Веня Супер Стар
В околохудожественных кругах столицы лесного края что-то назревало, по слухам, готовилась какая-то персональная выставка Воркутинского скульптора. В местной галерее допоздна горел свет, и тёмные силуэты за окном распаковывали многочисленные ящики… Доставали скульптуру переложенную стружкой, и отдельно заносили длинные свёртки какой-то ткани с проступающими изображениями… Шел монтаж экспозиции выставки.
Сам же герой, этого ажиотажа, расхаживая в замшевой курточке, отдавал распоряжения немногочисленным подсобным рабочим.
Если остановиться поподробнее на его портрете, то можно сразу отметить аполлонистую фигуру скульптора, одетую в редкие в то время синие джинсы… Большие голубые глаза его светились весьма язвительным юмором, когда на вопросы, что это за материл, отвечал - глина обожженная, называется шамот… Дополнить портрет ещё можно, его небольшой головой с русыми волосами в рыжинку, и такой же короткой бородкой. Украшал всё это скособоченный небольшой нос с горбинкой…
Когда уже было всё готово, размещена на подставках скульптура, и развешаны батики, это те свёртки в рулонах, экспозиция приобрела окончательный вид. Была параллельно вывешена афиша с информацией, что в такое-то время будет открытие персональной выставки скульптора Вениамина Ивановича Смирнова. Экспонируется скульптура и декоративно-прикладное искусство…
Ура! И вот открытие. Народу набилось масса, плотной группой прибыли члены местного союза художников, и наиболее отважные студенты художественных заведений…
Зрелище для глубинки лесного края было, конечно, невиданное: Декоративная мощь скульптур, идеальная форма интереснейших портретов, выполненных в шамоте. Бронзовое литьё с оригинальными сюжетами на древнегреческие мотивы… Обобщенные фигуры символизирующие Северный край… А главное, батики во всю стену, с сюжетами ядерной катастрофы, обнаженные тела извивались в огне атомного апокалипсиса… Невиданное до этого дня зрелище!
В общем, было ощущение, что попали на какое-то европейское биеннале как минимум… То есть слишком была несопоставима мощь работ и затерянная географическая точка их экспонирования…
Конечно, в тихо-мирно живущем своей размеренной жизнью местном союзе, это было похоже на некий шок, разбудивший это сонное царство, хотя я не отрицаю наличие в то время выдающихся авторов. Но дело в том, что уже сформированный монолитный коллектив уже выработал свои приоритеты, и даже стал узнаваем на самых крупных российских выставках, за счет своего северного колорита, и традиционно профессиональной скульптуры, в стиле соцреализма...
И, когда пластическое буйство форм и разнообразие сюжетов одного автора взорвало эту тишину, то конечно, речи при открытии выставки были необычайно сухи и официальны… Видимо самые нестойкие были пронзены чёрной завистью… И плотно сбившийся коллектив вынес резюме — очень интересно, но не наше. А один из мэтров даже поинтересовался: — Где же твоё лицо, имея ввиду наличие узнаваемого стиля…
На это Вениамин, ответил, что он Супер Стар, этим как бы всё и сказано, тем самым проведя негласную черту между ним и критиками… Тут, конечно, надо понимать одну простую вещь, если художник не будет претендовать на первое место, то вряд ли он будет конкурентно способен в соревновании с другими. У Вениамина это было развито в полной мере, таковы свойства его личности… Академия Художеств дала ему не только школу, но и дух бойца. Кстати, являясь чемпионом по ватерполу Питера, это тоже о чём-то говорит…
Но, знаменитая эта выставка была потом, а пока было первое знакомство с ним, всё в том же старом худфонде на Первомайской… Получая какой-то заказ на оформление, я услышал крики и указания как надо правильно разгружать контейнер. Оказывается пришел контейнер из Дзинтари с работами Смирнова, и проблема была в том, чтобы аккуратно разгрузить пришедшую керамику…
Как в последствии он мне рассказал, большую часть работ он сделал на этой творческой всесоюзной даче керамистов в Дзинтари, принадлежала она в своё время с/х СССР, и попасть туда было большим везением, так как именно там художники работали в любой, можно сказать, свободной манере…
Там и сложился этот его уникальный стиль в скульптуре, совпала его академическая школа, и обобщающий декоративный материал шамот. Умение работать с формой и получать быстрый результат, дали поразительные плоды…
Не всё это, конечно, сформировало его стиль, в последствии когда мы с ним нашли общий язык, я его спрашивал, что же привлекает его в пластике других скульпторов. На первом месте, у него был Египет, практически вся скульптура, так как он считал, что это космическая форма по совершенству… Ну и конечно, Генри Мур, отклики этой пластики видны в разъятых фигурах изображающих Север… Вот на соединении этих двух эстетик видимо и следует рассматривать формирование его стиля, включая Репинскую академическую школу как основу...
Дело на наших посиделках, конечно, не ограничивалось только профессиональными вопросами, накатив пару рюмок чая, обсуждали всё и новинки литературы и неореализм итальянцев в кино… С жаром обсуждали Хемингуэя и Ремарка. Особенно он любил цитировать куски из романа «Чужак с острова Барра», о приключениях Белощёкой Казарки…
Доставал свою потрепанную записную книжку и вдохновясь, тихо читал - «Я буду знать, на свете жил не зря…»
Вскоре он выпустил небольшой сборник своих стихов, как он говорил - « От Питера до Воркуты дорога длинная и строчки сами ложились под ритм колёс…»
В этом случае не сравнивал, конечно, себя с Микеланджело, но приводил пример как художника, отображающего свою жизнь и кредо, в сонетах…
Так было, не хочется говорить о печальном, но к сожалению по каким-то обстоятельствам, рюмка чая в какой-то момент перевесила такой мощный творческий потенциал…
Возможно, этот ярко заявивший о себе талант, поставил его особняком среди достаточно ровного творческого коллектива, может какие-то черты характера сыграли свою роль, и почему этот талантливый художник захотел самоуничтожится, эту загадку уже никто не отгадает… Но надо помнить, что чем ярче талант, тем сильнее страсти кипят в его душе, о которых мы не знаем и даже не подозреваем…
Но, что было того не вернёшь… После месяца работы этой выставки, решили провести обсуждение, подбить как говорится итоги… Поставили стол, за который села группа авторитетных художников во главе с человеком приглашенного из министерства культуры…
Выступающие художники отметили грандиозный размах и творческий потенциал скульптора, говорили много о её значении и эстетическом воспитании… Потом пошли вопросы к автору о его творческих планах, даже где-то сбоку застрекотала кинокамера, видимо для новостного сюжета…
Пока… Пока не раздался голос авторитетного члена:
- Дак где же твоё лицо?
( Леонардо да Винчи, подавился бы наверно фиником), но я точно видел, что Вениамин только слегка усмехнулся в свою русую бороду с рыжеватым оттенком…
Эта выставка осталась в моей памяти как наиболее яркое событие в художественной жизни Республики и по сей день...
И конечно, очень жаль этот ярко вспыхнувший талант в далеком лесном краю и на время осветившим сонную жизнь провинции.
А любопытствующим ценителям искусств, никогда не поздно заглянуть в местную галерею, и убедится в правдивости моих слов...
2025г.
Свидетельство о публикации №225112600692
