской губернии»:

«Для закрытия Саратовской губернии, а отчасти и других мест, и для обуздания киргиз–кайсаков, на кочевье к Волге приходящих и других народов, весьма нужным находим построить укрепление на Узенях... Мы не разумеем тут какой-либо регулярной крепости, которой бы и построение большого иждивения, и оборона всегдашнего содержания многих войск требовали, но земляного и единственного такого только укрепления, кое с меньшим трудом и убытком сделано быть может.» — писала Екатерина.

Получив её указ 11 декабря 1787 года, Воронежский и Саратовский генерал-губернатор В.А. Чертков оказался в довольно затруднительном положении, поскольку «за предстоящими от снегов и бываемых в открытых местах частых метелей, а от того глубоких сугробов, по низким же местам и долинам заметов» — добраться в зимнее время из Саратова на Узени было практически невозможно. Тогда в наместническом правлении отыскали снятый ещё при наместнике П. С. Потемкине план Саратовского Заволжья — и, по совету знающих людей, выбрали на Большом Узене место для строительства города-крепости. Надо сказать, что место это было весьма удачное. С юга протекала река, а за нею рос дубовый лес. С севера, запада и востока на многие вёрсты раскинулась хорошо просматриваемая степь. В конце декабря того же года чертежи проектируемому городу были сделаны и препровождены для апробации в Санкт-Петербург. Закладка города-крепости на реке Большой Узень состоялась в середине мая 1788 года. Инженерная команда, под руководством капитана Зубкова, приступила к разметке участков. Очевидец строительных работ — дьячок Саратовской Крестовоздвиженской церкви Г. А. Скопин - записал в своём дневнике:

«В мае месяце на Узенях новый город заложили, где и наместник Чертков был.»

Вскоре в Петербурге получили от В. А. Черткова обстоятельный рапорт, в котором он сообщил о закладке города-крепости и запрашивал высочайшее мнение о названии. 21 августа 1788 года Екатерина II дала лаконичное распоряжение:

«Город сей именовать Узени.»

В исторической литературе также бытуют названия «Город Узень» и «Крепость Узень». Так город-крепость получил общее имя с тем регионом, над которым он должен был главенствовать. Крепость имела чёткую геометрическую планировку в форме правильного многоугольника. Её опоясывал сухой ров шириною три и глубиною две сажени. В двух саженях от рва шёл земляной вал, на котором размещалось 12 батарей с 49 орудиями. У крепости было пять палисадниковых ворот: Саратовские, Иргизские, Уральские и двое Узенских. Столько же имелось мостов с будками и платформами... К настоящему времени от крепости остались только валы. Рвы превратились в мусорную свалку.




* * *




21 же августа 1788 года Екатерина издала Указ о заселении крестьянами земель в Узенях. Согласно этому Указу начинается переселение малоземельных крестьян из центральной России и Украины в Заволжье. В 1790 году было основано село Чертанла (позднее преобразовано в город Новоузенск).

В январе 1797 года Павел I отправил на Иргиз, Яик и Узени своего личного представителя — сенатора П. С. Рунича, дав ему следующий наказ:

«Ехать Вам в Узени и прилежащие места, уверить жительствующих о моём к ним благоволении и о желании видеть их всегда в спокойствии и довольствии.»

Термин «Узени» встречается в «Истории Пугачевского бунта» А. С. Пушкина и в VI томе "России" П. П. и В. П. Семёновых-Тян-Шанских.

В первой половине XIX века группа украинских крестьян основала в Узенях село Дергачи. Сохранился позднейший документ от 1885 года, который был вручён крестьянину Тамбовской губернии, Спасского уезда, Степину Василию Кузьмичу, разрешающий ему с семьей и еще 49 семьями поселиться на территории Новоузенского уезда, Самарской губернии. А в самом начале ХХ века в Дергачи из Карсунского уезда, Симбирской губернии переселилсь мои предки, их фамилия была Смолины.

В суровые годы Гражданской войны на Узенях происходили ожесточённые схватки между красными частями (под командованием Чапаева, Фурманова и им подобных) и возродившимся после Февральской революции Яицким казачьим войском. И к 1920 году казаки — исконные протекторы края — потерпели поражение в неравной борьбе...




* * *




В советской научной и справочной литературе топоним «Узени» в его явной форме встречался крайне редко. В 1928 году значительная часть Узеней вошла в состав Новоузенского района – одного из крупнейших в Заволжье. Изначально Новоузенский район входил в состав Пугачёвского округа Нижневолжского края (Сборник статистических сведений по районам Нижне-Волжского края. 1930 год). В 1930 году Новоузенский район перешёл в непосредственное подчинение Нижневолжского края, а с 1934 года – Саратовской области.

В 1937 г. в Узени были депортированы курды из Советского Азербайджана.

29 ноября 2022 года в городе Энгельс, в помещении социокультурного центра ГАПОУ СО «ЭПЭК», состоялась презентация фотовыставки «УЗЕНИ» известного фотохудожника Виталия Кошкина, автора серии книг «Россия, которая рядом».

24 февраля 2025 года в Саратовской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация краеведческой книги Али-хазрата Хабибуллина и Карима Абдуллина «Татарские сёла на реке Большой Узень».

 


Рецензии