Во сне и наяву
Порою сны свои я вижу явью,
А явь, увы, была бы лучше сном
Продолжение. Начало в № 76 -79
Мои Учителя
Снаружи внутрь и изнутри наружу – так, с рождения, начинается и продолжается обучение человека, с последующей отдачей приобретённых знаний, на протяжении всей его жизни. С первых минут появления на свет младенец ором начинает неосознанно требовать к себе внимания: насыщения молоком, сухих пелёнок, теплой постели, избавления от боли, от любых неудобств. Самый ранний процесс обучения происходит невероятно быстро: примерно к полугоду он научается сидеть, лопотать, знать в лицо родных людей, играть в игрушки-погремушки, смеяться, с любопытством реагировать на незнакомые звуки и предметы. Родители не успевают нарадоваться на происходящие с малышом перемены. Ну, а когда начинается самостоятельное хождение на собственных ногах и произносится первое, осознанное слово, это вообще приравнивается к чуду. Но чудеса постепенно становятся обыденным делом. Маленький человек, по мере взросления, начинает завоёвывать, расширять своё жизненное пространство: дом, улицу, детский сад, школу… Благодаря пяти природным органам чувств и водительству родителей, близких людей, он уже годам к трём – четырём, неплохо ориентируется в окружающей среде и в своих самостоятельных желаниях.
В настоящее время дети развиваются, взрослеют гораздо быстрее, чем это было, пусть даже, пятьдесят лет назад. Кто знает, хорошо это или плохо, но такова реальность.
Цивилизация наступает по всем фронтам. Современные дети легко осваивают электронную технику, у них перед ней нет страха, будь то смартфон, планшет или «что ещё там…»
Они и говорить толком ещё не научившись, а запросто могут включить подсунутый родителями планшет с любимыми мультфильмами или весёлыми песенками, чтобы незаметно, без воплей, проглотить три ложки ненавистной каши.
Пока дети послевоенных лет старательно выводили в тетрадях закорючки и палочки, учили алфавит, читали букварь по складам – в такие же лета, современные «скороспелки», начинают осваивать иностранные языки, нотную грамоту, читают, складывают, умножают, завоёвывают награды в спорте, поют и пляшут. В основном, это развитие и обучение происходит под неусыпным контролем со стороны родителей, бабушек и дедушек.
Прежняя жизнь протекала совершенно в другом режиме и ритме. Там никто не водил детей за руку в школу, по кружкам. Родители уходили на работу, оставляли еду, наказывали вынести мусор, купить хлеба, помыть за собой посуду, сделать уроки. С ключом на шее дети выходили гулять во двор. Зато имели возможность быть более самостоятельными в учёбе, в выборе друзей, во времяпрепровождение. На воспитание оказывало влияние ближайшее окружение: школа, улица, соседи, друзья-приятели…
Порой, стеснённые жизненные условия позволяли иметь один личный ящик в письменном столе, где хранились дневниковые записи, выписки из прочитанных книг, открытки с изображением любимых актёров…
Ущерба от этой, вынужденной, тесноты не чувствовалось – так жило большинство семей.
Одним словом, ребёнок, неизбалованный излишней опекой, комфортом, деликатесами, воспитанный уважением к труду и заботе со стороны – созревает гораздо раньше, как личность и как гражданин. Ему не нужны постоянные «костыли» и «подпорки» от родителей. Он самостоятельно строит и осуществляет свои планы и, мужая, становится гордостью и надёжной поддержкой для престарелых родителей.
Со временем жизнеустройство общества кардинально изменилось.
Материальные возможности многих семей позволяют дать платное образование по многим интересам. Иной раз это происходит помимо волеизъявления самого ребёнка. Его запихивают во всевозможные кружки, секции, на танцы, на фигурное катание, на изучение китайского языка, не считаясь с его здоровьем, с умственными и физическими возможностями.
А празднование дня рождения приравнивается к грандиозному событию мирового масштаба с салютами, с фейерверками, с богато накрытым столом, с оркестром, с массовиком затейником и игрищами до упаду!
С раннего детства ребёнок ни в чём не знает отказа. Родители решили дать своему чаду всё то, чего не имели сами: дорогие игрушки, красивую одежду, вкусную еду, поездки к морю, за границу, аквапарки…
По мере взросления дитяти, аппетит его так же возрастает. За поступление в ВУЗ частенько дарится дорогой автомобиль, внешний «прикид» должен соответствовать современной молодёжной моде, появилось такое понятие, как формальный и неформальный деловой дресс-код.
Короче, вошёл в моду экономический закон: « Спрос рождает предложение».
И пошло-поехало! Родители до конца жизни лезут из шкуры, дабы удовлетворить возрастающие с геометрической прогрессией потребности своего ненасытного чада.
На этой почве, и не только, начинают возникать конфликты, непонимания, взаимные оскорбления, обиды…
«Благими намерениями вымощена дорога в ад».
Человеческий эгоизм, а точнее – бесчеловечный, никто не отменял, а если его постоянно подпитывать, он расцветает пышным цветом.
Беда тем родителям, которые вырастили такой «цветок». Здесь уже никакие взывания к совести, к благодарности, не помогут. А о любви, сострадании к престарелым родителям и говорить не приходится…
Природа человека эгоистична: «Своя рубаха ближе к телу» – в этом, в основном, сокрыто несовершенное устройство любого общества, по большому счёту, вплоть до Государственного масштаба.
Но речь, изначально, шла о том, как человек с рождения, постепенно, впитывает в себя доступные ему знания, буквально поглощает, «переваривает» их, анализирует, принимает или отвергает их, по мере личной активности и способности развиваться и, приобретя опыт, начинает уже отдавать вовне приобретённое и усвоенное. Так совершается постоянная, невидимая внешне, огромная человеческая работа: снаружи внутрь и изнутри наружу.
У каждой личности этот процесс индивидуален, но протекает по одному и тому же, установленному Создателем, порядку, Закону.
Внутренний мир человека – это целая, не до конца познанная, Вселенная. Внешний мир не может быть больше внутреннего.
Да, мир человека бывает разным, начиная от убогого, серого, обывательского до яркого, творческого, фантастического… Но тот мир – только его, зависящий, порой от многих, внешне и внутренне влияющих, факторов. На эту тему можно много порассуждать.
Природа не стоит на месте. Конца эволюционному процессу не может быть, по определению. Всё находится в движении, всё развивается, всё со временем видоизменяется. Жизнь, зародившаяся из Хаоса, стремиться к Космосу – к порядку. В человеке сокрыт огромный потенциал: животная природа должна быть побеждена духовной. Это достигается преображением человека, расширением его сознания. Для помощи в этом процессе Учителями человечества были даны веками
накопленные, но до времени сокрытые, знания. Это, прежде всего, Евангелие (от Иоанна), послания Павла, Живая Этика, Тайная Доктрина…
Говорю вам тайну: «Не все мы умрём, но все изменимся…» – Первое послание к Коринфянам Павла (15, 51)
О, Человек…
О, Человек, как ты велик!
И сам, поди, того не знаешь?
Так знай, вмещает Вечность – миг,
Как ты – Вселенную вмещаешь!
И оттого-то Мудрецы
В веках с бесстрастием взирали
На то, как наши праотцы,
Созревши плотью, умирали,
А дух их в Вечность уходил
На беспрерывные уроки.
Господь не зря предупредил:
До времени сокрыты сроки.
Но ждите, всё же грянет гром,
Весь мир в мгновенье озарится
И Вышний, нравственный Закон,
Как первый звук Священный «ОМ»,
В умах упрямых утвердится!
Желание поделиться своим пониманием процесса воспитания, взросления, обучения, становления личности и последующей отдачей любых полученных знаний, возникло не случайно, не только исходя из своего жизненного опыта, из личных наблюдений. После прочтения книги – автобиографической повести Владимира Личутина «Сон Золотой», я почувствовала глубокую родственную связь с душой этого, русского, человека. Несмотря на далёкое географическое расположение места описания, на различный уклад жизни, на поморский специфический разговорный язык, при чтении повести сердце моё ностальгически сжималось, перед глазами возникала живая картина происходящих там событий. Я буквально была незримой участницей этой, до боли знакомой, правды жизни. Сколько внешне схожего разглядела там, сколько глубоких душевных переживаний всколыхнуло мою память: мамины белоснежные подзоры, скрывающие убогость жилища; изнурительная стирка белья, с полосканием в ледяной воде; ожидание пирогов в день рождения, так и не испечённых, по случаю болезни мамы… А сколько надежды и вдовьих слёз хранили зачитанные до дыр письма отца с фронта?!
Мальчишка Володя, сызмальства наблюдавший природу, знающий повадки зверей и птиц, прикипел к родному краю так, будто сам был неотъемлемой частью этой природы, с её красотой и суровостью.
Вся его, вместе взятая жизнь, с детскими шалостями, озорством, ревнивой наблюдательностью за местными обычаями, с маленькими радостями и случившимися семейными бедами, по крупицам скапливалась и сберегалась в памяти до полного созревания из маленького подмастерья в большого Мастера Слова.
С сожалением я заканчивала читать последнюю страницу подаренной автором книги. И хочу развеять высказанное им сомнение насчёт того, можно ли убить красоту ногою? Нет, скажу однозначно – Человеку нельзя!
Он и сам знает это лучше меня…
В замысел Создателя я верю свято: в человеке обязательно разовьётся орган
«шестого чувства», который есть, пока что, в зачаточном состоянии. И оно, это «шестое чувство», даст людям полную свободу от любой материальной зависимости, при этом, они испытают чувство свободы, облегчения, полёта, произойдёт переоценка земного понятия любви и человек, из животного состояния, вновь вернётся к Божественной природе, каким и замышлял его Создатель.
У Николая Гумилёва есть стихотворение, которое мне видится пророческим, правда, относящееся к природному явлению но дающее надежду, по закону аналогии, что так будет и в Мире Человеческом.
Николай Гумилёв
Шестое чувство
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;
Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
1920 год.
Свидетельство о публикации №225112601705