Василий Волков и Морозовская стачка 1885г. Ч3. Т2
См ранее ЧАСТИ 1,2.
ЧАСТЬ 3. Разгар Морозовской стачки. Окончание стачки. Ведущая роль революционера В.С. Волкова в ходе и решениях стачки.
11 января – высший момент в ходе стачки. Когда переговоры губернатора с рабочими и с хозяином фабрики Т. Морозовым ничего не дали, т.к. фабрикант не шел ни на какие облегчения, кроме возврата штрафов за три месяца, произошла встреча губернатора с рабочими у железнодорожного полотна. Центральной фигурой этой встречи был Волков. Это событие запечатлено на картине А. Шапошникова и А. Курова «Морозовска стачка «1885»».
А вот как оно описано в официальном документе – протоколе следователя Боскарева (внизу страницы сноска от руки Г.П. : Документы Центрархива, изд. Вопросы труда, 1925г. стр 52-53) : «В 10 часов утра г. владимирский губернатор совместно с тоже подписавшимся должностным лицом и с войсками прибыл к переезду железной дороги, отделявшей фабричные строения от казарм, где жительствуют рабочие, и объявил собравшейся толпе рабочих, что они обязаны или отправиться немедленно на работу, или не желающие работать могут получить из конторы расчет, согласно объявлению, развешанному от конторы фабрики. Из толпы раздались крики : «Не согласны, расчет по пасху.» Затем от толпы отделился ткач Федор Авдеев Шелухин, как уполномоченный от недовольных рабочих, заявил господину губернатору, что на предложенные фабрикой условия никто согласиться не желает. Вскоре к Шелухину подошел другой ткач Василий Сергеев Волков, и, заявив то же самое, приказал толпе молчать.
Когда все стихло, а стихло в ту же минуту, как было отдано приказание, Волков сказал, что у них написаны условия, на которых они согласны продолжать работу. Обратившись к рабочим, Волков велел подать ему условия и кто-то из рабочих, – заметить было трудно, – принес Волкову исписанную тетрадь в лист величиной. По приказанию губернатора Волков передал эту тетрадь г. прокурору окружного суда и при этой передаче требовал, чобы написанное в тетради здесь же прочитано было рабочим. Вслед за тем казакам было приказано незаметно отделить Волкова и Шелухина от остальной толпы и арестовать их. Когда оба они были окружены войсками, то Волков, обратившись к толпе, сказал примерно следующее: «Мы перед капиталистами говорить не можем; пропадать так пропадать вместе. Я за всех или все за меня.» Этим возгласом он вызвал крики толпы : «Все, все!»
В 2 часа дня толпа фабричных, все время находившаяся между фабричными казармами, пожелала сделать заявление г. губернатору.
Когда губернатор прибыл к ним, то раздались голоса нескольких человек, требовавших освобождения арестованных. На вопрос г. губернатора кого именно – отвечали «Василия» (Волкова). Около 6 часов вечера к главной конторе фабрики подступили с двух сторон большие толпы рабочих. Толпа с криком требовала выдать арестованных и, в особенности кричала, чтобы освободили «Ваську, нашего человека».
Около 7 часов вечера толпа вновь большими массами стала собираться к вокзалу железной дороги (охраняемому ротой пехоты) и у рельсов пути (в это время Волков с поездом железной дороги имел быть отправлен в г. Владимир). Двумя сотнями казаков, посланных к вокзалу, толпа была рассеяна и арестованный Волков беспрепятственно отправлен с поездом в 7 часов вечера.
С таким упорством рабочие Никольской мануфактуры добивались освобождения своего любимца, вожака, но власти противопоставили им силу и увезли арестованного Волкова во владимирскую тюрьму.
После ареста Волкова стачка пошла на убыль. Начались аресты активных стачечников.
П.А. Моисеенко, выезжавший после 11 января в Москву, с целью привлечения внимания общественности к положению рабочих на фабрике Т. Морозова, был взят в Ликине ( в ночь с 16 на 17 января).
20 января министр внутренних дел гр. Толстой докладывал об окончании стачки.
Морозовская стачка, руководимая Моисеенко и Волковым, сыграла чрезвычайно большую историческую роль. Во-первых, она имела морально-политическое значение: она показала силу рабочих, действующих совместно под руководством вожаков-революционеров. «Эта громадная стачка произвела очень сильное впечатление на правительство, которое увидело, что рабочие, когда они действуют вместе, представляют опасную силу, особенно, когда масса совместно действующих рабочих выставляет прямо свои требования.» (В.И. Ленин соч. т. 11 стр. 23)
Во-вторых, непосредственным конкретным осязаемым результатом стачки был закон о штрафах, который царское правительство вынуждено было издать в результате событий в Орехово-Зуеве в январе 1885г. После стачки 600 человек ее участников было отправлено на родину. Кроме того, царские власти организовали суд над руководителями и активными участниками стачки.
В 1886 году состоялись два судебных процесса. До суда Волков и Моисеенко находились в заключении во Владимирской тюрьме. Вас. Волков, доставленный в тюрьму 11 февраля, был заключен в камеру вместе с уголовными. Питание в тюрьме было очень плохое : Арестанские щи хоть руки полощи, но сголоду пришлось есть и это. Вечером чай, а потом ужин – какие-то помои, которые если плеснуть на собаку, то, наверное, убежит за тридевять земель». (П.А. Моисеенко «Воспоминания старого революционера» стр. 105).
При таком питании и режиме и при плохом воздухе у Василия стал развиваться туберкулез легких.
Накануне первого суда – без приезжих заседателей – Моисеенко и Волкова посетил в тюрьме известный адвокат Плевако.
Моисеенко потом вспоминал : «Спросил, как живем. Я говорю, что плохо : книг нет, читать нечего, а это очень плохо. Тогда Плевако спрашивает: «А деньги у вас есть?» Я говорю, что они нам не нужны, к нас ходят наши жены и приносят всё, что потребуется. Но Плевако достает портмоне, вынимает пятишник и подаёт Волкову. Волков берет деньги и благодарит. Признаюсь, что мне было неловко сказать Волкову при Плевако, что это нехорошо. Я промолчал. При этом разговор наш с Плевако закончился.»
Суд по делу 17 без участия присяжных заседателей состоялся 7-8 февраля 1886 года.
Моисеенко и Волков были приговорены к аресту на 3 месяца. Но освобождены они из тюрьмы не были – предстоял еще судебный процесс с участием присяжных заседателей.
В этот промежуток между двумя процессами режим поскольку был ослаблен, так что Василий Волков имел возможность подходить к камере Моисеенко, и они беседовали.
Суд по делу 33 состоялся во Владимире 23-27 мая.
Г.В. ПОСПЕЛОВ,
г Орехово-Зуево, Моск. обл,
1975 год
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧАСТЬ 4. Окончание Морозовской стачки 1885 года. Следствие и высылка одного из руководителей стачки Василий Волкова
Из сборника статей и очерков Г. Поспелов, В. Галкин "СВЯЗЬ ВРЕМЕН". - том 2. Опубликованные ранее статьи и очерки. - Составление, подготовка текстов, примечания, предисловие С. Оранская, 2025.
ПРИМЕЧАНИЕ от составителя сборника к статье «Волков В.С.», С.Оранской: данная большая статья была напечатана в 1975г., к юбилею Морозовской стачки 1885г. в одной из центральных газет СССР и в 1977г в «Орехово-Зуевской правде». Так как объем большой, печаталась в нескольких номерах с продолжением. Вырезки газет хранятся в моем архиве.
ФОТО картины художника Шапошникова "Морозовская стачка 1885 года".
Свидетельство о публикации №225112601695
