Мы-из 41-го. Живые и мертвые. Предисловие от автор

Автор Григорьев Александр
Мы - из 41-го. Живые и мертвые. История 41 скоростного бомбардировочного авиаполка. Документально - художественная повесть.
Эту книгу я посвящаю памяти  своего отца,  летчика Рябова Григория Григорьевича , моего второго Учителя – летчика,  фронтовика, ветерана ВВС СССР, историка, краеведа, писателя, почетного гражданина г. Кропоткин гвардии полковника Алексея Анатольевича Пташника, а также всем потомкам и родственникам летчиков 41-го авиаполка, оказавшим неоценимую помощь и содействие в ее создании .
Предисловие от автора дата 27 августа 2025
 «Бороться и искать - найти и не сдаваться».
Саня Григорьев. В. Каверин. «Два капитана».

    Как из чистых родников, сливаясь в ручейки,  вливаясь затем в малые речки возникают большие и великие реки моей страны, так из памяти каждого из нас о той войне , из документов,  воспоминаний своих родителей, родных, близких,  из наших семейных фотоальбомов, сохранившихся писем с фронта, «похоронок» возникла и стала наполняться река народной Памяти. Она живет и сейчас в исторической и художественной литературе, в фотографиях, в семейных  архивах, в музеях и в документальной кинохронике той войны.
    Только недавно, в начале 21 века,  появился и получил официальный государственный статус «Бессмертный полк» и его шествие в каждый день Победы.  Хорошее,  общенародное явление, только жаль, что оно – само шествие «Бессмертного полка»,  носит по моему впечатлению хаотичный характер. Регулярно участвуя или наблюдая, фотографируя это  мероприятие я  обратил внимание на одну не заметную, на первый взгляд особенность нашего шествия.
    Бывало, собираются на построение и выход в шествие Памяти и стоят рядом люди с фотографиями своих родственников или предков. Стоят  рядом, в одной колонне, и даже не догадываются и не пытаются узнать, что это их предок или родственник на их фотографии и этот, у соседа по одном ряду или колонне,   на его фотографии – однополчане.  То есть, тогда воевали в одном полку, одной дивизии, армии или на одном фронте, или вместе лежали раненными в одном госпитале. Были в одном партизанском отряде. Возможно, даже были  вместе в одном окопе, воевали в одном экипаже танка или самолета. Возможно, умерли в одном бараке немецкого концлагеря. Кто - то из них возможно дружил еще  в юности, еще до войны. Со школы или  с военного училища.
   Заметил, что почему-то большинство не смотрят вокруг на эти фотографии. Почему – то  они не смотрят на тех, чьи  фотографии рядом - в общей колонне? Почему – то  не узнают «своих»- из их роты, эскадрильи, полка или хотя бы из одной дивизии?   Думаю только потому, что многие из них либо не удосужились или пытались, но так и не смогли это узнать. В какой части воевал их предок. Нет объединяющего в эти эмоциональные часы фактора общности, общности содружества фронтовиков-однополчан. Эта мысль пришла мне задолго до начала «Бессмертного полка».
   Раньше, пока были еще живы и могли встречаться фронтовики - однополчане, то делали они это по фронтовому и по военному грамотно и организованно.  9 мая выходили на площади, бульвары  или в скверы с табличками с наименованием своих родов войск, фронтов, дивизий, полков, отдельных частей и подразделений. С их номерами и полными наименованиями. Были даже такие трогательные таблички - «хозяйство такого-то» (далее - имярек «хозяина»). Кто сейчас знает, что это обозначает?
  Туда, к традиционным местам встреч в  каждый день Победы, с  этими табличками, фотоальбомами приходили они из года в год с детьми, потом с внуками. Рассматривали встречных и узнавали друг друга, постаревших и затем – уже после первых дружеских объятий вспоминали войну, своих однополчан и командиров, рассматривали свои фронтовые фотографии, тогда еще молодых. Тогда еще не было «Бессмертного полка», но как то-все таки по другому и теплее они  отмечали каждую такую встречу.  Есть многочисленные фотографии той поры, есть кадры из советской кинохроники таких встреч ветеранов Великой Отечественной войны в 60-е-70-е в Москве, у Большого театра, у парка им. А.М. Горького, в других местах г. Москвы. То же происходило во всех других городах СССР.
Вот хотелось бы, что бы при очередном шествии «Бессмертного полка» участники, прежде чем войти в колонну, смогли бы осмотреться и выстроится хотя бы по фронтам, родам войск или хотя бы по армиям. А там глядишь своих увидят однополчан.
   Разорвали правители и компрадорская верхушка новой России и вновь как бы возникших из ничего  независимых бывших братских республик в конце 80-х   начале 90-х эту связь времен и поколений.  Как знали и планировали  - разорви эту связь и  уйдет в забытье поколение победителей и их первых потомков -поколение «помнящих» и тогда неизбежно  исчезнет связь поколений. Вырастит другая поросль, с сорняками. Та, что продаст мать родную. Плюнет в прошлое страны , не зная, что за этот грех будет покаяние…Это новое поколение будет каяться и платить якобы по несуществующим долгам и грехам предков. Вернет кровью политые земли тем, кто скажет - покайся и я прощу и может быть -  заплачу. Хочется спросить у тех, кто покаялся: простили?заплатили?  Вам от этого стало легче на душе? Совесть по ночам не мучает? К счастью, эти времена прошли и Память народа и ее остатки для будущих поколений не была стерта до основания  и начала восстанавливаться.
     За эти годы, с конца 20 и в начале 21 века уже ушли все ветераны той войны. Расформированы авиационные полки ВВС СССР  с многолетней историей боевого пути, а с ними бесследно исчезали или перемещались то - ли в лучшем случае в региональные музеи или чаще сохранялись по квартирам, то ли просто выбрасывались на свалку экспозиции полковых музеев боевой славы, уголки Славы. Не менее тяжелая участь  постигла многие  военно-авиационные училища с вековой историей. Приглушено, а затем полностью удушено общесоюзное поисковое движение учашихся средних школ  и студентов ВУЗ - ов, начинавшееся еще с 60-х годов с организаций школьных кружков «красных следопытов». Единое общероссийское объединение поисковых отрядов живет и действует в основном на собственном энтузиазме и в большинстве случаев на свои собственные средства. Видимо на это делали расчет и действовали все эти годы наши враги – тайные и явные, но просчитались – Память народная оказалась бессметной.
   Вот почему много лет тому назад я начал эту историю. Историю только одного авиационного полка ВВС Красной армии. Историю 41 скоростного бомбардировочного авиационного полка (далее, сокращенно - 41 сбап). Всю, за весь период его существования. Всего одного полка из более чем тысячи таких же полков ВВС Красной армии. Однако, по своей истории этот полк имеет право быть особенным. Хотя бы потому, что еще до начала Великой Отечественной войны участвовал почти во всех региональных конфликтах СССР с пограничными странами (Финляндия, Иран) или в виде военной помощи (Китай, Монгольская народная республика) и летал над их территорией. Хотя бы потому, что весь свой боевой путь прошел со своим номером, боевым знаменем. Как оказалось, у истоков истории полка были свои летописцы, которые не успели довести до потомков свои летописи. У каждого ли полка был доживший до седин свой ветеран-летописец, оставившим потомкам свои мемуары?
Как оказалось - нет. И не просто нет, а вообще, у  большинства авиационных  полков - нет. Тому были свои как объективные, так и субъективные причины. К объективным причинам можно отнести краткие сроки существования или проще говоря «жизненного цикла» каждого конкретного полка. От начала формирования до расформирования и чаще – до гибели  на войне.
Ведь полк – это, пожалуй,  в России единственное первое общее понятие и воинское образование дающее слово «однополчанин». Знакомое всем нам еще со «Слова о полку Игореве». С памяти о новгородских и псковских полках и дружины Александра Невского, с полков Дмитрия Донского.
    Полк – самостоятельное воинская часть, тактическая единица,  предназначенная для ведения боевых действий,  как в одиночку, так и в составе воинского соединения – бригады, дивизии, корпуса и др.  В Красной,  а затем в  Советской армии каждый полк должен был иметь свое номер, наименование по роду войск, , номер воинской части (в/ч),  номер полевой почты (п/я) для связи с родными  и иногда - место постоянной дислокации.  В каждом полку должен быть свой полковой командир, штаб и начальник штаба, полковой комиссар, воинские подразделения по установленному штату, полковое знамя, полковая канцелярия, полковая печать и другие атрибуты воинской части. Были и свои ветераны. Те, кто вошел в состав первого формирования. Те, кто помнил, с чего начиналась история полка.
 Полк – это также воинский коллектив, объединенный общими обязанностями под единым командованием  и живущий как единый организм. В полку начиналась и иногда закачивалась жизнь солдата, офицера, жизнь их семей. В дальнейшем эта совместная служба давало право называть своего сослуживца однополчанином. В таком вот рядовом «строевом» авиационном полку началась в 1935 году служба моего отца.
   В Красной и затем в Советской армии была такая традиция. Силами политработников и творческим коллективом художников-оформителей из личного состава в каждом полку в так называемом «красном уголке» создавалась экспозиция, посвященная истории полка. Там обычно размещались схемы боевого пути, фотографии и описание подвигов героев полка. Политическими работниками также по мере возможностей устраивались встречи с ветеранами полка. Кто служил тогда, тот наверное вспомнит. Сколько же было авиационных полков в ВВС Красной армии в начале и в ходе Великой Отечественной войны? Как оказалось - тысячи. Эти тысячи полков, с номерами, наименованиями  приведены в перечнях в нескольких  фундаментальных источниках и как оказалось, по многим их них для потомков остались лишь краткие сведения - был такой-то полк, сформирован в таком-то году  и вот нет его. А у каждого ли полка осталась и сохранялась своя история?
   В годы Великой Отечественной войны, уже в ее конце, были написаны и сохранены в архивах Министерства Обороны СССР так называемые «исторические формуляры», которые по замыслу должны были быть на   каждое отдельное подразделение или воинскую  часть или  соединение Действующей армии , в которых, в зависимости от творческих возможностей и доступности к документальным источникам, составителями документа  чаще  в произвольной,  иногда в художественной форме и иногда с яркими иллюстрациями кратко излагалась  история формирования  и историю боевого пути части.  Потом, все эти традиции и созданные истории вместе с атрибутами этих уголков славы  и полковыми архивами как – то стало вместе с этими полками в  конце 20-го и начале 21 века исчезать, меркнуть, забываться.
    Жизнь советских авиационных полков ВВС Красной армии и Советской армии в 30-е-40-е годы протекла в стремительном потоке истории страны и в силу объективных обстоятельств – самой стремительностью изменений и необходимости соблюдения обязательств по сохранению государственной тайны оставалась долгое время не известной. Но кроме этого в стремительность событий в процессе жизни полков вмешивались многочисленные военные конфликты СССР с сопредельными  странами, Великая Отечественная война, а также  многочисленные и непрерывные организационные изменения. Все эти факторы долго и существенно осложняли начало поисковой работы и нередко приводили меня  к досадным ошибкам и неверному выводу и суждениям.
   Вероятно, в силу этих причин   государственная система  персонального учета личного состава ВВС РККА в виде установленных форм первичной регистрации в карточках персонального учета при призыве  и последующего послужного  сопровождения  не только не справилась со своей обязанностью, но  уже тогда, в самом начале учета стала не просто сдавать сбои, она вообще, стала тем, чем приходится все с начала поднимать и проверять. И все возвращать. Это выяснилось при внимательном изучении и восстановлении  личных данных персонального учета и биографий многих летчиков 41 авиаполка. Эта часть поисковой  работы, методические наработки  и ее результаты станет частью повести.
    Но,  я как оказалось потом, не с поиска сведений по истории именно этого полка  начал свою поисковую работу, когда в начале нашего 21 века, после ухода из жизни отца, которого не видел много лет я  наконец - то с помощью старшей сестры и старшего брата разобрал и тщательно отсканировал весь наш семейный архив.  Потом  впервые внимательно прочитал все три рукописных варианта отцовской автобиографии. Вспомнил все ранее забытые, но как оказалось сохраненные с детства и юности в моей памяти редкие и скупые воспоминания отца. Заново рассмотрел все фотографии из нашего семейного фотоальбома и прочел все надписи на их обороте. Внимательно прочитал все записи в его летной книжке. Посмотрел все его ордена и медали. К сожалению, надписей сделанных отцом на фотографиях оказалось очень мало. Большинство из снятых на них людей кроме ближайших родственников мне были не известны. Вот тогда то и решил восстановить сначала в подробностях его биографию. Вообще - то начинать свою работу над историей своей семьи и биографии отца я должен был не с этого 41 – го скоростного бомбардировочного авиаполка, а с 18-го Краснознаменного скоростного авиаполка. В нем, еще с осени 1935 года в Брянской области началась военная служба отца.
    Есть в отцовской автобиографии, летной книжке и наградных представлениях  записи о его службе в годы войны в 1941-1942 годах на Крымском фронте в 41 «А» скоростном бомбардировочном авиаполку какой-то 113 бомбардировочной авиадивизии, как казалось  в начале поиска пока  безымянными, всеми забытыми.  Во всех найденных авторитетных источниках по составу ВВС Действующей армии СССР в годы Великой Отечественной этот 41 «А» авиаполк фактически не упоминался, но в тех же источниках были сведения о другом полку с тем же или идентичным ему наименованием-41 скоростной бомбардировочный авиаполк. (41 сбап). Прошли годы поиска, анализа найденных документов, литературных источников, фотографий  и вот наконец-то многое стало проясняться.
  Много, очень много оставили потомкам в своих мемуарах  ветераны советской  военной авиации. Чаще всего они были настолько заслуженными и авторитетными, что им такое право  давалось без затруднений. Много что осталось от их воспоминаний, воплощенных в печатном виде способными писателями, кинорежиссерами журналистами в их фильмах, в повестях, очерках в региональной прессе, изданий Министерства Обороны СССР. Известно, что все послевоенные годы в СССР шла повседневная работа по сохранению и восстановлению истории той войны. 
    Работали академические и ведомственные военно-исторические институты, кафедры истории военно-учебных заведений. Защищались и публиковались по теме истории советской военной авиации диссертации. Работали государственные архивы. Создавались документальные и художественные кинофильмы, печатались в больших тиражах мемуары непосредственных участников становления «на крыло» советской авиации ее героического участия в Великой Отечественной войне.
    Казалось бы - все сохранено. Бери любознательный потомок в библиотеке эти книги, другие печатные издания и читай. Ищи в Интернете и возможно найдешь упоминание о своем отце, деде, дяди, всех других твоих родственниках. Но, мало кто тогда искал. Все были чем-то заняты. К тому же катастрофическими последствиями советской военной архивной системы были многолетние запреты к доступу к  таким важным для потомков документов как учетно - послужные карточки, личные дела, наградные представления. Они были на более чем на 50 лет засекречены, хотя в них, как оказалось  не было таких уж важных секретов.
     Пройти административные барьеры в советское  время прямому потомку погибшего или пропавшего без вести солдата или офицера и ознакомится с ними  было не только  испытанием воли и желания, но и обременение  значительными материальными и временными затратами на письменные запросы или на пребывание в Подольском филиале РГВИА, бывшем ЦАМО СССР, или иных государственных архивах.
  Как известно, тогда  в послевоенные годы не было технической возможности прямого сканирования или фотографирования архивных документов и все, что возможно было скопировать, делалось чаще всего « от руки» в свои блокноты, а чаще - в свою зрительную память. Об этом мне удалось подробно узнать при переписке с некоторыми потомками героев моей книги. Но, «….все остается людям….».
      В конце 20 века на полки публичных библиотек и книжных магазинов моего города хлынул поток так называемой «альтернативной» истории советской военной авиации. Масса книг с броскими и характерными названиями и содержанием, суть которого в низкой оценке технического состояния и такого же морального состояния личного состава ВВС Красной армии в предвоенный период и начальный период Великой Отечественной войны. Особенными и явно заданными темами этих источников стали темы «сталинских репрессий» высшего и старшего командного состава в 30-40-е годы и тема подавляющего численного превосходства советской военной авиации над Люфтваффе в 1941 году. Авторы этих книг не забыли развеять миф о героизме «сталинских соколов».
    Эти книги потеснили на полках мемуары участников этой войны. Сплошным потоком, начиная с первых лет внедрения в повседневную жизнь России Интернета шла и продолжает идти информация с специфическим и явно негативном изложении истории не только Великой Отечественной войны, но и всего, что происходило в первой половине 20 века в СССР. Большинство из них я прочитал. Все ли там правда? Да, правда там есть. Спутанная и замаскированная с ложью.
Но, если у них своя «правда», то у меня есть право найти свою правду истории и свой путь к Истине. Той, которая была в реальности, а не по заданной теме и с моими источниками ранее никому не доступной информации. Чтобы понять -  почему мы тогда победили и какой ценой. Это было одним из побудительных мотивов начала моей поисковой работы.
    Как оказалось, по результатам поисковой работы, эту историю нельзя было завершить без включения в нее истории других «братских» авиаполков, сформированных из части 41 сбап или связанных судьбою его личного состава.  Например, с историей брата – близнеца  - того самого  41 «А» сбап, половиной 41 сбап,  позднее получившего наименование 367 Берлинского бап. В 367 сбап с декабря 1941 по июнь 1942 года служил и воевал мой отец.
    Это и история наследника и правоприемника -  41 Воронежского Краснознаменного штурмового авиаполка. Это – история 366 скоростного бомбардировочного авиаполка (позднее переименованному в 164 отдельный  Гвардейский  Керченский Краснознаменный  разведывательный  авиационный полк, Потому что  366 сбап был сформирован в 1941 году из части 18 скоростного бомбардировочного авиаполка, первого авиаполка, в котором начиналась служба отца еще с 1935 года. Как оказалось, все три командира этого полка  и большинство из летного состава служили с моим отцом в этом полку, вместе воевали еще в советско - финляндскую войну. Двое из них опознаны рядом с моим отцом на групповых фотографиях их нашего семейного фотоальбома.
   Установлено, что в 1941 году во время Ростовской оборонительно-наступательной операции Южного фронта 366 сбап входил вместе с 41 сбап в состав ВВС 56 Отдельной армии в одну 74 бомбардировочную дивизию и выполнял те же боевые задачи. И, как оказалось, в декабре 1941 года остатки 41 сбап, после его расформирования были переданы в состав 366 сбап и большинство этих экипажей в его составе погибли. И последним командиром этого 366 авиаполка уже после войны  стал выживший в боях бывший  летчик, из 41 сбап младший лейтенант Алексей Катальников, который прибыл в 41 сбап еще в 1940 году.  Которого, по современным документам ЦАМО, до сих пор считают «без вести пропавшим».
    Оторвать  истории этих полков от истории 41-го авиаполка  и разорвать переплетение судеб личного состава   и изложить их отдельно,  без взаимосвязи, не представлялось возможным еще и потому, что из собранных и восстановленных по результатам опознания из разных фотографий  по истории 41 сбап и  фотографий из моего семейного архива на меня, стоят  рядом с моим отцом и смотрят  на меня его однополчане из этих полков. Трое из них были ветеранами  41 сбап - «китайцы» Герой Советского Союза Зверев В.В. штурман М.М. Папсуев, и командир звена И.Х. Кнышев. Как оказалось, однополчанами отца  в 1941-1942 годах оказалось еще много других из 41 авиаполка.  Разорвать эту ткань было бы страшно и непростительно  так, что решил восстановить эту тонкую связь, найденную через года, и все полки как-то восстановить и воссоединить. Через судьбы их людей.  Эта также история самого поиска, наработанных методических приемов, ошибок и заблуждений, историй найденных и «дешифрованных» фотографий, писем с личным содержанием, копий вырезок из газет того времени. Все, что позволяет утверждать, что в настоящее время в поисках пути к Истине не обязательно быть в архивах и можно ее найти в тиши своего кабинета.
Только после этого исследования стали укладываться в логическую взаимосвязь судьба каждого  героя биографического очерка с  судьбами и жизненными путями очень многих его однополчан. Стали более ясными и понятными многочисленные и, увы,  не связанные до этого факты и события, конкретные даты, периоды времени, наименования и номера воинских частей и соединений, запутанно и противоречиво отраженные в данных его  персонального учета. В этой связи в текст глав книги  было необходимо  внести многочисленные примечания, дополнения и пояснения, без которых его биография была бы отделена во времени и пространстве и в истории и в ее понимании в настоящем времени.  Остальное было только делом терпения, техники и правильной методики исследования.

 Завершая свою работу, точнее ее часть автор осознает, что он не обладает достаточным историческим знанием, литературными способностями и «пробивной силой» в попытках опубликовать свою работу и удовлетворить собственное честолюбие. Не так  эту цель я ставил и преследовал. Хочу также сообщить читателям, что часто упоминаемое в работе местоимения «я», «мною» не должно вводить в заблуждение относительно авторства моей работы. Она не моя личная, а коллективная, собранная из документальных сведений, семейных архивов десятков потомков, родственников, земляков  летчиков, ныне здравствующих или уже ушедших. Им будет отдельная благодарность.  Мною в тексте вставлены  и некоторые «художественные домыслы» от первого лица,  позволяющие логически связать отдельные эпизоды и сухие данные архивных документов. Поэтому работа может быть правильно названа документально - художественной.  Главным итогом этой работы считаю те сведения, о судьбах  оставшихся в  живых, погибших, пропавших без вести летчиках, штурманах, воздушных стрелках, авиамеханиках, командирах, комиссарах этих полков, которые были возвращены их потомкам, родственникам, землякам и моим читателям. Это - поименные списки полка, биографические очерки о каждом найденном герое, описание боевых эпизодов и данные о дате,  обстоятельствах, времени, месте гибели и захоронения. И их лица на фотографиях, с которых они будут глядеть на вас. Они выйдут из забвения и встанут на  последнее построение своего полка. Всем, кто оставил нам мирное небо и Победу посвящаю. Это мой отчет перед всеми ними. Чтобы все мы помнили. Мы - из 41-го. Живые и мертвые.
Самара. 22 ноября  2025


Рецензии