Одежда на Кубани
(Авторы: Гангур Наталья Александровна, Максимова Александра Владимировна)
Исследователь путем анализа терминологии и лексики сохранившихся письменных источников способен заставить прошлое «проговориться». Каждый текст предполагает общепонятную, то есть условную в пределах данного коллектива, систему знаков [1]. Ученый должен расшифровать эти знаковые системы, воплощенные в языке, вскрыть смысл, которые вкладывали люди изучаемой эпохи в свои слова и «формулы», и «исторгнуть у них сведения, которые они не собирались давать» [2].
Предметом анализа являются неопубликованные архивные документы (описи имущества) и печатные источники - казенные объявления в газете о краденых и найденных вещах, розыске пропавших людей и другие, в которых содержится информация о костюме или его отдельных компонентах. На основе анализа этих текстов-описаний можно выделить несколько типов традиционной весенне-осенней и зимней мужской одежды восточнославянского населения Кубани: армяк, халат, свита, зипун, кожух, поддевка. Некоторые из названных видов одежды ранее уже выступали предметом специального анализа, но новые материалы позволили взглянуть на данную проблему под другим ракурсом [3].
В делопроизводственной лексике термин «армяк» встречается редко, в основном для обозначения одежды лиц невойскового (гражданского) сословия. Подобный факт объясняется не ограниченной сферой бытования одежды, а взаимозаменяемостью терминов («старый серый суконный армяк (халат - по местному), надетый на старую, рваную желтую дубленную овчинную шубу» [4]), используемых в определенном культурном круге, в котором объект соотносится с соответствующими образцами или стандартами. В лексике кубанских казаков слово «армяк» приобретает негативные коннотации в виду того, что названый объект выступает маркером другого культурного круга («свой - чужой»).
Термин «халат» является пограничным между двумя культурными кругами (казачество / крестьянство), но в большей степени корреспондирует со вторым кругом, сохраняя в большинстве случаев атрибутивные и знаково-маркирующие функции армяка: «халат мужичiи приношенный, простого толстого сукна, коричневого цвета, без всяких других примет» [5]. Семантические ореолы возникают и в тех случаях, когда в текстах отсутствуют прямые оценочные высказывания: «темно-коричневого цвета армяк из обыкновенного деревенского сукна», «халат крестьянского серого сукна с башлыком» [6]. Мужской халат на большей части Европейской России был дополнительной верхней одеждой, по крою аналогичной армяку: распашной, длинный, с прямой спинкой и широкими полами, большим отложным воротником или капюшоном - башлыком [7]. В источниках указываются те же атрибутивные признаки - армяк «с большим воротником», халат «с башлыком», «распашной» [8]. К акцидентным элементам относятся отвороты («халат серого сукна с отворотом» [9]). Последние, как и воротник, фигурируют в описаниях другой одежды: «серый зипун с отворотом, приношенный», «зипунов черного сукна с отворотами 2, оц. в 1 р.», «серый из простого сукна зипун, с одинарным воротником» [10].
По этнографическим данным в Кубанской области бытовали зипуны халатообразные и с клиньями (в талию) [11]. Исследователи выделяют два вида этой одежды: 1) верхний зипун - с прямой спинкой, трапециевидными клиньями на боках, прямыми полами (глубоким запахом), широкими рукавами, капюшоном (башлыком) или большим воротником; 2) зипуны отрезные - сзади по талии сборки, застежки спереди, сверху до талии на крючках (более поздний тип). В некоторых местах он назывался кафтаном, свитой, сиряком [12].
Верхний зипун также использовался в качестве дополнительной верхней одежды (функция плаща), как правило, он изготавливался из простого домашнего сукна (крестьянского), преимущественно серого, черного, белого или коричневого цвета, иногда из верблюжьей шерсти. Зипуны отрезные (на спине или вокруг талии) в последней трети XIX в. получили распространение во многих губерниях России. Источники фиксируют новые тенденции в покрое крестьянской одежды: «зипун (сшитый сюртуком) крестьянского серого сукна, поношенный» [украден у вдовы-крестьянки с. Новомихайловского] [13]. Для нарядных зипунов использовались фабричные ткани, в отделке - нашивки, декоративные швы («черный байковый зипун с подкладкою из клетчатой материи»; ср. «зипун, самоделковый простого сукна; на карманах зипуна простая обшивка» [14]).
Зипун бытовал среди казачьего населения линейных кубанских станиц, иногородних (чернорабочие, отставные солдаты, крестьяне). Несмотря на широкий контекст его бытования в разных социальных средах, в источниках иногда актуализируются аксиологические коннотации: «старый деревенский зипун из темно-коричневого сукна» [15]. По словам современника, посетившего восточную часть Кубанской области в 1880-х гг., в станицах по Расшеватке и Егорлыку «нередко можно видеть казака ... в казачьей папахе и в мужичьем зипуне...» [16].
Термин «зипун» характерен для лексики русской этнографической группы - линейного казачества. Аналогичного типа одежда у черноморских казаков известна под названием свита, свитка. Этот дуализм в названии одежды населения восточных и западных районов Кубани сохраняется и в более позднее время: «одет в старый зипун (свитку) рыжего цвета» [17].
Продолжение следует.
К ВОПРОСУ СЕМАНТИКИ НЕКОТОРЫХ ТЕРМИНОВ В ЛЕКСИКЕ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ОДЕЖДЫ) - ЧАСТЬ 1 - 883272378112
Свидетельство о публикации №225112600630