Одежда на Кубани часть 2
(Авторы: Гангур Наталья Александровна, Максимова Александра Владимировна)
Для слова «свита» характерна лексическая полисемия. Термин широко встречается в официальной лексике для обозначения традиционной казачьей, крестьянской, мещанской одежды (основной и дополнительной), а также переходных форм (полупальто). Можно выделить несколько типов свиты: верхняя свита (халатообразная, свита с башлыком), свита с клиньями, свита со сборами, свита «черкеска».
Верхняя свита халатообразного покроя выполняла, как и зипун, функцию плаща, имела большой отложной воротник или капюшон - свита с башлыком [18]. Она изготавливалась из сукна домашней выработки: «свитка серого сукна с большим воротником», «старая серого сукна верхняя свитка, воротник шириной в четверть, сшит из двух клиньев равной величины» [19].
Второй тип - свита с клиньями, наглядное представление о которой дает фотография С. Гольденберга середины 1870-х гг. в «Альбоме костюмов России» (раздел «Кубанская область») [20]. На фото изображен крестьянин в простой серой суконной свите, подпоясанной кушаком; ворот снабжен узкой стойкой; рукав неширокий, немного зауженный книзу, без отворотов.
Третий более поздний тип - свита со сборками (сборами) - не имел широкого распространения, его бытование отмечено в иногородней среде: «свитка из черного российского домашнего сукна, сзади со сборами, воротник обшит черной материей, на трех медных крючках, с правой стороны холщевый карман» [21]. Иногда маркирующую функцию выполняет суперэтническое определение - российская («одет в суконную российскую свитку коричневого цвета» [22]), аккумулирующее «точку зрения» доминантной (казачьей) культуры, в которой функционируют свои культурные формы и модели.
Региональный аспект проявляется в двух уровнях - этническом и сословном. Характер декоративного оформления одежды вкупе с материалом выступает в качестве этнического маркера: «одет в коричневую свиту полтавского сукна с рукавами, обшитыми черной кожей» [23]. Сословная специфика одежды эксплицитно выражена в оппозиции казачья - крестьянская, а в качестве маркера выступает покрой одежды [24]. Левый член оппозиции отличается полифонией определений: «прикрыт старою, серого цвета, свитою, крестьянского покроя», «свитка темно-серого цвета крестьянской работы», «одет в светло-коричневую крестьянскую суконную свитку», «в коричневого цвета мужичью свитку с серыми пестрыми заплатами», «в деревенскую серого цвета свиту» [25].
Имплицитно выраженный правый член оппозиции связан с определенным «кругом пользователей» казачьей модели культуры. В источниках встречаются определения свита / свитка черкеска, или черкесская, относящиеся к традиционной одежде черноморского (запорожского) казачества, фиксируемой под теми же названиями в архивных документах конца XVIII в. [26]. Так, свиты черкесские фигурируют в описях товаров, привозимых из-за Кубани в 1810-1820-х гг. [27]. Определение «черкесская» указывает на этнический маркер. В начале XIX в. у адыгов бытовали: «черкеска» обычная, «черкеска» с кожаными газырницами и верхняя одежда с разрезными рукавами, также называемая черкеской. У народов Северного Кавказа известна и одежда типа свиты, более свободного покроя («с запасом»), со стоячим воротником, без выреза на груди и без газырей [28]. Можно предположить, что это и есть «свита черкесская». В ведомости (1825) «веществам», добытым в черкесских закубанских аулах, указываются и свитка черкеска, и черкеска, и черкесская свитка [29]. В приказе по Черноморскому казачьему войску от 4 марта 1831 г. «строго запрещалось в виду начальства или при отправлении службы носить черкесские свитки и тому подобное неприличное одеяние, которое равно и шапки могут только, кому угодно, - носить в частной жизни и по хуторам, или на кордонах, в разъездах, и симу подобных службах» [30].
В 1810-1820-х гг. в гардеробе казачьих офицеров, наряду с простой свиткой, свитой / черкеской с «вильотами», встречается свита черкеска / черкесска(я) /сшита на манер черкеской. Она изготавливалась из тонкого цветного (кофейное, зленное, красное) сукна, полы подбивались дорогой шелковой тканью, для оформления применялся золотой шнур, узкий серебряный позумент («обложена вокруг») [31].
По исследованиям Е.Н. Студенецкой, на Дону бытовала свита, «тождественная черкеске и носящая название «черкеска» [32], другими словами, эти термины являются контекстуальными синонимами. Со ссылкой на B.C. Познанского, свитка черкеска, известная в Воронежской губернии, имела высокий стоячий, открытый спереди воротник, шилась вплотную по фигуре, полы не заходили одна на другую, а сводились «к одному борту как раз по средине груди и в верхней части живота» и застегивались крючками [33].
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №225112600635