Белый. Конь Россия. Из размышлений БК

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Русь, куда ж несешься ты?» — Почти двести лет назад Н.В. Гоголь тщетно искал, да так и не смог найти ответа на этот важнейший вопрос.
Не ответила Русь.
Не из вредности или дурного воспитания.
— Русь, конечно, удостоила бы великого писателя ответом, но и сама толком не знала, как и не знает сегодня маршрута своего движения, — подумала Божья Коровка. 
Иногда кажется, что у этого движения и вовсе нет цели — а занимает Русь сам процесс перемещения в пространстве и во времени, под звон бубенцов, когда пролетают мимо годы и люди, в надежде, что, косясь, посторонятся «… и дадут ей дорогу другие народы и государства».
Но так бывает не всегда…
И подумалось Божьей Коровке, что Русь — не тройка вовсе, а конь, запряженный в телегу, собранную наскоро, живьем, с одним топором да долотом ярославским расторопным мужиком.   
Коня этого много раньше сумел заметить Андрей Белый в своем «Петербурге», а образ изваять строками, воистину достойными мысли и пера величайших философов:
— На фоне ночного Исакия из зеленой мути пред ним … встала скала: простирая тяжелую и покрытую зеленью руку загадочный Всадник над Невой возносил медно-лавровый венок свой; над заснувшим под своей косматою шапкою гренадером недоуменно выкинул конь два передних копыта… 
С той чреватой поры, как примчался к невскому берегу металлический Всадник, с той чреватой днями поры, как он бросил коня на финляндский серый гранит — надвое разделилась Россия; надвое разделились и самые судьбы отечества; надвое разделилась, страдая и плача, до последнего часа Россия. Ты, Россия, как конь! В темноту, в пустоту занеслись два передних копыта; и крепко внедрились в гранитную почву — два задних. Хочешь ли и ты отделиться от тебя держащего камня, как отделились от почвы иные из твоих безумных сынов, — хочешь ли и ты отделиться от тебя держащего камня и повиснуть в воздухе без узды, чтобы низринуться после в водные хаосы? Или, может быть, хочешь ты броситься, разрывая туманы, чрез воздух, чтобы вместе с твоими сынами пропасть в облаках? Или, встав на дыбы, ты на долгие годы, Россия, задумалась перед грозной судьбою, сюда тебя бросившей, — среди этого мрачного севера? Или ты, испугавшись прыжка, вновь опустишь копыта, чтобы, фыркая, понести великого Всадника в глубину равнинных пространств из обманчивых стран? Да не будет! Раз взлетев на дыбы и глазами меряя воздух, медный конь копыт не опустит: прыжок над историей — будет; великое будет волнение; рассечется земля; самые горы обрушатся от великого труса; а родные равнины от труса изойдут повсюду горбом. На горбах окажется Нижний, Владимир и Углич.
Петербург же опустится.
Уже опустился, и продолжает опускаться, — подумалось Божьей Коровке. Белый конь, конь Белого, замри на мгновения, пронесись над бездной.  Господи! Сохрани!      
«Не в немецких ботфортах ямщик, борода да рукавицы, и сидит Бог знает на чем; а привстал да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход, — и вон она понеслась, понеслась, понеслась!»

#Белый #Гоголь #Русь #БожьяКоровка

[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра]


Рецензии