Карманный блокнот. Испанский стыд Барбоса
Они вошли и остановились у дверей нашего пятого вагона - высокий мужчина средних лет, одетый примерно так же, как и прочие пассажиры, не увечный, не хромой, не слепой, с рюкзаком за спиной, приделанным к нему каким-то устройством с торчащими проводами и клавишной губной гармошкой в руках. Нет, в правой руке, потому что в левой держал собачий поводок, на другом конце которого был привязан огромный палевого цвета пёс в черном пластмассовом наморднике. Стоя между рядами пассажирских лавок, мужчина уверенным движением нажал что-то, и грянула бодрая мелодия. А «музыкант» так же бодро стал выдувать из гармошки пронзительные звуки и нажимать пальцами на клавиши, не очень соотносясь со звучащей музыкой.
Пёс, стоящий рядом на коротком поводке, с виноватым видом поглядывал на сидящих рядом людей. Тем, у кого есть или была собака, не надо объяснять, как смотрит провинившийся пёс. Да и большинству пользователей интернета тоже - уж сколько видели роликов из собачьей жизни. Он смотрел на пассажиров влажными понимающими глазами, потом низко опускал голову, ища, куда бы её спрятать, в глазах его читалась не только тоска, но и стыд. Да, совершенно натуральный, почти человеческий стыд, который в продвинутом обществе принято назвать испанским. Надо было видеть огромные извиняющиеся глаза Барбоса (конечно, его звали по-другому). Люди в таких случаях говорят: - Мне хотелось сквозь землю провалиться…
Псу тоже хотелось. А как тут провалишься, ежели привязан? Но как спрятаться от позора, хотя бы спрятаться, чтобы не быть на виду у этих любопытных глаз. Пёс думал, что они смотрят не потому, что он породист, огромен и прекрасен, а потому, что он причастен к происходящему. На «музыканта» никто не обращал внимания, а он всё продолжал исполнять свой странный номер. Пёс всячески желал показать свою непричастность к этому безобразию. И он лёг на пол в проходе, вытянул передние лапы и положил на них красивую голову. - Ну что я могу сделать… - словно говорил он всем своим видом. Пассажиры сочувственно взирали на пса. Некоторые пытались его погладить. Пёс не возражал. Он терпеливо ждал, согретый вниманием и добрым участием окружающих. Солист закончил исполнение номера, резко дёрнул поводок, Барбос поднялся и покорно последовал за хозяином в следующий вагон.
Свидетельство о публикации №225112600884
1. Выражение "испанский стыд" мне понравилось и я его использую. "Ох, я испытала испанский стыд, наблюдая за ним" - могу сказать я в разговоре с приятельницей, зная, что она меня отлично поймет. Но если эту же тему подниму в беседе с человеком менее образованным и развитым, скажу иначе: "Мне было за него неловко".
Цель общения - быть понятой. Потому можно (и нужно!) менять стили речи в зависимости от собеседника. Это нормально.
2. Пес, который так благороден, что испытывал "испанский стыд" за своего хозяина, признаюсь, меня удивил. К разного вида уличным музыкантам я отношусь с пониманием, сочувствием, иногда даже с восхищением. Но испытывать за них стыд - точно нет.
Я им не судья. На мой взгляд, это очень нелегко - выйти перед людьми и играть. Человек преодолел стыд и страх, потому что... Скажем, ему надо кормить вот этого огромного красивого пса. А заработать по-другому он по каким-то причинам не может. И он идет к людям, чтобы спеть им, сыграть и заработать денежку. Бог ему судья! Не зная причин, по которым человек ходит петь в вагонах электрички, мы можем ошибаться, осуждая его. А пес своего хозяина вряд ли стесняется. Возможно, он уже немолод и мечтает поскорее оказаться дома на своей лежанке и грызть косточку.
С уважением, Ирина Полонская.
Ирина Полонская 26.11.2025 20:48 Заявить о нарушении
Ирина Дмитриевна Кузнецова 27.11.2025 11:46 Заявить о нарушении