Ответы Н. Хрущёва на вопросы журналистов

          Пресс-конференция Главы Советского Государства
                Н. Хрущёва в Пресс-клубе, в Вашингтоне, 16-сентября
                1959 года.
Вопрос:
Что вы можете сказать по вопросу о положении евреев в Советском Союзе?
Ответ:
Вообще у нас национального вопроса не существует. В числе тех, кто создавал условия для запуска ракеты на Луну, достойное место занимают и евреи.  У нас не спрашивают,  какого вероисповедания человек придерживается. Это дело совести каждого человека. Мы прежде смотрим на человека как на такового. Поэтому евреи и русские, украинцы, туркмены … Я могу долго перечислять все национальности в Советском Союзе, то знаете, у нас не хватит времени, отведённого для пресс-конференции. И все эти люди живут у нас в мире, и в согласии. Советский Союз является многонациональным государством, где люди крепко держатся и взаимно доверяют друг другу в общей шеренге.
Вопрос:
Часто ссылаются на то, что на одном дипломатическом приёме вы якобы сказали, что вы нас закопаете в землю. Что вы нам покажите, какую-то «Кузькину-мать».
Ответ:
Знаете, здесь есть маленькая частица американцев, да знаете, всей моей жизни не хватит, если бы я взялся всех вас закапывать. Я действительно такое выражение допустил. Я вам объясню, как это было. И что это значит. Я тогда сказал, что у нас с капитализмом один спорный вопрос – земельный. Кто кого закопает.  Но это моё выражение извратили. И сознательно извратили, потому что вопрос  стоит не в том, что кто-то будет закапывать кого-то физически, а вопрос исторического развития общества. В мире, во-первых, сейчас, не один господствует строй,  а разный строй, в разных государствах, и у разных народов. И он меняется. Был феодализм, его сменил капитализм, потому что он был более прогрессивен. Сейчас капитализм настолько развился, что породил противоречия. Каждый строй, изживая себя, порождает своих наследников. Мы считаем, что на смену капитализму придёт коммунизм. Вы со-мной не согласны, следовательно. Что нам делать? Давайте жить – живите при капитализме,  а мы будем строить коммунизм. Что касается «Кузькиной матери», то у нашего народа есть такое выражение. Вот недавно мы провели подземное испытание термоядерной бомбы. Так вы знаете звуковая волна, после подрыва этого боезаряда дважды обошла весь земной шар. Ваши эксперты теперь эту бомбу называют «сатаной». Так вот эта бомба  и есть «Кузькина мать». Я бы не советовал никому пытаться познакомиться с этой матерью близко.
Шум в зале. Крики: «Вау»!
Что вы ухаете тут? Если вы будете ухать против нас, и будете опять готовить нападение, мы так ухнем, что вы больше не будете ухать.
Вопрос:
В США известна история, возможно вымышленная. Заключается она в следующем. Когда Хрущёв выступал на съезде партии, обличая сталинские преступления, он получил анонимную записку, в которой содержался вопрос: «А, что делали вы, когда Сталин творил преступления?» Тогда якобы Хрущёв попросил автора записки представиться. Прошло несколько минут, но никто из присутствующих не поднялся, и тогда Хрущёв вроде бы сказал: « Теперь товарищи, вы понимаете, что я делал, когда Сталин творил преступления».
(Смех в зале) Господин Хрущёв, если эта история ложная, то все мы о ней забудем.
Ответ:
Я хотел бы ответить тем сочинителям, тем, кто сочинил этот вопрос, когда они его сочиняли, и когда они его выдумывали, какие цели они преследовали, что они ставили перед собой, чего они хотели? Вы, что хотите поставить меня в положение, в такое и смеётесь уже заранее? Как русские говорят, знаете, смеётся тот, кто смеётся последний. И как бы вы, господа выдумщики, понимаете, всяких вздорных сочинений, смеётесь заранее, что вы ловко выдумали, после не раскаивались в своих выдумках. Я на провокации не пойду и не отвечу, какими-нибудь недружественными выпадами здесь собравшимся достойным представителям печати США, потому что ложь на каких бы ногах она не ходила, не может за правдой угнаться. (Аплодисменты)
Вопрос:
Накануне Вашего приезда в США, был запущен Советский искусственный спутник на Луну. Это случайное совпадение? И другой вопрос, связанный с  этим: означает ли запуск спутника притязания СССР на поверхность Луны?
Ответ:
Совпадение поездки моей в США и посылки ракеты на Луну - это простое, но я бы сказал, приятное совпадение. Если кто-либо сомневается в этом совпадении, я отослал бы к нашим учёным, чтобы они приурочили к такому-то числу запуск ракеты на Луну, и как это выйдет (Смех, аплодисменты). Часть вопроса, который был мне зачитан, является ли это основанием для Советского Союза представлять какие-либо собственнические претензии на Луну? Я прошу вас правильно меня понять, я никому не хочу нанести какой-либо обиды, но мы люди разных континентов, разных психологий. Поэтому люди, которые так ставят вопрос, они мыслят так сказать, понятиями частнособственнической капиталистической психологии, а я человек социалистической страны и нового мировозрения и новых пониманий. Поэтому у нас слово «моё» отходит. А внедряется слово «наше». Поэтому посылка в космос ракеты и нашего вымпела – это значит, завоевание наше.  И в этом слове «наше», мы подразумеваем страны всего мира. Поэтому «наше» - это значит и «ваше», всех людей живущих на земле.  (Аплодисменты)
Вопрос:
Вы говорили, что не должно быть вмешательства во-внутренние дела других стран. Как это совместить с русским вмешательством в дела Венгрии?
Ответ:
Видите, вопрос о Венгрии у некоторых довольно навяз в зубах, знаете, как дохлая крыса: и ему и неприятно, и выплюнуть не может. Если вы хотите беседу направить в этом направлении, я могу вам не одну дохлую кошку подбросить ещё, знаете, посвежее, чем вы хотите, понимаете, вопрос  поставить о Венгрии. Я когда-то довольно исчерпывающе, уже давал объяснения в своих выступлениях, и особенно я, с большим удовольствием и радостью, держал ответ перед венгерским народом, когда я приехал в качестве гостя, представляя наш доблестный Советский Союз. В Венгрии знаете, так аплодировали. Поэтому с венграми у нас давно все вопросы разрешимы, и мы в общей шеренге шествуем победоносно, она строит социализм,  а мы коммунизм, поэтому наши цели совпадают, у нас путь один и цель одна. Встречных такого характера вопросов я перед вами ставить не буду, потому что я приехал с другими целями, я приехал сюда с добрыми намерениями и чистым сердцем. Я приехал не отыскивать вопросы для обострения отношений между нашими народами, между нашими правительствами, я приехал смягчить эти отношения и убрать камушки, которые на пути нашем и мешают нашему сближению, ликвидировать холодную войну и обеспечить мир во всём мире.
Вопрос:
Господин Хрущёв, когда вы планируете забросить человека на Луку? (Смех)
Ответ:
У вас довольно неудачное выражение – «забросить». Забросить человека мы никуда не собираемся, потому что мы очень ценим человека каждого и забрасывать его не будем, а человека пошлём на Луку тогда, когда будут созданы технические условия, покаместь таких условий ещё не имеется, поэтому мы не хотим забрасывать в таком понимании – забросить, вроде как выбросить. Нам люди очень дороги.
Вопрос:
Будет ли Россия готова поделиться с Канадой, её арктическими соседями и США информацией, которую русские учёные получили в результате широких и очень успешных исследований в Арктике?
Ответ:
Я думаю, что будет. Нам надо сотрудничать всем странам в данном вопросе. Это полезно. Вообще мы против монополии всякой. (Смех, аплодисменты)
Вопрос:
Какова цель вашей поездки в Пекин, после поездки в США?
Ответ:
Самый сложный вопрос! (Смех) Товарищи! Извините, здесь есть и те и другие товарищи! (Смех) По привычке, во-первых, здесь и наши советские журналисты есть, с которыми у нас просто вошло в обычай обращение «товарищи», кроме того я не хочу себя лишить и такого понимания, что и среди вас некоторое количество найдётся, которое бы не протестовало, когда бы я их назвал товарищами. Я обращаюсь «господа». (Смех)  Я думаю, что журналисты не только пишут, но и читают. (Смех) И если журналисты читают, то они должны вычитать, что 1-сентября 1959 года исполняется десятилетие завоевания власти американским рабочим классом и трудов…(Смех), вот видите, сразу скажите, вот, мол, куда Хрущёв, о чём думает, прямо на горячем, как говорится, поймали (Смех), китайским рабочим классом и трудящимися крестьянами Китая была завоёвана власть и  установлена народная власть, так сказать в Китае . Они довольно торжественно празднуют, как и мы празднуем. Мы Октябрьскую революцию считаем , что когда-то будет время, что от Октябрьской революции будут исчислять, так сказать, летоисчисление. Но это будущее. Китайцы также дорожат, и мы уважаем ихнюю любовь, так сказать, к своим успехам. Когда было пятилетие, я тогда возглавлял советскую делегацию и ездил в Пекин. Мы получили приглашение от китайского правительства  прислать свою делегацию на празднование десятилетия, поэтому у меня так сложилось, что я должен буду вернуться в Советский Союз 28-го и уехать в Китай, в Пекин – 29-го -  это будет очень трудно по срокам, но это большая честь для меня принять участие в праздновании десятилетия, так как церемония начнётся на два дня раньше, поэтому до того, как я приеду, делегацию будет возглавлять товарищ Суслов. Ввиду того, что я задерживаюсь здесь, выступать от нашей делегации будет, видимо, товарищ Суслов.
Вопрос:
Господин Хрущёв, выдвинули  ли вы, какие-либо новые предложения, направленные к разрядке международной обстановки?
Ответ:
Вопросы выдумывать нельзя. Я о себе говорю. Сперва, надо решить те, которые выдвинуты вопросы и ждут своего решения. А выдумывать вопросы, когда не решены кардинальные вопросы – это значит уходить от решения вопросов. Поэтому если мне скажут, что я новых вопросов не выдвинул, то я с вами соглашусь. Поговорка русская, знаете: повторение – мать учения. Мы упорные люди. Вопросы, которые сейчас мешают сближению народов, которые стоит искрой, которые могут воспламенить пожар войны, надо обязательно эти искры затушить и добиться решения их, с тем, чтобы обеспечить мир для всех народов.
                Пресс-конференция Н. Хрущёва (в Москве 12-июня
                1963 года).
Вопрос:
Что вы испытывали, когда выступили с докладом о культе личности Сталина?
Ответ:
Меня часто об этом спрашивают, как это я вдруг вышел и сделал этот доклад на 20-съезде. Сколько лет мы верили этому человеку. Поднимали его. Создавали ему культ. И риск тоже был огромный, как ещё отнесутся к этому руководители партии, и зарубежные деятели, и вся наша страна? Так вот, я хочу вам рассказать историю, которая мне запомнилась с детства.  Cидели как-то в тюрьме, в царское время политзаключённые. Там были и эсеры, и меньшевики, и большевики. А среди них оказался старый сапожник Пиня, который попал в тюрьму случайно. Ну, стали выбирать старосту по камере. Каждая партия предлагает своего кандидата. Вышел большой спор. Как быть?
Кто-то предложил сапожника Пиню, человека безобидного, не входящего ни в одну из партий. Посмеялись все, а потом согласились. И стал Пиня старостой. Потом случилось так, что все они решили из тюрьмы бежать. Стали рыть подкоп. Долго рыли. И тут возник вопрос, кому идти первым в этот подкоп. Ведь возможно, тюремное начальство уже дозналось о подкопе, и ждут там с ружьями. Кто первым будет выходить, того первым и смерть постигнет. Эсеры на большевиков указывают, те на эсеров. Но поднимается старый сапожник Пиня и говорит: « Если вы меня избрали старостой, то мне и надо идти первым». Вот так и я на 20-м съезде. Уж поскольку меня избрали Первым, я должен, я обязан был, как тот сапожник Пиня, сказать правду о прошлом, чего бы это мне ни стоило, и как бы я ни рисковал.  Ещё Ленин нас учил, что партия, которая не боится говорить правду, никогда не погибнет. Мы извлекли все уроки из прошлого, и мы хотели бы, чтобы такие уроки извлекли и другие наши братские партии, тогда наша общая победа будет обеспечена.
Вопрос:
Господин Хрущёв. Говорят вы из простой семьи. Расскажите о себе?
Ответ:
Вы хотите знать, кто я такой? Мои родители были простые крестьяне. Я стал трудиться, как только начал ходить. До 15-лет я пас телят, я пас овец, потом пас коров у помещика.  После работал на заводе, хозяевами которого были немцы, потом работал в шахтах, принадлежащих французам. Работал на химических заводах, хозяевами которых были бельгийцы. И вот теперь я премьер-министр великого Советского Союза. Я женился двадцати лет от роду. Поскольку у меня была хорошая профессия, я обучился на слесаря, я смог сразу же снять квартиру. В моей квартире была гостиная, кухня, спальня, столовая. Я мог содержать кухарку. После революции мне было больно думать, что я рабочий, жил при капитализме в гораздо лучших условиях, чем живут рабочие при Советской власти. Как слесарь в Донбассе до революции я зарабатывал 40-45-рублей в месяц. Чёрный хлеб стоил 2-копейки фунт, белый 5-копеек. Сало шло по 22-копейки за фунт, яйцо-копейка за штуку. Сапоги хорошего качества стоили 6-7-рублей. Поэтому нашей ближайшей задачей будет достичь хотя бы такого-же уровня жизни наших рабочих и крестьян.  Кстати, я до сих пор храню дома свои слесарные инструменты, кто знает, как жизнь повернётся. А хороший слесарь всем нужен, он никогда не пропадёт.
Но нужно иметь в виду, что при этом некоторые капиталисты деньги рабочим не платили, а выдавали им ордера, как бы свои бумажные деньги, на которые можно было купить товар только у этого же капиталиста. А там зачастую всё было паршивое, гнилое, не качественное. Что не могло не привести к росту революционных настроений на Донбассе. Мне вспоминаются некоторые эпизоды гражданской войны, когда я был в рядах Красной Армии. Мои беседы с представителями интеллигенции бывшей царской России. Наша часть стояла в доме на Кубани, который принадлежал хозяйке, которая окончила институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. А от меня тогда, видимо,  ещё углём несло, когда я жил в её доме. 
Она и другие интеллигенты тогда увидели, что  мы коммунисты мясом человека не питаемся, а даже голодаем. Что у меня иногда и хлеба нет. Помню, хозяйка дома мне задавала такой вопрос: «Скажите, что вы понимаете в балете? Ведь вы простой шахтёр». А я признаться, тогда в балете ничего не понимал, потому что я не только балета тогда ещё не видел, но и не встречал балерин.  Я не знал, с чем его едят. Но я говорил, подождите,  у нас всё будет. Я твёрдо верил, что впереди будет лучшая жизнь.       
Вопрос:
Господин Хрущёв! Осуждая культ личности Сталина, вы ничего не говорите о культе личности Ленина в Советском Союзе. Ленин также прибегал к методам политических репрессий по отношению к тем, кого партия считала своими врагами.
Ответ:
Да, Владимир Ильич Ленин не останавливался перед красным террором и применял самые суровые меры подавления врагов, однако делал это только в исключительных случаях. Ленин неоднократно утверждал, что террор был нам навязан терроризмом АНТАНТы. Как только мы одержали решительную победу, мы отказались от применения смертной казни. Как только задача подавления эксплуататоров, помещиков и капиталистов была решена, мы отказались от всех исключительных мер. В противоположность этому Сталин осуществлял методы административного насилия, репрессий и террора. Массовые аресты, высылки многих тысяч людей, расстрелы без суда и следствия создавали в стране обстановку страха, и даже ужаса. Чрезвычайные меры следовало применять лишь против тех, кто в действительности совершит преступление против советской власти. Сталин в отличие от Ленина проявлял полную нетерпимость к коллективности в руководстве. И в работе допускал грубое насилие над всем, что не только противоречило ему, но что казалось ему, при его капризности и деспотичности, противоречащим его установкам. Сталин настолько возвысил себя, что перестал считаться с Центральным комитетом, и с партией. Он думал, что всё может решать один, что все остальные – это статисты. Им оставалось лишь слушать и восхвалять его. Его культ личности дошёл до такой степени, что даже цари, не создавали премий, которые они называли своими именами. А апофеозом превозношения Сталина стал текст Государственного Гимна СССР, одобренный им самим: «Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил». В то- же время мы не можем отрицать и то положительное, что было сделано за эти годы. Партия провела большую работу против троцкистов, правых, буржуазных националистов, идейно разгромила всех врагов ленинизма. Эта идейная борьба была проведена успешно, в ходе её партия ещё более окрепла и закалилась. И здесь Сталин сыграл свою положительную роль. Представим себе на минуту, чтобы получилось, если бы в партии победила политическая линия правого уклона, ставка на кулака, ставка на «ситцевую индустриализацию» и тому подобное. У нас тогда бы не было мощной тяжёлой индустрии, не было бы колхозов, мы оказались бы безоружными и бессильными перед капиталистическим окружением. Благодаря этой борьбе Сталина, партия смогла организовать трудящиеся массы на проведение ленинского курса построения социализма. К сожалению, не только за рубежом, но и даже у нас в стране не все правильно поняли и понимают существо партийной критики культа личности Сталина. Особенно в среде интеллигенции. Они пытаются истолковать эту критику как огульное отрицание положительной роли Сталина в жизни нашей партии и страны, и встали на ложный путь предвзятого выискивания только теневых сторон и ошибок в его деятельности, игнорируя всемирно-исторический успех страны в строительстве социализма, в победе нашего народа в Великой Отечественной Войне. Я всегда говорил, что Сталин займёт должное место в истории Советского Союза. У него были большие недостатки, но Сталин был преданным марксистом-ленинцем, преданным и стойким революционером. Сталин допустил много ошибок в последний период своей деятельности, но он и сделал много полезного для нашей страны и международного рабочего движения. Положительные стороны мы поддерживаем и высоко ценим, а отрицательные критикуем. Сталина нельзя вычеркнуть из истории нашего государства. Что касается якобы культа личности Ленина, то никакого культа Ленина у нас не было, и нет. Это знаете, как в анекдоте. Идёт по деревне мулла, его спрашивают, откуда идёт. А он в шутку ответил, мол, иду с другого конца деревни, а там плов дают бесплатно. Ну, люди услышали это, побежали туда – и снова встретились с муллой, который спросил: «Куда вы бежите?» Ему сказали: бежим туда, где плов бесплатно дают.  В конце концов, мулла тоже повернулся, подобрал свой халат и побежал вместе с толпой. Так примерно ведут себя те, кто верит в культ личности Ленина в нашей стране. Как этот мулла.  Сами выдумывают, и сами потом в это верят.
Вопрос:
Господин Хрущёв, расскажите о новой программе партии?
Ответ:
Как известно нами принята новая программа партии. Одно из центральных мест в этой программе занимает вопрос о мирном сосуществовании, дружеских отношений и сотрудничестве со всеми государствами и народами. В ней отражена новая стратегия, выработанная странами социализма в их взаимоотношениях с Западом – ориентация на длительное мирное экономическое соревнование, в ходе которой выявятся все преимущества социализма. Необходимость принятия новой программы партии была вызвана также нашим стремлением достичь такого экономического развития в ближайшие двадцать лет, которое позволит нам догнать и перегнать США. Более того, к 80-годам этого века в Советском Союзе будет построен коммунизм. Поэтому могу с полным убеждением объявить о том, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме.
Вопрос:
Чем была вызвана ваша острая критика некоторых молодых художников, писателей, поэтов и других деятелей культуры, с которой вы выступили в последнее время.
Ответ:
Видимо вы имеете в виду мои высказывания на Выставке молодых художников в Манеже и в Доме приёмов на Ленинских горах, а также в Кремле, где мы собирали деятелей культуры. Некоторые наши художники на этой выставке выставили такие произведения, которые у нормального человека не могут не вызвать отрицательного отношения. Их искусство с позволения сказать, похоже вот на что, вот если бы человек забрался в уборную, залез бы внутрь стульчака и оттуда из стульчака, взирал бы на то, что над ним, ежели на стульчак кто-то сядет. На эту часть тела смотрят изнутри, из стульчака. Вот что такое их искусство. Вот их положение, они в стульчаке сидят.
Я им тогда прямо так и сказал, вы что мужики или педерасты проклятые. Как вы можете писать такие картины. Засранцы. На кого работаете? Чей хлеб едите? Для кого всё это показали, мазилы, педерасты.
И что вы думали, тут некоторые известные деятели культуры письмо написали, просят за этих художников и пишут: пусть работают и те и другие,  пусть-де, мол, в изобразительном нашем искусстве будет мирное существование. А это уже грубая политическая ошибка. Мирное сосуществование возможно, но не в вопросах идеологии. Это исключено.
Вопрос:
Какие цели вы преследовали во-время так называемого «Карибского кризиса»?
Ответ:
Ответственность за этот кризис полностью лежит на США, которые разместили в Турции и Италии свои ракеты и самолёты с атомными бомбами. В ответ нами, были размещены ракеты с атомными боевыми частями на Кубе. Мы стремились начать переговоры с США в более или менее равных условиях. Вот для чего это было сделано. Только тогда можно было добиться гарантий ненападения на Кубу, перед которой СССР имеет союзнические обязательства. Мы также стремились добиться признания ГДР, а также послевоенного статуса в Европе. И тогда можно было начать эффективные переговоры по ограничению, а потом и ликвидации гонки ракетно-ядерного оружия. То есть приступить к подлинной разрядке между Востоком и Западом, на принципах мирного сосуществования. В результате переговоров нам удалось добиться гарантий ненападения на Кубу, а также согласия на демонтаж и ликвидацию американской базы в Турции. Но что возможно ещё важнее удалось добиться огромного психологического перелома в сознании американского руководства. Они поняли, что выиграть в ядерной войне невозможно. Президент США Кеннеди тогда сказал, что «у нас достаточно ракет, чтобы тридцать раз уничтожить СССР». Я ему ответил: у нас хватит только для одного раза, но нам и этого будет достаточно.
Вопрос:
Почему Советский Союз, имеющий огромную территорию, продолжает закупать зерно за границей. А раньше, во-времена царской России,  всегда продавала пшеницу за границу. Не с этим ли связано ваше требование везде выращивать кукурузу.
Ответ:
Что можно сказать по вашему вопросу. Раньше в царской России, да и в советское время, во-времена Сталина, Молотова, при меньших валовых сборах зерна, мы продавали хлеб, а теперь вынуждены покупать. Если действовать такими методами, как при Сталине, Молотове, то и сейчас можно продавать хлеб за границу. Но этот метод был такой, что люди в некоторых районах пухли с голоду и даже умирали.  Нам нужно увеличить производство зерна. А для этого нужно перейти к интенсивному сельскохозяйственному производству. Вообще к развитию сельского хозяйства нужно подходить вдумчиво. Почему я ратую за кукурузу? Потому что кукуруза очень полезная вещь – она даёт зерно, силос, это очень выгодная культура. Я вот еду в автомобиле по сельскому району и вижу, что сидит старушка и пасёт своих двух коз. Периодически она кормит их хлебом. Что это значит? Что в данном районе власть не следит за своими колхозниками. Если мы так будем разбазаривать хлеб, то нам никаких урожаев не хватит. Тем более, что сейчас мы вынуждены покупать зерно за границей, тратя на это заработанную нами валюту.
Необходимо увеличить посевы кукурузы. Кукуруза – это танк в руках бойцов, который даёт возможность преодолевать барьеры, преодолевать преграды на пути к возданию изобилия продуктов. Но если вы не знаете эту культуру, не умеете выращивать, то сначала научитесь с ней работать. Но нельзя выращивать кукурузу везде, где только вам захочется, а только там, где есть для этого необходимые условия.


 


Рецензии