Новый человек по Фромму

В 1976 году Эрих Фромм выпустил книгу «Иметь или быть?». Вот, что он в ней написал.

Несмотря на все различия (иногда прямо противоположные суждения) концепций радикальных гуманистов, их принципиальные позиции совпадают по следующим пунктам:
производство должно служить человеку (требованиям), а не экономической системе;

• отношения между человеком и природой должны строиться не на эксплуатации, а на кооперации;

• взаимный антагонизм повсюду должен быть заменен отношениями солидарности;

• высшей целью всех социальных преобразований должно быть человеческое благо и предотвращение человеческих страданий;

• не максимальное потребление, а лишь разумное потребление служит здоровью и благополучию человека, и к этому надо стремиться;

• каждый человек должен быть заинтересован в активной общественной деятельности и вовлечен в нее.

Я убежден, что характер человека может реально измениться при наличии следующих предпосылок:

1. Мы страдаем и сознаем это.

2. Мы понимаем причину нашего дискомфорта.

3. Мы видим возможность преодолеть этот дискомфорт.

4. Мы понимаем, что нам для этого необходимо усвоить некоторые нормы поведения, а нынешнюю практику жизни существенно изменить.
В функции нового общества входит создание нового человека, который должен быть наделен следующими чертами характера:

Готовность отказаться от всех форм обладания ради подлинного бытия.

Уверенность в себе, основанная на вере в собственные силы, потребность ощущать тепло и сочувствие своего окружения, а также потребность дарить другим людям свою любовь и солидарность (вместо потребности «иметь», владеть, покорять мир, превращаясь в раба своей собственности).

Осознание того факта, что никто, кроме нас самих, не может придать смысл нашей жизни, и одновременно понимание того, что только полная независимость может стать предпосылкой самой широкой активности, направленной на то, чтобы отдавать, дарить, делиться.

Способность при любых обстоятельствах быть внимательным к людям и сосредоточенным.
Умение радоваться возможности служить людям, а не возможности накапливать богатство и эксплуатировать других людей.

Любить жизнь во всех ее проявлениях, сознавать, что ничто из вещей и явлений не свято, лишь жизнь и то, что способствует ей.

Стремление ликвидировать в себе, или хотя бы свести на нет такие чувства, как жадность, ненависть, обман.

Способность жить без идолопоклонства, ибо достигнут такой уровень развития, когда нет нужды в иллюзиях и самообмане.

Стремление развивать свою способность любить, а также способность к критическому, свободному от сентиментальности мышлению.

Способность преодолеть собственный нарциссизм и философски принять трагический факт конечности человеческого бытия.

Отдавать себе отчет в том, что высшей целью человеческой жизни является полное развертывание своей личности, а также стимулирование развития личностных качеств своих сограждан.

Осознание того, что рост является здоровым лишь тогда, когда он осуществляется в рамках системы, – умение видеть разницу между понятием «система» как атрибутом жизни и понятием «порядок», который характеризует любую безжизненную структурную организацию.

Развитое воображение и способность фантазировать, но не с целью бегства от невыносимых условий жизни, а как предвосхищение реальных возможностей будущего.

Верность принципу: не обманывать других, но и не позволять себя дурачить (можно быть невинным, но нельзя быть наивным).

Углубленное познание самого себя, и не только сферы своего сознания, но и сферы своего бессознательного, о котором каждый человек лишь смутно догадывается.

Умение чувствовать свое единение со всем живым на земле и отказ от мысли подчинить себе природу и заставить ее силой служить себе; вместо разрушения природы предложить ей взаимопонимание и сотрудничество.

Под свободой понимать не произвол, а возможность быть самим собой – не клубком необузданных страстей, а тонко сбалансированной системой, которая всегда стоит перед альтернативой: либо рост, либо упадок; либо жизнь, либо смерть.

Понимание того, что зло и разрушительность – это неизбежные следствия неправильного развития.
Понимание, что лишь немногие люди достигают совершенства с точки зрения перечисленных критериев, но при этом не следует тщеславно стремиться обогнать других «в достижении цели» (такое тщеславие – оборотная сторона жадности).

Умение быть счастливым. Радоваться самой жизни, независимо от того, как долго нам двигаться к той цели, которую нам уготовила судьба, радоваться самой жизни; ведь если научиться жить активно, интересно, то это доставляет такую радость, что нет нужды беспокоиться о том, как далеко мы продвинулись и чего еще могли бы достичь, но не успели.


Рецензии