Ницше 2. 0 Как дико усатый изобретатель...
Представьте картину: 1889 год, Турин. По улицам шатается немолодой уже чувак с дикими усами и пронзительным взглядом. Он только что обнял побитую извозчиком лошадь и скоро отправится в односторонее путешествие в небытие безумия. Звали его Фридрих Ницше - это был философ, книги которого почти никто не читал при его жизни, а в двадцатом веке он стал самым цитируемым мудрецом. Его тогда считали не более чем эксцентричным учеником Вагнера. (Да, это не опечатка, Вагнер был не только композитором; и сам Гитлер утверждал, что из всех философов на него сильнее всех повлиял Вагнер). И этот непризнанный гений, не имея под рукой даже калькулятора, прошагал своими мыслями так далеко, что мы, обвешанные гаджетами как ёлки, только сейчас начинаем за ним поспевать.
Он не просто опередил своё время. Он его обогнал, плюнул через плечо и оставил нам на подхват свои черновики будущего. И сейчас, в эпоху, когда нейросети генерируют порно по запросу, а холодильник умнее твоей бабушки (да и тебя тоже), его идеи врубаются на полную мощь с новой, необузданной силой.
Вечное Возвращение: Апгрейд без права на откат
Возьмем концепт, которым он очень гордился — Вечное Возвращение. Мол, вся наша жизнь, каждый её позор и триумф, будет повторяться снова и снова, до бесконечности. В XIX веке это звучало как бред сивой кобылы или особенно изощренная пытка для ума.
А теперь отмотаем вперёд, в наше время, в нашу реальность. Физики-теоретики, те самые, что щёлкают формулы как орешки, всё чаще заикаются о циклической Вселенной. Модели, вроде той, что предлагает нобелевский лауреат Роджер Пенроуз, говорят о «Конформной циклической космологии» — где одна эпоха Вселенной (эон) сменяет другую в бесконечном цикле. Большой Взрыв — расширение — сжатие назад в точку— и снова Большой Взрыв". Вечное возвращение, блин, в масштабах всего мироздания. Ницше, без единого телескопа, наколдовал это на своей печатной машинке «Ремингтон». Каково?
Но это лишь разминка. Настоящая круть начинается, когда мы вдумываемся в его самого знаменитого и демонического персонажа — сверхчеловека (;bermensch). "Боги мертвы – ты их в сумерках зимних распял" - поется в песне "Безумие" Кипелова, посвященной Ницше. В ходе мучительных духовных поисков он разочаровался во всех идеалах и ценностях человечества и решил облагодетельствовать нас взамен концептом Вечного Возвращения и идеалом Сверхчеловека.
Сверхчеловек vs. Постчеловек: «Апгрейд или отстой?»
За четыре года до того, как сойти с ума он создал, пожалуй, самую удивительную книгу в истории человечества - философский трактат, словно написанный стихами "Так говорил Заратустра". Этакая вершина немецкого романтизма. В ней он устами древнеиранского пророка Затратустры поведал над новый, по сути дела, религиозный идеал - сверхчеловек. Помните его пассаж про обезьяну? «Обезьяна перед человеком — посмешище или мучительный позор. То же самое и человек перед сверхчеловеком - посмешище или мучительный позор». В XIX веке это была просто мощная метафора. Сегодня — это техзадание для биоинженеров и адептов трансгуманизма.
Ницшевский сверхчеловек — это тот, кто преодолел себя, свой животный страх, наследие морали рабов. Он — творец собственных ценностей, воплощение воли к власти (не над другими, а над своей казалось бы хлипкой человеческой природой!).
А теперь взгляните на проект «постчеловек», который тихо, но уверенно собирается в кремниевых долинах и секретных лабораториях. Это уже не метафора, это — техно-манифест неумолимо наступающего будущего.
· «Волю к власти» теперь зовут биохакинг. Утренний кофе? Нет, утренний модуль с ноотропами и тестостероном. Медитация? Это для слабаков. А вот прямой нейроинтерфейс, подавляющий миндалевидное тело (центр страха) — это по-нашему, по-сверхчеловечьи.
· Преодоление слабостей человеческого тела? Да пожалуйста. Хрупкие кости? Заменим на карбоновые композиты. Слепота? Нанороботы в крови чинят сосуды, а кибернетические глаза дают зрение в инфракрасном спектре. Смерть от старости? Это просто технический глитч, который скоро пофиксят.
· Творец новых ценностей? А как же! Зачем тебе замыленные концепты добра и зла, когда встроенный в твой мозг ИИ-советник может просчитать этическую матрицу любого поступка с точностью до 99,8%? Твоя мораль — это твой персональный апдейт. Захотел — скачал патч «буддийский монах», надоело — обновился до «просвещенного циника».
Ницше, философствующий молотом, разбивающим скрижали морали и прежних ценностей, выглядел бы сегодня средним юзером на форуме трансгуманистов, который постит мемы про «смерть Бога» — то есть, отмирание классического человеческого сознания.
«Бог умер» — сервер лежит на техническом обслуживании.
Знаменитое ницшеанское «Бог умер» — это не атеистический лозунг. Это констатация: старые скрепы, универсальные истины, на которых держался мир, рухнули. Мы остались одни в пустоте.
Ну и что? А то! Мы эту пустоту тут же заполнили технологиями, которые стали нашей новой религией. Мы молимся на алгоритмы, верим в «объективность» big data, а в моменты кризиса ищем спасения не в церкви, а в техподдержке. Бог не умер — он лег на апгрейд и вернется в виде облачного ИИ с ежемесячной подпиской.
Заключение: Привет из 1889-го
Так что в следующий раз, когда ты будешь заряжать свой чип ото сна или вживлять новый девайс, вспомни того самого великого философа на грани безумия. Он не давал нам готовых ответов. Он ставил невыносимо жгучие вопросы. И сейчас, на пороге эпохи, где граница между человеком и машиной вот-вот испарится, его вопросы звучат как никогда громко.
«Обезьяна перед человеком — посмешище или мучительный позор. То же самое и человек перед сверхчеловеком - посмешище или мучительный позор».
Каково, а? Мы так стараемся не стать этой жалкой обезьяной, что с упоением конструируем того, кто сочтет нас таковой. И в этом есть какой-то дикий, киберпанковский, ницшеанский перфект. Добро пожаловать в вечное возвращение, детка! Только на этот раз — со встроенным в тебя интерфейсом.
Свидетельство о публикации №225112600652
