Зимний сад. пьеса

(эксцентрическая мистерия в одном действии)
Действующие лица:

ОН (55 лет)
ОНА (красива и юна)

Картина первая
 Темнота. В свете прожектора появляется Он. Мечется по сцене.

ОН. Где я?... Что это?... Эй! Есть тут кто?... Проклятье! Не понимаю! Что творится?... Эй! Слышит меня кто? Почему так темно?... Дайте свет! Куда я попал?

Появляется Она.

ОНА. В тишину.
ОН. Слава Богу! Кто ты? Что со мной?
ОНА. Это сон. Просто сон.
ОН. Я не могу проснуться? Почему? Не помню, кто я есть на самом деле? Куда мне идти, что делать?
ОНА. Что хочешь.
ОН. Кто я такой?
ОНА. Кусочек вселенной. Немного энергии с обрывками сознания и разума. И полной потерей памяти. Потеряшка.
ОН. Кто такая ты? Что молчишь? Говори!
ОНА. Это не важно.
ОН. И что мне делать?
ОНА. Искать.
ОН. Кого?
ОНА. Себя. Ты жив, ты есть. Вчера уснул. Потом немножко заблудился, теперь не можешь найти к себе дорогу.
ОН. Как это? Не понимаю! Что ты молчишь?... Почему так темно? Как в склепе. Как в гробу!

Она смеётся.

ОН. Тебе смешно? Оставь меня в покое! Уйди!
ОНА. Хорошо.
ОН. Нет!... Стой!
ОНА. Стою.
ОН. Ты знаешь что-то?… Помоги! Опять молчишь?
ОНА. Бедный потеряшка. А куда ты хочешь? Может быть сюда?
ОН. Кто это?
ОНА. Не узнаешь?
ОН. Какой-то мальчик… Это я! Точно я!
ОНА. Сейчас ты проснешься, потопаешь по своим маленьким, но очень важным делам. Будешь делать открытия, учиться. Познавать мир, познавать себя.
ОН. На вид парню лет шесть. Совсем ребенок… Спит. Видит кошмарный сон… Но я взрослый человек! Я много знаю, много пожил.
ОНА. Тогда оставим его в покое. Оно и к лучшему. Может быть сюда? Юноше лет пятнадцать.
ОН. Слишком мал. Я намного взрослее. Знаю это точно… Как в одно мгновение я попадаю в разное время?
ОНА. Время – поезд, который в этот миг мчится мимо тебя. Ты с него сошел, видишь, как он движется, можешь снова заскочить в него, выбрав вагон. Все просто.
ОН. Сошел со своего поезда… Почему?
ОНА. На этот вопрос ты должен дать ответ сам.
ОН. Ничего не понимаю. Я всё забыл. Почему?… Так! Стоп!... Ладно… Нужно прийти в себя.
ОНА. Золотые слова. Иди.
ОН. Куда?... Кто ты? Отвечай!
ОНА. Твоя сущность.
ОН. Ты… это я?
ОНА. Можно сказать и так.
ОН. Почему женщина?
ОНА. Душа женского рода.
ОН. Ты красива… Нет. Ты прекрасна!
ОНА. Спасибо. Я знаю. У тебя красивая душа.
ОН. Ты юна.
ОНА. У тебя молодая душа.
ОН. Почему не встречал тебя раньше? Даже во снах.
ОНА. Встречал, но не видел. Или не хотел видеть.
ОН. Это как?
ОНА. Человек многое не замечает и не знает о себе почти ничего. Разум не лучший советчик. Он даёт знания, но закрывает глаза. Тогда человек проходит мимо…
ОН. Я тебя не понимаю. Чушь какая-то. Бред! Что мне теперь делать? Почему я оказался здесь? Почему сошел со своего поезда?
ОНА. Это полустанок. Люди иногда покидают свои вагоны, на время выскакивая из поездов, чтобы очень скоро вернуться к себе и продолжить путь. Всего-то остановка.
ОН. Куда вернуться? Как?
ОНА. Ищи.
ОН. Все знаешь, но не хочешь мне помочь?!
ОНА. Ты сам должен найти Путь. Сделать это разумно. Или неразумно. Использовать интуицию, жизненный опыт. Хочешь, чтобы я помогла? Стоит ли поддаваться минутным душевным порывам, куда они могут завести? Сам… Только ты можешь найти свою жизнь. В этом смысл.

Пауза.

ОН. Ты все знаешь обо мне?
ОНА. Конечно.
ОН. Каждую минуту моей жизни?
ОНА. И не одной.
ОН. Их было много?
ОНА. Очень.
ОН. И ты была со мной?
ОНА. Всегда.

Пауза.

ОН. Я тебя не помню… Я ничего не помню. Запутался, потерялся…
ОНА. На это были причины.
ОН. А если я себя не найду?
ОНА. Ты не проснешься. Такое иногда случается.
ОН. Так просто об этом говоришь?... Почему здесь так темно? Кромешный мрак!
ОНА. Ты в цветущем саду. Не видишь?
ОН. Кошмар… Какой-то кошмар…

Картина вторая

Пауза. Он мучительно бродит по сцене.

ОН. Сам… Сам.. Сейчас… Сейчас… Недавно посмотрел на часы. 02.02. Поздно уже, - подумал я, - почему не сплю? Лег. Спать не хотелось. Ворочался. Снова взглянул на часы. Понял – оказывается я их снял и держал к верх ногами. Тогда было 20.20. Поэтому не мог заснуть… Теперь не могу проснуться… Вот ещё: Было это совсем недавно. Спустился в метро. Подъехал поезд красного цвета. Написано на нем было «Красная стрела». Зашёл, сел в ретро-вагон, проехал несколько остановок. Заметил - люди в нем какие-то странные, другие. Вдруг услышал: «Конечная. Поезд дальше не пойдет, просьба освободить вагоны». Освободил. Станция Юго-запад. Куда делись ещё несколько остановок, – не понимал. Ветка давно уходит за кольцевую. Поднялся в город. Не узнал его. Людей тоже не узнал. Они слово из другого времени. Бросился назад к метро. Старинные турникеты. Люди опускают монетки достоинством в 5 копеек, проходят дальше. Не было у меня такого пятака. И быть не могло. Вспомнил, как когда-то в детстве проходил бесплатно. Пристроился за одним типом, перекрыл дырочку светового датчика, турникет не закрылся, я проследовал на станцию. Бросился в вагон. Поезд тронулся. Снова странные люди. Сидят, читают. Книги настоящие, бумажные. Пассажиры листают настоящие страницы. (Книги были почти у всех.) Проехал несколько станций, наконец, услышал английскую речь. «Спортивную» назвали на нашем и на чужеземном. В руках у людей больше не было книг. Теперь они держали телефоны, тыкали в экраны. Абсолютно все. Стало легче, пришёл в себя, выскочил из ретро-поезда, сел в нормальный…

Пауза. Он ходит по сцене.

ОН. В последнее время что-то происходит, что-то не так, слетаю с катушек… «Пришел в себя». Черт.
ОНА. Чертей не надо. Обойдёмся без чертей.
ОН. «Пришел в себя». Теперь понимаю - какой в этих словах заложен смысл!... Кто я есть на самом деле? Где я? Куда попал? Зачем?
ОНА. В этом нет ничего страшного. Иногда нужны такие остановки.
ОН. Дура! Что ты понимаешь? Просто дура! Знаешь, каково мне сейчас?...
ОНА. Хорошо – я дура. Ты прав.

Пауза. Он ходит по сцене.

ОН. Извини… А вот еще одно наваждение. Случилось это совсем недавно. На нашей лестничной клетке в одной из квартир жила жизнерадостная старушка. Звали ее - Алевтина. Дом наш угловой. Окна моей кухни выходят на сторону, где находится ее комната. Иногда мы видим друг друга. (Расстояние между нами всего-то несколько метров.) Тогда она улыбается и машет мне рукой. Иногда, мне кажется, даже поджидает, когда я появлюсь, чтобы снова помахать. В ответ я тоже всегда ее приветствую. Это такая многолетняя игра, ритуал… А недавно Алевтина умерла. Было ей под 90. (Не в этом дело…) Понял я это, потому что на этаже стало пусто. Алевтина любила цветы и всякую там растительность. Вся лестничная клетка была заставлена вазонами, засажена какими-то пальмами, кактусами, заморскими диковинками. Особенно все это странно смотрелось зимой. На дворе за окном мороз, а у нас в коридоре и у лифта цветы. В большой кадке плодоносит настоящее лимонное дерево, кактусы красуются огромными бутонами. Скоро распустятся. Мне она такой кактус давно подарила. Ни разу не зацвел. А у нее каждый год. Короче, создала Алевтина у нас целую оранжерею! Целый зимний сад! Иногда из соседей кто-то ворчал: Мол, заставила все своими кадками, стены увешала – нет проходу. Зато красиво было – других слов нет… Но умерла бабка, и растения исчезли. Видимо, ее родня навестила пустующую квартиру и все увезла или раздала. Оно и правильно – кто будет поливать? Да и не сможет никто из жильцов поддерживать в подъезде такую красоту. Просто не захочет. Только старушке от нечего делать это удавалось. Но ее не стало… И вдруг на днях, когда ночью я вышел на кухню покурить, заметил, что окно ее светится. Там кто-то был. Наверное, приехал ее сын, - подумал я и заглянул в проем окна. В нем четко был виден силуэт Алевтины. Она, как все прежние годы, стояла, махала мне рукой и жизнерадостно улыбалась. Это точно была она… Повторялось так в течение нескольких дней. Когда я был дома – утром, вечером, ночью – снова и снова видел ее улыбающееся лицо и руку, которой она меня приветствовала. Наконец, не выдержал, вышел на лестничную клетку, прошел коридором к ее квартире, позвонил. Дверь открыл ее сын. Он часто сюда наведывался, хотя жил в другом районе. Вид у него был заспанный. Дело было глубокой ночью. Тьма. Свет во всех комнатах и на кухне был потушен.
- Алевтину, маму свою, позови, - попросил я.
- Ты перебрал, сосед? – ответил он. – Нет больше мамы. Сам же знаешь. Нет ее.
- Извини, - ответил я и вернулся к себе. Прошел на кухню. Свет в окне Алевтины ярко горел. Она стояла, улыбалась и махала мне рукой…

Пауза.

ОН. Что со мной творится – не понимаю. Алевтина из прошлого, странное метро, перевернутые часы. Птицы какие-то бьются в окна, залетают на балкон, лезут в форточку на кухне. Чертовщина…  Все эту ерунду помню, а себя нет.

Пауза. Он бродит по сцене.

Картина третья

ОН. Странно.
ОНА. Что?
ОН. Вижу что-то непонятное. Какую-то девушку. Парня. Рядом море. Они в чудных одеждах. Говорят на непонятном языке, но я все понимаю. Мираж? Сон. Еще один сон.
ОНА. Еще одна твоя жизнь. Ты когда-то умел объясняться в любви.
ОН. Моя жизнь?... Да, это я. Ты говорила про поезд. В нем вагоны. Он едет по своему расписанию, по своему направлению. Это что?
ОНА. Другой поезд. Их великое множество. Их столько, сколько успел ты прожить. И не только поездов. Рек, в которые ты не побоялся ступить. С крутыми берегами, бурными потоками, водопадами. Караванов. С которыми ты шел бескрайними пустынями, без воды, иногда без еды, под палящим солнцем. Но ты без устали преодолевал километры пути. Регатами парусных кораблей. Но, ни бури, ни шторма, высокие волны не были тебе помехой… Смотри, как они влюблены. Как смотрят друг на друга. Было это так давно.
ОН. Да, давно. Жарко. Море. На них почти нет одежды. Парень что-то делает.
ОНА. Делает ей подарок.
ОН. Удивительно! Я помню тот день. Словно все происходит сейчас.
ОНА. Помнишь? Здорово! Это был замечательный день.
ОН. Душа моя пела.
ОНА. Я пела.
ОН. Душа моя объяснялась в любви.
ОНА. А твоя девушка, в тот час спутница жизни, смеялась! Зачем столько сил тратить на такой подарок, если рядом плещется море?
ОН. Не понимала, глупая! Это же купель. Это каменный сосуд в скале над поверхностью моря. Я выдолбил его, потратил много сил. Но теперь любимая сможет принимать в нем морские ванны. Нежиться на солнце.
ОНА. Она шутила, но с благодарностью принимала твой подарок. Потом в этой купели, заполненной соленой, пенной, морской волной вы друг друга любили. А позже на свет явился чудесный малыш.

Она поет песню. (Что-нибудь из старинного турецкого фольклора.)

ОН. Как давно это было. Вижу, словно все это здесь и сейчас.
ОНА. А купель та сохранилась по сей день. Иногда туристы посещают те места, видят ее и тогда в воображении рождается образ чей-то далекой любви.

Он вскочил, побежал.

ОН. А вот еще! Тогда душа моя танцевала. Душа моя сходила с ума. Я моряк. Нет, уже молодой капитан!

Она тоже вскочила.

ОНА. Это был твой первый рейс в этом звании. Ценный груз. Подвести нельзя. Но немножко заблудились.
ОН. Еще как заблудились. А какой был шторм!
ОНА. Сколько морских миль вас гнало без остановки. Помнишь?
ОН. Еще бы. Мачты ломались, как спички, паруса, которые мы не успели спустить, рвались, как  бумажные салфетки, канаты, как гнилые нитки. Но ту ночь мы выстояли, мы победили. Потом эти засранцы…
ОНА. Верно. Иначе не назовешь. Поголодали, бунт устроили.
ОН. Ничего, справились. Кого-то пришлось на рее вздернуть.
ОНА. Пираты…
ОН. Снова обошлось. Ушли.
ОНА. И, наконец, пункт назначения.
ОН. Слава Богу. Дошли!
ОНА. Что было потом – помнишь?

Звучит сумасшедшая старинная ирландская танцевальная мелодия. Они танцуют.

ОН. Еще бы. Портовый кабак!
ОНА. Что ты творил там?! Помнишь?
ОН. Я! Да, я творил! Пил всю ночь!
ОНА. Верно!
ОН. Танцевал!
ОНА. Еще как!
ОН. И душа моя танцевала вместе со мной! Ах, какие там были женщины!
ОНА. Ах, какие там были портовые шлюхи! И ты, юноша, совсем еще мальчик, был счастлив!
ОН. Да, счастлив!
ОНА. И я была счастлива вместе с тобой! Ты тогда победил! Ты мой герой!
ОН. Какое было время! Какая была ночь!

Устали от безумного танца, повалились на сцену.

ОН. Ты моя тень. Ты моя вечная спутница и подруга. Верная. Ты всегда со мной... Кем я только не был…
ОНА. Помнишь?
ОН. Воином.
ОНА. Полководцем. Генералом!
ОН. Политиком.
ОНА. Государственным деятелем! Министром.
ОН. Ученым.
ОНА. Художником. Твои картины сейчас выставлены в лучших галереях мира.
ОН. Знаю.
ОНА. А еще оленем. Помнишь?
ОН. Иди ты.
ОНА. Что? Было это очень давно. Оленем.
ОН. Тьфу! Да ну тебя.
ОНА. Что тут такого? Красавцем. Какие у тебя были рога! Вожаком стаи.
ОН. Ты еще вожака племени припомни.
ОНА. Припомню. Ты у меня всегда был вожаком. У тебя великая история.
ОН. Да уж.
ОНА. Стесняться нечего. А скромность украшает мужчин… О чем ты сейчас думаешь? Впрочем, догадываюсь.
ОН. По-моему я снова сел в знакомый вагон... Знакомый поезд.
ОНА. Опять Красная стрела?
ОН. Почти… В тот день, в тот час душа моя ликовала. Раннее утро. Мы мчались с тобой по весенней Москве. Я был влюблен. Ты помнишь это?
ОНА. Конечно. В этой жизни ты был впервые влюблен. Она была прекрасна! Я так радовалась за тебя. За вас. Мы с тобой проводили девушку до подъезда (у нее были строгие родители) и отправились в ночь гулять. А очень скоро вдалеке начал загораться рассвет. Прекрасный город спал. В первых лучах солнца блестели купола церквушек, река спокойно струилась, разрезая город на части. Мы замерли на мосту и с восторгом озирались по сторонам.
ОН. И огромный мир открывался перед нами. Потом побежали. Помнишь? Куда? Зачем? Дураки!
ОНА. Мы что-то кричали!
ОН. Душа моя рвалась все дальше, вперед и ввысь. Казалось, ноги не касаются земли. В тот миг я знал, что готов горы свернуть! Я был способен на все. Ради нее. Ради всех-всех людей, которые сейчас мирно спали в своих постелях, не думая ни о чем, не ведая, как здесь удивительно хорошо! Какой был восторг! А страна просыпалась, поднималась, готовилась к чему-то новому, к обновлению. И мы мчались по улицам, готовясь побеждать, творить. Я чуствовал это время – оно было моим. И утренний город, да что там… весь сверкающий мир в это мгновенье был моим! А ты была рядом! Помнишь?
ОНА. Да. Душа твоя ликовала. Я была с тобой! Только тогда никто не знал, что будет позже, потом…

Пауза.

ОН. Интересно, кем я буду в следующей жизни?
ОНА. Ты сначала с этой разберись…
ОН. Что?... М-да…
ОНА. Жалко – с той девушкой вы скоро расстались. Так бывает. Ничего, зато первая влюбленность осталась в сердце навсегда.
ОН. И в душе.
ОНА. Да, в душе… Кем ты будешь? Камнем… Или утесом. Будешь нависать над бескрайнем морем, волны будут накатывать и разбиваться о твой высокий стан.
ОН. Разве у камня есть душа?
ОНА. (смеется) А зачем она тебе?... Шучу… Ты будешь помнить обо мне всегда. Во всех жизнях. Посылать невидимые телеграммы, посылки, письма. Будешь спрашивать у себя – кто на самом деле я такой? Это важно. Очень важно. Вы ведь не знаете о себе ничего. Абсолютно ничего…

Пауза.

Картина четвертая

ОН. Интересно, сколько мне сейчас лет? Наверное, сорок. Не больше. У меня такая молодая душа. Да, сорок… Или тридцать?
ОНА. Двадцать не хочешь?
ОН. Хорошо, тридцать пять. Я молод, хорош собой. У меня прекрасная семья. Ведь ты очень красива. Иначе быть не может. Жена моя – умница, муза. Двое детей. Нет, трое. Мальчик… Два мальчика и девочка. Они замечательные… Я уже к ним хочу. Пора заканчивать этот сон. А тебе я буду писать письма. Ты просила… Телеграммы… Посылки?... Кажется я вспомнил…
ОНА. Что?

Пауза.

ОН. Письма... Я пишу письма… Тщательно вывожу адреса и отправляю их. Куда? Кому?... Кто я? Может быть писатель? Веду переписку с издательствами, с друзьями по перу. Эти люди разбросаны по всему миру. Меня знают, читают… Или не так… Я крупный банкир, бизнесмен. У меня международная корпорация. Я строю дороги, города. Миллионное состояние. Миллиардное… Не в этом дело… А может быть… Точно! Космос! Я учёный! Создаю ракеты, которые летят в другие галактики… Или…

Она смеется.

ОН. Что?... Ну что?!
ОНА. Бизнесмены не ездят в метро верхом на Красной стреле. Боюсь, крупные учёные тоже. И писатель с мировым именем вряд ли спустится в подземку.
ОН. Ну, да…

Пауза. Он почернел. Отошел от Нее. Он в ужасе.

ОНА. Что?
ОН. Ничего.
ОНА. Говори.
ОН. Нет.
ОНА. Говори, я сказала!
ОН. Адреса. Их нужно аккуратно хорошим почерком записывать на посылках, которые потом отправляют клиентам в пункты выдачи… Работаю по 10-12 часов. Миллионы коробок, миллионы адресов. Так уже не один год. Сижу, как проклятый. Да, я проклятый. Дорабатываю до пенсии. Что потом? А что сейчас? Какой смысл - во вчера, в завтра?
ОНА. А что после работы? Ну же. Говори!
ОН. Ничего. Нет!
ОНА. (жестко) Отвечай.
ОН. Я сказал - НЕТ!
ОНА. Тогда скажу я. Ты выбираешься со своего пыльного склада. До 11-ти вечера остаются считанные минуты – и ты бежишь в магазин. Бежишь, потому что скоро спиртное перестанут отпускать. Но у тебя все отработано до секунды. Счастливо успеваешь расплатиться на кассе, счастливо несёшь драгоценную ношу свою домой. Делаешь это каждый день. Делаешь это много лет. А сразу купить ящик пойла на неделю или на месяц слабо? Слабо. Потому как будешь пить и не остановишься. Значит строго одну бутылку. Такой тихий самоубийца.
ОН. Хватит!
ОНА. Нет! Не хватит!... На кухне, сидя за столом у бормочущего телевизора, ты предаешься пьянству, на телефоне играя в игру. Игра эта одна и та же. Но тебя все устраивает. Главное – не думать ни о чем другом. И так каждый день, и так уже много лет подряд.
ОН. Хватит, я сказал! Замолчи! Заткнись!
ОНА. Сейчас закончу… Ты спросишь, где в эти часы нахожусь я? А зачем я тебе нужна? Ты меня заменил. Ты меня из своей жизни удалил, стер.
ОН. Все сказала?
ОНА. Почти. Пока достаточно.

Пауза.

ОН. Я не хочу.
ОНА. Что?
ОН. Возвращаться. Не хо чу.
ОНА. Ты должен.
ОН. Я никому ничего не должен. Это мое право. Моя жизнь.
ОНА. Ты не можешь так поступить.
ОН. Я больше не хочу ничего. Оставь меня в покое. Уйди.
ОНА. Но…
ОН. Все кончено.
ОНА. Что ты раскис? Сдаешься? Вернись. Сбрось обувь, пройдись по траве босиком. Пробеги без зонта под дождем, посмотри на небо, на солнце.
ОН. (кричит) Небо давно закрыто облаками. Черной тучей. Не дают нам солнца. Понимаешь! И не дадут! Что я могу?
ОНА. Так раздвинь их руками! Это же так просто. Ты сможешь! Тебе всего пятьдесят пять земных лет. Люди когда-то жили более столетия. Не пили порочные таблетки от порочных изобретателей, которые сокращают жизнь. У тебя все только начинается! Посмотри на  меня! Ты юноша. Все еще впереди!
ОН. Уйди. Ты мне больше не нужна. Ты мне не интересна. Оставь меня в покое!
ОНА. Даже так?...

Пауза.

Картина пятая

ОНА. Тогда тебе сюда.
ОН. Что это?
ОНА. Не понимаешь?
ОН. Свет. Деревья… Кто эти люди?
ОНА. Уже не люди. Тени. Отголоски прошлых жизней.
ОН. Где я?
ОНА. Где захотел.
ОН. За чертой?... А Рай. Где он?
ОНА. В Рай захотел?... Здесь он.
ОН. Мы в Раю?
ОНА. Конечно.
ОН. Тогда где ад?
ОНА. Тоже здесь.
ОН. Не понимаю я тебя. Говори нормально!
ОНА. Взгляни вон на тех. Они в аду.
ОН. А где огонь? Сковородки, на которых поджаривают грешников? Где все это?
ОНА. Здесь.
ОН. Тьфу. Они находятся в таком же саду, как и мы. Рядом. В то же время они в аду?
ОНА. Да.
ОН. Они близко, здесь для всех всё одинаково.
ОНА. И всё же они на непреодолимом расстоянии от нас. А еще им безумно плохо.
ОН. Почему?
ОНА. Думают, что нам лучше. Видишь, как они страдают?
ОН. Почему?
ОНА. Скоро поймёшь…
ОН. А Бог? Где он?
ОНА. Здесь.
ОН. Но…
ОНА. Кто верит, тот видит его.
ОН. А кто нет?
ОНА. Всё равно Бог здесь. Это любовь.
ОН. Это одно и то же?
ОНА. Да. «Бог – есть любовь».
ОН. Понятно… Страдают. Вижу. Почему? Если они здесь, значит все в прошлом.
ОНА. Именно поэтому им плохо.
ОН. Не понимаю.
ОНА. Они уже не смогут ничего изменить. Вот и давятся грехами. Ты спрашивал о сковородках? Смотри.
ОН. Не вижу.
ОНА. Все просто. Разум оставил их, тело тоже. Здесь впервые они постигают себя. Постигают то, что являют собой на самом деле. В них просыпается…
ОН. Совесть?
ОНА. Верно. Разум больше не может придумать оправдания содеянному. И помочь им некому. Они беззащитны у зеркала перед самими собой. Ничего страшнее этого нет.
ОН. Куда те люди идут?... Или нелюди… Они исчезают! Смотри!
ОНА. Аннигиляция.
ОН. Что?
ОНА. Был тут у нас один гений. В прошлом ученый, изобретатель. Из ничего создал этот механизм. Конечно, абсолютное уничтожение материи невозможно, что следует из закона сохранения энергии и вещества. Ничто не может исчезать бесследно. Однако в физике существует явление - аннигиляция, при котором частица и античастица превращаются в излучение (фотоны) или кванты физического поля иной природы. При таком превращении сохраняется как общая масса и энергия системы частиц, так и её импульс, заряд и момент количества движения…
ОН. Можно на человеческом языке?
ОНА. Извини. С тобой я многому научилась. На человеческом, который тебе больше не нужен?… Если проще… Изобретатель сказал, что это гильотина. Видишь те два камня. Страждущие проходят между ними, потом исчезают.
ОН. Куда?
ОНА. Все равно. Главное, что мы их больше не увидим. Не мозолят глаза. Тот ученый при жизни не испытал своего устройства на себе, но здесь, создав последнее творение, это сделал.
ОН. И что?
ОНА. Исчез, растворился первым в небытии. Вот так.
ОН. Что же он такого изобрел при жизни…
ОНА. Какую-то мину. На его совести сотни тысяч невинных людей. Солдат, женщин, детей. Даже зверей. Вроде бы невинно рисовал формулы, чертил чертежи, но здесь не вынес такой ноши. Совесть… Если при жизни с ней не договориться - здесь конец. Пощады от себя не жди.
ОН. Кто же те несчастные, повторяющие его путь?
ОНА.  О! Весьма уважаемые персоны. Политики, толстосумы. Много судей, адвокатов. Ученых - медиков, химиков, вирусологов. Даже журналисты, блогеры…
ОН. А просто убийцы здесь есть?
ОНА. Конечно. Но таких несравнимо меньше. На гильотину идут те, кто за долгий срок пребывания здесь, истязая себя памятью, не смог договориться с совестью. Я уже это говорила. Кто при жизни не отмолил, тот не успел. Убийцы? У тех господ в длинной очереди масштаб куда значительней. Вот и распыляют себя, бедолаги. Бог им судья.
ОН. Что же с остальными?
ОНА. Кто справился - готов идти дальше. Все просто…
ОН. Как можно отправиться по своей воле на гильотину? Совесть… Какая-то ерунда.
ОНА. Конечно. Ты прав… Сейчас будет немножко больно, приготовься. Может быть, очень больно… Что такое?... Что с тобой?

Ему плохо. Он корчится в муках, хватается за голову, закрывает уши, глаза. Задыхается, плачет.

ОН. Больно.
ОНА. Началось… Не молчи.
ОН. Очень больно.
ОНА. Не носи в себе, говори! Не бойся ничего – говори же!
ОН. Были мы еще совсем молодыми. Дураками были. По 18-20 лет. Однажды собрались компанией на ночную тусовку у одной девчонки. Пили, танцевали, безобразничали, сходили с ума… Больно…
ОНА. Продолжай!
ОН. Квартира была коммунальной. Такие в те годы еще оставались. В одной из комнат жил еще один жилец. Подруга наша говорила, что он алкаш. Не конченный. Утром опохмелится и пойдет на работу. Когда спиртное закончилось, мы с другом к нему постучались. Алкаш, значит, выпивка найдется, - решили мы, – одолжим. В ответ тишина. Снова постучали. Дверь сама открылась. Была поздняя ночь. Мужик беспробудно спал. Убогая обстановка, спертый воздух. Даже после выпитого шампанского мы ощущали тяжелый перегар. Комната была словно проспиртована. На столе увидели стакан, до краев наполненный черной жидкостью. Понюхали – портвейн.
– Мужик, выпивки не найдется? – спросили мы его. В ответ невнятное бормотание. Говорить с ним было бесполезно. Дальше… Глупость какая-то… Я зачем-то взял стакан, отпил, протянул остатки другу. Вернем потом – решили мы. Через мгновение вернулись к шумной компании. Ребята тем временем весело скидывались на бутылку, которую в любое время суток можно было кутить у таксистов. О пьяном мужике мы забыли…
ОНА. И что?
ОН. Больно…
ОНА. Дальше! Что было потом?
ОН. А ты не помнишь?
ОНА. Говори!
ОН. Потом я встретил ту подругу и узнал, что мужик – сосед ее - умер. Ему нечем было опохмелиться… Не выдержало сердце… Я убийца. Понимаешь?! Убийца. Вот так… Очень больно…
ОНА. Прекрасная история. Что-то еще?
ОН. Да! Еще! Было еще! Совсем недавно. Одна соседка попросила меня помочь ей. После нехитрого ремонта в ее квартире работяги оставили мешок с цементом. 30 килограмм. Поднять его она никак не могла, вот и попросила снести его на помойку. Вечером, после работы я выполнил ее просьбу. Во дворе на меня наехал наш дворник. Мол – бросаешь в пищевой бак, а надо в контейнер для строительного мусора. Вынимай!
- Сам вынимай!
Он что-то говорил еще. Достал! Нет, он не наглел, но настаивал. Короче, врезал я ему легонько. Тот рухнул, потом молча отполз, куда-то исчез… Мне так тошно стало. Унизил человека. За что? А ведь он прав. Ночь. 12 часов. В тот день я устал, как собака. Вот и не сдержался... Больно…Очень больно…

Он двигается в сторону ада.

ОНА. Куда?!
ОН. Больно. Теперь я их понимаю.
ОНА. Это все?
ОН. Сколько еще подлого по жизни было, всего не перечесть.
ОНА. Очень хорошо! Прекрасно! Целая исповедь. А ты говоришь – “сковородка”. Невинная грелка по сравнению с раскаленной Совестью. Ты говоришь – “где Бог’? Здесь! Он в тебе. Теперь понял?... Только рано тебе идти к этим господам.
ОН. Почему?
ОНА. Слабенько, неубедительно.
ОН. Что ты понимаешь? Я человека убил. Умер он. Из-за меня! Я все тебе рассказал. Ты и сама должна помнить. Забыла?
ОНА. Умер. Помню. Спустя месяц после вечеринки вашей. Печень была на исходе. Пил много – сам себя и приговорил. А дворник твой простил тебя. Потому что на следующий день нашел ты его, извинился, дал бутылку и банку маринованных огурцов. Дворник остался доволен. Даже предложил, если что, в следующий раз помочь тебе от мусора избавляться. Так что рано тебе туда. Поживем…
ОН. А мужик тот через месяц «того»?... Точно это знаешь?
ОНА. Через месяц… Точно.

Пауза.

ОНА. Полегчало?
ОН. Вроде бы да.
ОНА. (грозно) И напрасно!
ОН. Что?
ОНА. Иной раз лучше что-то сделать, чем не делать ничего. Во что жизнь ты свою превратил? И мою! Коль уж забрался сюда – подумать об этом не хочешь?
ОН. Я сделал все, что мог. Что было в моих силах.
ОНА. (гневно) Нет!
ОН. Да!
ОНА. Силы человека безграничны. Ты сдался.
ОН. Что я мог еще?
ОНА. У тебя были грандиозные планы. Ты горы хотел свернуть!
ОН. Не свернул. Извини. Так получилось.
ОНА. Молодость, силы, образование, азарт, ум. Тебе все удавалось! Еще не было тридцати, а ты уже состоятельный человек. Богатый человек. Так пусти состояние на благое дело! Пустил на ветер.
ОН. Надоело. Мерзко все было, противно, подло! Каждый день нужно было идти на сделку с совестью. Иначе не получалось. Время такое было. Не понимаешь?
ОНА. Поэтому решил все изменить. Бизнес бросил. И куда полез?... Зачем?
ОН. Деньги были, купил такую возможность. Почему нет? Так делали все.
ОНА. Власти захотелось? Ты ее получил. Снова противно? Снова мерзко?
ОН. Да.
ОНА. Каждый день нужно было идти на сделку с совестью?
ОН. Хуже, чем в бизнесе. Подло, низко.
ОНА. Не понимал – куда забрался?
ОН. Повторяю - время было такое. Иначе дела не делались. Помучился. Пятнадцать лет потерял. Потом все бросил. Деньги закончились… И слава Богу. Иначе бы что-то еще натворил.
ОНА. Герой! А семья? А дети? Остался один?
ОН. Один.
ОНА. Почему?
ОН. Время…
ОНА. Опять? На время обиделся? Люди делают время, а не наоборот. Герои делают время. Ты сдался. Жизнь свою сдал. Будущее. Свое и своих не рожденных детей. Вместо спутницы жизни ты выбирал эскорт.
ОН. Я не знал. Видел в каждой из них музу. Только такой я представлял себе настоящих женщин.
ОНА. Все ты знал. Столетия прошлых жизней давали тебе неоценимый опыт, это знание у тебя в крови, к тому же я была рядом. Стоило прислушаться. Но, ты выбирал шлюх.
ОН. Они были красивы… Дьявол! Мне некогда было в этом разбираться. Я делал дело! Большое дело. А вокруг были только такие.
ОНА. Нашел место, где поминать дьявола… Порхали «только такие». Понимаю. Порок притягателен. А где-то рядом была та, мимо которой ты прошел… Черт тебя подери! Ты предал меня! Ты себя предал!
ОН. Обойдемся без чертей. Сама просила.
ОНА. Я много о чем тебя просила. Но ты не слышал.

Он опять направился в сторону ада.

ОНА. Стоять! Куда пошел?!
ОН. Что? Не достаточно? Сама все уже сказала...
ОНА. Извини... Да и не пустят тебя туда эти господа. Видишь, очередь какая. И локтями не толкайся. Пожалей убогих. Им очень плохо. Тебе этого не понять. По-сравнению с ними ты ангел, младенец, херувим…
ОН. Так что же делать?
ОНА. Возвращаться.
ОН. Куда?
ОНА. Знаешь куда.
ОН. Нет. Я ничего не хочу. Больше ничего. У меня ничего нет. Уже не будет. Я привык побеждать
ОНА. Знаю.
ОН. “Оседлавший тигра, не может пересесть на клячу”, - старинная восточная мудрость.
ОНА. Не договариваешь! “А пересев на нее, не расстается с мечтой о тигре”, - продолжение этой мудрости. Так мечтай! Твори! Кто мешает?!
ОН. Нет. Не в этой жизни. Пусто, устал я, больше нет ничего…
ОНА. Врешь! У тебя есть я! У тебя есть все!
ОН. (устало) Ты шутишь…

Пауза.

ОНА. Вон твоя Алевтина. Видишь?
ОН. Улыбается. Рукой мне машет, зовет.
ОНА. Да не зовет она тебя, машет, чтобы ты шел отсюда. Проваливал. Рано тебе еще. Не понимаешь? Жизнь впереди!
ОН. Какая жизнь?
ОНА. Идиот…

Пауза.

ОН. Слышишь? А может снова начать с шестилетнего парня? Заскочить в тот вагон?
ОНА. Сколько сигарет ты выкуриваешь за день?
ОН. Много.
ОНА. А выпиваешь?... Оставь ребенка в покое… Да и не пустит он тебя, дверь в купе не откроет. Потому что не кошмары он видит, а дивные сны. Летает, растет, мечтает мальчик… А ты глухой. Сколько сигналов в последнее время ангелы тебе посылали. Закрылся в своем мирке, спрятался, ничего не замечал. Тыкал в экран телефона, пил. Потом те твои адреса, посылки и снова стакан. Ничего не видел.
ОН. Какие ангелы?! Им на меня наплевать. Всем давно на меня наплевать. Нужны были только мои деньги… Пока они у меня водились.
ОНА. Наплевать, говоришь?! Ты кусочек вселенной, частица мироздания, искра, божественное творение! Все должно быть в гармонии! Вселенной не все равно, что происходит с тобой. Богу тоже. Тебе ангелы посылали сигналы. Алевтина все руки вымахала, глядя на тебя-дурака. А цифры на часах! Мощные символы – послания от высших сил! Узнай их значение! Нет! Ничего не интересно! Синички бьются в окна, пытаются донести, напомнить, рассказать. Снова нет! Нужно было попросить дракона прилететь на твой балкон и перебить все окна. Или летающего слона. Тогда может быть соизволил бы что-то заметить… Бабка старая в свои 90-о до последнего дня красоту для вас создавала, несла. Что создал ты? Островок, оазис, где можно тихонько себя убивать. Тихий самоубийца. Жить он не хочет! Трус!

Пауза.

Картина шестая

ОН. Что ты хочешь?
ОНА. Забыл? У тебя есть пес. Чудесное создание. Мохнатый кусочек тепла, доброты и любви. Ты сможешь его бросить? Оставить одного в пустой квартире? Без тебя он погибнет. Забыл?… Как же так?... Ты о нем забыл!… Сейчас он подойдет, положит передние лапы на кровать, оближет твоё лицо, разбудит. Ты проснешься. Ты нужен ему, он тебе тоже. Очень нужен. Он дарит тебе годы жизни. По вечерам, когда ты сидишь на кухне, он ложится тебе в ноги, согревает их, согревает тебя. Рано утром перед работой и поздним вечером ты проходишь с ним километры пути. И тогда вы счастливы. В такие минуты я всегда рядом, я с вами… Ты проснешься. Попадешь в мир, полный красоты, любви. Встанешь, отправишься с ним гулять, забудешь о ночном кошмаре. Все получится, все будет. Остальное?… Разберёшься, не мальчик.
ОН. И это все?
ОНА. Этого мало?...
ОН. Ты права… Пойду я… Слышишь! Не бросай меня! Больше не бросай!
ОНА. Это ты меня не бросай.
ОН. Ты очень красива. Ты чудо! Я недостоин тебя.
ОНА. Спасибо. Ты тоже очень красив…
ОН. Пойду к своему мальчику. Он ждет меня. Пойду. Как я мог забыть?
ОНА. Конечно… И еще. Кактус полей. Не забудь.
ОН. Какой кактус?… Ах, да. Кактус. Хорошо.
ОНА. Полей обязательно. Зацвел он у тебя этой ночью…

Темнота.

Картина седьмая

Шум ливня. Он (весь мокрый) вбегает, носится  по сцене, смотрит наверх, машет руками, кричит.
 
ОН. Малыш, пойдем гулять! Давай, мальчик мой! Нам дождик дали! Я тучку одну немного подвинул. Расшевелил ее! Разбудил! И солнце, наконец, дали. Договорился кое с кем. Пойдем быстрее, хватит спать!
ОНА. (хохочет) Сумасшедший!

На заднике фотографии (слайды или видео) Его и собаки. Она рядом с ними.

19.11.2025 г.


Рецензии