Разведчик недр Бисенбай
Заслуженный буровик поставил перед собой задачу – сохранить для будущих поколений трудовой подвиг всех геологоразведчиков Мангистауской области. Бисенбай Бисенгалиев прислал в редакцию рассказы о своей работе и ответил на наши вопросы.
О себе он говорит, что выжил чудом в дедовской ушанке. «Я родился в семье нефтяников, в небольшом нефтяном промысле Сагиз Макатского района ныне Атырауской области, 5 декабря 1951 года (по метрике 6 декабря) в день Конституции СССР. Недоношенный, шестимесячный, хилый ребёнок. Дед Бисенгали и бабушка Меткил поместили меня в ушанку деда и повесили её на гвоздь. Сейчас в родильных домах в современных инкубаторах выхаживают недоношенных детей под неусыпным присмотром опытных акушеров, а я выжил благодаря усилиям и истовым молитвам дедушки и бабушки, дедовской ушанке-инкубатору.
– Как Вы стали геологоразведчиком?
– Великий случай, как говорится, «без меня меня женили». Хотя я приехал в институт с нефтяного промысла, но ни разу не видел буровую установку вживую. На нашем промысле занимались только добычей нефти или, официально говоря, эксплуатацией скважин, добычей. И в институт документы сдавал при поступлении на специальность «Разработка и эксплуатация нефтяных-газовых скважин». А была ещё специальность «Глубокое бурение нефтяных-газовых скважин», где обучались буровики. Каким-то образом туда попали несколько девушек, хотя в эти группы вообще девушек не принимают, бурение – дело мужчин. Поэтому этих «случайно» девушек перевели в группу «эксплуатационников», где был и я, а нескольких ребят перевели в группы бурения. Вот так я попал в бурение.
– Мне, как человеку со стороны, кажется, что отличия небольшие...
– Для ясности я чуть-чуть объясню, в чём разность этих двух профессий в нефтяной отрасли. У добытчиков быт устоявшийся, работа непыльная. А у буровиков работа очень тяжёлая, опасная. Самой опасной и тяжёлой считается профессия шахтёра, второй по степени опасности идёт профессия буровика, тем более жизнь буровика-геологоразведчика. Геологоразведчик работает вдалеке от дома, живёт автономно в бескрайней степи, не каждый выдержит. Каждый метр бурения даётся огромным трудом, опасность ждёт ежеминутно (как разведчиков на войне, они бойцы переднего фронта). Все открытые нефтяные и газовые месторождения в мире открываются случайно, почти все с открытым фонтаном...
– Как сложилась Ваша судьба дальше?
– Я попал после института в знаменитый коллектив КЭ «МНГР» – первооткрыватель Мангистауской нефти в 1961 году. В то время слава нашей экспедиции гремела на весь Союз. 97% сегодняшних действующих нефтяных и газовых месторождений Мангистау открыты нашим коллективом, после нас крупных открытий не было.
Ко времени распада СССР наша экспедиция подошла с огромным опытом бурения глубоких скважин глубиной до 5250 метров, со сложной конструкцией, на подсолевые отложения с АВПД (аномально высокое пластовое давление, более 700 атм). С кадрами высокой квалификации. Распад СССР и падение экономики страны застали нас врасплох. Началось сокращение, и из 3500 работников осталось около 100 сторожей, карауливших разбросанное в степи буровое оборудование... А затем настали другие времена, пришли рыночные отношения.
К этому времени мы работали около знаменитого на весь мир Тенгизского месторождения. Видели, как иностранные компании оснащены современной техникой, завидовали им. Мы поняли, что по технике отстали от иностранцев на целых пятьдесят лет, если не больше. Но когда начали тесно сотрудничать с ними, увидели, что наши специалисты были не хуже их, иногда даже лучше.
– Что Вы думаете о геологоразведке в наше время?
– Вообще нефтяная отрасль считается локомотивом экономики нашей страны, приносит до семидесяти процентов дохода в экономику. На заре независимости наша страна выжила только благодаря нефти, и до сих пор экономика, к большому сожалению, ориентирована только на природные запасы, особенно на нефть и газ (между прочим, найденные в советское время, нами, геологоразведчиками). Нефтяная отрасль состоит из таких составляющих: геологоразведка, эксплуатация месторождений, добыча нефти, газа (та самая нефтянка), подготовка и транспортировка нефти и газа до завода переработки, переработка и сбыт продуктов переработки или сырой нефти и газа. Самой бедной является ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА. Остальные все богаты, они продают конкретный, очень востребованный на рынке, дорогостоящий продукт. Геологоразведка годами может искать нефть, газ, может и не найти. А когда найдёт хорошее месторождение, то все её расходы окупятся. А расходы большие. Такие расходы не каждое государство может позволить себе. Например, наша страна, получив независимость, резко сократила расходы на геологоразведку, а потом вовсе прекратила финансирование этой отрасли. Во время СССР на геологоразведку выделяли огромные средства (бюджет геологоразведки составлял восемь процентов от проданной нефти и газа), процесс разведки был непрерывный. Десятилетиями отрабатывались технологии, работали научные институты. Наша страна после распада СССР только и живёт продажей сырой нефти и газа, а Министерство геологии упразднили... Найденные в советское время месторождения нефти и газа годами истощаются, новых нет, искать некому. Профессию «ГЕОЛОГОРАЗВЕДЧИК» можно занести в КРАСНУЮ КНИГУ. Рубим сук, на котором сидим. Извините, не могу на это спокойно смотреть.
– А сейчас готовят геологоразведчиков?
– Конечно, специалистов этого профиля готовят в КазНТУ имени К. Сатпаева в Алматы, в актауском Университете Есенова, Атырауском университете нефти и газа имени Сафи Утебаева. Это известный факт – недра Казахстана богаты на полезные ископаемые, и геологоразведчик – профессия, необходимая нашей экономике.
– Чем вы занимаетесь сейчас?
– Я давно на заслуженном отдыхе, но, к сожалению, в мае 2004 года у меня случился инсульт. С тех пор я сижу в коляске, не могу разговаривать. Были очень плохие времена, психологически тяжёлые. Прошёл через многих врачей, опробовал разные виды лечения. Передо мной было две дороги – или пополнить ряды ждущих своей смерти инвалидов, или активно бороться с недугом. Я никогда не плыл по течению! Я понял – у меня много времени, осталось найти занятие.
Начал читать книги о людях, которые попали, как и я, в безвыходное положение. «Как закалялась сталь» Н. Островского, книгу о Немате Келимбетове, который писал, лёжа в постели, держа ручку зубами, о знаменитом нефтянике Рахмете Утесинове, попавшем в аварию, ставшем инвалидом колясочником, но продолжавшем упорно трудиться, писать книги. Думал, с чего начать, и придумал: надо, как знаменитый партизан Касым Кайсенов, писать о своём боевом прошлом, о товарищах, о жизни мангистауских геологоразведчиков, об истории нашей знаменитой экспедиции, надо дать понять, как ищут нефть и газ наши геологоразведчики. Дорогу осилит идущий. Я исписал несколько больших ежедневников, но ручкой управляться сложно, начал печатать воспоминания на компьютере. Сейчас наловчился, не так быстро, но уверенно печатаю одним пальцем.
Наметил план действий. Первым делом взялся за мой родной аул. Он простоял только 50 лет (1937–1987 гг.). Организовал аулчан, растаявших по всей республике, собрал средства на выпуск книги о нашем ауле («Са;ыз м;най ;ндіру к;сіпшілігі», энциклопедического характера), разработал эскиз и возвёл памятник на месте бывшего аула. Аулчане со всей республики приехали на торжественное открытие памятника и презентацию книги.
Вторым делом взялся за увековечивание памяти геологоразведки Мангистау, добился решения о создании в центре города Актау Аллеи геологоразведчиков, подготовил эскиз, проект, руководил работой. Выпустил две книги о геологоразведчиках: «Мен – Геолог-барлаушымын» и «Киелі ;лкені ;згерткен барлаушылар», недавно вышла третья книга – «;иззатты; ;ибратты ;;мыры» об ученике Х. Ж. Узбекгалиева, первооткрывателя многих месторождений нефти и газа Мангистау Гиззате Утешовиче Балмуханбетове, к сожалению, рано ушедшем из жизни. Я пишу о настоящей жизни буровика. Читателей это привлекает, они узнают себя... А другие черпают знания о геологоразведке, о жизни буровика в степи, будут знать, как и откуда появляются нефть и газ. Эти книги есть в электронном фонде Национальной библиотеки РК (kazneb.kz).
Как редактор, помог выпустить книгу «Непридуманные истории ветерана геологоразведчика и другие рассказы» другу Герасименко Евгению. Помог собрать материалы о тресте «МНГР», о его ветеранах для энциклопедии «;азыналы ;ара;ия», кроме того, активно сотрудничаю с РОО ветеранов нефтегазового комплекса и Казахстанским обществом нефтяников-геологов, слежу, чтобы ветераны геологоразведчики не оставались в стороне от различных мероприятий, готовлю им представления к почётным званиям и государственным наградам. Многие уже получили заслуженные награды, и эта работа продолжается.
Я рад, что мои записи будут опубликованы в широко известном республиканском журнале «Простор», что сохранится имя треста «МНГР», в котором я работал, его выдающаяся история и имена великих ветеранов геологоразведчиков, которые своим самоотверженным трудом открыли нефтегазовые богатства, ставшие ныне основой экономики независимого Казахстана.
Свидетельство о публикации №225112601894